При осуществлении продажи между взаимосвязанными лицами стоимость сделки должна быть принята таможенными органами, а товары оценены, если декларант путем сравнения докажет, что в соответствующий период времени такая стоимость близка:
1) либо к стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на экспорт в Российскую Федерацию покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;
2) либо к таможенной стоимости идентичных или однородных товаров по методу вычитания. В качестве основы для определения таможенной стоимости товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых, идентичных или однородных товаров продается лицам, которые не являются взаимосвязанными с лицами, осуществляющими продажу на территории Российской Федерации, в тот же период времени, в который осуществляется ввоз оцениваемых (статья 22 Закона РФ № 5003-1);
3) либо к таможенной стоимости идентичных или однородных товаров по методу сложения. При определении таможенной стоимости товаров в качестве основы принимается расчетная стоимость товаров. Расчетная стоимость товаров определяется путем сложения:
– расходов по изготовлению, приобретению материалов и расходов на производство;
– суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, равноценны той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза в Российскую Федерацию;
– расходов по транспортировке товаров, а также на страхование в связи с международной перевозкой товаров (статья 23 Закона РФ № 5003-1).
Хотелось бы заострить ваше внимание на том, что таможенные органы не вправе требовать от иностранных лиц без их согласия представления документов для подтверждения расчетной стоимости. Проверка документов и сведений, представленных производителем или от его имени, может производиться таможенными органами Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права (пункт 5 статьи 23 Закона РФ № 5003-1).
Если таможенному органу удалось установить взаимосвязь сторон внешнеторгового договора и выявить влияние этой взаимосвязи на цену сделки, он сообщает об этом декларанту и предоставляет ему возможность доказать обратное и документально подтвердить заявленную стоимость. При этом необходимость специальной проверки на предмет взаимозависимости сторон договора не служит основанием для задержки груза. Груз отправляется в обычном порядке, впоследствии по данным проводимой проверки таможенная стоимость может быть пересчитана, а недополученные суммы таможенных пошлин, иных налогов и сборов взысканы в установленном порядке.
Применение трансфертного ценообразования, сделки с участием офшорных фирм
Трансфертное ценообразование является одним из наиболее распространенных финансовых инструментов, применяемых для распределения и перераспределения финансовых потоков между участниками группы, позволяет оптимизировать уровень налогообложения, распределять рынки сбыта и сферы влияния между различными зарубежными участниками группы, завоевывать позиции на новых рынках.
О применении трансфертного ценообразования, а также о сделках с участием офшорных фирм читайте в нашей статье.
В законодательстве и научной литературе нет единого понимания трансфертного ценообразования. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) термины «трансфертное ценообразование», «трансфертная цена» не упоминаются, хотя в нем содержатся отдельные нормы, направленные на корректировку трансфертных цен.
В специальной литературе трансфертная цена определяется по-разному, например, как «цена, используемая крупными компаниями, корпорациями, в частности транснациональными, в сделках, совершаемых между своими филиалами, подразделениями или дочерними обществами». Трансфертная цена в широком смысле трактуется и как «необычная», «подозрительная» цена, подлежащая налоговому контролю, в отношении которой есть основания полагать, что ее величина установлена сторонами сделки не для достижения коммерческой цели, а исключительно для снижения налоговой нагрузки. Трансфертная цена в узком смысле рассматривается также как цена, используемая внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами.
Российское налоговое законодательство содержит по сути одну статью, непосредственно посвященную контролю за трансфертными ценами (статья 40 НК РФ). Также к данному направлению налогового контроля применяется статья 20 НК РФ, которая определяет критерии взаимозависимости налогоплательщиков.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 40 НК РФ налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Если в результате проведенного контроля будет установлено, что применяемые цены отклоняются от рыночных цен по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) более чем на 20 %, то налоговый орган вправе доначислить налоги и пени, как если бы результаты сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Таким образом, только по четырем основаниям налоговые органы вправе осуществлять контроль в сфере трансфертного ценообразования.
С помощью трансфертных цен регулируются внутрихозяйственные связи между центрами ответственности. Центрами ответственности при этом могут выступать как структурные подразделения продавца, в том числе филиалы и подразделения, не выделенные на отдельный бухгалтерский баланс, но имеющие лицевые счета в управленческом учете, так и дочерние, зависимые организации в форме самостоятельных юридических лиц, а также связанные с головной организацией индивидуальные предприниматели, хотя чисто юридически эта связь может быть и не доказана. Географически месторасположение центров ответственности никак не ограничивается, тем самым, налоговая нагрузка на каждый центр ответственности, выделенного в самостоятельное юридическое лицо или представленное индивидуальным предпринимателем, может отличаться и определяется в соответствии с действующим законодательством по месту расположения данного центра.
В настоящее время применение трансфертных цен продавцами достаточно распространено, особенно при наличии разветвленной мелкооптовой или розничной торговой сети.
Товарное обеспечение сети осуществляется централизованно головной организацией, что позволяет ей получать дополнительные доходы за счет больших объемов покупок товара у первичного продавца (производителя). Как правило, трансфертные цены построены на основе затратных методов ценообразования и скорректированы в рамках дифференцированной стратегии ценообразования. Реже головная организация использует при формировании механизма трансфертного ценообразования рыночные методы ценообразования, используя стратегию конкурентного ценообразования. Организациям сети для обеспечения коммерческого успеха при таком механизме трансфертного ценообразования предоставляется система скидок.
Трансфертные цены находятся у налоговых органов в зоне пристального внимания и контроля в силу статьи 40 НК РФ, так как по определению являются применяемыми ценами в сделках между взаимозависимыми лицами.
В целом недостатками трансфертного регулирования в Российской Федерации являются:
– отсутствие четкого определения трансфертного ценообразования в законодательстве;
– отсутствие методов трансфертного ценообразования;
– неопределение конкретных документов, которые могут подтверждать правомерность ценообразования.
При использовании трансфертного ценообразования организация должна с особым вниманием отнестись к оформлению внутренних документов, начиная от маркетинговой политики, заканчивая постоянным внутренним контролем за соответствием применяемых цен рыночным. Организация должна быть готова не только к самим налоговым проверкам в любой момент времени, но и к судебным разбирательствам.
Сделки с участием оффшорных фирм.Компании любой ценой стремятся снизить свои налоговые обязательства, что на практике вызывает много вопросов. А именно: как сделать это законным способом? Одним из таких способов оптимизации налогообложения является «офшорный» метод налогового планирования.
Офшор (от английского offshore – «вне берега») – один из самых известных и эффективных методов налогового планирования. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам.
Причинами, по которым предприниматели используют офшорные компании для ведения бизнеса, являются:
1. Заинтересованность в сокрытии информации о фактических собственниках бизнеса в стране его ведения. В данном случае наиболее выгодным будет регистрация компании в стране – классическом офшоре, где информация не подлежит раскрытию. Налогообложение в таких странах отсутствует. Организация оплачивает государству лишь ежегодный фиксированный сбор вне зависимости от результатов своей деятельности.
Наиболее популярными классическими офшорами являются острова Гернси и Джерси, Барбадос, Гренада, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Невис и другие. Как правило, офшорные компании освобождены от предоставления бухгалтерских отчетов в какие-либо государственные органы, поэтому формы ведения бухгалтерии могут быть абсолютно произвольными. Исключение составляют лишь несколько стран, требующих от офшорных компаний предоставления ежегодного аудиторского отчета.
2. Возможность получения налоговых выгод в соответствии с Соглашениями об избежании двойного налогообложения между государствами. Сутью подобных соглашений является исключение двойного налогообложения сделок между компаниями различных стран при осуществлении импорта и экспорта. Налогообложение доходов от таких сделок осуществляется в соответствии с законодательством той страны, где ставка налога ниже.
В настоящее время Приказом Минфина Российской Федерации от 13 ноября 2007 года № 108н утвержден Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).
Офшорные зоны – небольшие государства или территории, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте.
Другим важным преимуществом, которое дает Соглашение об избежании двойного налогообложения, является отсутствие таможенного НДС.
Рассмотрим несколько примеров однотипных сделок с применением офшора и без него.
Пример.
Вариант без использования офшора.
Российская компания «А» экспортирует товар, себестоимость или закупочная цена которого равна 200 долларов США за единицу продукции, иностранной компании «B» по цене 220 долларов США за единицу продукции. Прибыль, которую получает при этом компания «A», составляет 20 долларов США за единицу продукции, следовательно, налог на прибыль в Российской Федерации (без учета накладных расходов) будет равен 4 долларам США (20 долларов США x 20 %).
Вариант с использованием офшора.
Российская компания «A» создает офшорную компанию «C» и заключает с ней экспортный контракт, но уже по цене 202 долл. США за единицу продукции. Прибыль снижается до 2 долларов США за единицу продукции, а налог на прибыль – до 0,20 доллара США. В свою очередь компания «C» продает товар фирме «В» уже за 220 долларов США за единицу продукции. Таким образом, основная часть прибыли оседает на счетах офшорной компании и российская компания «A» не платит с нее никаких налогов.
С помощью офшора можно уменьшить и таможенные пошлины. В этом случае в цепь поставщиков включается вторая офшорная компания. Она должна быть зарегистрирована в той стране, с которой у Российской Федерации есть соглашение об избежании двойного налогообложения. Согласно статье 7 НК РФ если в российском налоговом законодательстве прописаны одни правила, а в международном договоре – другие, то применяются положения международного права. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения предусматривают, что иностранные компании освобождаются от уплаты налога на прибыль. Такая норма закреплена, например, в подпункте «b» пункта 3 статьи 2 Конвенции от 15 февраля 1994 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества» и во многих других соглашениях с юрисдикциями, где используются правила льготного налогообложения. Рассмотрим все это на примере.
Пример.
Вариант без использования офшора.
Российская компания «A» закупает за рубежом товар по цене 100 долларов США за единицу продукции. При ввозе она уплачивает таможенную пошлину, равную 20 долларам США (20 %) на единицу продукции. Затем эта компания реализует товар по цене 200 долларов США за единицу продукции, уплачивая налог на прибыль в размере 16 долларов США, то есть 20 % от суммы прибыли, составляющей 80 долларов США за единицу продукции (без учета накладных расходов).
Вариант с использованием офшора.
Российская компания «A» заключает договора с офшорными компаниями «C» и «D». Компания «C» закупает товар по цене 100 долларов США за единицу продукции и отправляет его российскому предприятию по цене 10 долларов США за единицу продукции. При ввозе российская компания платит мизерную таможенную пошлину, которая равна 2 долларам США (20 %) за единицу продукции. Затем этот товар компания «A» продает компании «D», которая имеет рублевый счет в Российской Федерации, разумеется, с минимальной наценкой в 2 доллара США, то есть по 14 долларов США за единицу продукции. А это значит, что налог на прибыль здесь равен всего 0,4 доллара США с единицы проданной продукции. В свою очередь компания «D» продает товар конечным покупателям по цене 200 долларов США за единицу продукции. В соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения в данном случае налог на прибыль платить не нужно.
При этом компания «A» – фактически существующая компания, со своими складами, инфраструктурой и клиентами, а офшорные компании «C» и «D» участвуют в сделках только на бумаге (их названия указываются в договорах и так далее).
Таким образом, применяя офшорную схему, можно уменьшить таможенные платежи и налог на прибыль. Итак, первая офшорная компания нужна для того, чтобы уменьшить таможенные платежи, а вторая позволяет не платить налог на прибыль.
Существует огромное количество разновидностей этой схемы. Одна из них заключается в следующем: российское предприятие является комиссионером, а офшорная компания – комитентом. Именно по его поручению и на его средства проводятся сделки, причем в этом случае деятельность российской стороны практически безвозмездна. Обязательное условие – наличие между Российской Федерацией и страной, где находится офшорная зона, договора об избежании двойного налогообложения.
При проверке налоговые органы будут стараться установить, какая сумма за продукцию в действительности была перечислена. Сделать это будет проблематично, так же как и определить реальную стоимость этой продукции, поскольку сведения о деятельности предприятий, по законодательству многих государств, имеющих офшорные зоны, не могут предоставляться по запросам третьих лиц, в том числе налоговых органов, а часто даже по запросам Интерпола.
Следует отметить, что описанные выше примеры являются достаточно упрощенными описаниями практических схем, используемых для минимизации налогового бремени компаний, работающих с офшорами.
Внешнеторговые сделки
Понятие и заключение внешнеэкономической сделки
Понятие «внешнеэкономическая сделка» достаточно прочно вошло в правовой лексикон и встречается в законодательных актах Российской Федерации, учебной литературе, специальных статьях. Применение этого термина связано с широким развитием международных экономических отношений между государствами. Что понимается под внешнеэкономической сделкой, и что необходимо для ее заключения поговорим в данной статье.
Внешнеэкономическая деятельность в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» – это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).
Внешнеэкономическими являются сделки, в которых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, а их содержанием являются операции по экспорту, импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также товарообмену (бартеру).
В зависимости от того, воля скольких лиц выражалась при их совершении, сделки, согласно статье 154 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), бывают трех видов: односторонними, двусторонними, а также многосторонними.
Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами. Например, при наследовании по завещанию. Завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (пункт 1 статьи 1137 ГК РФ).
Основная масса сделок – двусторонние, то есть договоры, которые во внешнеэкономических отношениях заключаются между двумя контрагентами. Многосторонние сделки совершаются реже, так как заключаются между тремя или более контрагентами.
Как правило, большинство внешнеэкономических сделок являются внешнеторговыми сделками.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон № 164-ФЗ) внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Участниками внешнеторговой деятельности, согласно пункту 27 статьи 2 Закона № 164-ФЗ, являются российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.
Российским лицом признается (пункт 23 статьи 2 Закона № 164-ФЗ):
– юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации, либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иностранным лицом признается физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами (пункт 11 статьи 2 Закона № 164-ФЗ).
Таким образом, к внешнеторговым сделкам относятся договоры купли-продажи товаров, а также договоры подряда, комиссии и ряд других договоров, заключаемых между организациями и фирмами различных государств.
Начальным этапом заключения контракта являются предварительные переговоры, которые иногда называются трактацией сделки. Переговоры ведутся почтовой или телеграфной перепиской, по телефону или во время личных встреч представителей обеих сторон. Адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение, признается офертой (пункт 1 статьи 435 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством составления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной.
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным (пункт 1 статьи 438 ГК РФ).
Оферта должна содержать всю необходимую информацию относительно существенных условий договора, например:
– реквизиты продавца;
– предлагаемый объем поставки;
– сроки и условия поставки;
– цена в зависимости от объема приобретаемой партии;
– скидки и бонусы;
– порядок оплаты.
В Постановлении ФАС Московского округа от 4 апреля 2011 года №КА-А40/2332-11-П по делу №А40-140560/09-114-1092 суд отметил, что заключение договора путем направления оферты и получение соответствующего акцепта, то есть без составления единого документа возможно, что предусмотрено статьями 432, 435 и 438 ГК РФ.
Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту (статья 444 ГК РФ).
В соответствии со статьей 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Заключая внешнеторговые сделки, согласно статье 1210 ГК РФ стороны договора могут выбрать по соглашению между собой право, применимое к их правам и обязанностям по этому договору. Выбранное сторонами право применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество без ущерба для прав третьих лиц.
Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела. К такому же выводу пришел суд в Постановлении ФАС Уральского округа от 24 марта 2010 года №Ф09-995/10-С4 по делу №А34-5773/2009.
Выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц, с момента заключения договора.
При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору, согласно статье 1211 ГК РФ, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. А именно: страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее для содержания договора решающее значение.
Согласно пункту 3 статьи 1211 ГК ГФ стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, сторона, являющаяся, в частности:
1) продавцом – в договоре купли-продажи;
2) дарителем – в договоре дарения;
3) арендодателем – в договоре аренды;
4) ссудодателем – в договоре безвозмездного пользования;
5) подрядчиком – в договоре подряда;
6) перевозчиком – в договоре перевозки;
7) экспедитором – в договоре транспортной экспедиции;
8) займодавцем (кредитором) – в договоре займа (кредитном договоре);
9) финансовым агентом – в договоре финансирования под уступку денежного требования;
10) банком – в договоре банковского вклада (депозита) и договоре банковского счета;
11) хранителем – в договоре хранения;
12) страховщиком – в договоре страхования;
13) поверенным – в договоре поручения;
14) комиссионером – в договоре комиссии;
15) агентом – в агентском договоре;
16) правообладателем – в договоре коммерческой концессии;
17) залогодателем – в договоре о залоге;
18) поручителем – в договоре поручительства;
19) лицензиаром – в лицензионном договоре.
Внешнеторговые сделки должны совершаться российскими предпринимателями в письменной форме. Несоблюдение простой письменной формы таких сделок влечет за собой их недействительность (пункт 3 статьи 162 ГК РФ).
Федеральный Арбитражный суд Северо-западного округа в Постановлении от 17 июня 2010 года по делу №А56-17111/2009 указал, что в соответствии со статьями 11, 12 и 96 Венской конвенции с учетом оговорки, сделанной Российской Федерацией при ее подписании, договор купли-продажи при условии участия в нем коммерческого предприятия, расположенного на территории Российской Федерации, должен быть заключен только в письменной форме.