Так что состав участников на ресепшине организаторов лучше заполучить и в любом случае стать «своим среди чужих»[9].
✓ Как перебороть нежелательную реакцию аудитории?
За ответом нам не придется далеко ходить, если ударим вопросом на вопрос: «Какой мне нужен результат от выступления?». Например, по окончании презентации, вы хотите продать свою книгу. В начале обозначьте конкретную цифру конверсии (например, по опыту 3–5 % от пришедших в зал). Затем отыщите единомышленников – увлеките, заинтригуйте их книгой (хотя тема выступления может быть иной). Это поможет отвлечься от того, как вы будете выглядеть и какова будет реакция ваших слушателей. Обратите внимание, «поиск единомышленников» может стать Вашим ориентиром и защитником от «упаднических настроений» при любом уровне подготовленности аудитории. Единомышленники среди аудитории найдутся и сориентируют вас на вектор подачи материала и уровень сложности языка общения.
Если аудитория в недоумении – разоружите секретом: «Энергией я с вами поделился – и… (далее – маленькое лукавство) это главное.
Два тезиса из интервью Самвела Аветисяна моему журналу «Event-маркетинг»:
1) Когда потребности удовлетворены, необходимо создавать новые.
2) Кардинально изменилась маркетинговая парадигма: не удовлетворять, а возбуждать!»
✓ Как конвертировать cебя в нужный статус?
Выше мы уже обращали внимание, как важно найти доверие аудитории к некоторым статусам, когда в обществе дефицит благожелательности и толерантности. Нажимайте на авторитет, который аудитория проглотит. Но не вскользь, а отчетливо с паузой и прямым взглядом в глаза слушателя. Ваш статус должен быть авторитетен для тех, кто в данный момент перед вами. Например, предприниматели и чиновники скептично слушают ученых, менеджеры малого бизнеса – преподавателей, руководители компаний – менеджеров среднего звена и т. д.
Однажды я выступал перед аудиторией с мастер-классом «Методы креатива в бизнесе». Мои оригинальные стартовые слайды о первых неудачах проектных начинаний пришлись на начало встречи, куда статусные персоны компании еще не успели попасть. Зачин вызвал интерес и как будто удался, но… Но презентатор в моем затейливом лице не учел одного, что решение примут первые лица компании, и они будут исходить из той информации, которую получат с момента своего прихода, что и произошло. Пропустив одну треть выступления они подошли к самой сложной для восприятия части – формулированию концепции и стратегии. Я получил от них скепсиса, как говорят, «вагон и маленькую тележку». Весь пафос их недоверия сводился к тому, что я придумал что-то несерьезное и потому никак неприменимое на практике, да и сам я (по их словам) не практик. Все содержание опыта, изложенное на старте, улетело в трубу. Примечательный момент! Примеры в конце презентации вызвали недоумение, т. е. стали работать против меня. Несомненно, сыграла роль проблема несовпадения статусов. Она могла быть решена на ранней стадии знакомства за счет создания другой атмосферы: дружественной встречи, обмена опытом, но никак не атмосферы «экзамена», как получилось по факту. Атмосфера сгладила бы такое недоверие к статусу.
В вышеприведенном случае для своих заказчиков я оказался в роли выскочки, выдумщика, теоретика-изобретателя и т. п., да еще из другой сферы бизнеса, им бы хотелось, чтобы на моем месте оказался такой же как они предприниматель, практически, их конкурент. Но стал бы конкурент раскрывать им свои инновации? Они не подумали.
Есть небольшой кейс о понимании запроса своего клиента из «шкатулки опыта» моих коллег-менеджеров по продажам.
Место действия – один из московских автосалонов холдинга. Менеджер проводит импровизированную экскурсию по автосалону, демонстрируя представленные модели автомобилей перед супружеской парой средних лет. Вот они застыли от «обаяния» дорогой представительской машины. И дама обратилась к нему со стандартной в подобной ситуации просьбой: «Расскажите нам, пожалуйста, про эту модель». …Минут через десять он обращает внимание на тот факт, что дама уже проявляет явное нетерпение и пытается что-то сказать. Он учтиво спрашивает: «Может быть, вы хотите что-то уточнить?» И пропускает нокаутирующий удар. Дама, торопливо: «Все это очень интересно, но нам надо подумать» На этом экскурсия прервалась…
Была ли ошибка менеджера? Если да, то скорее всего в том, что он не выяснил, для кого проводить презентацию и в какой роли для клиента он может оказаться. Например, покупка авто для мужа-подкаблучника, ретивого карьериста. Мнение жены решающее – она спит и видит его в желанной должности к которой он стремится, машина станет атрибутом имиджа, а менеджер – консультантом-доверенным лицом при покупке, подтвердившем безукоризненный статус автомобиля. В нашем случае менеджер перегрузил память клиентов сложной технической информацией, которая, к слову сказать, ими и не запрашивалась. Вызвал лишь беспокойство. За что и поплатился.
7. Рекогносцировка cреды выступления на 360 градусов
Изучение этого фактора даст ответ на вопрос: «Как сделать атмосферу комфортной?» Изучайте обстановку, она может быть деловая, праздничная, напряженная, индифферентная, расслабляющая и еще какая угодно. Профессионал работает в любой – если он превращает ее в среду комфорта.
Мало кто верит, что среду не только возможно, а нужно подготовить. Да! Нам нужна «органичная среда» (среда комфорта), чтобы мы «плавали, как рыба в воде», клиент не ощущал никаких неудобств, находясь под воздействием атмосферы. Именно в такой ситуации мы безболезненно впишемся в т. н. «профайл» ценностей, интересов или запросов аудитории.
Игорь Намаконов (управляющий партнер креативного digital-агентства MOST Creative Club) говорит на эту тему: “Когда мы говорим о людях, нам не важно, сидят они в социальной сети или приходят на мероприятия. Мы имеем в виду одну и ту же искушенную аудиторию, которая привыкла к определенной степени взаимодействия с той средой, в которой существуют. В Facebook, к примеру, у такого человека полная свобода – передвижения, лайка, взаимодействия, пересылки материалов. Логично предположить, что на ивенте он тоже не должен утыкаться в технологии предыдущего века. Как сделать так, чтобы ивент соответствовал современному человеку, а не оказался приветом из прошлого?» [10]
На атмосферу решающе повлияет тип помещения. Постараемся букировать зал для встречи: ослепительный ампир или утрированную на спецоборудовании business room.
Кардинально линию Маннгейма рекомендуется проводить между «Мертвой» и «Живой» комнатами.
Таблица 7. Сравнительный анализ помещений для презентаций.
Теперь становится понятно, какие нас ждут эмоции в концепциях «склеп» и «сад» – тут, как говорится, «к бабке не ходи». Поэтому, потребуем от организаторов «сейшенов» «Оживить!» комнату презентаций насколько это возможно. Она должна «впахивать» вместе с нами, иначе она станет нашим врагом при создании конкурентных преимуществ.
Где тебя смотрят, слушают с тем ты и ассоциируешься. Скопа свой просторный дом строит на высоких деревьях и имеет светлую окраску, чтобы сливаться с небом.
Упражнение "Самопрезентация event-person"
Проблема: мы не знаем себя и не фиксируем события происходящие с нами – мы пролетаем, «Как фанера над Парижем».
Проверим?
Цель: тренировка экспромта, реакции, включение адаптивных механизмов встраивания личности в эмоциональный процесс, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.
1) Тренер по очереди называет каждому из участников 1 чувство, которое тот должен незамедлительно вспомнить и рассказать о значимых для него событиях из своей жизни связанных с этим чувством (время – 30 сек):
✓ Удивление
✓ Интерес
✓ Радость
✓ Разочарование
✓ Грусть
✓ Обида
✓ Восхищение
✓ Гордость
2) Участник должен незамедлительно вспомнить и рассказать о случае или событии из своей жизни связанных с этим чувством, задавая себе вопросы (время – 30 сек)
3) Ответивший участник получает новое чувство и передает его в том же ключе.
8. «Кулинарный рецепт» сочного контента вашего выступления
Контент – это Король!
Билл ГейтсМы часто выступаем перед публикой. Нам не нужен SWOT-анализ – мы знаем свои слабые и сильные стороны. Но мастеру всегда интересны новые кулинарные рецепты, чтобы включать доселе незатронутые ресурсы вдохновения, которые своими потоками принесут ему удовлетворение и облегчение от проделанной работы.
Итак, «Кулинарный рецепт» сочного контента!
В этот раз нам достались три ингредиента: «тесто», «крем» и «изюм».
«ТЕСТО»
Чем лучше замес – тем надежнее основа вашего детища, с которой вас ни за что не снесут!
– У! – скажут вам, – Какое мягкое, пышное тесто!
Итак,
1) В поисках темы с потенциалом сфокусируйте внимание на трендах, которые сегодня на слуху. Их легко обнаружить в лидерах среди хештегов Твиттера, в Программе последней крупной конференции на сайте организатора, или, в конце концов на wordstat.yandex.ru. Вы увидите мириады актуальных конкурентоспособных тем – но не смущайтесь, воруйте тему, и чтобы окончательно отмахнуться от конкурентов (просто как от комаров) – добавьте в нее своих специй.
2) Выделите самую пробивную, а может, в чем-то дерзкую, мейнстрим-идею вашей речи, чтобы идея, как тень отца Гамлета, нависала над залом.
3) Как лучше скомбинировать контент? Разделите идею на несколько совместимых компонентов, чтобы пазл легко складывался в уме каждого. Скажем, «я рассказал о корнях, но еще есть ствол, ветви и листья. Причем листья, дорогие друзья, вы обнаружите сами и мы поделимся в конце своими догадками». С удовольствием напомню: в своей книжке «Свой среди чужих: переговоры изнутри» я рассказываю, как комбинировать контент с контекстом встречи.
4) Определите в каждой части ключевые слова, т. н. драйверы смысла, которые стимулируют аудиторию разобраться в теме. Сatch phrase – это завершающие ключевые фразы. Возможно, они станут хештегами для продолжения нашего парада рецептов для контента в соцсетях.
5) Тщательно продумайте, как запечете финал. Это торт, ватрушка, пирожное, круассан? Подсказка(!) Метафору финала вы определите по словам, оправдывающим ваше появление (открытия, результаты, методы, выводы, оценки, призывы).
«КРЕМ»
Эстетика нужна, причем не только для визуалов!
1) Подкрасьте броскими примерами «из жизни», мифологии, истории, которые «оживят» ваше выступление. Типа, «Как выжил Прометей?»
2) Разверните инфографику (схемы, диаграммы, фотографии, гистограммы, иллюстрации, графики, таблицы), чтобы глаза радовались этим комбинациям знаков, но и архетип «мыслитель» был удовлетворен траекториями сделанного и намечаемого.
3) Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с «цепляющим» вопросом из миниконкурса или эксперимента – это поможет присутствующим взбориться и сконцентрировать свое внимание на теме, что значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
«ИЗЮМ»
Наконец, сыпните изюма, чтобы появилась изюминка (простите за каламбур)! Но только равномерно, по всем аспектам темы. А в скобках вы можете увидеть к чему вы клоните таким подходом.
1) Коллеги обсуждают «Как повысить эффективность?», а вы – «Как повысить эффективность за … дней»(стратегия).
2) Коллеги: «Как заработать на статусе», а вы – «5 способов как заработать на статусе»(система).
3) У них – «Оценка рисков», у вас – «Экспресс-оценка рисков»(оптимальность).
4) У них – «Как взять интервью?» у вас – «Секреты горячего интервью»(интрига).
5) У них – «Небьющаяся посуда», у вас – «Небьющаяся посуда для кемпингов»(ниша).
Итак, контент – это не только один король, но скорее, король со свитой! Вы можете не согласиться, ведь я не согласился с Биллом Гейтсом. Поэтому приглашаю коллекционировать «рецепты» нашего успеха в интерактивных коммуникациях.
9. "3 кита" создания истории
История получается такая. Плавают вместе три кита, да не просто вместе, а друг за другом. Друзья, я знаю, как их зовут. Знакомьтесь! «Зачин», «Доказательство» и «Слоган».
«Зачин» – это хороший задел, заход, начало. Роль психологии здесь зашкаливает. Привлечение внимания, приветствие, пауза, интрига, резкий подъем в гору эмоций, разрыв шаблона, крутое метасообщение, паравербалика… Сколько всего в помощь!
«Доказательство» – это линия аргументации.
«Слоган» – призыв и мотиватор в одном лице.
С ними я вхожу в разные гавани аудиторий, где на моем выступлении они как всегда порезвятся друг за другом, как они любят, иногда чуть изменяя последовательность.
Вот как это выглядит!
1. Строим элементы выступления «Зачин», «Доказательство» и «Слоган» в определенном порядке.
2. Определяем их эффекты: зацепка, убеждение и мотив.
3. Схема «3 кита» готова! Выбираем, каким контентом их накормим в этот раз.
Теперь познакомимся с ними поближе.
1 кит. Зачин
(6 вариантов)
✓ – "Зачин-интрига". Вызов эффекта ожидания. Примеры: "Сегодня выступить должен был совсем другой человек и вы его хорошо знаете", "Женщины, во время моего выступления закройте уши!"
✓ – Зачин-парадокс, Требует разгадки. С помощью оксюморона два противоречивых суждения работают на аудиторию вместе. Например: «Коллеги! Свою тему я бы назвал «Жгучий снег»». В телесериал "Метод Крекера" выступающий сначала разбрасывает книги потом объясняет.
✓ – "Зачин-вопрос". Аудитории предлагается раскинуть мозгами. Например: "Хотите знать, как улучшить продуктивность мозга в 2 раза за 2 дня?" Или "Почему пчелы не болеют?"
✓ – "Зачин – решение проблемы". В начале объявление о решении, затем описывается проблема. Например: "Я написал 20 книг. И только потому что боролся с проблемой недооценки моих методик".
✓ – "Зачин-идиома". Это устойчивое выражение: пословица, строчка из песни или кинофильма, крылатая фраза. Пример: «"Быть или не быть" – так я размышлял сегодня утром».
✓ – "Зачин-перефразировка". В таком зачине используется переделанная идиома. Аудитория ценит иронию. Например: "Посуда бьется к счастью, наша посуда, к счастью, не бьется".
Ну как первый кит? «Китище» – можно сказать. Зацепились?
2 кит. Доказательство
Приводим аргументы – и выводим суждения. Так доказывается тезис, приведенный оратором в начале выступления. Выбирать аргументы – лучше сразу из фактов. Не зря ходят слухи, что “они (факты) – упрямая вещь. Некоторые обращаются к авторитетам, законам, правилам и т. п. Это лишь в случае, если вам известно мнение аудитории на сей счет.
3 кит. Слоган
Применение слогана отнесено к сфере рекламы. Несправедливо, конечно. Посмотрите, слоган – с английского языка (sluagh-ghairm), «боевой клич», а слоган – с немецкого языка (losung – «военный пароль»). Как же упустить такого героя? Да перед нами просто пуля, летящая к цели. Не случайно один известный мастер пропаганды по имени Йозеф Геббельс в 1943 году во Дворце спорта в Берлине (когда дела у немецкой армии пошли по наклонной после поражения в Сталинградской битве) завершая свои 109 минут «страшилок» для публики, бросил лозунг: "Воспрянь, народ, и пусть грянет буря!" и просто потопил свой клич в нескончаемых бурных аплодисментах.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
https://lpgenerator.ru/blog/2014/08/19/10-luchshih-vystuplenij-v-stenfordskoj-shkole-biznesa/
2
«Дью-дилидженс» – на сленге менеджеров определение тщательной подготовки компании или менеджера к проведению преобразований.
3
Харви Маккей «Как уцелеть среди акул». —М. Попурри. 2018.
2 Брайан Трейси Все успешные люди когда-то начинали с нуля // Event- маркетинг № 4. 2014.
4
Грег МакКеон 4 правила эффективной презентации http://hbr-russia.ru/lichnaya-effektivnost/navyki/p13785/
5
Филатова И. Теория красноречия. Журнал Office magazine. № 10. 2014.
6
Зверева Н.В. Я говорю – меня слушают. Уроки практической риторики. —М. Альпина Паблишер, 2013 г.
7
!!!!
8
Шрейдж М. «Три признака, означающих, что вам стоит похоронить свою новую идею»: http://hbr-russia.ru/innovatsii/upravlenie-innovatsiyami/p13100/#ixzz54bk1YFiN
9
Толкачев А. Свой среди чужих: переговоры изнутри. Спб. Питер. 2017.
10
Намаконов И. Event + Digital: как делать мероприятия для поколения Facebook // Event- маркетинг. № 3. 2014.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги