Книга Дорога к Храму - читать онлайн бесплатно, автор Александр Василега. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Дорога к Храму
Дорога к Храму
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Дорога к Храму

Древние храмы в окрестностях Севастополя и Бахчисарая

Ещё одним из древнейших храмов в Крыму считается Православный мужской монастырь в Балаклавском районе Севастополя. Расположен он у мыса Фиолент. Существует легенда, что храм был основан греками-мореплавателями в 891 году, которые едва не разбились о прибрежную скалу во время бури. Мужчины взмолились о помощи к святому Георгию Победоносцу и шторм стих. В благодарность моряки основали на берегу обитель с церковью.

Первые упоминания о Свято-Георгиевском монастыре датируются концом VIII века. Рядом с монастырём находится Яшмовый пляж, к которому от Георгиевского монастыря ведёт знаменитая лестница, являющаяся символом мыса Фиолент и достопримечательностью Севастополя. Это самая длинная лестница в Крыму. Создавалась она к тысячелетию празднования Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря в 1891 году. Именно поэтому изначально в ней была 891 ступенька – по году основания монастыря.

Сегодня Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь действующий. В обители ежедневно проходят богослужения, воскресные и праздничные службы.

В Бахчисарае, в ущелье Марья-Дере (ущелье Марии) расположился Свято-Успенский пещерный мужской монастырь. Учёные полагают, что он был основан не позднее VIII века. На территории монастыря сохранились христианские могилы, датируемые VI веком.

Православные храмы Феодосии

На юго-восточном черноморском побережье Крыма расположен древний город Феодосия. Поселение основано в VI веке до нашей эры греками, которые и дали ему название «Феодосия», что в переводе с древнегреческого означает «Богом данная».

История Феодосии очень интересна, в том числе и её христианская часть. В городе сохранился один из древнейших православных храмов – Феодосийский Введенский храм. Его постройка датируется VIII – IX веками. И хотя в дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался, и тот вид, который существует сегодня, приобретен уже к XIX столетию, тем не менее, эта церковь считается одним из самых старинных православных сооружений города.

Сегодня храм является действующим. В нем проводятся все праздничные богослужения. Как туристический объект данный храм никого не оставит равнодушным.

Ещё одним из древнейших храмов полуострова является Феодосийский Иверский храм. Строительство храма датируется XIV веком. Старинный храм своим обликом напоминает армянские церкви. Он сложен из дикого камня, на вид немного простоватый. Внутреннее убранство храма небогато, но в нем есть своя изюминка – фрески, которые по мнению российских искусствоведов, могут принадлежать самому легендарному иконописцу Феофану Греку.

Храм известен ещё тем, что в 1474 году его посещал великий путешественник Афанасий Никитин, возвращаясь из далекой Индии.

Собор Святителя Николая Чудотворца

В другом древнем крымском городе – Евпатории, за две с половиной тысячелетнюю историю смешались различные культуры, верования и национальности. Здесь русские, греки, армяне, караимы, крымские татары, евреи и те, кто танцуют в храме суфийских дервишей, живут на одних улицах, потчуют друг друга бузой и чебуреками и мирно молятся своим богам.

В Евпатории есть туристический маршрут, который называется «Малый Иерусалим». Он проходит по старому городу. Здесь развалины античного города соседствуют с огнём из греческого храма богини Гестии. А одна из крупнейших мечетей Крыма – мечеть Джума-Джами – соседствует с одним из самых красивых и больших православных храмов в Крыму – Собором Святителя Николая Чудотворца.

Собор Святителя Николая Чудотворца – второй в Крыму по высоте, площади и вместимости. Одновременно в соборе могут находиться две тысячи прихожан. Евпаторийский храм был заложен в 1893 году в память об освобождении города от неприятельских войск во время Крымской войны.

Свято-Никольский Собор является удивительным памятником храмового строительства. Он считается подобием Собора Святой Софии в Константинополе. Этот храм является замечательный памятником архитектуры. Весьма внушительный по своим размерам и величественный по очертаниям православный собор зримо возвышается над окружающей городской застройкой.

Базилика Первоверховных Апостолов Петра и Павла

В Крыму, в районе Алушты, у подножья известной горы Аю-Даг (Медведь-гора) расположился древний посёлок Партенит. Известен он не только своими прекрасными санаториями и парками, но и древними православными святынями, находящимися в самом посёлке и его окрестностях.

В конце 1860-х годов во время строительства дороги у подножия горы Аю-Даг были найдены древние развалины. Впоследствии выяснилось, что это остатки христианской средневековой базилики Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Первоначально базилика была построена в восьмом веке, или немного ранее, но затем церковное здание разрушалось не единожды – то хазарами, то турками.

Под каменными завалами открылись остатки большой церковной постройки, украшенной мозаичными полами и мраморными квадратными колоннами византийского типа. Самыми интересными находками в этой базилике стали каменная плита с надписями и пустая могила, выложенная инкерманским камнем, доставленным почти за сотню километров. Прочтение надписи позволило сделать вывод, что в могиле мог быть захоронен сам православный святой Иоанн Готский – крымский Святой из Партенита.

Иоанн Готский родился в Партените, снискал себе славу в период иконоборчества, как ярый иконопочитатель, а затем, как руководитель антихазарского восстания. Восстание было подавлено, а Иоанн, оказавшись в плену, был вынужден бежать на чужбину. За свои заслуги в делах веры Иоанн был причислен к Святым православной церкви.

Сегодня развалины древней базилики законсервированы и находятся на территории санатория «Крым». В память об Иоанне Готском рядом установлен памятник. Отдыхая в санатории, я неоднократно бывал у этого места. Стоя у древних развалин, невольно задумываешься о смысле жизни, о добре и зле, задаёшься вечным вопросом – зачем человек приходит в этот мир. В чём его миссия?

Косьмо-Дамиановский мужской монастырь

В двадцати километрах от Алушты, в глубине Крымского заповедника, в окружении гор, вдали от цивилизации, находится Косьмо-Дамиановский мужской монастырь. Попасть сюда непросто – хотя бы потому, что обитель расположена на территории Крымского природного заповедника.

Дорога к нему весьма непростая, но очень живописная. На протяжении всего пути, ведущего к Косьмо-Дамиановскому монастырю, не перестаёшь восхищаться великолепием Крымских пейзажей. Мы несколько раз останавливались для того, чтобы сделать фотоснимки и вдохнуть полной грудью сладкий горный воздух.

Здесь, с незапамятных времен, существовал мощный родник с целебной водой, известный среди местного населения, как Савлух-Су (здоровая вода). Еще с до татарской и византийской эпохи народные предания связывали его со святыми Косьмой и Дамианом, жившими в Риме в III веке и сосланными в далекую Тавриду. Якобы последние годы жизни святители, прославившиеся врачеванием, доживали свой век именно здесь, в ските под Чатыр-Дагом.

Тихий, затерявшийся в горах и лесах монастырь находится в ложбине, поэтому ветра там не бывает практически никогда. Очень спокойное и живописное место. Здесь дышится легко и свободно.

Умиротворение и покой царит вокруг, и лишь старинный фундамент разрушенного храма напоминает о былом величии мужского монастыря.

История монастыря очень интересна. Он был основан в 1856 году архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием, который во время своего путешествия по святым местам Крыма посетил источник Святых Косьмы и Дамиана.

Первым настоятелем монастыря стал игумен Макарий. При нём обитель отстроилась, появилось два храма, часовня, притвор для гостей, хозяйственные здания.

Начало XX века ознаменовалось расцветом монастыря, но теперь уже женского. В 1911 году здесь побывал царь Николай II со своей семьей. Члены царской семьи бывали тут и раньше, еще при царе Александре. По велению императора монастырю выделили большие средства, а главное провели сюда шоссе, названное Романовским. Оно проходит мимо обители – из Алушты в Ялту.

Во время Великой Отечественной войны все здания бывшего монастыря были разрушены. Невредимой осталась  только часовня у святого источника, её называют «царской». В часовне возле источника хранится чудом уцелевшая икона с мощами святых, за ней ухаживают несколько монахов, постоянно живущих здесь.

Возрождение Косьмо-Дамиановского монастыря в Крыму началось только в девяностые годы XX века. Из-за хозяйственных споров подворье монастыря решили построить в посёлке Партенит.

В настоящее время храмовый комплекс подворья Косьмо-Дамиановского монастыря в Партените состоит из двух храмов: во имя иконы Богородицы «Всецарица» и в честь святого Иоанна Готского, а также колокольни в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной в 2012 году.


Иконостас Храма Иоанна Предтечи.


Часть древней стены в Храме Иоанна Предтечи


Храм Иверской иконы Божьей Матери в Феодосии


Остатки древней базилики Первоверховных Апостолов Петра и Павла Партенит, 2018 год



Царская часовня у Косьмо-Дамиановского источника. 2016 года.

Православные храмы в Абхазии

Христианство в Абхазии намного древнее христианства российского практически в два раза. По преданиям, христианство в Абхазии имеет апостольское происхождение. Принесли его сюда еще в I веке нашей эры, одни из двенадцати апостолов Иисуса Христа – Андрей Первозванный и Симон Кананит («Ревнитель»).

Церковь Симона Кананита

Апостолы Андрей и Симон прибыли в страну Абазгов (Абхазию) через турецкую Каппадокию и прошли с проповедями от южного Черноморского побережья до Себастополиса (сейчас это город Сухум). Здесь пути проповедников разошлись.

Андрей Первозванный продолжил странствие в славянские земли, а Симон Кананит остался проповедовать христианство среди абхазов. Он поселился в Анакопие (сейчас город Новый Афон) в гроте у реки Псырцхи. В 55 году, когда при императоре Диоклетиане усилились гонения на христиан, Симон Кананит был обезглавлен римскими легионерами на берегу реки Псырцхи.

Место погребения Симона Канонита всегда было объектом паломничества верующих. Люди приходили в надежде найти здесь помощь и исцеление. В IX веке на этом месте был построен храм – Церковь Симона Кананита.

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь

В XIX веке в эти края пришли греческие монахи из Старого Афона. В месте последнего пристанища и погребения Святого апостола они основали монастырь. Строительство началось в 1875 году и шло до конца века. К началу двадцатого столетия это был уже крупнейший религиозный центр Черноморского побережья Кавказа. При покровительстве и поддержке императора Александра III, монастырское хозяйство разрослось до серьезных размеров. У монахов были свои: железная дорога, гидроэлектростанция, свечной, кирпичный, маслобойный и конский заводы, кузнечная, столярная, часовая, кожевенная, швейная, переплетная и живописная мастерские. Построена морская пристань. Все сады, которые мы видим сейчас в окрестностях монастыря, были заложены монахами, еще полторы сотни лет назад.

Главный храм монастыря Нового Афона – Пантелеймоновский собор. Он первым встречает посетителей и высится над ансамблем монастыря. К нему ведет мощеная булыжниками дорога – «Тропа грешников», пройдя которую до конца, как говорит поверье, человек избавится от всех грехов.

Собор известен своими настенными росписями. Фрески украшают все постройки монастыря, включая трапезную. В настоящее время собор и фрески – одна из самых популярных и хорошо сохранившихся достопримечательностей Новоафонского монастыря.

В северо-западной части Новоафонского монастыря находится колокольня, башню которой украшают музыкальные куранты, подаренные монастырю императором Александром III и его супругой во время визита в обитель. Недалеко от монастыря находится храм Симона Кананита и пещера, в которой он жил и молился.

В монастыре хранится несколько святынь: мощи Симона Кананита, чудотворный крест с деревянной частицей Креста Господня и почитаемая в Абхазии икона Божьей Матери «Избавительница».

К сожалению, события, произошедшие в эпоху развала Советского Союза и грузино-абхазской войны, привели к расколу среди священников монастыря. В настоящее время в монастыре совершают богослужения священники, которым это запрещено церковным руководством. Сегодня Новоафонский монастырь является неким оплотом церковного раскола в Абхазии. Абхазская Православная Церковь не рекомендует верующим посещать Новоафонский монастырь.

И это очень печально…

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Лыхны

В удивительной и прекрасной Абхазии множество природных и рукотворных чудес. Учитывая красоту здешних гор, невероятную чистоту воздуха и благоухание лесов, сложно найти место, более подходящее для постройки святилищ, соборов, церквей и прочих богоугодных сооружений. Одно из таких мест – село Лыхны – малая родина Лыхненского храма Успения Пресвятой Богородицы. Он относится к православной конфессии. Надо сказать, что выглядит средневековая церковь очень необычно.

Храм в селе Лыхны богат своей историей и внешне довольно сильно отличается от прочих церквей Абхазии. Его постройка датируется X—XI веками нашей эры, но точная дата его создания не установлена. И снаружи, и внутри здание отличается строгими и гармоничными формами, а также четкими пропорциями, свидетельствующими о высоком уровне мастерства зодчих.

Церковь давно включена в список национального наследия. Наиболее ценными в православной абхазской церкви считаются старинные византийские фрески XIV века.

Сохранились здесь даже и орнаменты X—XI веков, то есть времен возведения храма. Но лучше всего можно рассмотреть фрески XIV столетия, украшающие стены и своды храма.

Примечательно, что яркие краски, с помощью которых они были созданы до сих пор чудесным образом сохранили практически первозданную сочность. На стенах можно увидеть изображения Иисуса Христа, апостола Фомы, Иоанна Предтечи и прочих святых мучеников.

В храме имеется и чудотворная икона – это композиция Успения Пресвятой Богородицы. Она изображена вместе со святыми ангелами.

Доподлинно известно, что в XV веке христианская вера стала непопулярна среди населения Абхазии. Но храм Успения Богородицы в селе Лыхны не разрушили по милости княжеского рода Шервашидзе, представители которого долгое время оставались приверженцами христианства. Позже они все же приняли исламскую веру, но Успенский храм все равно не тронули.

За тысячу лет храм в Лыхны ни разу не подвергался серьезным реставрациям, благодаря чему сохранил свой исходный облик. В 2010 году абхазские власти все же посчитали, что сооружение нуждается в частичном восстановлении. Против развернувшихся реставрационных работ активно протестует грузинская церковь. Специалисты из Грузии считают, что старинная церковь в Лыхны не должна подвергаться ремонту из-за огромного риска нарушить подлинность.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Лыхны по-прежнему открыт для верующих. Туристам входить в церковь тоже не запрещается, но фотографировать внутри храма нельзя.

Мы с супругой посещали этот храм в декабре 2011 года.

Впечатления от посещения храма остались смешанными – с одной стороны поразило то, что храм, несмотря на более чем тысячелетнюю историю и многочисленные войны, сохранился практически в первозданном виде, со всем внутренним убранством, а с другой – вызвало горькое сожаление от того, что храм практически брошен на произвол судьбы. Такая жемчужина христианства не должна исчезнуть, ведь таких поистине бесценных исторических христианских памятников на Земле осталось совсем немного.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги

Всего 10 форматов