Евангелие от Фомы
Начало и смысл Евангелия от Фомы: «Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома».
«Евангелие от Фомы» объясняет, где искать «Царствие Небесное»: «Но царствие внутри вас и вне вас». «Но Царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его.» Евангелие от Фомы претендует на доступ к иным, тайным или сокровенным словам, которые Иисус сообщил Фоме и другим ученикам в частных беседах.
Евангелие от Фомы состоит 114 изречений Иисуса, которые перечисляются друг за другом, вплоть до завершающего текста последнего.
В найденной полной копии Евангелия от Фомы, не хватает только нескольких слов и в середине текста есть странно расположенная белая страница.
Существует предание, царь Эдесского царства Абгар V Уккама (4 г. до н.э. – 7 г. н.э. и 13–50 гг.н.э.) состоял в переписке с Иисусом («Переписка Авгаря и Христа»); по его просьбе, Иисус после воскресенья послал ему свой «собственный образ» – близнеца Фому, который исцелил царя и обратил в христианскую веру все царство.
Эдесса (Урха, Едесия) – древний город, предшественник современного города Шанлыурфа на юго-востоке Турции. Есть так же предположение, что здесь бывал Авраам.
Фома – разумеется, любимый ученик, понимающий Иисуса лучше всех прочих: он и записывает слова Иисуса. Иисус в Евангелии от Фомы призывает своих последователей не прекращать искать, пока не найдут. Они должны познать себя – тогда им откроются сокровенные тайны. Тринадцать книг (кодексов) в кожаных переплетах, написанных на коптском языке и датируемых 350–380 гг. н.э., были найдены в конце 1945 года в Египте, неподалеку от местечка Наг-Хаммади. В одной из этих книг содержится писание, начинающееся словами: «Вот тайные слова, которые живой Иисус говорил, а Иуда, он же Фома, записал», и заканчивающееся словами: «…евангелие от Фомы». Прочтя и переведя новооткрытую рукопись (состоящую из пролога и 114 речений, или логий, большая часть которых приписывается Иисусу), ученые поняли, что части Евангелия от Фомы уже были обнаружены за пятьдесят лет до того, в 1890–х годах, в местечке Оксиринх, тоже в Египте. В трех греческих папирусных фрагментах [т. н. Оксиринхских папирусах (далее сокращенно Р. Оху.)], опубликованных на рубеже столетий под номерами 1, 654 и 655, содержалось около 20 процентов Евангелия от Фомы, по крайней мере, если сравнивать с коптской версией. Греческие фрагменты датировались 200–300 гг. н.э. Евангелие от Фомы – сочинение, призванное сохранить якобы тайные («скрытые») стороны учения Иисуса, предназначенные лишь для тех, кто способен их понять. Иисус Евангелия от Фомы отличается от Иисуса новозаветных евангелий. Евангелие от Фомы претендует на доступ к иным, тайным или сокровенным словам, которые Иисус сообщил Фоме и другим ученикам в частных беседах.
Евангелие от Фомы, как и другие подобные писания, делает акцент на знании и познании, а не на вере. Ученые называют это гностицизмом, от греческого gnosis – «знание».
В сущности, евангелие от Фомы представляет собой коллаж из новозаветных и апокрифических материалов, его «разобрали на цитаты» и редактировали позже.
Евангелии от Фомы: «Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны, и вы узнаете, что вы – дети Отца живого». Их интересовала не вера в слова Иисуса, а то, как можно уподобиться ему, узнав Бога. Иисус Евангелия от Фомы обещает ученикам, что, если они найдут то, что ищут – будут восхищены, будут царствовать и обретут покой. То есть в отличие от новозаветного Иисуса, призывавшего своих последователей к вере, здесь призыв к тайному познанию или познанию тайн.
Гностики (т. е. «знающие») – люди, претендующие на обладание тайным, или сокрытым, знанием существуют и сегодня.
Гностицизм («познающий», «знающий»; «знание») – общее условное название ряда многочисленных позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. Термин предложен Генри Мором в XVII веке.
Согласно большинству гностиков, наш мир – тюрьма для божественных искр, берущих свое начало в Небесном царстве, но попавших здесь в ловушку. Эти искры испытывают желание и потребность спастись из плена материи. Они могут сделать это, узнав тайну о том, кто они такие, откуда пришли, как сюда попали и как им вернуться обратно.
В христианском гностицизме Иисус – тот, кто пришел в мир, чтобы научить небесным тайнам, которые могут освободить божественные искры, заключенные в ловушку материи.
Генри Мор (12 октября 1614 года, Грантам, Линкольншир – 1 сентября 1687 года, Кембридж) – английский философ, профессор богословия и философии в Кембридже, представитель кембриджских платоников.
Кембриджские неоплатоники – группа английских философов из Кембриджа в XVII веке. Высоко оценивали античную философию Платона и неоплатонизма и стремились возродить её в Новое время. Знали и использовали также идеи Аристотеля, стоицизма.
Стоици́зм – философская школа (подробно рассмотрим ниже).
Плато́н (между 429 и 427 до н.э., Афины – 347 до н.э., там же) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Согласно греческому биографу философов Диогену Лаэртскому, Платон иногда считался сыном бога Аполлона (О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, 3.1–2, 45).
Сокра́т (470/469 г. до н.э., Афины – 399 г. до н.э., там же) – древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека и к собственно философской теории.
Аристо́тель (384 год до н.э., Стагира, Фракия – 322 год до н.э., Халкида, остров Эвбея) – древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н.э. – воспитатель Александра Македонского.
Диоге́н Лаэ́ртский – историк философии, живший предположительно во II–III веках.
Интересный факт: Платон знал о том, что Земля имеет шарообразную форму (поскольку шар – это идеальная форма), но доказать свои взгляды он так и не смог. А вот его ученик Аристотель пытался это сделать и достиг определенного успеха. Основных доказательств Аристотель приводил три, но, все они были скорее логическими, нежели строго научными.
Тогда же гностики низко ставили Ветхий Завет и еврейский народ; в наиболее радикальных формах гностицизма исповедовалось убеждение, что мир создан злым богом – богом евреев. Приверженцы радикальных форм гностицизма считали материальный мир безнадежно испорченным, а человеческое тело – гнусной тюрьмой, ловушкой для плененной души. Целью спасения, следовательно, становилось не избавление от грехов, а поиск пути бегства из материального тела и из падшего, растленного материального мира. Иисус пришел не столько искупить мир, сколько открыть истину, показать своим подлинным ученикам путь исхода из этого мира тьмы в высший мир света, где они смогут присоединиться к нему. Иисус Фомы представляет Царство небесное как знание.
Это видно отсюда:
Матфея 5:3: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Лука 6:20: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божье».
Сирийский вариант Матфей 5:3: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Небесное».
Евангелия Curetonian содержатся в рукописи четырех евангелий Нового Завета на Старом сирийском языке.
«Диатессарон»: «Блаженны нищие духом…»
Диатесса́рон («через четыре» – «Евангелия смешанных чтений») – название евангельской гармонии, составленной в последней трети II века Татианом, по-видимому, в Риме. Представлял собой единое повествование об Иисусе Христе, составленное на основе хронологической канвы Евангелия от Иоанна, с добавлением материала синоптических Евангелий и, вероятно, апокрифов («Евангелие Евреев»), исключая при этом повторы и согласуя параллельные места.
Фома речение 54: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Небесное».
Не нищие духом блаженны, утверждает Фома, а в буквальном смысле нищие.
Некоторые (и даже многие) из них покажутся знакомыми всякому, кто читал от Матфея, Марка и Луки. Как и в этих евангелиях, Иисус учит следующему Речение 26: «Сучок в глазе брата твоего ты видишь, бревна же в твоем глазе ты не видишь. Когда ты вынешь бревно из твоего глаза, тогда ты увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.»
Речение 34: «Если слепой ведет слепого, оба падают в яму.»
Речение 54: «Блаженны бедные, ибо ваше – Царство Небесное.»
Но здесь и крайне странные вещи Речение 37: «Ученики его сказали: «В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим тебя?» Иисус сказал: «Когда вы обнажитесь, не стыдясь, и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их, тогда вы увидите Сына Того, кто жив, и вы не будете бояться».
Речение 50: «Иисус сказал: «Если вам говорят: «Откуда вы произошли?» – скажите им: «Мы пришли от света, от места, где свет произошел от самого себя, установил себя и открылся в их образе». Если вам говорят: «Кто вы?» – скажите: «Мы его дети, и мы избранные Отца живого». Если вас спрашивают: «Каков знак вашего Отца, который в вас?» – скажите им: «Это движение и покой».
Речение 84: «Когда вы видите ваше подобие, вы радуетесь. Но когда вы видите ваши образы, которые произошли до вас, – они не умирают и не являются – сколь великое вы перенесете!»
Речение 7: «Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком.»
Речение 13: «Ученики сказали Иисусу: Мы знаем, что ты уйдешь от нас. Кто тот, который будет большим над нами? Иисус сказал им: в том месте, куда вы пришли, вы пойдете к Иакову справедливому, из-за которого возникли небо и земля». Понимание данного стиха отсутствует.
Речение 17: «Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука» Что же это было?
«От Фомы, речение 114, в котором ощутимо фигурирует Мария Магдалина, – Симон Петр сказал им: «Пусть Мария оставит нас, потому что женщины не достойны жизни». Иисус сказал: «Я сам поведу ее, чтобы сотворить из нее мужчину, так что она тоже может стать духом живым, подобно вам, мужчинам. Потому что каждая женщина, которая сотворит из себя мужчину, войдет в Царство небесное». Женщины (включая Марию) должны превратиться в мужчин, чтобы войти в Царство небесное?! Женщин воспринимали как несовершенных мужчин.»
Эрман Барт Д.
Большинство ученых, за одним или двумя исключениями, полагают, что изначально Евангелие от Фомы было написано на греческом языке и что оксиринхекие папирусы стоят ближе к первоначальной форме традиции. Но некоторые полагают, что изначальным языком этого произведения был сирийский, а греческий и коптский тексты – более поздние переводы.
Крейг Эванс считает, что «Евангелие от Фомы – более позднее, а не более раннее, вторичное, а не первичное в сравнении с новозаветными евангелиями, в противоположность мнению некоторых ученых оно было написано в Сирии в конце II века».
Крейг Эванс – известный американский новозаветник, особенно хорошо знающий иудейский мир и контекст Нового Завета. Интересен своей взвешенной позицией в противовес крайним теориям в исследованиях Нового Завета, как скандальным и скептическим, так и консервативным и фундаменталистским.
Но уже поняли, что ранее средины и конца второго века никакое Евангелие не существовало в принципе. А Евангелие от Фомы просто один из многочисленных вариантов, большинство из которых претендуют на «тайные знания».
Из тридцати документов, идентифицированных как «Евангелия» или схожие с ними писания, наибольшее внимание привлекают пять: Евангелие от Фомы, Евангелие от Петра, Второй папирус Эджертона (или Евангелие Эджертона), Евангелие от Марии и Тайное евангелие от Марка, также недавно опубликованное Евангелие Иуды.
Евангелие от Марии было обнаружено в 1896 году, опубликовали его только через пятьдесят пять лет.
Нет ничего дурного в том, чтобы обращаться к неканоническим текстам с целью реконструировать историю.
Типичные даты создания предполагают – 140–160 годы. Некоторые ученые выступают за более раннюю датировку, примерно 120–140 годы, (а другие – за более позднюю).
Неканонические евангелия и их фрагменты:Список неканонических «евангелий» и их фрагментов, которым часто уделяется серьезное внимание, включает:
Апокриф Иакова (сохранился в NHC 1)
Диалог Спасителя (сохранился в NHC 3).
Евангелие евионитов (сохранилось в цитатах у Епифания)
Евангелие египтян (сохранилось в цитатах у Климента Александрийского)
Евангелие евреев (сохранилось в цитатах у различных отцов церкви)
Евангелие назореев (сохранилось в цитатах у различных отцов церкви)
Евангелие от Петра (предположительно сохранилось в большом фрагменте из Ахмима и небольших фрагментах Р. Оху. 2949 и, возможно, Р. Оху. 4009).
Евангелие от Фомы (сохранилось в NHC 2 и Р. Оху. 1, 654 и 655)
Протоевангелие Иакова (сохранилось во множестве греческих рукописей)
Тайное евангелие от Марка (сохранилось в предполагаемом письме Климента Александрийского)
Р. Оху. 840
Р. Оху. 1224
Папирус Эджертона 2 (+ Кельнский папирус 255), или «Евангелие Эджертона»
Фаюмский фрагмент (– Греческий папирус Vindobonensis 2325)
NHC = кодекс Наг—Хаммады
Р. Оху. = Оксиринхский папирус
Единственный способ избавиться от ловушки этого материального мира – приобрести свыше сокровенное «знание» (гнозис)?
Фома: «Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем»
Да некоторые вещи действительно потрясают…
Столетия после Константина – даже в Новое время – диапазон писаний, которые сохранялись в христианском мире, был куда больше, чем мы сегодня можем себе вообразить.
Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий (27 февраля 272, Наисс, Мёзия – 22 мая 337, Никомедия) – римский император с 306 по 337 год.
Пророчества об Иисусе
Матфея 2:9: «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.»
Звезда, которую видели они на востоке, есть звезда утренняя, наша Венера, Иштар (Ištar) вавилонская. Восход ее указывал начало празднества Таммузова, плача о боге умершем, ликования о воскресшем, всюду, где почитался Таммуз-Адонис, от Вавилона до Столпов Геркулесовых. Первые христиане прекрасно осознавали связь между мессианской «звездой Вифлеема», пророчеством «звезды», о котором рассказывает Валаам (Числа, 24:17), пророк Валаама: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля…»
Светоний писал: «На Востоке распространено было давнее и твердое убеждение, что судьбой назначено в эту пору выходцам из Иудеи завладеть миром.»
Гай Свето́ний Транкви́лл (около 70 года н.э. – после 122 года н.э.) – древнеримский писатель, историк, учёный-энциклопедист.
Светоний рассказывает, что во время первых игрищ, устроенных Октавианом в честь убитого дяди, в течение недели видна была комета, которую народ принимал за душу боготворимого им Цезаря. (Светоний. Юлий, 88 Сравнить с Плутарх. Цезарь, 69).
Плута́рх, полное имя Ме́стрий Плута́рх (около 46 год н.э., Херонея, Беотия – около 127 год н.э., место смерти неизвестно) – древнегреческий писатель и философ, общественный деятель римской эпохи. Плутарх называет кошмары преисподней совершенствующим мифом.
Юстин сообщает, что в год рождения Митридата и в год вступления его на престол появлялась большая комета, что в обоих случаях она видна была в течение 70 дней и ярко светилась в продолжение четырех часов ежедневно и что она занимала четвертую часть неба и сияла ярче солнца.
Юстин – римский историк III века н.э.
Митрида́т – царь, в Малой Азии.
Миф об Инанне и Думузи, Таммуз (Dumu-zi) – это «Истинный Сын» или «Истинный Сын Бездны» (Dumu-zi-absu):
«Имя Иштар, звезды Вифлеемской – одно.
По-вавилонски Ištar, по-финикийски Astarte; и в языках арийских то же имя: в санскрите star, в авесте stare, в греческом, в латинском astrum, stella, в немецком Stern, во французском astre.
Ištar-Mami, – «Матерь богов и людей», «Всематерь».
Она же Асират (или Асирту, Асирату; хеттская Ашерту, аморрейская Ашрату, позднее на иврите Аше́ра, др. – евр. אשרה; «воздвигнутая»; также «счастливая»; «награждающая счастьем») – угаритско-финикийская и ханаанская богиня, персонаж западносемитской мифологии; праматерь и владычица богов, супруга верховного угаритского бога Илу (Эля, семитский «бог»)
Ее изваяние древнейшее – мать, кормящая грудью младенца.
Таммуз – пастух, хозяин овечьего хлева, umu étúra. (И Сын Человеческий родился в хлеву, среди пастухов.)
Когда Таммуз умирает, богиня Иштар сходит в ад.
Взяла на себя наши немощи, понесла наши болезни, «Матерь человеков милосердная» – Ummu rimnîtu ša nisê.
«О, супруг мой, дитя мое!» – плачет богиня Иштар о Таммузе. Он – сын и супруг ее вместе, так же как Озирис – сын и супруг Изиды.
Бог Эа, отец Таммуза, чтобы спасти гибнущий мир, вынуждает царицу ада, Эрешкигаль, освободить богиню Иштар.
Конец мифа утерян, кроме последних стихов:
«В дни Таммуза играйте на флейте лапис-лазуревой,Играйте на звонком кольце корналиновом!Играйте, плакальщики, плакальщицы, радостно,Да восстанут из гробов своих мертвые,Вдыхая жертвенный дым!»О воскресении поют после плача и флейты Таммузовы.
Нисходит во ад богиня Иштар,Чтобы сердце Таммуза обрадовать,Озарить Овчарню Подземную,Воскресить Пастуха, в бессилье лежащего…Когда, после семидневного плача, наступает тишина, то снимают с плащаницы восковое изваяние мертвого тела, с кровавою раною, омывают его водою, умащают елеем, облекают в багряницу, полагают во гроб; может быть, уносят, погребают; возжигают светильники и вдруг, в тишине, в полночь, слышится издали, от места погребения, исступленно-радостный клик: «Таммуз воскрес!» – «Великую обитель сени смертной ниспроверг!» – как сказано в молитве Мардуку-Таммузу. Это и значит: «Смертью смерть попрал».
Да восстанут из гробов своих мертвые!»
«Сущим во гробах жизнь даровал».
Уж очень все знакомо… Вот и главное пророчество «Да восстанут из гробов своих мертвые» все тоже.
Иоанна 5:39–40: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.»
Луки 24:44: «И сказал им: вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
Что Иисус здесь говорит? Он говорит, что Ветхий Завет, написанный сотни лет до Его рождения, написан о Нем! Представьте только себе такое заявление!
Ранее поставили под сомнение достоверность канонический Евангелий, теперь попробуем проверить «пророчества».
Исаия 7:13–16 (Матфея 1:23): «И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа, Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями её. Но наведет Господь на тебя и на народ твой и на дом отца твоего дни, какие не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды, наведет царя Ассирийского.»
Исаия пророчествовал для царя Ахаза, чтобы он уверенно воевал. Предсказание было рассчитано на то, чтобы убедить Ахаза, и должно было исполниться немедленно, а не в далеком будущем.
Матфея 1:23–25: «Вот, дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит «С нами Бог» и он нарек Ему имя Иисус.» Вырвали кусок.
Иисус в переводе Иегова спасает. Где логика?
Иисуса так и не назвали Еммануилом, хотя кто знает, как его звали?
«…прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе», но Лука утверждает, что Иисус уже с детства поучал в Храме. То есть уже тогда земли противников Израиля должны были быть опустошены.
Исаия 24:1: «Та земля… будет опустошена…», Сирия и Ефрем перестали воевать с Иудеей задолго до рождения Иисуса. Римская империя и греческие государства продолжали существовать и после Иисуса.
Исаия далее описывает жизнь младенца: «будет питаться молоком и медом». Известно из текстов Евангелий, что жизнь Иисуса отнюдь не была такой богатой.
««Еммануил», а Иману Эйл, так во всяком случае написано у пророка Исайи, на которого ссылается евангелист. На иврите это действительно обозначает «с нами Бог» – Им ану Эйл, но причем здесь Иисус?»
Марк Абрамович.
Родословия по материалам писателей Фрика Тимоти и Ганди Питера: Имеющиеся родословия не несут никакого сходства друг с другом вообще! Смотрите сами:
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ ГЛАВА 1Иисус
Иосиф
Иаков
Матфан
Елеазар
Елиуд
Ахим
Садок
Азор
Елиаким
Авиуд
Зоровавель
Салафииль
Иехония
Иосия
Амон
Манассия
Езекия
Ахаз
Иоафам
Азария
Иорам
Иосафат
Аса
Авия
Ровоам
Соломон
Давид
Джошуа
Элиэзер
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ ГЛАВА 3Иисус
Иосиф
Илия
Матфат
Левия
Мелхия
Ианная
Иосиф
Маттафия
Амос
Наум
Еслим
Наггея
Мааф
Маттафия
Семеия
Иосиф
Иуда
Иоаннан
Рисая
Зоровавель
Салафииль
Нирия
Мелхия
Аддия
Косам
Елмодам
Ир Иорим
Матфат
Леви
Симеон
Иуда
Иосиф
Ионан
Елиаким
Мелеа
Маинан
Маттафа
Нафан
Давид
Лука продолжает свою генеалогию после Давида весь путь обратно через патриархов к Адаму и, в конце концов, к Самому Богу. Но всё это кажется немного излишним, поскольку оба евангелиста к тому же прикладывают большие усилия, чтобы дать понять, что Иосиф не является отцом Иисуса вовсе! Мать Иисуса Мария является девственницей, а Бог есть непосредственный отец, а не по линии 77-и мужчин, которых Лука перечисляет нам.