
Январь 1939 года. Германия. Страна, затаившая дыхание. Никогда еще у смерти не было столько работы. А будет еще больше. Мать везет девятилетнюю Лизель Мемингер и ее младшего брата к приемным родителям под Мюнхен, потому что их отца больше нет – его унесло дыханием чужого и странного слова «коммунист», и в глазах матери девочка видит страх перед такой же судьбой. В дороге смерть навещает мальчика и впервые замечает Лизель. Так девочка оказывается на Химмель-штрассе – Небесной улице. Кто бы ни придумал это название, у него имелось здоровое чувство юмора. Не то чтобы там была сущая преисподняя. Нет. Но и никак не рай. «Книжный вор» – недлинная история, в которой, среди прочего, говорится: об одной девочке; о разных словах; об аккордеонисте; о разных фанатичных немцах; о еврейском драчуне; и о множестве краж. Это книга о силе слов и способности книг вскармливать душу.
Девятилетняя Лизель Мемингер едет с матерью и младшим братом в приёмную семью. Во время поездки брат умирает от болезни. На похоронах Лизель находит первую книгу — «Наставление могильщикам» — которую крадёт, положив начало своей необычной страсти. Приёмные родители, Ганс и Роза Хуберман, становятся её новой семьёй. Ганс, добродушный маляр-аккордеонист, сразу находит подход к девочке: ночами он учит её читать, используя украденную книгу как учебник. Роза, внешне ворчливая прачка, скрывает за грубостью материнскую заботу.
Лизель заводит дружбу с соседским мальчишкой Руди Штайнером, чья одержимость бегом и бунтарский дух дополняют её характер. Вместе они совершают мелкие кражи — яблок с ферм, сладостей у торговцев. Но главной добычей Лизель становятся книги: на нацистском костре она выхватывает из пламени «Подземного человека», позже ворует из библиотеки жены бургомистра. Чтение превращается для неё в способ бегства от реальности — голода, страха перед бомбёжками, нацистской пропаганды в школе.
Семью Хуберманов связывает давний долг: во время Первой мировой Ганс спас жизнь еврею Эрику Фогельману, отцу Макса Ванденбурга. Когда Макс, скрывающийся от гестапо, появляется на пороге их дома, Ганс, рискуя жизнью, прячет его в подвале. Лизель сближается с Максом: они обсуждают книги, делятся страхами. Макс пишет для неё историю «Дрожащий Дарователь слов» на замазанных страницах «Майн кампф», превращая ненависть в надежду. Их дружба становится актом тихого сопротивления.
Бомбёжки учащаются. Лизель читает книги соседям в бомбоубежище, пытаясь заглушить их страх. Руди признаётся ей в любви, но она, поглощённая переживаниями за Макса (который вынужден бежать из-за угрозы обыска), отстраняется. Ганса забирают на принудительные работы после того, как он подаёт кусок хлеба еврейскому узнику на марше смерти. Роза передаёт Лизель его аккордеон — символ их неразрывной связи.
В роковую ночь Лизель спускается в подвал дописывать собственную книгу «Книжный вор». Бомба разрушает Химмельштрассе — «Райскую улицу». Все, кого она любила, погибают под обломками. Смерть, выступающая рассказчиком, забирает их души, но щадит Лизель, находит её дневник и хранит годами. Выжившую девочку находят рабочие, в её руках зажат обугленный текст. После войны Лизель воссоединяется с Максом, вернувшимся с фронта. До конца дней она живёт в Сиднее, окружённая книгами и памятью о тех, кого потеряла.
Необычный рассказчик — Смерть — придаёт истории философскую глубину. Уставшая от своей работы, она поражена стойкостью Лизель: «Я много раз забирала её близких, но никогда — её саму. Она заставляла меня смотреть на людей иначе». Через призму её взгляда война показана как абсурдная машина разрушения, где даже в аду можно найти искры человечности — аккордеон в развалинах, книга в грязи, объятие ребёнка над трупом.
Каждая украденная книга отмечает этап взросления Лизель. «Наставление могильщиков» — столкновение со смертью. «Подземный человек» — пробуждение критического мышления. «Дрожащий Дарователь слов» Макса — осознание силы слова против пропаганды. Последняя, написанная ею книга — попытка сохранить память. Даже кража книг у жены бургомистра Ильзы Германн отражает двойственность: страх перед властью и жажду знаний, объединяющую разных людей.