_____ 2. Никто не понимает меня по-настоящему.
_____ 3. Меня часто влечет к холодным партнерам, которые не могут удовлетворить мои потребности.
_____ 4. Я чувствую себя оторванным даже от самых близких мне людей.
_____ 5. У меня никогда не было одного особого любимого человека, который был бы откровенен со мной и глубоко неравнодушен к тому, что со мной происходит.
_____ 6. Рядом со мной нет никого, кто дарил бы мне тепло, поддержку и привязанность.
_____ 7. У меня нет человека, который действительно слушал бы меня и был настроен на мои истинные потребности и чувства.
_____ 8. Мне трудно позволить людям направлять или защищать меня, несмотря на то что внутренне я именно этого и хочу.
_____ 9. Мне трудно позволять людям любить меня.
_____ 10. Значительную часть времени мне одиноко.
_____ Общий итог
Сложите баллы по каждому утверждению, чтобы получить общий итог.
10–19: Очень мало. Это основное убеждение, вероятно, к вам неприменимо.
20–29: Довольно мало. Это основное убеждение, вероятно, применимо к вам лишь изредка.
30–39: Умеренно. Это основное убеждение – проблема в вашей жизни.
40–49: Много. Это явно важное основное убеждение для вас.
50–60: Очень много. Это мощное основное убеждение для вас.
Примечание: Если итог в целом низкий, но есть хотя бы одно утверждение, которое вы оценили 5 или 6 баллами, то это основное убеждение – проблема в вашей жизни.
Если вам кажется, что это основное убеждение значимо для вашей жизни, но итог оказался меньше, чем вы ожидали, то, возможно, стоит обдумать следующие возникавшие в детстве ситуации:
Вы чувствовали себя менее любимым, чем брат или сестра.
Ваши родители были настолько поглощены друг другом, что вы чувствовали себя лишним.
Вы казались себе отличным от остальных членов семьи («я всегда подозревал, что меня усыновили»), поэтому считали, что вас меньше понимают или любят.
Вы могли чувствовать, что чем-то отличаетесь от сверстников, и вам не хватало дружеских связей, которые складываются в детстве и подростковом возрасте.
Вам давали понять, что потребности и чувства других важнее, чем ваши собственные.
Ваши чувства или переживания не признавали или не ценили.
Вероника сказала: «Я считаю, что меня воспитывали любящие родители, но я не получала столько любви, сколько мне было нужно. И у меня в жизни нет человека, настроенного на мои чувства и понимающего меня».
Тест-самооценка на основное убеждение в дефективностиОсновное убеждение в дефективности часто идет рука об руку с основным убеждением в брошенности. Если вам кажется, что вы плохи, недостойны, дефектны и, если бы другой человек увидел вашу истинную сущность, он счел бы не достойным любви и отверг вас, то есть вероятность, что у вас присутствует основное убеждение в дефективности.
Оцените следующие утверждения, используя прилагающуюся ниже шкалу:
1 = совершенно неверно в моем случае
2 = в основном неверно в моем случае
3 = скорее чуть более верно, чем неверно в моем случае
4 = умеренно верно в моем случае
5 = в основном верно в моем случае
6 = идеально описывает мой случай
_____ 1. Ни один мужчина, ни одна женщина не смогли бы любить меня, если бы знали по-настоящему.
_____ 2. У меня есть врожденные изъяны и дефекты. Я не сто́ю любви.
_____ 3. У меня есть тайны, которыми я не хочу делиться даже с самыми близкими.
_____ 4. Я сам виноват в том, что мои родители не могли любить меня.
_____ 5. Я скрываю свою истинную сущность. Настоящий я неприемлем. То «я», которое я демонстрирую, – ложное.
_____ 6. Меня часто тянет к людям – родителям, друзьям и любимым, – которые критикуют и отвергают меня.
_____ 7. Я часто критикую и отвергаю других, особенно людей, которые вроде бы любят меня.
_____ 8. Я обесцениваю свои положительные качества.
_____ 9. Всю жизнь мне стыдно за себя.
_____ 10. Один из моих величайших страхов – что мои недостатки будут разоблачены.
_____ Общий итог
Сложите баллы по каждому утверждению, чтобы получить общий итог.
10–19: Очень мало. Это основное убеждение, вероятно, к вам неприменимо.
20–29: Довольно мало. Это основное убеждение, вероятно, применимо к вам лишь изредка.
30–39: Умеренно. Это основное убеждение – проблема в вашей жизни.
40–49: Много. Это явно важное основное убеждение для вас.
50–60: Очень много. Это мощное основное убеждение для вас.
Примечание: Если итог в целом низкий, но есть хотя бы одно утверждение, которое вы оценили 5 или 6 баллами, то это основное убеждение – проблема в вашей жизни.
Это основное убеждение актуально для многих людей и может быть продиктовано воспринимаемым ощущением внутренней или внешней дефективности. Вы могли набрать низкий результат в этом опроснике, но при этом знаете, что у вас есть это чувство. Вот дополнительные ситуации, которые могут оказаться созвучными вам:
У вас была определенная физическая характеристика, которая вызывала стыд или становилась мишенью для насмешек других людей. Или что-то заставляло вас стесняться и вы боялись, что другие это «что-то» обнаружат.
Вы казались себе ущербным из-за того, как с вами обращался кто-то из членов семьи или сверстников.
Возможно, у вас были трудности с гендерной идентичностью или сексуальной ориентацией.
Вы чувствовали себя неполноценным, поскольку являетесь усыновленным ребенком в семье с другими, биологическими детьми или потому что принадлежите к иной расе или народности, чем родители-усыновители.
Вы никогда не могли избавиться от ощущения, что с вами, должно быть, что-то не так, если ваша биологическая мать отдала вас на усыновление.
Вы перенесли детскую болезнь или расстройство, которое оставило у вас ощущение, что с вами что-то не так.
Любое из этих и других переживаний может вызвать у вас ощущение, что основное убеждение в дефективности – ваш случай. Так что опять же, доверяйте своей интуиции, даже если результаты теста говорят иное.
Эмили сказала: «Я работаю над своей самооценкой. Думаю, именно поэтому у меня получился низкий балл в этом тесте. Я понимаю, что достаточно хороша, но у меня по-прежнему проявляются чувства дефективности, когда я нахожусь в эмоционально уязвимом состоянии».
Тест-самооценка на основное убеждение в несостоятельностиОсновное убеждение в несостоятельности может быть «соучастником» основного убеждения в брошенности. Если вам кажется, что вы неудачник или не дотягиваете до уровня сверстников, потому что не так умны, талантливы или успешны, как они, то у вас, вероятно, присутствует основное убеждение в несостоятельности.
Оцените следующие утверждения, используя прилагающуюся ниже шкалу:
1 = совершенно неверно в моем случае
2 = в основном неверно в моем случае
3 = скорее чуть более верно, чем неверно в моем случае
4 = умеренно верно в моем случае
5 = в основном верно в моем случае
6 = идеально описывает мой случай
_____ 1. Мне кажется, что я менее компетентен в области достижений, чем другие люди.
_____ 2. Мне кажется, что я неудачник, если говорить о достижениях.
_____ 3. Большинство людей моего возраста добиваются в своей работе большего успеха, чем я.
_____ 4. Я был неудачником в учебе.
_____ 5. Я чувствую, что не так умен, как большинство моих знакомых.
_____ 6. Я чувствую себя униженным из-за своих неудач в профессиональной сфере.
_____ 7. Мне стыдно в присутствии других людей, потому что я не могу угнаться за ними в том, что касается достижений.
_____ 8. Мне часто кажется, что другие люди считают меня более компетентным, чем я есть на самом деле.
_____ 9. Мне кажется, что у меня нет никаких особых талантов, которые действительно имеют значение в жизни.
_____ 10. Я не реализую весь свой потенциал.
_____ Общий итог
Сложите баллы по каждому утверждению, чтобы получить общий итог.
10–19: Очень мало. Это основное убеждение, вероятно, к вам неприменимо.
20–29: Довольно мало. Это основное убеждение, вероятно, применимо к вам лишь изредка.
30–39: Умеренно. Это основное убеждение – проблема в вашей жизни.
40–49: Много. Это явно важное основное убеждение для вас.
50–60: Очень много. Это мощное основное убеждение для вас.
Примечание: Если итог в целом низкий, но есть хотя бы одно утверждение, которое вы оценили 5 или 6 баллами, то это основное убеждение – проблема в вашей жизни.
Если итог получился небольшим, но вы чувствуете себя несостоятельным, рассмотрите следующие дополнительные переживания, которые могли стать причиной возникновения этого убеждения:
Ваши родители были успешными, богатыми, выдающимися, талантливыми или известными людьми, и вы чувствовали себя неудачником в сравнении с ними.
Ваши родители устанавливали для вас нереалистичные ожидания (например, вам с ясельного возраста твердили, что вы будете учиться в Гарварде).
Ваш брат (сестра) был привлекательнее, талантливее и успешнее вас.
Так могло быть в действительности или существовало только в вашем восприятии. В любом случае вы верили в реальность своего восприятия, и оно послужило причиной возникновения вашего основного убеждения.
Эллен сказала: «По стандартам любого человека я успешна, меня ждет прекрасное будущее. Но представления моих родителей о смысле слова «успех» были настолько завышенными и негибкими, что по их мнению я – неудачница. Это заставляет меня в глубине души верить в свою несостоятельность, несмотря на то что я объективно успешна, понимаю это и довольна своим выбором карьеры».
Поздравляю! Вы завершили раздел тестирования. Если ощущаете эмоциональную опустошенность, можете сделать перерыв. Когда будете готовы подробнее рассмотреть свои ответы, мы двинемся дальше…
Анализ результатов вашей самооценкиТеперь, когда вы завершили процесс самооценки, давайте потратим пару минут на рассмотрение результатов. Чтобы сделать это, вам понадобится дневник. Взгляните на те утверждения, которые набрали по 3, 4, 5 и 6 баллов. Выпишите их на отдельную страницу и оставьте между ними пространство для заметок. Затем ответьте на следующие вопросы:
Есть ли у вас воспоминания о конкретных переживаниях или событиях, сочетающиеся с этими утверждениями?
Вы помните, что чувствовали тогда?
Что вы ощущаете сейчас?
Близкие вам убеждения помогли осознать какие-либо шаблоны в вашей жизни? Поведенческие шаблоны? Шаблоны отношений?
Удивили ли вас какие-нибудь результаты?
Запишите ответы в своем дневнике.
Теперь вы знаете свои основные убеждения. В следующей главе мы рассмотрим механизм их активации. Мы также узнаем о ловушках сознания и отношений, которые действуют «в тайном сговоре» с вашими представлениями о себе и других. Мы узнаем, что человек запрограммирован защищаться, когда ощущает страх остаться в одиночестве или быть брошенным; страх оказаться обиженным или преданным; страх не получить ту любовь, которой он хочет; страх неудачи и страх оказаться неудачником в глазах других. Эти страхи создают болезненные эмоции и соответствующие поведенческие реакции, которые подрывают отношения. Поняв, почему вы реагируете так, а не иначе, можно начать менять цикл поведенческой реакции – те шаблоны поведения, которые не приносят пользы.
Ваши основные убеждения обладают такими характеристиками, из-за которых одолеть их сложно, но не невозможно. Они безусловны – в том смысле, что вы ощущаете их как сокровенные истины о себе, окружающих и своей среде. Они устойчивы к переменам, потому что закладываются в детстве. Они обладают способностью к самовоспроизводству, поскольку спровоцированное ими поведение вроде бы подтверждает их истинность, тем самым подкрепляя вашу историю. Кажется, нет конца этому замкнутому кругу. Но это не так: вы можете перестать реагировать на ситуации привычным способом и начать строить более доброкачественные отношения. Поведение – одна из проблем, которыми я занимаюсь в этой книге. Это ключевая область, в которой могут происходить перемены, позволяющие вам оставить свою историю в прошлом, вместо того чтобы продолжать воспроизводить ее.
Кроме того, вы используете убеждения, сформированные на основе прежних переживаний, для предсказания будущего тех или иных отношений. Опять же, это еще одна область, в которую мы можем вносить перемены. Основные убеждения приводятся в действие стрессовыми ситуациями общения и взаимодействиями. Они в высшей степени эмоциональны: вызывают сильные чувства страха, стыда, тревожности, отчаяния, депрессии, утраты, скорби, и т. д. В этой книге рассказывается об инструментах, которые помогут вам понять эти неизбежные болезненные эмоции и научиться управлять ими.
Теперь давайте разберемся с ловушками сознания и отношений…
3
Что мне мешает?
Ловушки сознания и отношений
Итак, когда вы выявили свои основные убеждения, присмотритесь к тому, как они взаимодействуют с вашим сознанием и отношениями. Давайте выясним, как ваша история заставляет вас реагировать на конкретные типы людей, ситуаций и стрессовых межличностных отношений. Начнем со снежного шара – как ни странно, он может помочь вам лучше разобраться в своей истории.
Я обожаю снежные шары. Чего в них только не бывает! – достопримечательности, городские ландшафты и колоритные сценки, которые способны вызвать в сознании некий конкретный момент или переживание и сопровождающие его милые сердцу воспоминания. У моей дочери Келли есть снежный шар с прекрасными достопримечательностями Сан-Франциско – небоскребом Трансамериканская пирамида, мостом Золотые Ворота, башней Койт-Тауэр, Ломбард-стрит и трамваем. Когда она берет этот шар в руки и встряхивает его, снежные хлопья начинают вихриться, и сценка оживает – это настоящее волшебство! Оно возвращает Келли воспоминания о днях, проведенных в Сан-Франциско. А теперь представьте себе снежный шар, который содержит вашу историю – образы токсичных детских и подростковых переживаний, застывшие во времени. Когда ваши основные убеждения включаются в работу, их активация похожа на встряхивание снежного шара. Ожившая сцена возвращает вам болезненные воспоминания об этих переживаниях со всеми их негативными эмоциями, чувствами и неприятными ощущениями. Ваше детство осталось далеко в прошлом, но текущая ситуация срабатывает как триггер и погружает вас в неприятные переживания. Так что ваш природный инстинкт – биологически движимая потребность защищать себя – берется за работу, и вы выдаете поведенческую реакцию, задача которой – избавить вас от болезненных мыслей и эмоций. Но со своей задачей она не справляется, а вместо этого делает еще хуже.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Дихотомия (от др. – греч. dikho – в два, врозь + tomia – сечение) – это раздвоение целой концепции на два взаимоисключающих подразделения, которые вместе образуют полный объём понятия.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов