Книга Когнитивные войны в соцмедиа, массовой культуре и массовых коммуникациях - читать онлайн бесплатно, автор Георгий Георгиевич Почепцов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Когнитивные войны в соцмедиа, массовой культуре и массовых коммуникациях
Когнитивные войны в соцмедиа, массовой культуре и массовых коммуникациях
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Когнитивные войны в соцмедиа, массовой культуре и массовых коммуникациях

Получается, что и в первом, и во втором случаях снова речь идет об определенных «инфраструктурах» ментальности, которые могут принципиально трансформировать процессы мышления и обработки информации.

На русский переведен доклад Дж. Льюиса «Когнитивный эффект и конфликт государств в киберпространстве», где, наоборот, говорится об атаках со стороны России и Китая, например, следующее: «Россия и Китай используют широкий спектр средств массовой информации – печать, телевидение, кино и интернет для продвижения альтернативного нарратива и пропаганды националистической враждебности к Соединенным Штатам и Западу. Канал Al Jazeera на английском языке, созданный в 2006 году, говорит, что он „бросил вызов устоявшейся повестке и дал глобальной аудитории альтернативный голос”. Sputnik, Russia Today (RT) и China Global Times используются российскими и китайскими государствами для аналогичных целей. Дискомфорт России и Китая из-за доминирования западных СМИ (таких как BBC или CNN) и их мощи в создании глобального нарратива привели эти страны к созданию альтернатив. Россия и Китай создали конкурентов – RT (с испанскими и арабскими каналами) был создан в 2005 году и обеспечивает сильный антиамериканский и пророссийский уклон в новостях. RT использует рейтинги Google, чтобы его истории появлялись в верхней части результатов поиска. Путин назвал материнскую организацию RT – „Новости” (в докладе неточность, на самом деле – это МИА „Россия сегодня”) – стратегически важной для России организацией» [25].

Обсуждение идет под серьезным лозунгом, что США готовятся к когнитивной войне с Россией [26]. И совсем недавно генерал В.Герасимов объявил о новой американской стратегии «Троянский конь», в рамках которого среди прочего будет задействован протестный потенциал российской пятой колонны [27–30]. При этом подчеркивается основная идея этого нового плана, что атаковать будут слабые места России, дабы избежать столкновения с сильными. Запад принялся обсуждать этот как бы свой новый план, но в изложении Герасимова.

Когнитивная война – это война смыслов. Они являются более глубинными образованиями, которые лишь изредка манифестируются на поверхности, но именно они предопределяют нашу ментальность и наше поведение. В ряде случаев смыслы получают конкретную реализацию, например, в образовании и науке, когда продвигаются те или иные методы анализа и в рамках их начинает анализироваться и, соответственно, пониматься конкретным способом действительность. Мы видим в ней то, что заложено в наших моделях анализа.

Как характерный пример такой смены ментальности массового сознания, причем в краткие сроки, можно рассматривать перестройку. В рамках этой смены, например, прошлый друг стал врагом, а прошлый враг – другом, полностью изменилось понимание совсем недавней истории. Возникли, условно говоря, разные социальные группы людей: те, которые учились по старым учебникам, и те, которые учились по новым. И возникло новое поле для конфликтов.

Сталин также проделал в свое время тот же путь, полностью на конкретное время закрывая факультеты и институты истории. Они открылись, когда эта концепция была выработана, и ее принялись наполнять содержанием. Советские исторические факультеты всегда были идеологическими: они занимались фильтрацией событий и людей, в результате оставляя известными всем лишь часть из них, соответствующих идеологической картинке. И все это начинало массово транслироваться разными способами: от книг и лекций до кинофильмов.

По сути, США заложили в свой базис модель фронтира, а вестерн стал реализацией этой модели для массового сознания. Для сегодняшних США эта модель уже не годится, против нее ведется активная борьба, поскольку коренное население не признает такой своей роли. Уход с арены СССР поменял для большинства постсоветских республик роль СССР с освободителя на завоевателя. То есть возникла новая когнитивная конструкция, отталкиваясь от которой можно было объяснять все остальное.

Когнитивная война может быть совершенно незаметно прятаться в телесериале, романе, песне. Она кодируется в словах и людях, которых мы поднимаем на пьедестал почета. И часто борьба за них протекает не только в информационном и виртуальном пространствах, а просто на улицах, в пространстве физического порядка. Тогда, например, яростно скидываются одни памятники и устанавливаются новые. Но как справедливо заметил Э.Неизвестный, памятники гораздо экономнее сразу делать с отвинчивающимися головами. Кстати, это не только наша особенность: США тоже воюют с памятниками конфедератов, отражающих времена расовых конфликтов. После 2015 года уже удалили 110 памятников [31–35]. А для них это даже более давняя история, чем для нас. И все это определенные ментальные операции над массовым сознанием.

А «нехорошие» ученые уже ведут успешные эксперименты над памятью, позволяющие как восстанавливать забытое, так и преобразовывать и переписывать воспоминания, управляя ими [36–40]. То есть мы вполне сможем помнить то, чего не было, или то, что было не с нами. Сегодня это будущее, но будущее рано или поздно всегда наступает. И тогда наша память вполне может перестать быть нашей.

Литература

1. Nakashima E. U.S. Cyber Command operation disrupted Internet access of Russian troll factory on day of 2018 midterms // www.washingtonpost.com/world/national-security/us-cyber-command-operation-disrupted-internet-access-of-russian-troll-factory-on-day-of-2018-midterms/ 2019/02/26/1827fc9e-36d6-11e9-af5b-b51b7ff322e9_story.html?noredirect= on&utm_term=.83d18f37f04a.

2. Kirby J. The US launched a cyberattack on a Russian troll factory during the 2018 midterms // www.vox.com/2019/2/26/18241654/us-cyberattack-internet-research-agency-russia-2018-elections.

3. «Восстановление было небыстрым»: как военным США удалось взломать «фабрику троллей» // www.bbc.com/russian/features-47388420?fbclid=IwAR2uA4gN8u1WZDEGhixmF1rqs-y9DBLVj0_CcHHknFeQ-kzh_ cUBzJKMudY.

4. Barnes J.E. U.S. Begins First Cyberoperation Against Russia Aimed at Protecting Elections // www.nytimes.com/2018/10/23/us/politics/russian-hacking-usa-cyber-command.html.

5. Kube C. a.o. Trump approved operation that disabled Russian troll farm during 2018 midterms // www.nbcnews.com/politics/national-security/ trump-approved-operation-disabled-russian-troll-farm-during-2018-midterms-n976381.

6. Greenberg A. US hacker’s strike on Russian trolls sends a message – but what kind? // www.wired.com/story/cyber-command-ira-strike-sends-signal/.

7. Gallagher S. Report: US Cyber Command took Russian trolls offline during midterms // arstechnica.com/information-technology/2019/02/report-us-cyber-command-took-russian-trolls-offline-during-midterms/.

8. Uchill J. Reading Cyber Command’s message to Russia // www.axios.com/reading-cyber-commands-message-to-russia-1203d096-6cd9-4484-8531-6132a86f54c2.html.

9. Orr A. U.S. Cyber Command Thwarted Russia During Midterms // www.macobserver.com/news/us-cyber-command-thwarted-russia/.

10. Гирман В. Заспамить троллей. Как американские кибервойска разгромили фабрику повара Путина // www.dsnews.ua/world/a-vy-i-ne-zametili-kak-amerikantsy-pereshli-v-kibernastuplenie-27022019220000?fbclid=IwAR25SY_4adTGF0_OiGn5MCdiZxuSr7X7SNRW4lpvIablEQz2TlBEHbg8JfQ.

11. Кибератака США на ФАН: подробности неудачной операции US Cyber Command // riafan.ru/1155441-kiberataka-ssha-na-fan-podrobnosti-neudachnoi-operacii-us-cyber-command.

12. Плющев А. Комментарий: Утечки о кибератаке на «фабрику троллей» выгодны и США, и РФ // www.dw.com/ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B8-%D0%BE-%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D1%84%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%83-%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B-%D0%B8-%D1%81%D1%88%D0%B0-%D0%B8-%D1%80%D1%84/a-47722380?fbclid=IwAR0_GqhGIHsd6DGZBe60HaeTP4d_i_t_nmdxYcylaHyIvm9vOrD Cqevj0CM.

13. Bone J. Cognitive Hack: The New Battleground in Cybersecurity… the Human Mind. – Boca Raton, 2017.

14. Maymir-Ducharme F. Cognitive and Autonomic Cyber Defense // www.sto.nato.int/publications/STO%20Meeting%20Proceedings/STO-MP-MSG-143/MP-MSG-143-24.pdf.

15. Barron A.T. J. a.o. Individuals, institutions, and innovation in the debates of the French Revolution // www.pnas.org/content/115/18/4607.

16. Карелов С. При революциях роль личности и институтов 50 на 50 https://medium.com/@sergey_57776/%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F%D1%85-%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B8-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2-50-%D0%BD%D0%B0-50-7bfc17a5e367.

17. Карелов С. Боевые люди или эффективные институты. Итог когнитивно-социально-вычислительного анализа Французской революции // www.ng.ru/stsenarii/2019-02-25/10_7517_france.html.

18. Campbell A.F. China’s reeducation camps for Muslims are beginning to look like concentration camps // www.vox.com/2018/10/24/18018282/china-reeducation-camps-uighur-muslims.

19. Sudworth J. China hiden camps // www.bbc.co.uk/news/resources/idt-sh/China_hidden_camps.

20. Farooq U. China Has Detained a Million Muslims in Reeducation Camps // www.thenation.com/article/china-muslims-detention-camps/.

21. Lederman J. Senate investigators warn of Chinese state-run centers at more than 100 U.S. colleges // www.nbcnews.com/politics/national-security/senate-investigators-warn-chinese-state-run-centers-more-100-u-n977351?fbclid=IwAR1RdL_pIpcIj57Oxi7EzTE3AXLiM6g55QifJlsITZrMhciLjJ№ 6HruzCU.

22. Waltzman R. The Weaponization of Information. The Need for Cognitive Security // www.rand.org/pubs/testimonies/CT473.html.

23. Багдасарян В. «Когнитивное оружие» как элемент десуверенизации // rusrand.ru/docconf/kognitivnoe-orujie-kak-instrument-desuverenizacii.

24. Лепехин В. Что такое когнитивная война и можно ли в ней победить // ria.ru/20160426/1420518962.html.

25. Льюис Дж. А. Когнитивный эффект и конфликт государств в киберпространстве // www.facebook.com/notes/dmitry-kulikov/%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2-%D0%B2-%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5/2123934634291375/.

26. США готовятся к когнитивной войне с Россией // radiovesti.ru/brand/61016/episode/1939178/.

27. В Генштабе заявили о разработке США стратегии «Троянский конь» // ria.ru/20190302/1551498141.html.

28. Bershidsky L. What Scares Russia’s Generals the Most? Russians // www.bloomberg.com/opinion/articles/2019-03-04/it-s-not-the-pentagon-russia-s-military-fears-it-s-russians.

29. Russia To Develop New Anti-Trojan Horse Strategy // awfulavalanche.wordpress.com/2019/03/02/russia-to-develop-new-anti-trojan-horse-strategy/.

30. Kramer A.E. Russian General Pitches ‘Information’ Operations as a Form of War // www.nytimes.com/2019/03/02/world/europe/russia-hybrid-war-gerasimov.html.

31. Grier P. Confederate monuments: What to do with them // www.csmonitor.com/USA/Politics/2017/0822/Confederate-monuments-What-to-do-with-them.

32. Removal of Confederate monuments and memorials // en.wikipedia.org/wiki/Removal_of_Confederate_monuments_and_memorials.

33. Robert E. Lee statue is removed from Duke Chapel // www.dukechronicle.com/article/2017/08/robert-e-lee-statue-removed-from-campus.

34. Confederate Monuments Are Coming Down Across the United States. Here’s a List // www.nytimes.com/interactive/2017/08/16/us/confederate-monuments-removed.html.

35. At Least 11 °Confederate Monuments and Symbols Have Been Removed Since 2015 // www.smithsonianmag.com/smart-news/least-110-confederate-monuments-and-symbols-have-been-removed-2015-180969254/#6BRmcZdVLrrhJbGA.99.

36. The Memory Market: Preparing for a future where cyberthreats target your past // media.kasperskycontenthub.com/wp-content/uploads/sites/43/2018/10/29094959/The-Memory-Market-2018_ENG_final.pdf.

37. Ушоа П. Контроль над прошлым: смогут ли хакеры взломать нашу память? // www.bbc.com/russian/features-47253709.

38. Hackers attacking your memories: science fiction or future threat? // securelist.com/hackers-attacking-your-memories/88285/.

39. Fan S.This Memory Prosthesis Boosts Recall in Humans by Roughly 40 Percent // singularityhub.com/2018/04/10/this-memory-prosthesis-boosts-recall-in-humans-by-roughly-40-percent/#sm.0001445kxcbbnfbmqb81s4g3a42fd.

40. Hampson R.E. Developing a hippocampal neural prosthetic to facilitate human memory encoding and recall // iopscience.iop.org/article/10.1088/1741-2552/aaaed7/pdf.

1.3. Политические ток-шоу как когнитивные операции, или трансформация роли телевидения в эпоху интернета

Советское телевидение несло на себе три функции: информационную, политическую и развлекательную. По одним функциям оно было интересно и важно для власти, по другим – для населения. Мужчинам больше по душе была программа «Время», так как там, как казалось, вершилась политика, женщинам – «Голубой огонек», поскольку можно было увидеть и услышать всех знаменитостей. Но эти функции часто пересекались, например, исполнение песни патриотического толка на «Голубом огоньке» выполняло и идеологическую, и развлекательную задачи одновременно. Так что Советский Союз тоже пользовался infotainment’ом, не отставая от мира.

Программа «Время» не столько сообщала что-то принципиально новое, а скорее иллюстрировала на конкретных примерах то, что уже и так было известно из идеологии. Урожаи собирались, металл плавился, ракеты летали, поскольку правильной была идеология страны…То есть телеполитика была сцепкой между идеологией и реальностью, доказывая не столько правильность реальности, как иллюстрируя правильность идеологии.

Одной из задач, возникшей со времен индустриальной эпохи, является заполнение свободного времени. Например, в Англии времен начала промышленной революции появился чай, чтобы сельский человек не засыпал у станка, а по улицам Лондона стали возить в тележках джин, чтобы снимать напряжение после работы. И свободное время заполнялось, в том числе, активным посещением пабов.

В последующем возник бум романов, который был связан с тем, что буржуа с помощью них заполняли свое свободное время. После романов на арену вышло кино, забрав в очередной раз мозги зрителей. Фильмы сталинского времени люди смотрели по нескольку раз. Не жизнь стала кино, а кино стало восприниматься как жизнь. Если же «Кубанские казаки» отличались от жизни, то конкретная жизнь индивидуального зрителя просто была исключением, как считал этот одинокий зритель.

Приход телевидения дал «микс» газеты и развлечения в одном ящике, к тому же стоявшем дома. Советское телевидение было основным продуктом для заполнения свободного времени позднего Брежнева. «Застой» вокруг уничтожался возросшей развлекательностью, в кинотеатрах даже шли французские комедии, а чтение и заполнение своей книжной полки новинками было еще одним инструментом «борьбы» со свободным временем. Тем более что тренд чтения совпал с желанием государства иметь образованных инженеров и ученых как для проведения индустриализации, так и для обеспечения с помощью науки нужд обороны.

Дмитрий Быков так говорит об этом времени: «Как показывает практика и свидетельствуют опросы, Советский Союз образца семидесятых во многих отношениях был идеальной для России моделью общественного устройства. Речь не о том, что такое устройство хрупко и недолговечно, зависит от нефтяных цен и международной конъюнктуры, растлевает собственных граждан молчанием и дурманит водкой, – но о том, что именно умеренный застой (до перехода в маразм) лучше всего соответствует особенностям российской истории и национальному характеру. Выбирать надо из того, что есть. Из разных образов России, которыми мы располагаем, образ России брежневской едва ли не наиболее привлекателен. Репрессий мало, они точечны, на них еще надо нарваться. Сатрапы сами чувствуют определенную вину за подавление свобод (а не гордую расстрельную правоту, которую демонстрируют сегодня философствующие заплечных дел мастера). Отдельные совестливые гэбэшники даже предупреждают диссидентов о грядущих обысках, что уже похоже на общественный договор. Есть узкий, но действующий канал для эмиграции („еврей – не роскошь, а средство передвижения”), и у этого канала есть тот несомненный плюс, что принадлежность к еврейству из постыдной превращается в завидную. Есть интернационализм, окультуривание окраин, немедленная расправа с пещерной националистической идеологией (которой, я убежден, так и надо) и попытка создать политическую нацию под названием „советский народ”. Разумеется, в газетах полно лжи, а смотреть телевизор вовсе невозможно, – но это, как мы убедились, вовсе не эксклюзивная принадлежность застоя» [1].

Изменилось и потребление в рамках свободного времени, поскольку довоенный советский человек скорее должен идти в кружки Осоавиахима, сдавать нормы ГТО, чтобы быть во всеоружии для отражения нападения врага. Послевоенное свободное время советский человек уже мог тратить на себя, поскольку государство цензурировало, что в принципе можно читать или смотреть, но выбор оставался за самим человеком. В довоенное время такого выбора не было, поскольку все было подчинено политике.

Сегодня, хотя он, конечно, был и раньше, но в малых количествах, появился немыслимый типаж человека, который не смотрит телевизор, поскольку у него даже нет дома этого ящика. Вспомним, что при первом появлении телевидения его приходили смотреть даже соседи, поскольку у них его могло не быть. Этот сегодняшний человек не просто не смотрит телевизор, он пытается отключиться от событий и не знать того, что происходит. Это человек, о котором раньше говорили, что он ушел во внутреннюю эмиграцию.

Этот человек пытается выйти из того, что делает политическая функция телевидения, а именно создает коллективную идентичность. В советское время все было гораздо легче: все читали и смотрели одно и то же. О «скрепах» речи не шло, поскольку абсолютно все было скрепами. Сейчас, когда произошло массовое разрушение сакрального, когда большая часть советских героев подвергается сомнению, телевизор взял бы на себе все старые функции, но его не хотят смотреть.

Романы и газеты, теленовости и телесериалы создают информационно-виртуальную действительность, в которой хорошо было бы жить, если бы она была правдой. Но это постправда, которая создает для вас прекрасный индивидуальный мир на экране. Постправда – это моя собственная правда, отличная от чужой. Администрация Трампа пошла еще дальше, введя понятие «альтернативный факт».

Что создал интернет? Он оторвал новость от источника, тем самым из любого пользователя может получиться Си-Эн-Эн. И когда информация стала жить отдельной жизнью и появилась постправда как правда, созданная для массового человека. Опыт такого создания на другом материале уже был – массовые культура и литература, созданные для максимального счастья массового человека.

Интернет также активно занимался созданием комфортного информационного пространства вокруг своего потребителя, чтобы там не оказывалось фактов и мнений, противоположных его миру. В результате информационный мир подчинился человеку, а не так, как было до этого, когда человек должен был подчиняться информационному миру.

Нам, конечно, придется признать, что большая часть населения получает информацию из телевидения [2]. Но если люди по 8 часов в день проводят у экранов, то совершенно понятно, что большая часть времени все же приходится не на телевизор.

При смене многих параметров интернет, несомненно, забрал доминирующую роль у телевидения. И чем моложе эта социальная группа, тем дальше она отстоит от телевизора. И загнать ее назад уже не удастся.

Что произошло с телевидением под влиянием всех процессов оттеснения зрителя от телеэкранов? Интернет стал давать новости раньше всех, поэтому телевидение стало вторичным источником информации. Зато оно стало первичным источником постправды, так как эту функцию стали выполнять различные политические ток-шоу.

Телевидение, как и другие экранные средства, стало инструментарием когнитивной войны. Вспомним, что именно телевидение сделало перестройку, оттеснив с экрана «солидняков», читающих по бумажке, в пользу молодежных ораторов, порождающих мысли на глазах у изумленной публики.

Когнитивная война меняет инфраструктуру мышления, координаты мира. В перестройку условный враг внезапно стал другом, а такой же условный друг – врагом.

Книга была первым вариантом такого массового когнитивного воздействия. О ней не зря говорят, что она создала человечество. Но это массовое потребление было растянутым во времени, хотя и достаточно сильным по воздействию, если после прочтения «Бедной Лизы» Карамзина или «Страданий юного Вертера» Гете люди могли совершать самоубийства, как герои этих произведений.

Телевидение смогло охватить всех и сразу. Таким же одномоментным воздействием характеризуются и сегодняшние телевизионные ток-шоу, управляя единообразием массового мышления, поскольку результат рождается здесь и сейчас.

Перестройку подготовили десятки разных когнитивных изменений. Один из создателей Cambridge Analytica К. Уайли, запустивший с помощью «Фейсбука» миллионы личностных обращений к избирателям во время американских президентских выборов 2016 года, подчеркивает, что мода является ярким маркером идентичности человека. Люди, которые более консервативны в своей одежде, скорее всего, проголосуют за республиканцев, а одетый по более либеральной моде охотнее проголосует за демократов.

Жесткие структуры типа нацистских чернорубашечников или китайских хунвейбинов все имели одинаковую форму, скрепляющую их против врагов. Так и армия дисциплинирует свое поведение наличием одинаковой формы. Другой пример: британская полиция избавилась от большого числа стычек с болельщиками, когда поняла суть коллективной идентичности толпы. Болельщики шли в атаку, когда видели несправедливость в виде огромного числа полицейских. Тогда полиция стала переодевать часть своих сотрудников в штатское, и накал страстей упал.

Перестройку формировал фон в виде джинсов, битлов и других маркеров западности, которые были популярны среди молодежи. Компания «Шелл», а не ЦРУ, дала самый точный прогноз распада СССР, когда поняла, что в 1985 году на авансцену выходит молодежь, у которой по определению уже будут другие мозги. Как это, собственно говоря, произошло и позже во время «арабской весны», когда демография стала решающим фактором, поскольку там было большинство молодежи среди населения. Вспомним и Париж, и Прагу, и Пекин, когда там прокатились именно молодежные студенческие волнения. В арабских странах число молодежи среди населения составляет больше 30 %, при этом каждый третий из них безработный. Кроме этого, молодежь оказалась маргинализированной, лишенной какого-либо права участия в принятии решений в частном или государственном секторе [3–6]. Кстати, последняя характеристика очень напоминает постсоветское пространство в целом, когда человек ощущает, что от него ничего не зависит.

Вспомним, что «Взгляд» и другие молодежные передачи ЦККПСС и КГБ создали в преддверии отмены глушения зарубежных радиостанций, чтобы отвлечь молодежь от чужих голосов. Об этом много писал Л. Кравченко [7–9]. То есть возникшая конкуренция по заполнению свободного времени революционно трансформировала советское телевидение. Кстати, это ничем и не помогло, поскольку эти молодежные передачи стали первыми по разрушению СССР в перестройку.

Телевидение создает коллективную идентичность и управляет ею. Люди должны видеть и различать добро и зло с одной точки зрения. Это означает и то, что их нужно усаживать в один момент перед экраном, чтобы задавать одну интерпретацию текущей действительности. Известно из психологии, что исправлять уже введенную кем-то интерпретацию гораздо сложнее и затратнее, чем запускать первым свою интерпретацию. Легче даже не исправлять, поскольку этим старая интерпретация может усиливаться, получая новую аудиторию, а выстраивать рядом новую.

Сегодняшнее телевидение получило еще один удар в спину со стороны телесериалов и стриминговых сервисов, которые стремительно набирают популярность. То есть от ТВ отнимают не только информационную функцию, но и развлекательную. Зритель убегает к более качественному типу продукта, который к тому же не привязан к жесткому времени трансляции, задаваемой телевидением.

Политические цели телевидения сохраняются сегодня в меньших масштабах, чем раньше в информационном вещании, поскольку даже простое перечисление событий задает информационную повестку дня, прямо и косвенно намекая населению, о чем следует думать. Этот набор событий также часто используется для отвлечения внимания от других событий, которые власть считает либо неинтересными, либо опасными для себя.