Книга Волшебный рог мальчика. Старинные немецкие песни, собранные Ахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано - читать онлайн бесплатно, автор Сборник. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Волшебный рог мальчика. Старинные немецкие песни, собранные Ахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано
Волшебный рог мальчика. Старинные немецкие песни, собранные Ахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Волшебный рог мальчика. Старинные немецкие песни, собранные Ахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано

Воровство

Устный фольклор

Мария вышла как-то в сад,А там три юноши стоят.Среди тех троих был Даниил,И Рафаил, и Михаил.Смех Даниила разобрал.Мария: «Что ты хохотал?»«Я ночью стражу зорко нес,Решили вора два всерьезУкрасть как будто не шутяТвое священное дитя».Она в ответ: «Свой смех умерь,Коль вор войти захочет в дверь,Свяжи его, чтоб он не могСтупить ногою на порог.Вам, Рафаил и Михаил,На то вполне достанет сил».Тут Даниил святой сказал:«Смотри, обоих я поймал,Рекою с них струится пот.А шагу сделать не даетИм цепь, что Господа рукойСковала их с Его землей.Застыли. Им теперь стоятьДа звезды на небе считать,Песчинки на брегах морейДа не родившихся детей».Мария цепи с них сняла.В ответе мы за все дела.

Наводнение

Устный фольклор

Есть в Кобленце мосточки,И снег на них лежал,Потом он весь растаял,Водой повсюду стал.Залил он садик милой,Никто там не живет,Лишь дом стоит унылый,Но в нем никто не ждет.В воде стоят деревьяИ кронами шумят,Средь тихих вод кочевьяЛовлю я милой взгляд.С небес пришлет СоздательМне отраженный лик,Увижу я, мечтатель,Любимую на миг.Мосточки позабыты,Там много дев иных,Ко мне они открыты,Но мне уж не до них.

Барабанщик

Листовка

Я – барабанщик шальной,Меня ведут из тюрьмы,Ведут из тюрьмы.Был бы я барабаном,Не попался б вражьим вранам,Не попался б вранам.Ах, вот уже эшафот,И страх меня берет,И страх берет.Уже не смотрю я туда,Где умру раз и навсегда,Раз и навсегда.Если мимо пройдут солдаты,Пусты мои палаты,Мои палаты.А коль спросят, кто был я таков,Барабан лейб-компании,Да, лейб-компании.До свиданья, камни, вам,Пригоркам и горам,Большим горам,До свиданья, офицер,И капрал, и кавалер,И кавалер.До свиданья, мушкетер,И капрал, и гренадер,И гренадер.Кричу я громко вам,Я в отпуск, к небесам,Я – к небесам.

Давид

Листовка из айнзидельнского монастыря

Средь братьев был я самым младшим,Отцовский самый младший сын,Я овцам помогал плутавшим,На них пастух я был один.Овец отцовских долго пасЯ на лугах его не раз.И научился с чистой песнейЯ руку к арфе прилагать,И Богу стал я тем любезней,Но как мне книгу передать?Кто передаст Ему ту весть,Что в ней псалмов немало есть?Ты сам меня услышал, Боже,Меня услышал Ты, Отец,Учил меня держать Ты строжеТвоих блуждающих овец.Меня Ты многому училИ царским саном наградил.И пусть я младший среди братьев,Пусть я родился после них,Тебе я больше был приятен —Давид, твой верный ученик.Сперва я пас Твоих овец,А после Ты мне дал венец.Передо мной, не перед братом,В броне вдруг вырос Голиаф,Но камнем я, с земли поднятым,Унял крутой и дерзкий нрав.Язычник смерти ждал моей,Но божества его слабей.Я в руки взял его же мечИ выгнал духа из него,Отнявши голову от плечИ приструнивши род его.Так верная моя рукаПрогнала вражии войска.

Срочно нужно

Устный фольклор

Мне срочно нужен кто-то милый,Быстро беги, зверушка,Пусть из земли восстанет стылой,Быстро беги, зверушка.Сурок не сможет мне помочь,Он спит весь день, он спит всю ночь,Лицо его сурово.Мне срочно нужен друг сердечный,Вверх подымись, мой сокол,Сойдет он с выси бесконечной,Вверх подымись, мой сокол.Не сможет голубь мне помочь,Мне ворковать уже невмочь,Пусть с жизнью он простится.Мне срочно нужен друг любезный,В путь поспешим, собачка,Пусть он стоит один над бездной,В путь поспешим, собачка.Олень не сможет мне помочь,Рог у него, что нож – точь-в-точь.Меня убить он хочет.Мне срочно нужен друг желанный,Песню пропой, рожочек,Я жажду ласки долгожданной,Песню пропой, рожочек.Я вижу милых три зверька,На них охота нелегка,Самой ловить придется.«Мне срочно нужен конь ретивый,Мне, охотник, коня бы,Сквозь лес поскачет конь сметливый,Мне, охотник, коня бы».Хочешь, так бери коня,Его не будет у меня,Прощай, прощай, мой коник.«Мне срочно нужен сокол смелый,Сокол где твой, охотник?Чтоб я сама на нем взлетела,Сокол где твой, охотник?»Бери, бери, мое перо,Я с рыбой выронил ведро,Прощай, прощай, мой сокол.«Мне срочно нужно твое лобзанье,Губ, охотник, не прячут!»Исполню сейчас же твое желанье.Губ, милашка, не прячут.А третью я не назову,Не стану распускать молву,Краснеть потом не буду.

Прислуга

Устный фольклор, собранный среди хайльброннских ущелий доблестными усилиями господина А. Б. Гримма, гейдельбергского студента, которому мы обязаны и некоторыми другими песнями

На Рейне жил да был маркграф,Трех дочерей он воспитал,Двух выдал замуж, а потомНавек забылся крепким сном.И младшая пошла к другим:«Нужна ль прислуга вам двоим?»«Ах, девица, да ты нежна,Ты, знать, с мужчинами дружна».«Ах, нет, ни с кем я не дружу,И честно я вам послужу».За завтрак, ужин и обедОна работала семь лет.Семь лет прошло, и вот онаОднажды сделалась больна.«Скажи, больная, не таи,Родители-то кто твои?»«Отец маркграфом рейнским был,Меня последней народил».«О нет! о нет! не верю я!Ужели ты сестра моя?»«Не хочешь верить мне пока?Взгляни на вензель сундука.Я с ним пришла семь лет назад».Померк сестрицы старшей взгляд,Бегут уж слезы по щекам.«Скорей вина несите нам!Ах, милая моя сестра!»«Вина не надо, мне пора,Мне нужен только сундучок,Чтоб в землю поместиться мог».

В счастья час ты вспомни обо мне

Устный фольклор

ОнСтоит мне пуститься в путь-дорогу,На меня вовсю народ глядит,Слез унять не в силах я, ей-богу,Только ими сердце говорит.Ах, нередко мы вдвоем сидели,Ночи проводили до утра,Засыпать мы вовсе не хотели,Шла у нас любовная игра.Спойте, музыканты, и сыграйтеПесню о невиданной любви,Звуками то чувство передайте,Мне ж пора в далекий путь идти.МузыкантыАх, теперь печаль со мной навекиОб одном любимом человеке,С нею мне вставать и с ней ложиться,С нею будет сердце мое биться.ОнаО, луга, и вы, вершины гор,До каких нас разлучили пор?Солнце, небо, полная луна,Я навек в печаль погружена.МузыкантыАх, теперь печаль со мной навекиОб одном любимом человеке,С нею мне вставать и с ней ложиться,С нею будет сердце мое биться.ОнаВ счастья час ты вспомни обо мне,В горя час шли беды все ко мне,Радость я едва ль смогу унять,Если ты мне о себе дашь знать.ОнО, высокие вершины гор,Вам она еще подарит взор,Вам стоять там до скончанья дней,И лишь я останусь близок ей.

Тангейзер

Из «Горы Венеры» Корнманна, перепечатано в «Блоксберге» Преториуса (Лейпциг, 1668)

Хочу начать я песнь свою,Тангейзера прославить,Как он, доверившись чутью,Венеру смел оставить.Он рыцарем был хоть куда,Был до чудес охочим,К Венере под гору ходилИ к дамам ее прочим.«Тангейзер, дороги вы мне,Меня не забывайте,Вы поклялись мне верным быть,Измен не затевайте».«Венера, клятв я не давал,Не соглашусь я с вами,От вас я слышал шквал похвал.Господь – судья меж нами».«Тангейзер, верить ли ушам?Останьтесь здесь со мною,Подругу верную я дам,Что станет вам женою».«Коль я когда-нибудь женюсьНе по совету сердца,Закроется за мною в адНавек тугая дверца».«Об аде ты заговорил?Смешны твои мне речи!К устам пылающим прильниИ обними за плечи».«Не прикоснусь до ваших уст,Не жду от них спасенья.Позвольте, милая, мне в путьИдти без промедленья».«В какой вы путь спешите так?Нет, вас не отпущу я!Тангейзер, милый, что за грусть?Я жажду поцелуя».«Да, жизнь моя теперь грустна,Уйти пора настала,Дай отпуск, нежная жена,Любви мне плотской мало».«Тангейзер, слышать не хочу!Должно быть, вы не в духе.Сейчас вас лаской излечу,Любви дам на поруки».«От этих ласк печаль берет,А дух вполне мой крепок,Чертовски жен красив народ,Но больно крюк их цепок».«Тангейзер, вы меня бранитьЗадумали как будто,Еще средь нас вам долго жить,Умерьте гнев минутный.Коль отпуск, верно, нужен вам,Оставьте стариков,Идите по своим делам,Сыщу вам стол и кров».Тангейзер вышел из горыВ тоске и покаянье:«Отправлюсь-ка в почтенный РимЯ к папе на свиданье.Пойду с душою легкой в путь,Господь придаст мне силы,Урбан утешит как-нибудь,Грех снимет до могилы.Духовный отче мой, Урбан,В грехах своих я каюсь,Что в жизни совершил своей,На милость полагаюсь.Год целый жил я под горойС Венерой и другими,Прими меня и успокойНадеждами святыми».У папы жезл древесный был,Чтоб мог он опираться:«Коль жезл сухой мой пустит лист,Грехи твои простятся!»«Я меньше года проживуСредь бренной сей юдоли,Но покаянье принесу,Не зря мы Бога молим».Сказавши это, он ушелИз Рима в горькой муке.«Мария, Мати, снова мнеС тобою быть в разлуке.Так снова под гору вернусь,Останусь там навеки,Там, у Венеры на руках,Господь смежит мне веки».«Привет тебе, Тангейзер мой!Ждала тебя я долго,Вспять воротился мой герой,Вняв сердцем чувству долга».У папы жезл на третий деньПокрылся вдруг листвою,К Тангейзеру он шлет гонцов,Но тот уж под горою.В пещеру вновь певец сошелИ там вовек пребудет,Пока глас трубный в Судный деньОт смерти не пробудит.Отцы святые, вы мирянС доверьем принимайте,Коль исповедаться хотят,Грехи им отпускайте.

Неравный брак

Устный фольклор

«Капусту ел и репу ел,Уйти из дома захотел.Добавила бы мать мясца,Я б с ней остался до конца.Когда б охотником был я,Купил бы три себе ружья.Ружьишка три, большого псаДа девушку, как колбаса».Красавицу он повстречалРаз в чаще, севши на привал.Она была как колбаса,Могла жить без ружья и пса.Он к матери ее привел,А мать глядит за частокол:«Сыночек, милый мой сынок,Ты кабана, что ль, приволок?»«Ах, мама, нет, то не кабан,То милой девы крупный стан!»«Коль это девушка твоя,Заводь ее ты внутрь жилья,Капуста с репой на столе».«Лететь бы им на помеле,Ведь я – мусье, капуст не ем,Дай курицу ты нам хоть с чем».Старуха взъелась на дитяИ говорит уж не шутя:«Яйца четыре золотыхОна несет без выходных!Да ты взгордился, я смотрю,Девчонку притащив свою».«Что ж, мама, нас не обижай,Другого мяса подавай».Старуха все смекнула враз,Угомонилась сей же часИ, кошку в доме отыскав,Ее сварила без приправ.Тут дева молвила ему:«Сие мне яство ни к чему,Не ем я кошек и котов.Пойду домой, там суп готов».«Ты что! – обиженный вскричал. —Она превыше всех похвал,Из благороднейших пород!»А дева – в лес, зажавши рот.«Что с ней случилось, не пойму.Куда бежала, почему?»Тут аппетит на них нашел,И сели сын и мать за стол.Старуха учит за едой:«Порядок мир утратил свой:Аж кошек перестали есть,Мол, не про нашу кошки честь».

Колыбельная

Из «Народных сказаний Отмара»

(Бремен, 1800)

Хальберштадтский Буко,Протяни нам руку,Принеси на ножкиКрасные сапожки,С золотою оторочкойДля любимого сыночка.Ура-бурра, шутки прочь,Уж карете не помочь,Лошади увязли,Сапоги погрязли,Эй ты, кучер, не кричи,Больше быстро не скачи.

Соловушка

Листовка

Соловей, как трель-то льется,Сердце скоро разобьется!Прилетай меня учить:Что мне делать, как мне быть.Соловей, ты все летаешь,Воду из ручьев таскаешь,Будто бы вкусней онаЧарки сладкого вина.Соловей, где жизнь привольней?В кроне липы тонкоствольнойИ с соловушкой твоей?Шли привет любви моей.

Евреи в Пассау

Из рукописного сборника духовных песен в коллекции Клеменса Брентано

Господь наш дал началоВсем на земле вещам,Теперь пора насталаВоспеть Его и нам.Слыл Айзенхаммер КристофЗлодеем записным,В Пассау он был неистов,Никто не сладил с ним.Решил он, что евреиОкажутся добры,Дадут их казначеиНаграду за дары.Ему сказали: ладно,Неси дары сюда,Нам прыть твоя отраднаЗаплатим без труда.В ночь бурную украдкойПришел безумный татьИ принялся облаткиИз церкви воровать.За восемь гульден далиЕму без лишних слов,Ведь за одну считалиПо тридцать пфеннигов.Спешат евреи к храму,Хлеб к алтарю несут,И нож втыкают рьяно,Верша свой мрачный суд.Вдруг видят, кровь струитсяС облаток тех святых,И образ нежный зрится:Дитя в летах младых.Объемлет страх их шаткий,К раввину все спешат,Отправить две облаткиОни хотят в Нойштадт.Две в Зальцбург посылают,Две в Прагу срочно шлют,А две в руках сжимают,Вопросы задают.Они мечтою жилиХриста искоренитьИ печку истопили,Облатки чтоб спалить.Но видят, вьется пламя,Два ангела летят,Два голубя крыламиВ их души страх селят.Преступник жадный Кристоф,Иуда из иуд,Тать на руку нечистый,Ворует там и тут.Он милостыню хочетВдобавок прихватить,Но был он схвачен ночью,И стали его бить.Связали ноги-рукиИ в ратушу снесли,Признал он все те трюки,Что с рук ему сошли.И очевидней сталаЕвреев злых вина,Что их за мысль толкалаНа подлые дела.Епископ возмутилсяВеликим сим грехом,На них он напустился,Наведался в их дом.Евреи тут признались:Дары святые жгли,Ножами покушались,Услали в край земли.Хоть четверо евреевОдумались потом,Крещение затеяв,Склонились пред крестом.Других в огне спалили,А этих четверых,Их все-таки крестилиИ меч вонзили в них.А Кристоф, кто все начал,Дары кто продавал,Щипцами был обхвачен,Чтоб впредь не воровал.

Военная песнь против Карла V

Ср. Хартледера с. 425. На с. 423 есть любопытное описание барабанного боя немецких ландскнехтов: «Обычный барабанный бой неинтересен и смешон, каждый должен подыскать что-то свое. Старинный бой, который, на мой взгляд, только и заслуживает похвалы приостанавливается после пяти ударов: Бом-бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом-бом-бом. Такой бой радует и укрепляет дух, придает немало физических сил. Толпа обычно присовокупляет к этому бою какие-нибудь слова. Например:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Всесословное собрание Священной Римской империи, прошедшее в июне 1530 г.

2

Сборник шванков Йорга Викрама (1555)-

3

Здесь и далее под листовкой («fliegendes Blatt») понимается небольшой печатный сборник песен. Такие сборники были широко распространены в Германии XVIII века и послужили одним из основных источников текстов для «Волшебного рога мальчика». Подробнее см. диссертацию А. И. Есаулова «Волшебный рог мальчика»: стратегии рецепции фольклорного материала» (М., 2010).

4

Селение в кантоне Швиц.

5

«Годви» – роман Клеменса Брентано, изданный под псевдонимом Мария.

6

Абрахам а Санта-Клара (Иоганн Ульрих Мегерле, 1644–1709), проповедник и сатирик. С 1677 г. придворный проповедник в Вене.

7

Теорба и галишан – разновидности лютни.

8

Ансельм Эльверт (1761–1825), немецкий фольклорист.

9

Лимпург – замок в немецком городе Швебиш-Халль (земля Баден-Вюртемберг).

10

«Маленький изящный альманах» («Ein kleiner feiner Almanach») – сборник народных песен, изданный в 1777–1778 гг.

11

Журнал конца XVIII в., посвященный германским и скандинавским литературам.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги