Идея о том, что собаки могут – и должны – быть обучаемы с помощью методики положительного подкрепления, а не аверсивного наказания, была впервые формально разработана Яном Данбаром, ветеринаром с докторской степенью, изучающим поведение животных. Как он объясняет, наказание не обязательно должно быть неприятным, пугающим или болезненным. И если в нем нет нужды, тогда и не следует к нему прибегать. Для собак лишение их лакомства уже является достаточным наказанием, и, на самом деле, оно гораздо эффективнее, чем физическое воздействие.
Позвольте мне рассказать реальную историю, демонстрирующую то, как собаки обучаются, когда используют методику положительного подкрепления. Однажды у меня был клиент по имени Питер, который пришел ко мне на занятия в «Клуб мальчиков и девочек» в Джорджтауне, расстроенный из-за того, что его австралийская овчарка Уоллаби прыгает, не переставая. И сколько бы Питер ни выговаривал Уоллаби, ничего не помогало: собака просто любила прыгать. Так как Питера приучили использовать методику аверсивного наказания, он пытался остановить Уоллаби, ударяя его коленом в грудь, когда тот прыгал.
Но это не помогало. Уоллаби продолжал прыгать. Он не понимал, что это плохо: в конце концов, это собака, а некоторые собаки вполне естественно любят прыгать. Уоллаби воспринимал эти удары коленом как случайные проявления агрессии со стороны Питера.
Вместо того чтобы стимулировать Питера наказывать Уоллаби за плохое поведение, я хотела помочь ему научиться поощрять Уоллаби за хорошее поведение. Я начала работать с ними, следуя правилам метода положительного подкрепления, который, как оказалось, эффективно отучал собак прыгать. Сначала я попросила Питера приветствовать Уоллаби, только когда он сидит. Если Уоллаби прыгал, Питер должен был игнорировать его. Питер ничего не говорил, отворачивался и не обращал на Уоллаби никакого внимания. Но когда Уоллаби садился, он замечал, что происходит что-то удивительное. Он получал лакомство. И не просто лакомство, а его любимое – очень прочную резиновую игрушку с полым центром, который можно набить любыми видами лакомства. Когда Уоллаби прыгал, лакомства не было (так же как и не было толчков коленом в грудь). Спустя какое-то время Уоллаби понял, что формула проста: если он прыгает, то лишается лакомства. А если он сидел? О, джекпот! Обучение заняло примерно пять недель плюс терпеливые занятия Питера по этой методике дома. Но к концу курса обучения Уоллаби больше не прыгал.
Несколько недель спустя Питер вернулся на занятия снова расстроенный из-за того, что Уоллаби опять начал прыгать. Я спросила Питера, систематически ли он использовал прием с игрушкой, который мы отрабатывали. Питер колебался. «Ну, иногда…» Ага! Как вы поймете впоследствии, несистематические занятия – это наиболее частая причина того, что хорошее поведение собаки в итоге разваливается. Мы с Питером принялись отрабатывать другой прием: я просила его поощрять Уоллаби, когда он прыгал. Правильно: мы поощряли Уоллаби за его «плохое поведение», в котором он уже прилично поднаторел. Питер должен был заставлять Уоллаби прыгать, когда тот этого меньше всего ожидал, даже посредине занятия, когда мы отрабатывали что-то другое. Раз за разом Уоллаби поощряли щедрой похвалой и лакомством просто за то, что он прыгал, когда его просили. Если он прыгал, когда Питер его не просил, он не получал вознаграждения. Вместо этого Питер просто отворачивался.
А потом произошла забавная вещь. Уоллаби начал предугадывать, когда Питер попросит его прыгнуть, и ждал от него сигнала, зная, что будет вознагражден. И уже скоро Уоллаби просек, что получит лакомство, только когда Питер скомандует ему: «Уоллаби, кенгуру!» По мере того, как Питер учился контролировать прыжки своей собаки, он также учил Уоллаби самоконтролю и в итоге превратил его прежде плохое поведение в забавный трюк, которым они оба наслаждались!
История Питера наглядно демонстрирует, что наказание совсем не обязательно должно выражаться в физическом воздействии, вроде удара собаке коленом в грудь, который вообще легко может отбить у Зака желание приближаться к Питеру. Наказание также может выражаться в отсутствии поощрения, если оно ослабляет только что продемонстрированное поведение собаки, так что оно с малой долей вероятности случится в будущем. Другими словами: Питер наказал Уоллаби. Но как? Если Уоллаби прыгал, кода Питер его об этом не просил, он не хвалил Уоллаби или не давал лакомство, просто отворачивался и игнорировал его. Отсутствие поощрения становится наказанием. Мы называем это отрицательным наказанием, и для Уоллаби это означает, что он не получил никакого поощрения, которое было ценно для него (внимание Питера или лакомство). Отрицательное наказание подобно запрету родителей выходить из дома для ребенка постарше, перерыв в занятиях ребенка помладше или запрет смотреть телевизор вечером. Это лишение привилегии.
Положительным наказанием для Уоллаби было бы, если бы Питер сделал ему физическое внушение, скажем, коленом в грудь, когда тот попытался бы прыгнуть. В отношении ребенка положительным наказанием является окрик или шлепок. Если бы родители только шлепали ребенка, когда он не слушался, то единственной наградой для него было бы не получить шлепка – это называется отрицательным подкреплением.
Данное представление об отрицательном и положительном не имеет ничего общего с сопоставлением плохого и хорошего. Отрицательное означает забирать; положительное – давать. Таким образом, положительное подкрепление означает дать подкрепление или поощрение. Отрицательное подкрепление означает не дать этого поощрения.
Дрессировка собак с помощью методики положительного подкрепления ориентирована на получение поощрения. Вот почему мы используем одновременно и положительное подкрепление (когда поощряем) и отрицательное наказание (когда лишаем поощрения). Традиционные методы дрессировки ориентированы на наказание. Те, кто им следуют, стремятся выделить положительное наказание (производя физическую коррекцию в форме резкого окрика или рывка поводка со строгим ошейником) и отрицательное подкрепление (лишение наказания, например, не дергать поводок со строгим ошейником).
Это различие между отрицательным и положительным может вызвать некоторое недопонимание, поэтому вернемся к Питеру и Уоллаби. Питер использовал модель положительного подкрепления, чтобы изменить поведение Уоллаби, убедительно говоря ему: «Мне нравится, что ты прыгаешь; сделай это еще несколько раз». Поощрение подкрепляло положительное поведение Уоллаби. Питер наказывал Уоллаби с помощью метода отрицательного наказания: никакой похвалы или лакомства, если Уоллаби прыгал, когда Питер не просил его об этом, что означало: «Ты можешь прыгать весь день, но я тебя игнорирую. Делать так не имеет никакого смысла».
Давайте представим, что Питер продолжил использовать традиционную аверсивную модель дрессировки. Если бы Уоллаби прыгнул на Питера, тогда он вынужден был применить положительное наказание, физический или вербальный выговор. Этим положительным наказанием он должен был сказать Уоллаби: «Не прыгай». Когда Уоллаби не прыгал, Питер не делал ничего, что является отрицательным поощрением: Уоллаби не получал наказания. Иными словами, Питер пытался сказать Уоллаби: «Когда ты не прыгаешь, это не значит плохо». Отрицательным поощрением является попытка подкрепить положительное поведение Уоллаби (не прыгать).
Лично я, как профессионал, нахожу в этой логике изъян. Уоллаби в действительности никогда не говорили, чтобы он делал конкретную правильную вещь – фактически Питер хотел, чтобы он не прыгал. Уоллаби вынужден был догадываться, что делать, методом исключения, но ему при этом не говорили, что он понял все правильно. Даже крыса, рыскающая в лабиринте, в итоге получает вознаграждение, когда находит сыр. Собака, которую дрессировали, используя только модель аверсивного наказания, вынуждена разбираться во всем сама. А это требует абстрактного мышления, к чему мозг собаки совсем не приспособлен.
Более того, когда животное получает «кнут» слишком часто, оно либо оказывает сопротивление, либо сдается и падает духом. Дрессировщики, работающие по традиционной модели, обычно ждут момента, когда собака отступит. Они уверены в том, что такое ослабленное состояние животного – удобный момент, когда можно построить желаемую модель поведения. И хотя подобный подход может быть эффективным в экстремальных случаях, когда собака проявляет агрессию, при условии, что есть поддержка такого опытного и знающего дрессировщика, как Сизар Миллан, тем не менее, это опасное оружие в руках среднестатистического владельца собаки, и еще более опасное – в руках ребенка.
На самом деле американское ветеринарное общество поведения животных (AVSAB) очень обеспокоено тем, что семьи используют при дрессировке методы аверсивного наказания Сизара Миллана. В своем недавнем официальном заявлении AVSAB приводит девять причин того, почему аверсивное наказание может быть неэффективным и даже опасным, особенно в руках неопытного непрофессионала. Они предупреждают о том, что данный подход может спровоцировать или даже «вызвать агрессивное поведение животного».
Они также предупреждают о том, что подобная дрессировка сдерживает агрессивное поведение, делая при этом собаку более пугливой, что, в свою очередь, увеличивает вероятность того, что такое животное набросится без предупреждения.
КАК НАСЧЕТ ТОГО, ЧТОБЫ СТАТЬ ЛИДЕРОМ СТАИ?
Многие дрессировщики собак, придерживающиеся традиционных взглядов и пользующиеся приемами аверсивного наказания, утверждают, что мы, приверженцы методики положительного подкрепления, не понимаем психологии собачьей стаи. Они говорят, что собаки нуждаются в сильном лидере, который будет доминировать и диктовать им, что делать. По их мнению, если собака не признает в вас альфа собаку, лидера стаи, тогда она ощутит потребность самой стать лидером и в итоге станет командовать вами.
Действительно, собаки предпочитают знать, кто лидер. Но я считаю, что сторонники традиционных методов дрессировки сильно рискуют, делая вывод, что единственный вид лидерства, который признает собака, это босс-тиран, который только и делает, что дергает ее за поводок со строгим ошейником, стегает по спине и сидит на ней, удерживая в позе подчинения (мы называем это позой альфа-ролл). И, конечно, он будет делать собаке только аверсивную коррекцию.
Хорошим лидерам не нужно вести себя, как тираны, чтобы требовать к себе уважения – ни в мире людей, ни в собачьей стае. Домашних питомцев не обязательно запугивать, чтобы они стали вашими верными сторонниками. Домашние питомцы обожают идти за теми лидерами, которые дают им пищу, кров и защиту – лидерами великодушными и справедливыми. Хорошие лидеры стаи научат опыту социального поведения и тому, как весело провести время.
«СТОП НАСИЛИЕ»
Меня тревожит то, что происходит с людьми, когда они причиняют вред животному, или когда дети видят, как животное мучают, даже если это принимает форму так называемой дрессировки. Если вы позволите мне на минутку сесть на моего конька, я скажу, что уверена в том, что методика положительной дрессировки собак укрепляет наши семьи и сообщества людей. Это один из путей остановить непрерывный цикл насилия. К сожалению, это довольно распространенное явление, когда подросток, который сначала учится проявлять насилие в отношении животных, со временем начинает совершать насилие в отношении людей.
Американская гуманная ассоциация выступила с масштабной инициативой под названием «Связь» («Link»), цель которой изучить взаимосвязь между жестокостью по отношению к животным и насилию среди людей.
Организация, которая дает официальные пояснения о том, что «ни одно животное не пострадало» к фильмам и телешоу, сообщает о том, что жестокие преступники гораздо чаще других преступников и хулиганов «совершали в детстве акты насилия по отношению к животным». И что подобное грубое обращение с животными наблюдается в подавляющем большинстве случаев в тех семьях, где были зафиксированы случаи грубого или невнимательного обращения с детьми.
Если ваш ребенок (или его друг) грубо обращается с домашним питомцем, то лучше всего будет немедленно обсудить это с ним (или с его родителем). Если ребенок видел, как животному причиняют вред, убедите его в том, что вы сделаете все, чтобы помочь этому животному. Похвалите его за проявленное сострадание. Спросите, не причинял ли он боль животному. Если он расскажет вам об этом, поблагодарите его за откровенность, а потом вместе нежно погладьте свою собаку (если только собака не напугана). Напомните вашему ребенку, что причинять боль животному – всегда плохо.
Переобучение традиционно дрессированной собакиМоя собака Эбони и я – доказательство того, что традиционно дрессированных собак и их владельцев можно переобучить, используя более позитивную модель, когда основное внимание уделяется усилению положительного поведения собаки, а не тому, что собака сделала не так. Когда я впервые начала работать со своими питомцами, я училась работать по устаревшей аверсивной модели, против которой я теперь выступаю. В то время было сложно найти альтернативу данному методу, ну, просто потому, что другого не было. Именно так проходили курсы дрессировки, и мне никогда не приходило в голову поставить под сомнение подобный подход, пока Эбони не научила меня.
Эбони была моей первой собакой породы португальская водяная. Я приобрела ее в конце 1980-х годов исключительно для того, чтобы готовить к выставкам. Однако вскоре обнаружила, что у нее дисплазия тазобедренного сустава и к тому же прогрессирующая атрофия сетчатки глаза. В данном случае было бы неэтично выставлять ее и претендовать на чемпионский титул, а потом заниматься разведением породы. Поэтому я отказалась от этой идеи.
Вместо этого я отвела Эбони на конкурс, где собаку оценивают по тому, как она выполняет команды и в целом слушается своего хозяина. Чтобы подготовить ее к соревнованиям, я занималась с ней сама и привлекала многих дрессировщиков, в частном порядке и официально. Несмотря на все наши усилия, Эбони получала невысокие баллы на соревнованиях. Я продолжала свои попытки, посещая многочисленные состязания, которые проводил американский Кеннел клуб. Эбони стала делать успехи, но я заметила, что она потеряла к этому интерес. Ей не нравился строгий ошейник, и она плелась с несчастным видом, поджав хвост, во время занятий и конкурсов. В общем, ее это не радовало.
Хорошим лидерам не нужно вести себя, как тираны, чтобы требовать к себе уважения – ни в мире людей, ни в собачьей стае.
В 1991 году я решила прекратить мучать бедную Эбони, и вместо того чтобы участвовать в соревнованиях, мы стали просто ходить смотреть на других собак. Все мои дети были еще очень маленькими, и я просто загружала их в машину вместе с сумкой с памперсами, собаками и всеми необходимыми вещами, и мы отправлялись в дорогу. Когда мы приезжали туда, дети обычно играли, а я смотрела шоу и записывала. Впоследствии мне удастся побеседовать с лучшими дрессировщиками и собрать их идеи относительно того, как им удается заставлять своих собак выступать так хорошо. Особенно меня покорила одна превосходная дрессировщица Джоан Вудард. Ее собаки, золотистый ретривер и эрдель-терьер выступали прекрасно. Но больше всего меня удивило то, что у них не было строгих ошейников. Я никогда не видела такого прежде. После одного из выступлений я отыскала Джоан.
– Я видела ваш показ, – сказала я ей. – Ваши собаки работали великолепно, и вы даже не использовали строгие ошейники.
Джоан улыбнулась и показала на строгий ошейник Эбони.
– Это очень плохо, – сказала она. – Но спасибо, что восхищаетесь работой моих собак.
И ушла.
Теперь я понимаю, что она, вероятно, не хотела тратить время на еще одного сторонника применения строгого ошейника, но я не сдавалась. Я не оставляла Джоан в покое, подходя к ней после каждого шоу, пока, наконец, не взяла ее измором. Она объяснила мне, что в кругах дрессировщиков зреет новая тенденция, и согласилась представить меня маленькой тесной группе дрессировщиков, которые работали несколько иначе.
На следующей неделе я вместе с Эбони подъехала на занятия, которые проводила Джоан, используя методику положительного подкрепления. У меня было ощущение, словно я попала в какую-то неформальную группу маргиналов. И во многих смыслах так оно и было. Данный тип дрессировки так разительно отличался от того, к чему я привыкла – и чему я сама учила других – что меня изумило, какими удивительно послушными, крайне внимательными, а самое главное счастливыми были собаки, собранные в этом месте. Никаких строгих ошейников, никакой физической коррекции. Вместо этого лакомства и игрушки – причем много. Даже в этом была разница. На занятиях с использованием традиционных методов давать лакомство не разрешается, считается, что это портит собак и делает хозяев «мягче».
Чем больше я посещала занятия Джоан, тем больше проникалась этой методикой. Я начала использовать ее, работая со своими собственными собаками, которые сразу же восприняли ее. Эбони, в частности, стала совершенно другой: она была энергичной и радостной. И ей нравились занятия дрессировкой. Она даже полюбила свой поводок. А раньше, когда я надевала ей поводок, она сразу же приходила в уныние и падала духом, вероятно, догадываясь, что скоро я начну тянуть ее за шею и грубо командовать.
Но после того как я начала заниматься с ней по методу положительного подкрепления, она мгновенно оживлялась, увидев поводок.
С тех пор я уже никогда не оглядывалась назад.
Примерно в то же время доктор Ян Данбар основал Ассоциацию дрессировщиков домашних животных (APDT), организацию с членством, целью которой была пропаганда методики положительного подкрепления при дрессировке собак. В 1994 году я отправилась на свою первую конференцию, проводимую APDT, где еще больше вдохновилась примером многих самых фанатичных дрессировщиков собак со всей страны. С собой я взяла зачитанный до дыр экземпляр знаковой книги доктора Данбара 1979 года выпуска «Поведение собаки», чтобы взять у него автограф. С этого времени доктор Данбар поддерживал меня в моей работе по методу положительного подкрепления, и мы до сих пор продолжаем обмениваться идеями, особенно в том, что касается дрессировки собак для семей с детьми. Я не устаю благодарить доктора Данбара, а также Джоан Вудард, моего первого наставника в области методики положительного подкрепления, за то, что помогла выбрать правильное направление.
Я также бесконечно благодарна моей собаке Эбони, которая умерла в 1995 году, в возрасте неполных семи лет, прожив всего полгода после того, как у нее обнаружили почечную недостаточность. Эбони терпеливо показывала мне, какой способной ученицей и счастливой собакой она способна быть, если просто поощрять ее за все то хорошее поведение, что она демонстрировала.
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СОБАК
Бывают случаи, когда собака слишком пугливая или обладает существенными недостатками, которые трудно исправить. Но если есть шанс исправить собаку, то я твердо уверена, что в этом поможет методика положительного подкрепления.
Рассмотрим самый вопиющий случай жестокого обращения с животными, который привлек внимание общественности относительно недавно: это собаки Майкла Вика. Кто мог поверить в это? Нападающему «Атланта Фэлконс» предъявлено обвинение в проведении собачьих боев! Из 47 собак 22 были оценены, как не подлежащие реабилитации. Их оценивал назначенный районным судом штата Вирджиния новый хозяин. При поддержке многочисленных экспертов, включая представителей гуманистических организаций страны, эти 22 «самых сложных» питбуля было решено усыпить.
Пока собаки ожидали своего приговора, общество «Лучшие друзья животных» направило в суд петицию с просьбой разрешить им заново оценить собак. И суд разрешил им заняться реабилитацией этих собак под контролем назначенного федеральным судом хозяина. «Лучшие друзья» практикуют только методику положительного подкрепления, работая в своем «Городе собак» («Догтаун») в городе Канаб, штат Юта.
Когда 22 отвоеванных питбуля прибыли в Догтаун, кто-то из них проявлял крайнюю агрессию, а кто-то – откровенную апатию. Менеджер Догтауна Джон Гарсия рассказывал нам в интервью для этой книги, что с помощью дрессировки по методу положительного подкрепления бойцовые собаки научились доверять людям и убедились в том, что окружающий мир – безопасное место, наполненное доброжелательными людьми, которые не причинят им вреда. Энн Эламс была одной из дрессировщиц, занимавшихся реабилитацией этих собак. Как она объясняет, если бы они использовали методы аверсивной дрессировки, то эти собаки не только не смогли бы реабилитироваться, но, скорее всего, стали бы вести себя еще хуже, как это обычно бывает с неуправляемыми собаками. В настоящее время некоторые из этих бойцовых собак уже получили сертификат «Добропорядочная собака» (который мы обсудим в приложении 1), и их забрали новые семьи.
ОСНОВА ВСЕГО: ТЕРПЕНИЕ И ПРАКТИКА
Прежде чем вы приступите к программе дрессировки – начиная с этапа подготовки, переходя к основному курсу и осваивая более продвинутые методы дрессировки с использованием трюков – сначала я хочу поаплодировать вам за то, что вы приняли решение дрессировать вашу собаку с помощью методики положительного подкрепления. А еще хочу напомнить, что этот процесс не всегда будет легким. Данная программа – как любая программа дрессировки – потребует от вашей собаки больших усилий, так же как и от вас: в первую очередь, систематической терпеливой практики. Я хочу, чтобы вы начали привыкать к мысли, что каждый ваш контакт с собакой это обучающая возможность, начиная, как я уже сказала, с того момента, когда она переступила порог вашего дома. Я хочу, чтобы вы знали, что вас будет ждать тяжелая работа в промежутках между занятиями, когда я попрошу вас продемонстрировать то, чему вы научились, действуя настойчиво и последовательно. Я хочу, чтобы вы выполняли домашние задания. Я хочу, чтобы вы понимали, что в процессе дрессировки надо находить время для домашних занятий, причесывания, ласки и игры.
Эта систематическая терпеливая практика в итоге определяет разницу между отлично дрессированной энергичной собакой и собакой неуверенной и апатичной. Терпеливая практика приучит вашу собаку к тому, что вы цените ее хорошее поведение, ждете его и будете поощрять ее за это. Терпеливая практика будет напоминать вашей собаке снова и снова, что она хорошая собака, которая заслуживает вашей любви и заботы. Терпеливая практика поможет вам установить прочную связь с вашим питомцем.
Я также уверена в том, что систематическая терпеливая практика сотворит с вами чудеса. Чем больше вы практикуетесь, тем более уверенными вы становитесь. То же самое относится к детям. Я настойчиво рекомендую вам вовлекать детей в эту программу, задействовать их в процессе выполнения различных задач и домашних заданий. Успешный опыт дрессировки собак способен научить детей брать на себя ответственность, а также принимать решения и реализовывать их. Если они расстроятся из-за количества времени или систематичности занятий, которые требует дрессировка собак, или неспособности собаки усвоить что-то достаточно быстро, у нас есть возможность показать им, что тяжелый труд всегда окупается. Как много раз я наблюдала за тем, как преображаются дети и семьи в процессе занятий дрессировкой. Это прекрасная возможность узнать самих себя, стать более понимающими и снисходительными и научиться смеяться над своими ошибками и проблемами.
Поверьте мне, если вы сейчас примете решение дрессировать свою собаку и будете выполнять уроки, представленные в данной книге, то ваш труд воздастся вам сторицей. И уже совсем скоро вы начнете пожинать бесчисленные удивительные бесценные плоды, имея рядом хорошо воспитанного, подготовленного к жизни лучшего друга.
А теперь начнем.
Глава вторая
Подготовка к дрессировке собаки
Я надеюсь, что вы читаете эти строки прежде, чем взяли к себе в дом собаку, потому что первый вопрос, который возникает в отношении дрессировки собак, это самый, на мой взгляд, важный вопрос: зачем вы берете собаку? И если вы уже нашли новую любовь своей жизни, вы все равно должны задать себе этот ключевой вопрос.
Правильная причина взять собаку – это ваше желание иметь рядом товарища и ваше понимание, что в данный момент у вас есть время и возможности не просто заботиться о вашей собаке, но заботиться о ней хорошо. Вы полностью осознаете ту ответственность, которую берете на себя, и готовы к ней. Вы также эмоционально подготовлены к тому, чтобы отдать часть себя, воспитывая это животное, которое будет полностью зависимо от вас в плане выживания и здоровья.