• Часто бегает туда-сюда, куда-то забирается в ситуациях, когда это неприемлемо (у подростков и взрослых симптом может ограничиваться ощущением беспокойства, невозможности оставаться на месте).
• Часто не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
• Часто находится в постоянном движении, ведет себя так, будто к нему «прикрепили мотор» (не способен или ощущает дискомфорт, если требуется спокойно сидеть в течение продолжительного времени, например в ресторане, на встрече; окружающие могут расценивать его как беспокойного человека, с которым трудно иметь дело).
• Часто бывает болтливым.
• Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца (например, завершает высказывания за других людей, не может ждать своей очереди во время разговора).
• Часто с трудом дожидается своей очереди (например, когда стоит в очереди).
• Часто прерывает других, мешает (например, вмешивается в беседы, игры, дела; может начать пользоваться вещами других, не спросив или не получив разрешения; у подростков и взрослых – может вмешаться в работу других или начать делать то, что уже выполняют другие).
Б. Несколько симптомов невнимательности или гиперактивности-импульсивности присутствовали в возрасте до 12 лет.
В. Несколько симптомов невнимательности или гиперактивности-импульсивности отмечаются в двух или более видах обстановки (дом, школа или работа, контакты с друзьями или родственниками, другие виды деятельности).
Г. Имеются явные подтверждения тому, что симптомы оказывают значительное влияние, снижая качество деятельности в социальных контактах, обучении, профессиональной сфере.
Д. Симптомы не связаны исключительно с течением шизофрении или другого психотического расстройства, не могут быть объяснены его наличием (например, расстройства настроения, тревожного расстройства, диссоциативного расстройства личности, интоксикацией каким-либо веществом или синдромом отмены).
В спорных случаях, когда имеются сомнения в интерпретации симптомов СДВГ, ценными дополнениями для диагностики являются специальные опросники и оценочные шкалы: Коннерса, Вандербильта, Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности».
Важно помнить, что этот диагноз нельзя поставить исключительно по результатам одного тестирования, даже если будут максимальные баллы в пользу СДВГ. Большую роль играют наблюдения родителей, школьных педагогов. Основой для постановки диагноза следует считать дополнительные критерии:
• симптомы должны присутствовать до 12-летнего возраста;
• продолжительность симптомов не менее 6 месяцев;
• симптомы затрагивают как минимум две сферы жизни (дом, школа, секции, прогулки и т. д.);
• постоянство симптомов, а не волнообразное течение;
• симптомы снижают качество социального функционирования, академической успеваемости;
• выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, другой деятельности, несмотря на нормальный уровень интеллектуального развития.
Почему так важна диагностика СДВГ?
«Осознание проблемы – первый шаг к ее решению». Особенно актуально данное выражение в отношении семей, столкнувшихся с СДВГ. Они погружены в лавину непонимания окружающих, знакомы с презрительными взглядами и репликами: «Какой непослушный ребенок, и куда только родители смотрят». В школе такие дети обычно получают ежедневные замечания, записи в дневник о плохом поведении. На школьных собраниях родители вынуждены краснеть: «баловался на уроке», «разбил на перемене стекло». Нервное напряжение в детско-родительских отношениях нарастает словно снежный ком. Взрослые не скрывают, что их все чаще посещают мысли о собственной несостоятельности: «мы плохие родители, раз не можем воспитать ребенка», «будь что будет, его уже ничего не исправит».
В первую очередь диагностированное расстройство дает четкое понимание, что ребенок не виноват в непослушании, рассеянности, излишней активности. Цель постановки диагноза заключается не в навешивании социальных ярлыков, а в выявлении и оказании своевременной помощи, развитии сильных сторон его личности.
Чем раньше установлен диагноз, тем выше шансы скорректировать проявления синдрома к подростковому возрасту. Не нужно ждать, пока «ребенок перерастет» и все пройдет самостоятельно. В противном случае подростки находятся в группе риска по девиантным формам поведения.
* * *«Осознание проблемы – первый шаг к ее решению».
* * *Рекомендации по коррекции поведения при СДВГ
Родителям крайне важно оптимизировать усилия по воспитанию детей с СДВГ для удовлетворения возросших потребностей в социальной адаптации. Это порой непросто, но весьма результативно.
• Следует контролировать окружающую обстановку для снижения влияния симптомов СДВГ, например избегать большого скопления людей, слишком громкой музыки.
• Придерживаться четкого распорядка дня независимо от выходных и праздников, не допускать переутомления.
• Внедрять в жизнь семьи планирование, составление расписания.
• Предпочитать устным командам – зрительное подкрепление с помощью планеров, магнитных досок, отрывных стикеров. Такой систематический контроль со стороны родителей позволяет упорядочить жизнь ребенка, уменьшая в ней хаотичность и повышая результативность.
• При поручении объемных и сложных задач пользоваться одной из известных техник тайм-менеджмента «Слоны и Лягушки». «Слоны» в данном контексте – это большие и сложные задачи. «Лягушками» называют мелкие, но необходимые дела. Большую задачу дробить на маленькие части, контролировать каждый этап выполнения подзадачи и поощрять ее. Такой подход позволяет систематизировать процесс, сделать его проще, убрать страхи и тревогу перед началом выполнения.
• Использовать систему поощрения в методах воспитания ребенка, особенно когда это касается деятельности, требующей концентрации внимания, поведения. Поощрение может быть не только словесным, но и материально значимым. Например, плакат с наклейками, где за определенное выполнение задач даются наклейки. При заполнении определенных граф ребенок получает материальное поощрение. Такой способ позволяет повысить его самооценку, усилить контроль над поведением, укрепить уверенность в собственных силах.
• Устанавливать и определять границы дозволенного. В выставленных рамках дети с СДВГ чувствуют себя спокойно и безопасно.
• Придерживаться одной модели поведения всеми членами семьи, что позволит существенно снизить конфликты и непонимание между ребенком и родителями.
• Развивать сильные стороны ребенка. Например, наполнять жизнь гиперактивного ребенка спортом, ежедневной физической активностью на свежем воздухе. При выборе спортивных секций избегать контактные единоборства (дзюдо, бокс, вольная борьба, самбо, айкидо и т. д.). Отдавать предпочтение аэробным нагрузкам (плавание, бег, аэробика и т. д.).
• Выделить его круг интересов и активно развивать эту область. Оптимально выбрать один вид деятельности для успешной реализации навыков. Это позволит ребенку чувствовать социальную значимость в обществе, поднимет его самооценку.
• Развивать эмоциональный интеллект для лучшего понимания чужих чувств и контроля своих.
• Обращаться за консультативной помощью к специалистам, специализированным интернет-ресурсам, базирующимся на проблеме СДВГ. Неоспоримые плюсы консультативной помощи в том, что эксперт со стороны может проанализировать ситуацию, подобрать наиболее подходящую для семьи модель воспитания, выявить ошибки, допущенные в отношениях с ребенком, дать четкий алгоритм по коррекции поведения. Любые рекомендации по обучению родителей или опекунов не подразумевают их плохую заботу. Цель такой помощи заключается в оптимизации усилий по воспитанию с учетом возросших потребностей в родительской заботе.
• Обсуждать вопросы образования напрямую с педагогами (например, индивидуальная учебная нагрузка в школе или колледже).
• Обсуждать выбор профессии и право на приемлемые изменения трудовых обязанностей на рабочем месте.
Лечение СДВГ
Во всем мире применяется комплексный подход к лечению СДВГ с участием врачей, психологов, нейропсихологов, родителей, учителей. Именно такой мультимодальный подход позволяет добиться хороших результатов в коррекции заболевания:
• смягчить тяжесть симптомов;
• предотвратить появление вторичных последствий, таких как антисоциальное поведение, зависимость от алкоголя, наркотических веществ, депрессия, социальная изоляция;
• улучшить детско-родительские отношения.
Ведущая роль отводится поведенческой, психолого-педагогической, семейной коррекции. Необходимость медикаментозного лечения обусловлена значительным ухудшением и прогрессированием симптомов СДВГ хотя бы в одной сфере на фоне неэффективности методов поведенческой терапии, психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Лекарственные препараты для терапии СДВГ возможны только у детей 5 лет и старше. В США используют психостимуляторы, однако в нашей стране они запрещены. На сегодняшний день в России существует единственный препарат для лечения СДВГ – атомоксетина гидрохлорид (Страттера). Возможно применение агонистов центральных альфа2-адренорецепторов (клонидин, гуанфацин), трициклических антидепрессантов (имипрамин). Для лечения сопутствующих расстройств (тревожные и аффективные, ОВР, ОКР) чаще всего используются препараты группы СИОЗС, антипсихотики (нейролептики).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги