Книга Синдром фамильной боли. Как проблемы родителей влияют на жизнь детей - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Владимировна Карданова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Синдром фамильной боли. Как проблемы родителей влияют на жизнь детей
Синдром фамильной боли. Как проблемы родителей влияют на жизнь детей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Синдром фамильной боли. Как проблемы родителей влияют на жизнь детей

События в семье, которые могут быть травматичными для психики ребенка:


• физическое и сексуальное насилие;

• расставание ребенка с родителями на длительный срок, например, передача его на воспитание бабушке;

• психологическое насилие, жестокое обращение со стороны родителей, в том числе унижение, угрозы жизни и здоровью;

• тяжелая болезнь, травма, операция или смерть близкого члена семьи;

• тяжелый развод родителей;

• насилие в семье, которое не относится к самому ребенку;

• моральное давление;

• аморальное поведение родителей или других членов семьи.


Хочу обратить ваше внимание: причина психологической травмы – не только физическое насилие, которое усиливает травматичное влияние насилия психологического. Любые предъявляемые требования, непосильные для ребенка, травмируют его, если это происходит регулярно.

Чем менее гибкие и восприимчивые к нуждам ребенка родители, чем хуже у них контакт с ним, чем меньше они воспринимают его чувства и эмоции, тем выше вероятность травмы. Потому что гибкий человек способен увидеть нежелание ребенка что-то делать и отреагировать на это изменением требований. А ригидный будет продолжать настаивать и добиваться выполнения своих требований любой ценой.

Психологическая травма в этом случае происходит в результате сильного и регулярного давления на ребенка. В какой-то момент он понимает: сопротивляться нет смысла. Он все равно проиграет. Его мнение и желания не имеют значения. Его как личность родитель не видит и не воспринимает. При этом ребенок находится в зависимой ситуации, он не может отказаться от общения и уйти. Ему некуда. Он не сможет выжить без контакта с родителем.


12-летний Миша не хочет делать уроки. Как ведет себя ригидный родитель:


– Иди делай уроки!

– Не хочу!

– Иди в угол!

– Не пойду!

– Дам ремня!


В этом случае родитель просто давит на ребенка и в итоге получает подчинение, опираясь просто на то, что у него, как у взрослого, больше ресурсов, власти, физической силы, чтобы справиться с ребенком. Ребенок в этой ситуации чувствует себя беспомощным и беззащитным.


Как ведет себя гибкий адекватный родитель:


– Иди делай уроки!

– Не хочу!

– Почему не хочешь?

– Устал / хочу поиграть на компьютере / не понимаю предмет / расстроен, потому что поссорился с другом / плохо себя чувствую.

– Ты можешь отдохнуть полчаса и потом сесть за уроки / поиграешь, когда закончишь уроки / давай, я тебе помогу, и мы вместе разберемся / расскажи мне, что случилось / что у тебя болит?


Здесь родитель вступает в диалог с ребенком и ищет варианты взаимодействия, которые устроят обоих, а не просто давит и заставляет бездумно подчиняться, наплевав на интересы или потребности ребенка[5].


В результате психологической травмы психика раскалывается, включаются механизмы психологической защиты[6], и часть личности «застревает» в травмирующем событии до тех пор, пока травма не будет изжита. Этот факт будет влиять на всю дальнейшую жизнь и на все проявления человека в мире.


На дне рождения одноклассника родители именинника обвинили восьмилетнего Васю в воровстве, которое он не совершал. Родители Васи тоже встали на сторону обвинителей и решили обыскать сына на глазах у всех гостей. Он возмущен, злится, но не знает, как себя защитить от обвинений, ведь все значимые взрослые не на его стороне.

Ситуация становится для мальчика травматичной после того, как отец приказывает ему полностью раздеться, чтобы провести обыск. Вася испытывает беспомощность, стыд, беззащитность. Эти чувства настолько непереносимы, что личность ребенка раскалывается. Часть (Травмированная) застревает в травмирующей ситуации. Вторая (Выжившая) вынуждена подстраиваться под существующие условия: Вася смиряется и выполняет требования отца.

Чтобы не чувствовать себя так плохо, Выжившая пытается оправдать действия родителей. Она решает, что, скорее всего, у них были причины для обвинений, что он не заслуживает уважения и доверия просто так. Здоровая же часть, которая уверена в своей нормальности и шокирована произошедшим, оказывается загнана глубоко вовнутрь, контакт с ней прерывается.

Теперь с внешним миром Вася будет общаться своей Выжившей частью. А она считает, что Вася не имеет права на доверие, уважение, справедливость и защиту себя. Она смиряется, когда кто-то пытается унизить или незаслуженно обвинить Васю. И можно предположить, что подобных ситуаций в жизни мальчика будет немало.


Поскольку в результате психологической травмы ребенок оказывается сильно дезориентирован, в таком состоянии легко и в большом количестве у него формируются неэффективные модели поведения.


Так, в описанной выше ситуации у Васи могут сформироваться следующие неэффективные модели:

• не просить о помощи родителей – они встанут на сторону обвинителей и обидчиков;

• принимать несправедливость и неуважение как должное – даже родители не считают, что он этого достоин;

• не защищать себя и свои интересы в случае обвинений – у него нет навыков их отстаивания;

• страх перед большим скоплением людей – именно в этих условиях произошла травма;

• панический страх, когда внимание большого количества людей направлено на него (в том числе это может быть страх публичных выступлений) – это возвращает его в момент самой травмы и вызывает ретравматизацию.


Реакция разной психики на одно и то же травматическое событие различная и зависит от индивидуальных особенностей. Один ребенок в сложном событии получит травму, которая сломает характер и разделит его жизнь на «до» и «после». Психика другого ребенка в той же ситуации сможет пережить и проработать эмоции, с которыми он столкнулся. И для него это будет уже не травма, а опыт. А ситуация будет не травмирующей, а стрессовой, и закалит его характер. Он станет сильнее, и у него появится больше веры в себя и свои силы.

К сожалению, родители не могут предугадать, во что выльется неприятная ситуация для их ребенка, – в стрессовую или травматическую.

Как понять, что у вас есть детская психологическая травма?

О наличии детской психологической травмы часто можно судить только по косвенным признакам, особенно если она произошла в раннем детстве, и о ней не сохранилось никаких осознанных воспоминаний. Иногда даже травмы более взрослого возраста наша психика вытесняет из сознания, и мы ничего о них не помним.

Ко мне регулярно обращаются клиенты, у которых нет никаких воспоминаний о собственном детстве. Вообще. Никаких даже разрозненных эпизодов. Обычно лет до 5–7. Самый длительный период отсутствия воспоминаний в моей практике – до 14 лет. И когда мы начинаем работу с такими клиентами, то находим в этой «амнезии» большое количество психологических травм. Мозг просто предпочел их забыть, а вместе с ними и все остальные события тоже.

Высока вероятность наличия психологической травмы, если в вашем детстве в семье происходили травматичные события, перечисленные выше. Ситуации, в которых вы испытывали сильный ужас, собственное бессилие и ничтожность. Также подтверждением этого могут быть сигналы вашего подсознания и тела:


1. Флеш-бэки. Разные ситуации, эпизоды из фильмов или книг, которые вызывают у вас гипертрофированную эмоциональную реакцию. Например, на сцены избиения или отрезания головы вы реагируете спокойно, а когда на ребенка, получившего «двойку», орет папа – вы начинаете рыдать, испытываете сильную эмоциональную боль или тревогу. Как правило, такую реакцию вызывают ситуации, в которых мы сами получили психологическую травму.

2. Повторяющиеся сны с ситуациями, из которых вы не можете найти выход. При этом во сне вы испытываете сильную тревогу, страх и даже ужас.

3. Определенные жизненные ситуации, в которых вы не умеете себя защищать. И не потому, что у вас нет навыка, как это делать, а потому что чувствуете себя в этот момент беспомощными, ничтожными, виноватыми и бесправными.

4. У вас есть физические зажимы и блоки, не связанные с телесными травмами или болезнью. Например, втянутая в плечи шея, поднятые плечи, скованные движения рук, ног, туловища, зажатая диафрагма, ком в горле, который появляется в стрессовых ситуациях, постоянно напряженный живот.

5. У вас есть разделение между головой и телом. Вы «живете в голове», руководствуясь только логикой, никак не обращая внимания на собственные эмоции и ощущения тела. Вы их стараетесь игнорировать или вообще не имеете к ним доступа.

6. У вас есть ощущение, что вы живете, как будто «за стеклом», или «находитесь в пузыре». А все события происходят за его пределами.

7. В детстве вы подолгу находились в состоянии парализующего страха: в каком настроении мама придет с работы, как отреагирует папа на замечание в дневнике.

8. Вы продолжаете испытывать страх перед родителями даже во взрослом возрасте. Этот страх может быть постоянным, а может быть связан с определенными ситуациями, в которые вы попадаете. Например, вас кидает в холодный пот от мысли: «Как отреагирует папа, если меня уволят с работы».

9. Вы часто испытываете тревогу, которую трудно объяснить текущими обстоятельствами вашей жизни. Тем не менее, вы пытаетесь это сделать и постоянно ищите причины вашего плохого эмоционального состояния.

10. У вас бывают панические атаки.

Как понять, что ваш ребенок получил психологическую травму?

1. Резко изменившееся поведение «до» и «после». Ребенок был веселым, активным и ничего не боялся. После определенного события стал подавленным, замкнутым и пассивным, появилась беспричинная тревога.

2. Негативные изменения в теле ребенка. Это могут быть мышечные зажимы, изменившаяся осанка, положение головы или плеч, испуганный взгляд или отказ от контакта глазами.

3. Регрессия в более ранний возраст. Ребенок начинает вести себя как совсем маленький. Например, у 6–7-летнего ребенка речь может стать несвязной, он начинает «гулить», теряет ранее приобретенные навыки (чтение, письмо). Большинство детей любят регрессировать на короткие промежутки времени, они делают это в игровой форме, и это нормально. Обратить внимание на регресс имеет смысл, только если он стал постоянным.

4. Возникают новые беспочвенные страхи (не путать их со страхами, характерными для каждого возраста).

5. Приступы панических атак.

6. Беспокойный сон, кошмары.


Психологические травмы детства, даже те, которые мы не помним, оказывают сильное влияние на всю нашу жизнь. Они делают уже взрослого человека беззащитным и беспомощным перед определенным видом взаимодействия, связанным с травмой.

Какой результат взаимодействия наиболее травматичен?

Главный вред, который может нанести родитель своему ребенку – это психологическая травма. Психологическую травму и ребенок, и взрослый могут получить не только в семье. Такое может произойти, если человек оказался в зоне боевых действий, при терактах, при нахождении в заложниках, при стихийных бедствиях, нападении и физическом или сексуальном насилии. Ребенка может психологически травмировать воспитатель, учитель или врач.

Но когда угроза подобного рода исходит от родителя, который не только в представлении ребенка любит и защищает его, обеспечивает ему безопасные условия, но и от которого ребенок зависит и не может уйти – такую нагрузку может не выдержать даже сильная психика. И чем младше был ребенок, когда случилось травмирующее событие, тем выше риск травмы и сильнее ее влияние на всю его последующую жизнь.

Фигура родителя становится для травмированного ребенка противоречивой. С одной стороны, он теперь боится родителя, а с другой – от него зависит его жизнь. Ребенок оказывается в позиции заложника. И неосознанно начинает вести себя так, как спецслужбы рекомендуют действовать заложникам террористов. Чтобы выжить: максимально внимательно следить за настроением террориста, не провоцировать, не перечить, беспрекословно выполнять все просьбы, не выделяться, спрашивать разрешения на любое действие, искать способы отвлекаться от негативных мыслей (у ребенка это может быть уход в фантазии, компьютерные игры, наркотики).

Вот только заложники, захваченные террористами, знают, что их постараются освободить спецслужбы. Они могут надеяться на помощь. Ребенку в описанной ситуации помощи ждать неоткуда. Его психика приспосабливается жить в имеющихся условиях. Она остается в таком состоянии, даже когда ребенок вырастает и перестает физически зависеть от родителя.

Но есть и хорошая новость – это можно и нужно исправить. Безусловно, такому человеку обязательно потребуется пройти путь для исцеления травмы. Психотерапевтическая работа с психологическими травмами в любом возрасте дает хороший результат и отражается на качестве эмоциональной жизни.

Все же остальные действия родителя, не насыщенные агрессией и чрезмерным давлением, нормальны для психики ребенка. Он в состоянии с ними справиться. И даже если в результате этих действий у ребенка сформируются неэффективные модели поведения, это достаточно легко корректируется в процессе краткосрочной психотерапии. А большинство из них пересматривается естественным образом в ходе столкновения с новой реальностью. Например, когда выросший ребенок сам становится родителем, он начинает отлично понимать своих родителей. И старые обиды или злость на их действия проходят сами собой.

Итак, давайте резюмируем.

Взаимодействие ребенка и родителя несомненно влияет на обоих участников процесса. И качество этого процесса, насколько он будет безопасным и комфортным для ребенка, зависит от двух составляющих.

Первая: от родителя. От его готовности видеть в ребенке отдельную личность со своими желаниями и целями, а также от его желания меняться и учиться эффективному общению с новым человеком в своей жизни.

Вторая: от психики ребенка, ее «базовых настроек». От того, давление какой силы она способна выдерживать без ущерба для себя.

Дальше мы поговорим, какие последствия для взрослой жизни несут в себе проблемы в отношениях с родителями, и наметим пути их решения. А также в следующих главах я предложу вам модели эффективного поведения, которые помогут избежать основных проблем в отношениях с детьми и психологических травм.

Глава 2

Влияние детских проблем на жизнь взрослого человека

Зачем возвращаться в детство и решать детские проблемы?

Как мы уже выяснили, одна из причин проблем во взрослой жизни – неэффективные модели поведения, ложные установки и представления о жизни, полученные в родительской семье, а также детские психологические травмы. Ребенок относится некритически к тому, чему учат и что говорят ему родители. Он без всякого анализа берет себе большинство установок, принятых в его семье. В подростковом возрасте происходит сепарация[7]. Ребенок перестает идеализировать родителей, в том числе отказывается от их способа жить. Часть родительских установок в этот период подросток пересматривает. Другая часть – неосознаваемая – остается.

Но если сепарация по тем или иным причинам не произошла, то все полученные в семье модели и установки продолжают влиять на жизнь человека. И причина тут не в родителях. Просто эти установки так и остались не осознанными и не проанализированными с точки зрения годности и эффективности для конкретного человека в конкретной ситуации и историческом времени.

Можно сколько угодно обвинять родителей, но возможность осознать и изменить эти установки находится в руках самого человека, ставшего взрослым. Это его задача и ответственность: осознать вредоносность полученных в детстве моделей поведения и травм и взять на себя ответственность за их трансформацию. Позиция жертвы и обвинение в своих проблемах родителей может только ухудшить качество взрослой жизни и затормозить процесс взросления.

Наиболее часто мы обращаемся к травмам детства и для этого идем в психотерапию в периоды кризисов, личных или связанных с этапами развития. В эти моменты старые, приобретенные в детстве модели поведения перестают работать и требуют пересмотра. А мы сами нуждаемся в новых ресурсах.

Таким кризисом может стать развод, сложности, связанные с рождением ребенка, профессиональный кризис и много других жизненных ситуаций, для конструктивного выхода из которых нам необходимы новые, более эффективные модели реагирования. Самый глобальный в этом смысле – это кризис среднего возраста[8]. В этот период мы окончательно можем избавиться от воздействия детских травм и навязанных моделей поведения и начать жить собственными чувствами, мыслями и действиями.

Давайте посмотрим, к каким последствиям могут привести детские проблемы, и как мы можем с ними справиться или хотя бы осознать их наличие.

Далее я опишу наиболее распространенные проблемы во взрослой жизни, корни которых зачастую лежат в детстве и связаны с отношениями с родителями. Речь пойдет именно об эмоциональной составляющей проблемы.


Катя не стала известной актрисой. Если она будет обвинять родителей, ее проблема не решится. Она так и будет чувствовать себя плохо из-за страха предъявления себя публике, из-за мыслей, что она «нелепо кривляется» и у нее совершенно нет актерских данных. Корни этих переживаний лежат в детстве во взаимодействии с родителями. Но ведь Катя выросла и теперь может, и даже должна, с этими чувствами и мыслями разобраться. Не для того, чтобы стать актрисой, а чтобы чувствовать себя лучше.


У каждой такой проблемы есть решение. Упражнения, предложенные в книге, помогут вам проанализировать собственный опыт и дадут понимание путей решения проблемы, которые подходят именно для вас.

Вы можете выполнять последовательно все предложенные упражнения или выбрать только те, которые касаются наиболее актуальных для вас проблем. Если вы испытаете затруднения при выполнении или сильный эмоциональный дискомфорт – отложите на время книгу и займитесь другими делами. Выполняйте в этом случае не более одного упражнения в день. Или можете перейти к следующей главе.

К каждому упражнению даются:

• инструкция выполнения;

• там, где это необходимо для наилучшего понимания, – примеры выполнения;

• вопросы для анализа результатов;

• возможные выводы, которые помогут сориентироваться, правильно ли вы выполнили упражнение.

Основные проблемы взрослых с детскими корнями

Отсутствие опыта близости, проблемы в отношениях с противоположным полом

Трудно хотеть создавать семью и отношения, если у человека есть негативный детский опыт, в котором вместо близости и поддержки, – взаимные обвинения, претензии, скандалы и даже драки, измены, эмоциональная зависимость и унижения. Вряд ли кто захочет во взрослом возрасте добровольно в это возвращаться. Идея, что семья – это в первую очередь эмоциональная поддержка, принятие и место, где ты чувствуешь себя в безопасности, где тебя любят таким, какой ты есть, у таких людей вызывает недоверие, а иногда и смех. Поэтому многие взрослые, вышедшие из неблагополучных, дисфункциональных[9] семей, сейчас откладывают создание собственной семьи на максимально поздний срок. Некоторые из них надеются проработать свои проблемы и со временем создать отношения, которые будут комфортными. Другие просто бегут от негативного детского опыта.

Если же отношения или семью таким людям все же удается создать, то отсутствие здоровых моделей поведения зачастую приводит к повторению родительского сценария.

Через некоторое время они получают в собственной семье ту же атмосферу, которая была в их родительской семье (кто-то становится жертвой, кто-то тираном, выпрашивает любовь через скандалы и претензии, делает акцент на хозяйстве, а не на отношениях). Происходит так потому, что большинство людей, вступая в отношения, автоматически включают модель поведения, которую видели в родительской семье. И если эта модель была неблагополучной или неэффективной, то и их собственная семейная жизнь рискует стать такой же.

Также на качество отношений в паре влияют непрожитые эмоции, которые мешают выстраивать отношения и видеть людей такими, какие они есть. Человек накладывает на других проекции своих родителей и заново проживает с ними травмирующую ситуацию. Такова потребность психики – повторять травму до тех пор, пока не найдется из нее выход. Именно этим объясняется выбор партнеров, которые к вам относятся так же, как родители.

Упражнение «Ассоциации»

Запишите 32 ассоциации на тему семьи. Подчеркните негативные. Оцените, как каждая из них влияет на ваше текущее семейное положение и отношения.

Найдите противоположную позитивную ассоциацию, которой вы сможете заменить негативную. Например, негативную ассоциацию «семья – это постоянные скандалы» можно заменить «в семье все относятся друг к другу с уважением и решают проблемы и конфликты в спокойной атмосфере». Ассоциацию «женщина в семье все тащит на себе и обслуживает мужа и детей» можно заменить на «семья – это партнерство, где у каждого есть своя зона ответственности и при этом всегда можно рассчитывать на поддержку и помощь друг друга. Главное – соблюдать баланс».

Это упражнение позволит вам проанализировать свои установки на тему семьи и заменить те, которые кажутся вам неподходящими.

Нежелание иметь детей

Причины распространенного в современном мире явления «чайлдфри», а также откладывания рождения детей на более поздний срок, во многом связаны с отсутствием в детстве примера родительской любви. Люди, которые в детстве были обузой для родителей, часто не понимают, зачем вообще нужны дети.

Большинством таких людей руководит скрытый страх:


• перед беременностью, родами, кормлением грудью. Как правило, у таких женщин в роду были истории тяжелых беременностей или родов, о которых они узнавали из эмоционально насыщенных рассказов старших женщин;

• перед материнством или отцовством. Человек боится быть плохим родителем или просто не готов посвящать часть своей жизни этому, имея перед глазами негативный опыт собственных родителей;

• зависимого финансового положения в период беременности и ухода за ребенком. Этот страх возвращает женщину в собственное детство, когда она зависела от родителей, и этот опыт был для нее травматичным либо просто дискомфортным.


Прячется этот страх под рационализациями типа: сейчас у меня недостаточно стабильное материальное положение / я не встретил(а) подходящего партнера / надо сначала купить квартиру (машину, дачу) / мои дети не должны ни в чем нуждаться / у них должен быть самый лучший отец (мать) / они должны проводить лето на природе / их надо будет возить в сад и школу на машине. Сюда же можно отнести нежелание тратить ресурсы на рождение, воспитание и образование детей и ничего не получать за это взамен.

Эти рационализации кажутся убедительными только до того момента, пока человек не столкнется с истинной причиной своего нежелания иметь детей. И причина эта всегда лежит в детстве: в боли, страхе, одиночестве, вине и других неприятных чувствах, которые сопровождали его в детстве, и с которыми он больше не хочет сталкиваться.

Упражнение «Пять причин»

1) Запишите в первом столбике (всего их будет два) страхи, которые вы испытывали в детстве (не менее 12). Например, страх остаться одному (одной), страх не справиться с проблемой, страх, что будут ругать за оценки, страх перед тем, в каком настроении родитель придет домой, страх ошибки, страх скандала, страх смерти или болезни родителя, страх опозориться.

2) Запишите во втором столбике (рядом с первым) свои причины не иметь детей совсем или не иметь большего количества детей (не менее пяти причин).

3) Найдите в первом столбике свой страх для каждой из причин не иметь детей из второго столбика и соедините их линиями.

Это упражнение покажет истинные причины вашего нежелания иметь ребенка, которые с самим ребенком мало связаны. Проработав эти причины и проблемы, вы сможете более объективно посмотреть на возможность иметь детей.

Отсутствие успеха или подчинение жизни только успеху, перфекционизм

Когда ребенка любят только за успех, за соответствие предъявляемым высоким стандартам, он принимает это как норму. У него искажается мотивация на достижения: он стремится не к самой цели, а к одобрению и любви родителей. И, повзрослев, старается заслуживать любовь все новыми достижениями. Обычно это приводит к эмоциональному выгоранию в середине жизни, к ситуации «богатые тоже плачут», внутренней пустоте и отсутствию смысла в жизни.