Таким образом, историографический обзор показал, что исследователи затрагивали актуальные для своего периода аспекты исследуемой темы. Интерес к деятельности французских коммунистических групп и первые заметки появились только в 1950-х гг., в период улучшения советско-французских отношений. В дальнейшем в советское время публикационная активность, как правило, проявлялась только в связи с юбилейными датами Октябрьского переворота. Излюбленным сюжетом были мифологемы о прозревших французах, которые примкнули к большевикам и стали активными борцами за коммунистические идеалы. Исследования советских историков и лояльных к советской власти зарубежных исследователей были не лишены стремления к основательности, но под влиянием идеологического пресса носили нередко формальный характер и не давали возможности объективно оценить деятельность групп(ы), причины их(ее) распада, реальную степень вовлеченности ее(их) сотрудников в становление Третьего интернационала. При этом ряд отечественных историков, посвятивших себя изучению деятельности французских коммунистов на Юге России и Украине в рядах Иностранной коллегии, создали этим активистам буквально легендарную славу. В современных исследованиях предлагается менее патетический взгляд на события 1918–1919 гг. в Одессе[111]. Тем не менее и этот сюжет нуждается в дальнейшей разработке, ибо совершенно не затронут исследователями период деятельности Иностранной коллегии уже после установления советской власти в Северном Причерноморье.
С распадом Советского Союза, с признанием принципа плюрализма мнений, с появлением более внятно обозначившегося стремления к научной объективности и с расширением доступности к архивным фондам появилась возможность как зарубежным, так и отечественным историкам значительно продвинуться в изучении истории французских групп. Более того, с заметным падением общего интереса к истории коммунистического движения произошла смена вектора в изучении французских коммунистических групп: от вопросов создания и деятельности группы (или групп) интерес стал смещаться к судьбам ее (их) сотрудников. Сейчас как отечественные, так и зарубежные исследователи ставят следующие вопросы: что стало причиной перехода людей, вошедших в состав французских групп на сторону большевиков? что послужило причиной их отречения от коммунизма в дальнейшем? чем обусловлен распад французских коммунистических групп с точки зрения ее сотрудников? Это подтверждает тот факт, что в изучении данной проблемы существует историографическая лакуна.
Безусловно, зарубежным и отечественным историкам, занимавшимся изучением французских коммунистических групп, а также затронувшим в своих трудах судьбы их участников, удалось в значительной мере понять причины организации Французской коммунистической группы Москвы и осветить основные направления деятельности ее сотрудников в Москве и на Юге России. Достаточно подробно изучены судьбы и общественно-политические взгляды некоторых сотрудников групп (Ж. Лябурб, П. Паскаля, А. Гильбо). Что же касается других членов французских групп, то их судьбы и трансформация их общественно-политических взглядов на сегодняшний день в зарубежной историографии рассмотрены фрагментарно.
Кроме того, в историографии до сих пор не решен вопрос, действовала ли в России одна французская коммунистическая группа (группа Москвы), или же несколько похожих групп в разных городах. Более того, создание и активность групп в Киеве, Одессе и Петрограде практически не изучены. Наконец, оставлены без внимания судьбы многих французских активистов, а также эволюция их общественно-политических взглядов после выхода из этих групп. Ко всему прочему, обращаясь к истории французских коммунистических групп, никто в отечественной историографии не попытался предложить убедительной оценки их реального влияния на события в России. При этом характер упоминания или замалчивания тех или иных сюжетов, связанных с деятельностью французских групп и их сотрудников, напрямую зависел от складывавшейся на тот момент идейной и политической ситуации в нашей стране.
Все это предопределяет необходимость проведения фундаментального исследования, посвященного проблемам, связанным с созданием французских групп в России и задачами, поставленными перед их участниками. Особенно актуальным является изучение мотивов и причин вступления в группы каждого сотрудника и трансформация взглядов этих сотрудников после распада групп.
В целях заполнения этих лакун необходимо обращение к методам персональной и интеллектуальной истории. Это позволит через пристальное внимание к личностям участников групп реконструировать событийную канву и выявить мотивы, предопределившие решение каждого сотрудника группы примкнуть к большевикам. Подобное обращение к личностному аспекту возможно на основе новых источников, отражающих специфику и характер деятельности французских коммунистических групп и выявляющих особенности деятельности каждого их участника.
Глава 2
Центральная федерация иностранных групп при РКП(б) и создание иностранных коммунистических групп в России
Как было отмечено ранее, в 1918 г. в России руководители большевиков создали Центральную федерацию иностранных групп при РКП(б). Данная организация в 1918-1920-х гг. включала в себя группы, в которые были объединены все воодушевленные свершившейся революцией иностранцы. Прежде чем перейти к тому, как была создана Центральная федерация иностранных групп и какие группы в нее вошли, необходимо напомнить читателю, каким образом к 1918 г. в России оказалось немалое количество иностранцев.
В первую очередь, притоку иностранцев в Российскую империю поспособствовала Первая мировая война. В результате военных действий на западных территориях в глубь страны эвакуировались беженцы, которые были представлены разными категориями населения (крестьянство, рабочие, интеллигенция и т. д.). Эти беженцы были преимущественно из таких стран и регионов, как Царство Польское, Румыния, Сербия и Прибалтика. Спасаясь от войны, беженцы эмигрировали из своих стран и оседали на территории Российской империи. Кроме того, в силу продолжавшихся военных действий в глубь страны перебрасывались и многочисленные военнопленные из австро-венгерской, немецкой, турецкой и болгарской армий. Надо сказать, что именно военнопленные составляли наибольшее количество иностранцев, находящихся в 1914–1918 гг. в Российской империи. Так, отечественный исследователь Ю. И. Смирнов подсчитал, что в России количество военнопленных варьировалось от 2 до 2,4 млн человек. Все они были размещены в разных регионах страны, преимущественно в лагерях для военнопленных, число которых дошло до 400. Находившихся в этих лагерях иностранцев нередко привлекали к сельскохозяйственным, промышленным и строительным работам[112]. К тому же, на территории страны находились и воинские контингенты союзных стран, в частности сербские, французские и румынские.[113] В целом, в 1918 г. в России насчитывалось около 5 млн иностранцев[114]. Это были представители многих наций: немцы, французы, венгры, румыны, итальянцы, англичане, китайцы и корейцы (последние пребывали в качестве трудовых мигрантов).
Поскольку в данном исследовании речь идет о французах, остановимся подробнее на том, сколько именно их находилось в Российской империи. Напомню, что за пару десятилетий до рассматриваемых в книге событий был заключен Франко-русский союз (1894 г.), положивший начало длительному и плодотворному взаимодействию между странами. Складывающиеся политические, социально-экономические и культурные контакты между Францией и Российской империей оказали позитивное влияние на социальную сферу жизни русского общества и, конечно же, способствовали притоку капитала в страну. В Российскую империю активно приезжали и нередко оставались для построения жизни французские предприниматели, банкиры[115], деятели культуры и искусства и рабочие эмигранты. Этих людей в союзную страну приводили разные обстоятельства и разные цели, будь то коммерция, смена места жительства, воля судьбы или же желание познакомиться с союзной страной. Сколько именно французов оказалось таким образом в Российской империи, можно только гадать – точно установить это количество не представляется возможным, ведь многие из них могли прибывать как семьями, так и поодиночке. Однако отметим, что они оседали преимущественно в центральных городах империи, в частности в Петербурге и Москве, где занимались торговлей или развивали свои ремесла, постепенно интегрируясь в российское общество.
Кроме того, притоку французских граждан поспособствовала начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война. В этот период в Российскую империю прибывали французские военные, которые в составе ФРАМИС направлялись в союзную страну. ФРАМИС присутствовала в России в целях развития и координации межсоюзнического взаимодействия. Во французскую миссию входили многочисленные военные специалисты, инструкторы, переводчики, медицинский персонал и многие другие, число которых к концу 1917 г. достигло 1250 человек[116].
Говоря в целом об иностранцах, находившихся в России к 1918 г., необходимо подчеркнуть, что они являли собой весьма пестрое образование. Они не просто принадлежали к разным категориям населения, но и воспитывались в многообразных политических традициях, придерживались разных религиозных взглядов и обладали непохожим мировоззрением. Лишь немногие из них придерживались каких-либо определенных политических и уж тем более левых взглядов[117]. Тем не менее все они, находясь в России, стали свидетелями Февральской революции, а затем и Октябрьского переворота, когда власть в стране перешла к большевикам, которые смело и во всеуслышание заявляли о своем намерении добиться равенства всех людей, обещали предоставить каждому равный доступ и возможность распоряжаться землями, заводами и, самое главное, решительно утверждали, что положат конец ведущейся войне. Эти идеи и стремления, призывавшие к построению нового общества, обладали невероятной силой и притягивали сочувствующих иностранных интеллектуалов, политиков, деятелей культуры и представителей многих других социальных групп.
Что же касается большевиков, то они представляли всю глубину угрозы, которую эти иностранцы могут им нанести (и эти опасения, кстати, оправдались в мае-августе 1918 г. после антисоветского вооруженного восстания Чехословацкого корпуса). Стремясь канализировать сочувствующих левой идее иностранцев, руководители ЦК РКП(б) в мае 1918 г. и создали Центральную федерацию иностранных коммунистических групп при РКП(б).
Идея создания Федерации принадлежала секретарю ЦК РКП(б) Я. М. Свердлову[118]. По его замыслу эта организация должна была объединить всех сочувствующих РКП(б) иностранцев в группы по национальностям[119] и позволила бы привлекать их к деятельности в качестве активных проводников идей большевиков. Тем более что почва для этого уже была подготовлена: мятежное брожение в кругах иностранцев и военнопленных началось еще до оформления их в иностранные группы. Сказывались годы, проведенные на фронте, и общение с другими иностранцами[120]. Отголоски тех событий, которые происходили в центральных городах России в октябре 1917 г., конечно же, доносились и до тех, кто находился в других регионах страны. Все это не могло не сказаться на настроениях иностранцев. И поэтому лидеры большевиков, стремящиеся удержать власть[121], видели перспективу в организации подобного рода объединения из революционно-настроенных иностранцев для создания «армии» способных иностранных агитаторов. Это дало бы возможность однажды привнести им, по слову В. И. Ленина, «как бациллам, зараженным коммунизмом»[122], эту доктрину в родные страны[123].
Несмотря на то что иностранцы были рассредоточены по всей территории бывшей Российской империи, центром притяжения многих иностранцев после октября 1917 г. стала в первую очередь новая столица России – Москва. Именно здесь и была организована Центральная федерация иностранных групп. Она представляла собой добровольное интернациональное объединение равноправных национальных коммунистических групп при РКП(б)[124].
Здесь важно заметить, что группы, созданные при Федерации, стали не просто иностранными группами, а именно иностранными коммунистическими группами. Несмотря на то что, как заявляли сами лидеры большевиков, в стране свершилась социалистическая революция, дальнейшая перспектива заключалась в переходе к коммунизму. Все иностранные группы и были названы коммунистическими, дабы показать эту дальнейшую перспективу. И, конечно же, сотрудники таких групп становились автоматически коммунистами. Многие из них и сами считали себя коммунистами, раз являлись сотрудниками коммунистических групп. Однако отмечу, что то понимание коммунизма, которое имело место в первые годы советской власти, далеко от понимания коммунизма, которое сформируется в СССР в 1960-1970-х гг., – то представление, которое привычно нам. В 1918-1920-х гг. идеологические споры, конечно же, присутствовали как в самой РКП(б), так и среди тех, кто примкнул к ней, а именно иностранцев, среди которых нередко встречались и те, кто имел представления об учении К. Маркса и социализме. В связи с этим между иностранцами и самими большевиками существовало некоторое недопонимание того, какая идеологическая картина возникнет в перспективе. Это мы позже увидим на примере сотрудников французских групп, которые считали себя и социалистами, и коммунистами, и большевиками. В историографии, как читатель мог уже заметить, также твердо закрепились такие понятия, как «прийти в коммунизм» или «отречься от коммунизма», что в корне неверно. В связи с этим правильнее было бы говорить, что эти иностранцы не являлись коммунистами, не пришли в коммунизм, а примкнули к большевикам с их идеологическими воззрениями – примкнули к большевизму. Но важно понимать, что в тот период, в период, когда еще не завершилась Первая мировая война и только-только началась Гражданская война в России, идеологические споры и дальнейшие перспективы самой идеологии были отнюдь не на первом месте.
На тот момент все поддержавшие события октября 1917 г. видели лишь одну цель – свершение подобных революций/переворотов в других странах.
Тем не менее, образованная Центральная федерация иностранных групп, состоящая из иностранных коммунистических групп, стала подотчетным органом, подчиняясь напрямую ЦК партии[125], что позволяло держать иностранцев под прямым контролем большевиков. Подобное интернациональное объединение, нацеленное на проведение большевистской пропаганды и ставившее во главе международную солидарность, общие цели, борьбу за освобождение и социальный прогресс, делало эту организацию лишенной национальности[126], несмотря на деление на национальные группы. Однако национальный принцип деления по группам в Федерации являлся временным[127], поскольку был необходим лишь на первоначальном этапе и касался происхождения иностранцев и решения каждой из групп ее специфических национальных задач.
На этапе создания Центральная федерация иностранных групп строилась по демократическим принципам: все иностранцы пользовались теми же правами, что и члены РКП(б). Федерация имела свой президиум в составе председателя, его заместителя и секретаря[128]. Однако количество членов президиума могло быть больше, в частности в президиум Венгерской группы входило пять человек[129], что, очевидно, связано с тем, что эта группа была наиболее многочисленной. Кроме того, каждую группу в Федерации представляли по два ее члена, которых в любое время можно было поменять[130]. Первым председателем организации стал венгерский деятель коммунистического движения Бела Кун[131]. Но после его вынужденного отъезда в ноябре 1918 г. для создания в Венгрии компартии[132] этот пост занял другой из руководителей Венгерской группы РКП(б) – Э. Руднянский[133].
Объединение групп в рамках одного централизованного органа рассматривалось с точки зрения общих интересов этих групп. Они были схожи по вопросам финансирования, проведения агитационной и культурно-просветительской работы среди сограждан и им предоставлялась широкая автономия под наблюдением руководства Федерации[134]. Внутренняя жизнь иностранных групп строилась на основе устава РКП(б)[135]. Как и в любом партийном органе, в Федерации проводились собрания. Кроме того, каждая группа имела собственную печать, которая ставилась на документах, касающихся деятельности каждой иностранной группы. Встречи каждой коммунистической группы должны были проходить каждую неделю, и, судя по всему, так было до начала 1919 г.
Лидеры ЦК РКП(б) проявляли интерес к работе Федерации иностранных групп на заседаниях Оргбюро и Секретариата, где обсуждались вопросы ее деятельности. В ЦК партии утверждались решения Федерации о вступлении в ее состав новых коммунистических групп, обсуждались вопросы их политической и военной деятельности. В решении многих вопросов участвовала Е. Д. Стасова[136]. Как секретарь ЦК она присутствовала на многих заседаниях Центральной федерации иностранных групп[137], на собраниях отдельных групп, выступала на них, участвовала в обсуждении некоторых вопросов, а также уделяла внимание дисциплине среди иностранных коммунистов, подчеркивая, что строжайшая дисциплина является обязанностью всех членов групп[138]. Стремясь к дисциплине, каждая группа подготавливала ежемесячный отчет о своей деятельности, отсылая его в Федерацию, а та, в свою очередь, предоставляла ежегодный отчет в Секретариат ЦК РКП(б)[139]. В Секретариате внимательно анализировали ежегодные отчеты, тем более что организация финансировалась за счет партии в размере 230 000 руб. ежемесячно[140].
Любопытно также, что ряд иностранных групп оформился раньше, чем была создана Центральная федерация иностранных групп. Так, к моменту создания организации насчитывалось уже пять иностранных групп: Венгерская, Румынская, Немецкая, Южнославянская и Чехословацкая[141]. В связи с этим и было принято решение, что нужно объединить эти группы под эгидой одной организации. Раньше всех были созданы Венгерская (март 1918 г.), Румынская (апрель 1918 г.) и Немецкая (апрель 1918 г.) группы. Венгерская и Немецкая группы были наиболее многочисленными из иностранных групп. Так, количество членов Венгерская группы к декабрю 1918 г. достигало свыше 90 человек[142], а Немецкой – к декабрю 1919 г. – около 400 человек[143]. Осенью того же года появились Итальянская, Французская, Болгарская и Англо-американская группы. Всего за годы существования Центральной федерации иностранных групп (1918–1920 гг.) в ее состав вошло 15 иностранных групп[144]. Кроме того, деятельность иностранных групп выходила за пределы Москвы, и они имели подразделения в ряде других городов страны. Так, венгерские группы были в Астрахани, Курске, Орле, Саратове, Перми, Самаре[145]; Южнославянская группа имела свои подразделения в Самаре, Петрограде, Астрахани, Царицыне, Харькове[146]; Французские группы были в Петрограде, Киеве и Одессе.
Объединив иностранные группы в общую организацию, ЦК РКП(б) ставил для них общие задачи, которые были следующими: революционное воспитание иностранных трудящихся, вовлечение их в активную борьбу против внутренних и внешних врагов, повсеместное содействие развитию революционного движения в других странах, объединение всех иностранцев-коммунистов для борьбы с реформистами и создание Третьего коммунистического интернационала[147]. Но первостепенной задачей для всех иностранных групп, входивших в Федерацию, была активная пропаганда идей большевиков среди своих компатриотов, проживавших в России, что способствовало бы укреплению позиций большевиков в начавшейся Гражданской войне.
Пропаганда среди соотечественников велась преимущественно через издательскую деятельность. Каждая группа занималась подготовкой и изданием газет, журналов и брошюр на своем национальном языке. Исследователями выявлены 160 названий интернациональных периодических изданий, издававшихся в России в 1917–1920 гг. В частности, перу Венгерской группы принадлежало 34 издания, перу Польской группы – 38 изданий, перу немецкой группы – 31 издание, перу Финской группы – 3 издания, перу Французской группы – 6 изданий[148]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Слуцкая Л. В. Французы на службе интересов Советской России: политический аспект сотрудничества // Вышэйшая школа. 2011. № 4. С. 46.
2
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 495. Оп. 1. Д. 1.Л. 26–27.
3
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 4. Д. 104. Л. 8-10.
4
Там же. Л. 1–4.
5
РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 1. Д. 1. Л. 39; Ф. 17. Оп. 65. Д. 105. Л. 8, 13.
6
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 4. Д. 176. Л. 6, 11, 18.
7
РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 270. Д. 3062. Л. 3.
8
РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 270. Д. 6333. Л. 2; Ф. 495. Оп. 270. Д. 3062. Л. 4.
9
РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 270. Д. 5173. Л. 26–28; Ф. 495. Оп. 270. Д. 6333. Л. 4.
10
РГАСПИ. Ф. 517. Оп. 1. Д. 4.
11
РГАСПИ. Ф. 495. Опись 270 содержит дела ряда французских коммунистов.
12
РГАСПИ. Ф. 502. Оп. 1. Д. 1-24.
13
Беспалова К. А. Проблема реституции Центрального государственного Особого архива // Документ. Архив. История. Современность. Материалы VI международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2–3 декабря, 2016. С. 125–127.
14
Service historique de la Défense/T (SHD/T). 7 NN 2013.
15
SHD/T. 7 NN2191.
16
SHD/T. 7 NN 3088.
17
Отчет о поведении лейтенанта Паскаля в период с 2 октября 1918 по 4 февраля 1919r.//SHD/T. 7NN2013.
18
Телеграмма Франше д’Эспере от 2 мая 1919 г.// SHD/T. 7 NN 2013.
19
III-me International. Organe de la Section Française du Parti Communiste (Bolchevik) Russe. 1 mars 1919 r.
20
Le Drapeau Rouge. Revue hebdomadaire du groupe communiste français de Kiev. 12 avril 1919.
21
Le Communiste. 15 février 1919.
22
Коммунистический интернационал. 1920. № 9.
23
Sadoul J. Vivé la République Soviets! M., 1918. 72p.
24
Sadoul J. Naissance de l’U.R.S.S: de la nuit féodale à l’aube socialiste. Paris, 1946. 429 p.
25
Marchand R. Pourquoi je me suis rallié à la formule de la revolution sociale. Petrograd, 1919. 80 p.
26
Guilbeaux H. Le portrait authentique de Vladimir Ilitch Lénine. Paris, 1924. 167 p.
27
Body M. Un piano en bouleau de Carelie. Mes années de Russie 1917–1927. Paris, 1981. 320p.;7Wy7U. Au cœur de la Révolution: mes années de Russie 1917–1927. Paris, 2003. 303 p.
28
Body M. Les Groupes communistes français de Russie (1918–1922). Paris, 2015. 102 p.
29
Pascal P. Mon journal de Russie: à la mission militaire française. 1916–1918. Lauzanne, 1975. 358 p.; Idem. En communisme. Mon journal de Russie. 1918–1921. Lausanne, 1977. 226 p.; Idem. Mon état d’ame. Mon journal de Russie. T. 3: 1922–1926. Lausanne, 1982. 239 p.; Idem. Russie 1927. Mon journal de Russie. Tome quatrième: 1927. Lausanne, 1982. 294 p.
30
Sadoul Y. Tels qu’en mon souvenir. Paris, 1978. 256 p.
31
Guilbeaux H. Du Kremlin au Cherche-midi. Paris, 1933. 270 p.
32
Балабанова A. Моя жизнь – борьба. Мемуары русской социалистки. 1897–1938. М., 2007. 335 с.
33
Садулъ Ж. Записки о большевистской революции. 1917–1918. М., 1990. 400 с.
34
Садуль – Лонге от 25 ноября 1918 г. (Москва) // SHD/T 7 NN 2013; Письмо товарища Садуля товарищу Лорио от 7 ноября 1919 г. (Москва) // SHD/T. 7 NN 2013.
35
«Французские солдаты!» – провозглашение Садуля // SHD/T. 7 NN 2013.
36
РГАСПИ. Ф. 517. Оп. 1. Д. 4. Л. 23; Обращение Ж. Садуля к французским рабочим//SHD/T. 7 NN 2013.