Вопрос: Когда ребенок рождается в православной семье – это одно. А если родители (или крёстные) ребенка воцерковились, когда ему уже было лет семь-восемь? Как ввести его в Церковь? С чего начать?
Отец Андрей: Думаю, с личной домашней молитвы. Пусть ребенок молится дома и вместе с матерью, и сам, используя самые простые молитвы плюс то, что на сердце, – в таком возрасте у детей уже есть и страхи, и желания, и надежды. Нужно постараться привить ребенку опыт личного молитвенного обращения к Богу. Нужна детская христианская литература в меру детского понимания, жития святых. На службу приходить во второй ее половине, начиная с «Верую».
Вопрос: Как объяснить ребенку, что такое покаяние?
Отец Андрей: Только отталкиваясь от его опыта внутреннего дискомфорта, если он, скажем, совершил проступок, от которого на душе кошки скребут. Самое время объяснить, что в таком случае надо просить у Бога прощения, и тогда душа успокаивается.
Вопрос: Правда ли, что знакомство с духовной литературой начинать лучше с житий святых, а не с изучения Библии?
Отец Андрей: Пожалуй, да. Ведь человеку всегда интересны драматические сюжетные линии, судьбы персонажей. Особенно интересны детям жития святых, например, где речь идет о святых и о животных (преподобный Серафим Саровский с медведем, преподобный Герасим Иорданский со львом). Выбирать для чтения нужно то, что согревает и умиляет, открывает окно в новый мир.
Библия нужна адаптированная, детская, но читать ее нужно рядом с умным взрослым человеком. Даже Библия для самых маленьких вмещает труднодоступные ребенку моменты – например, творение мира из ничего.
Вопрос: Есть мнение, что если ребенка регулярно причащать и водить в храм, всё остальное само приложится.
Отец Андрей: Начинать воспитание нужно с вечных нравственных ценностей, которые послужат фундаментом и для дальнейшей христианской жизни. Причастие, душеполезное чтение – это очень хорошо, но этим не исцеляется гнилой фундамент. Если при строительстве моста в расчетах допущена ошибка, то потом ни вагонами бетона, ни количеством металлических конструкций положения не исправишь.
Господь от нас не скрывается. Он так же близок к человеку, как и всегда. У нас же есть разум, которым современное человечество так кичится (мы так активно познаем мир, путешествуем, изобретаем), и мы обязаны докапываться до истинных, корневых смыслов. В этом – суть. Я убежден, что нам нужно вернуться к воспитанию в детях основных качеств, которыми должны обладать настоящий мужчина и настоящая женщина до брака и в браке. И обращаться тут нужно не только к опыту веры, но и к опыту прошлых поколений, к опыту здравого смысла, к пониманию сути человека.
Болезни детей: почему? За что? Где Бог?
Трудноватая тема у нас с вами. Звучит она так: «Почему болеют дети?» В вопросе слышен голос некоего упрека, недоумения взрослого человека. Дескать, мы, взрослые, ладно, мы грешны, потому болеем, но дети, мол, за что? Дети, мол, зачем? Эти слова имеют давнишнее происхождение. Иван Карамазов (из романа Достоевского «Братья Карамазовы») слезинку ребенка выставлял в формальный повод «вернуть Богу билетик»: он был поражен тем, что дети, мол, страдают, а Бог видит. Как же так, мол? Так вот, этот вопрос и теоретический, и практический. Но он насколько трудный, настолько же и нетрудный, потому что от грешного святое не родится, и дети рождены от смертных родителей, от родителей, пораженных грехом. Дети смертны. Страшно сказать, но они смертны. И болезни, как вестники смерти, проявляются в них тоже. Причем проявляются раньше, чем положено. Мы сейчас часто наблюдаем, что дети болеют раком, например. Раньше мы не считали, что такое возможно, потому что рак проявляет себя уже в старшем возрасте, людей съедает. А здесь – маленькие дети, и уже такие тяжкие заболевания. Очевидно, речь идет о том, что человечество стареет в целом. Стареет, накапливает греховную энергию, болезненный потенциал и не может не передавать это своему потомству. Конечно, это наши дети… А мы-то кто? То есть мы понимаем, что мы грешны, больны и обречены на расставание с этим миром рано или поздно. То есть христианское отношение к миру требует мужества и просвещенного ума: будет смерть, будет воскресение. Спутник греха, такой налог греха – это смерть, а вестники смерти – это болезни. Родившееся от смертного, то есть дети, тоже смертно. И весь рецепт заключается в очень простых вещах: грешить бы поменьше. Если поменьше грешить и побольше направлять свои усилия на поиск правды Божией, как сказано: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Очевидно, приложится и радость, и энергия, и здоровье, и сила, и многое-многое другое. Но поскольку мы ищем всего чего хочешь, кроме Царствия Божиего, поэтому напоминает нам о себе грозная реальность тем, что ускользает из рук благоденствие, и грозными тучами собираются над человечеством разные беды, в том числе и болезни. Люди становятся всё дохлее и дохлее.
Техническая цивилизация, цивилизация западного образца, достойна восхищения, потому что это плод великого ума. Она была создана для того, чтобы покорить природу человеку и обеспечить его комфорт. Эти цели достигнуты. Природа покорена, и комфорт достигнут. Однако достигнутый комфорт и покоренная природа отомстили человеку тем, что он стал слабым, болезненным, истеричным, нервным, склонным к патологиям, разболтанным, никудышным. То есть он сегодня уже не повторит ничего из того, что было совершаемо человечеством раньше. Потому что его телесные и душевные силы подрублены под корень. Это не может не отражаться на детях.
К тому же мы должны понимать, что дети в современном мире часто являются идолами. Не знаю, поймет ли меня читатель и оценит ли по достоинству сказанное мною. Поймите, есть Бог Истинный, Бог Живой и Истинный, Ему нужно служить, Ему нужно поклоняться. Если человек не поклоняется Богу Живому и Истинному, все равно он поклоняется кому-то и чему-то. Певцу, актеру, прогрессу, цивилизации, науке, технике, кому-то еще. Но если для этого мозгов не хватает, чтоб какие-то абстракции строить, то поклоняются люди, как правило, чему-то конкретному, близкому и родному – детям. То есть люди, не знающие Бога, желающие служить кому-то и поклоняться кому-то, поклоняются плоду своего чрева, превращая детей в домашних богов, в домашних идолов. Понимаете? А идолов Бог сокрушает. То есть дети наши сокрушаемы, как идолы, ранними болезнями, ранними слабостями, своей никчемностью, никудышностью. Эти ранние наркоманы, развратники и так далее и так далее. Это всё плоды того, что детям усвоена функция, им не свойственная. Они – домашние боги, им служат. То есть не учат их служить тем, кто родил их, а им служат. И они превращаются в маленьких демонов, еще не умея толком разговаривать. Еще пуская сопли и шепелявя по возрасту, они уже учатся понимать себя как богов и хозяев. Поверьте мне, кто чрезмерно любит своих детей, превращает их в идолов, – идолы достойны сокрушения. То есть именно эти идолы будут сокрушаться, к вящей боли того, кто превратил своих детей, собственно, в истуканов и кумиров.
Поэтому к детям нужно иметь правильное отношение. Они не боги, они – подарок. За этот подарок Бог спросит. Как ты воспитал его? Они наши дети, поэтому что-то скрытое в нас проявляется в них. Человек ведь очень мало живет – тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят лет. Это пшик, какой-то котячий чих. И многое, скрытое в нас, не проявившееся в нас, проявляется в них. Это касается талантов, способностей, дарований, а также болезней, немощи, греховной склонности и прочего. Мы часто видим в них себя самих в развитии.
Поэтому, конечно, вместо того, чтобы обвинять Господа в том, что Он нас не любит, стоит задуматься о том, как мы, собственно, живем. Есть несколько простейших рецептов здорового образа жизни и возможного избегания болезней: воздержанно ешь, мало пей – здоров будешь. Употреби труд, храни мерность – богат будешь. То есть нужно больше трудиться, меньше с собой носиться, как курица с яйцом. Меньше тешить и нежить себя, меньше гоняться за удовольствиями. Не убегать от сложностей, а идти навстречу им. Знать, что впереди смерть. Неизбежная реальность, которая не страшна, поскольку Христос вошел в нее раньше нас и победил ее воскресением, то есть Он воскрес. То есть в смерти тоже есть Христос. До пришествия Христа в мир Его в смерти не было, с пришествием в мир Христа Он есть и в смерти тоже. Мы с Христом в смертном опыте не разлучимся и воскреснем вместе с Ним и в Нем. Вот этот довольно жесткий, немного такой стоический мудрый взгляд на жизнь дает нам Евангелие.
Не надо удивляться тому, что мир болеет. Он не просто болеет, он гниет. Если бы мы имели духовный взгляд на окружающий мир, то с удивлением бы заметили, что он страшнее, чем те зомби, восставшие из ада, которые показываются в западных ужастиках, когда по улицам ходят ничего не понимающие люди, у которых отваливаются фаланги пальцев или руки-ноги, они гниют заживо. Люди именно так и гниют на самом деле, в этом нет удивления. Поэтому удивляться, что мы болеем, не приходится. Мы не можем никуда деться от этих болезней, они будут только умножаться при нынешнем нашем подходе к повседневной жизни.
Другое дело, что нужно это менять. Менять отношение к жизни, менять отношение к детям, к себе, к вечности, к времени, к труду, к еде, к здоровью, к болезням. Нужно стараться и учиться во всем видеть Господа. И ни в чем не обвинять Создателя. Создатель ни в чем не виноват. Его нужно благодарить. Как говорит премудрый Соломон, во дни благоденствия нужно благодарить, во дни печали – размышлять (ср. Еккл. 7, 14). И то и другое Бог создал для того, чтобы человек упражнялся в этих двух вещах.
Обезопасьте себя от будущих болезней стоической строгостью жизни, разумным воздержанием, довольством малым, некоторой самодисциплиной и правильным отношением ко всему, что вас окружает: к себе, к старшим, к младшим, к жизни, к болезни, к еде, к смерти. Потрудитесь заранее запастись правильными мыслями, потому что именно вооруженный мыслями человек не ломается в искушениях. А человек пустой в искушениях приходит в полных раздрай, находится в смятенных чувствах, он не знает, что происходит. То есть, вооружившись правильными мыслями, нужно отойти от греха. Тогда все потихонечку встанет на место.
Ну а дети, конечно, болеют из-за нас. Если мы сами ничего не понимаем, то, по крайней мере, начнем плакать и исправляться, когда болеют те, кого мы больше всех любим. Это тоже такой воспитательный бич, который заставляет нас становиться на колени перед Создателем. Лучше, конечно, без болезней. Лучше без этого. Поэтому обратитесь к Богу, посвятите свою жизнь Богу. Дай Бог, чтобы слова наши не были сказаны впустую.
Научить детей трем вещам
Мне бы хотелось сказать несколько слов в честь Рождества и святого праведного Иосифа Обручника. Мне кажется, что это очень важно для нашей исковерканной и неправильной жизни. Прошу вас вдуматься в то, что во дни своего земного жития маленький Иисус был обычным Младенцем, кроме только что греха, Он был Дитем. Глядя на дите, можно представлять, каким Младенцем был Господь Иисус Христос. Он был обычным Ребенком и прожил все Свое младенчество, отрочество, юношество в этом худом Назарете, ничем великим не отличавшемся. И никто не видел в Нем ничего особенного. То есть Он сумел утаить Свою святость, Свою неотмирность, Свою небесность под покровом обычного детства, обычного отрочества, обычной юности. Никто не мог, глянув на Иисуса, сказать: «Вот этот Ребенок – Мессия. Этот Подросток, этот Юноша, этот Мальчик – Мессия». Никто даже позволить себе подумать такого не мог, потому что Он ничем не выделялся. И потом, когда Он проповедовал в назаретской синагоге, являлся между теми, кто Его знал, то те, кто Его знал, удивлялись: откуда у Него это? Эта сила, эти знамения, эти чудеса деются о Нем. Мы же знаем Его родню – вот Иосиф, вот Мария, вот братья Его: Иаков, Иосиф, Симон, Иуда, сестры Его между нами. Откуда все это у Него? То есть Он сумел прожить таким образом, чтобы никто даже и намека не имел на Его сыновство по отношению к Богу Отцу, что Он – Сын Божий.
Это очень важно понять для любого человека, потому что утаить дары очень тяжело. Если у человека происходит что-нибудь очень важное, представьте, что вы в лотерею выиграли, скажем, «мерседес», – у вас будет на лице написано столько счастья, что все видящие вас не смогут удержаться от вопроса: «А что ты такой счастливый?» А вы не сможете сдержать во рту свою радость и всем расскажете. Позвоните, расскажете всем, накроете стол, гостей позовете. Хотя, в принципе, «мерседес» – это просто железо на четырех колесах, и ничего в нем великого нет. Как вообще нет ничего великого в любом механизме. Они есть, но в них нет ничего великого.
И вообще, люди не умеют утаивать – свои успехи, дары, свое горе утаивать не умеют. Горе по ним видно, что горе. В радости по ним видно, что у них радость. А быть ровным и спокойным и хранить от людей внутреннее свое сокровище люди, как правило, не умеют. Хорошо бы этому потихонечку научиться. Понимаете, когда вам очень хорошо, то многим, глядящим на вас, очень нехорошо. Мучает же людей чужой успех. То есть ты вольно или невольно мучаешь людей своим успехом. Как, ты в успехе, а они нет. И наоборот, например, когда тебе нехорошо, то ты радуешь невольно людей, потому что многим будет хорошо, когда тебе нехорошо. Чтобы никого не задевать, никого не ранить своим внутренним состоянием, этому надо учиться.
Иисус Христос имел в Себе все дары благодати, как говорит апостол Павел в Послании к Колоссянам: в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). То есть телесно Он был полон Божества. Все Божество, которое было возможно во плоти, было в Иисусе. При этом Он был настолько простой, что никто Его не мог расшифровать как маленького Мессию. Ни в детстве, ни в отрочестве, ни в юности. Аж до крещения Иоаннова, аж до выхода на проповедь, аж до первых чудес, аж до изгнания бесов, хождения по водам и прочее, прочее. Никто не знал, что это – Мессия. Никак Он не проявил Себя, понимаете?
К чему я это говорю? К тому, что этот смиренный Иисус из Назарета имеет Своим Отцом Бога, а на земле, когда Он был маленьким и потом уже подросшим, отроком, юношей, потом молодым мужчиной, Он называл папой святого Иосифа Обручника. То есть Иосиф – это человек, который удостоился имени «папа» из уст Иисуса Христа. Христос называл его папой. У еврейского мужчины по закону Божиему есть три важных занятия: научить ребенка читать, научить его молиться, передать ему свое ремесло. Читать имеется в виду не газеты, конечно же, и не справочники телефонные, а Библию, читать закон, завет Божий, поучаться в законе Господнем. Так вот, молиться, чтить святыню, в храм Божий приходить должен отец его научить. И должен передать ему свое ремесло. Как правило, если папа кожевенник, то и сын кожевенник; если папа ювелир, то и сын ювелир; папа аптекарь – сын аптекарь; папа каменщик – сын каменщик, папа военный – сын военный. Это довольно естественные вещи. Бывают, конечно, исключения всякие. Мы, свободные люди, дорожим своей свободой, бережем ее, хвалимся ею, что я куда хочу, туда пойду. Но, в принципе, очень долгие столетия в любых народах, везде, на западе, востоке, севере и юге, папа делает это – и я это буду делать. Папа священник – и я возле него с малых лет. Он постарел – я возмужал, он уже не может служить, я буду служить – я становлюсь священником. Папа – дальнобойщик, водитель, таксист, и я возле него с машинами, с гайками, в солидоле, кручусь с ним с самого детства, и потом я сел за руль. Это совершенно естественная вещь.
У мужчины есть три священные задачи, которые всем были понятны всегда. Сейчас не очень понятны. Раньше понимали очень просто. Нужно научить ребенка читать священные книги (надо самому их читать, конечно), молиться Богу (надо и самому молиться Богу) и передать ему какое-то ремесло, профессию. Это было понятно и язычникам. Самые древние законы написаны, это законы царя Хаммурапи. Позже был такой свод законов Солóна в Греции. Солон был законодатель. Он говорил примерно такие вещи: если отец не научил ребенка никакому ремеслу… Ты можешь сам не уметь, скажем, плести корзины, но ты можешь заплатить какому-нибудь мастеру, отдать сына в науку, и сын научится плести корзины у мастера. Потом ты постарел, ослабел и уже не можешь кормить семью, а у сына есть ремесло, он уже что-то может делать. Нужно об этом думать заранее. То есть нужно дать ребенку работу. Например, научить человека иностранному языку. Пусть ваша дочь или сын под вашим руководством за ваши деньги у репетиторов выучит, например, китайский язык. Не английский, это гораздо легче и менее нужно, а китайский. Зачем? Он кусок хлеба будет иметь всегда. На какой-нибудь фирме переводчиком устроится, чем бы фирма ни занималась. Фирма будет делать поезда, железнодорожные вагоны, будет запускать в космос ракеты, компьютеры клепать, тапочки шить, а ты будешь переводчиком. Ты будешь всегда с куском хлеба, потому что это редкая профессия. Либо голова, либо руки должны что-то делать уметь. Научи его электронике, химии, физике, медицине, чему хочешь. Если ты этого не сделаешь, в старости ты будешь у него просить хлеба или воды, он тебе не даст, и ты будешь жаловаться старейшинам города, судьям. Скажешь: «Мой сын меня не кормит». Они спросит тебя: «А ты научил его ремеслу?» Ты скажешь: «Нет». – «Он имеет право тебя не кормить». Это законы Солона. Отец, не научивший ребенка ничему, не имеет права кормиться хлебом в его доме в старости.
Прошу понять простейшую вещь. В древности пенсий не было. Сейчас пенсии маленькие. Все жалуются: пенсия маленькая, пенсия маленькая. Маленькая, но пенсия есть. Не было пенсий раньше. Люди жили тысячами, тысячами, тысячами лет – пенсии никогда не было. Никогда и нигде. Кто кормил старика, который не может ни копать, ни вязать, ни плести, ни сеять, ни жать, ни рыбу ловить? Кто его мог кормить? Тот, кого он родил и воспитал. Если ты никого не родил – зубы на полку. Если ты родил, но воспитал так, что он тебя не кормит, ты виноват. Всё. Ты воспитал дармоеда, трутня, никудышного человека. Ты виноват. Это простейшая, интереснейшая идея, понимаете? Наши дети должны будут нас кормить. Пенсии, слава Богу, есть. Маленькие, большие. Благодарите Бога, что они вообще есть. А ну-ка представьте себе, что ваши дети будут вас кормить. Что всё, от трусов, извиняюсь, до зубной пасты, они вам будут покупать и каждый кусок хлеба будут вам давать. Чтобы они вас не попрекали, а сказали: «На, мамочка, тебе лучший кусочек. Папочка, тебе лучшее, ты меня воспитал, я тебя благодарю, я тебя люблю».
Кто из вас имеет таких детей? Многие могут похвалиться? Нельзя жаловаться ни на что. Потому что, если к нам включить полный режим строгости, по старым законам – «пусть тебя кормят дети» – тут бы одни кости лежали. Потому что дети в подавляющем большинстве кормить не будут. Дом престарелых вас будет кормить в лучшем случае. А там медсестра будет холодную манную кашу совать тебе в беззубый рот без всякой любви. А почему она должна тебя любить? За маленькую зарплату?
Так вот, поймите простые вещи. Мы должны научить детей трем вещам: читать священные книги, молиться Богу (знать Бога, молиться Ему, разговаривать с Ним) и работать, трудиться.
Вот эти три вещи делал по отношению к Иисусу Христу святой праведный Иосиф Обручник. Представляете, какой великий человек? Он учил Христа читать. Христос – это Дарователь закона, Он дал закон. Потом Он родился от Девы Марии, стал Ребенком, и Иосиф учил Иисуса читать: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста… (Быт. 1, 1–2) и так далее. «Не убий», «не укради» – это все Иосиф читал с Иисусом, учил Его читать. Учил Его молиться. Брал Его за ручку и ходил с Ним в храм. Каждый мужчина в еврейском народе (про женщин не сказано) три раза в год должен был явиться пред лицо Божие в Иерусалимский храм. Храм только один. Народ живет на земле. Кто из вас был в Израиле, понимает, что есть на севере Ливанские горы, Мертвое море, южнее – озеро Генисаретское, побережье Финикийское, там то, там се, ниже – Египет. Это все Палестина. А есть Иерусалим. Так в этот Иерушалаим нужно было три раза в год ходить каждому мужчине. Не важно, где ты живешь. Явись трижды пред лицо Божие. Это целое путешествие. Оно занимало два дня туда, два дня обратно, два дня там. Можно было неделю так провести. То есть три недели в году – пожалуйста, иди. Святой праведный Иосиф брал маленького Иисуса за ручку и водил Его в дом Отца Небесного, в тот дом, который Иисусу принадлежит. И по дороге они шли и рассуждали про закон Божий. А потом, когда возвращались домой, Иосиф учил Христа работать.
Прошу вас еще раз задуматься над тем, что Иисус Христос имел мозолистые руки. До тех пор, как гвозди были забиты в руки Иисуса Христа, Его руки имели мозоли. Это не были руки человека холеного, изнеженного. Перстней у Него не было, ногти не были крашены, ручки не были беленькие. Такие, чтобы пять пальчиков указательных, как у некоторых, любящих приказывать и ничего не умеющих делать. У Иисуса были руки рабочего человека. Чем работает плотник? Рубанок как был еще во времена царя Гороха, так до сего дня и остался. Такой же рубанок. Если найти рубанок, например, на раскопках Финикии и сравнить с сегодняшним рубанком, то будет один и тот же рубанок. Топор – он и в Африке топор. Топор, рубанок, пила, долото, циркуль, отвес, карандаш, линейка, чтобы отмерить, – это всё рабочие инструменты любого плотника.
Посмотрите на руки плотников. Они твердые, как подошвы кирзового сапога, на них мозоли серьезные. Они резанные во многих местах, потому что нет-нет да и резанешь себя каким-нибудь инструментом, и кровь потечет, и ноготь сорвешь и будешь перематывать бинтом. Может быть, такие руки были и у Иисуса, потому что Он вполне серьезно с четырнадцати до тридцати лет, это шестнадцать лет трудового стажа, проработал плотником и зарабатывал хлеб для Себя и Своей Мамы. Он знал, что такое попотеть на работе, когда тебе пот заливает глаза. Он знал, что такое, когда утром просыпаешься, спина болит, мышцы болят. Потому что поди намашись. Вы видели толстых плотников? Я не видел. Они поджарые все, потому что работают. Это лучше всякой гимнастики. Вот таким был Христос. Представляете? Он был работяга, настоящий работяга. А еще больший работяга был святой праведный Иосиф. И он научил Христа работать, молиться и читать. Это то, что должен делать каждый мужчина в своей жизни: работать, молиться и читать. И научить этому детей, которых он родил.
Есть достоверный слух о том, что… Я не подтверждаю его научными работами, цитатами и точной статистикой, но прошу вас принять как общую информацию к сведению. Считается, что если религиозным истинам учит человека женщина, усвояемость – десять процентов, может быть, пятнадцать. А если мужчина – усвояемость восемьдесят, восемьдесят пять, девяносто процентов. Ста не бывает. В семь-восемь раз взлетает усвояемость религиозных истин, когда человека учит мужчина.
Почему нет женщин-священников? Матушек, мамочек, красавиц, королев? Почему? На кухне она командир. Там надо замолчать и слушаться ее во всем. Еще в некоторых вещах жена умнее всех. Она совершенно безошибочно указывает мужу, с кем ему работать, с кем не работать, с кем дружить, с кем не дружить, куда поехать летом и как спланировать бюджет, чтобы на зиму хватило всем на сапоги, а летом можно было отдохнуть. Здесь она – королева, и нужно отдать ей эту королевскую корону.
Но почему священником не может быть женщина? Ну просто не может она быть священником. Она просто не может ни исповедовать, ни проповедовать, ни литургисать. Не может. Такова ее природа, у нее другое священство. Ее священство – быть мамой, молиться о детях. А вот учить она не умеет. Женщина может учить только младенцев и женщин. А всех учить должен мужчина. И сегодня мы страдаем оттого, что у нашего православия женское лицо. У нас все учителя – дамы, барышни. Все барышни любят учить и не любят учиться. «Антон Павлович Чехов однажды заметил, что умный любит учиться, а дурак – учить» – есть такая песня у Булата Окуджавы. Все любят учить всех, только не всем дано. «Братия, не многие делайтесь учителями» (см. Иак. 3, 1). Мужчины наши самоустранились от учительства, но именно они должны быть учителями веры. Куда ни зайдешь – женщины командуют, рассказывают, как делать это, как то, как сё. И даже если мы хотим что-то узнать, мы спрашиваем у женщин: за свечным ящиком, у подсвечника («Матушка, а как?..»), у регента, у бабушки, у жены священника, у старостихи. Мы даже с мужиками мало советуемся, потому что считаем, что верующие – только женщины, только они в церковь ходят.