Невольно в голову пришли музыка и слова песни и Батура тихо запел. ─ Чёрный ворон, чёрный ворон, что ж ты вьёшься надо мной!
Пока он пел, ветер быстро расправился с чёрно-серыми облаками, из которых состоял привидевшийся ему образ. Настроение и без того плохое, стало ещё хуже.
Чтобы как-то избавить себя от привидевшегося ему Чёрного Ворона из облаков, он привстал и осмотрелся: с горы, на которой они с конём стояли, было не очень хорошо видно само городище Никольевка, но запах дыма он ощутил сразу же.
Мысли же всё крутились и крутились вокруг навязанного образа, не давая покоя Батуре.
─ Война!? ─ вдруг, как молния ударила чёрная мысль, освобождая его от всего. ─ Неужели снова набег хазаров? Или что-то другое?
Но ответить самому себе на этот не простой вопрос не дал простой петух, который должен был громко закукарекать, извещая его и всех остальных в городище, что начинается новый трудовой день. Разом ему должны были откликнуться ещё несколько горластых петухов.
Но резко переключить мысли Батуры на трудовой лад оказалось невозможно.
Солнышко, проснувшись в этот раз не по петушиному требованию, выпустило несколько лучей и перекрасило небо в голубоватый цвет, извещая Батуру, что оно встаёт, да и людям пора сделать то же самое.
Словно поддерживая его беспокойство, он не услышал звуков той неугомонной команды, которая должна была проснуться утром в Никольевке, и это ещё больше насторожило Батуру.
Обычно в это время кое-где слышался рёв коров, требующих освободить их от накопившегося молока и отправить на луга к любимой травке. Где-то поддержали их козы. И громыхание ведер женщин у колодцев.
Однако появившийся край солнышка над лесом окончательно убедил Батуру, что рабочий день начался, а Никольевка почему-то вымерла!
Спрыгнув со своего боевого коня, он подошёл к четырёхметровому тыну из брёвен, поставленных вверх остро отёсанными концами.
─ Да-а-а. ─ тихо произнёс он, обдирая ногтями состарившуюся поверхность тына. ─ Надо менять. А князю Рязанскому на это наплевать! Скотина, даже денег на эти работы не даёт!
─ Всё правильно: и по плану в этом году мы должны были заменить большую часть состарившихся деревьев тына. ─ заметил внутренний голос, проснувшийся в нём вместе с солнышком. ─ А то гляди и враг пожалует! Да и не только ремонт тына надо делать!
Батура подошёл к лестнице и поднялся на наблюдательную вышку городища, с которой хорошо просматривался брод через реку, а также всё городище.
─ Здоров будь, охранник Большата! ─ обычно здоровался он с высоким и крепким молодым парнем, дежурившим всю ночь на вышке, и протягивал ему руку для пожатия.
─ Здоров будь и ты, старшина Батура! ─ отвечал тот, улыбаясь и приложив руку к шлему, и тут же докладывал, не дожидаясь вопроса контролёра князя артанского. ─ За время моего дежурства никаких происшествий не случилось!
─ Хорошо, Большата. ─ кивнув ему головой, задумчиво спрашивал Батура. ─ Ты ничего странного не заметил на той стороне реки?
─ Ну, разок вчера вечером появлялся какой-то молодец на коне. ─ прищурившись, задумчиво произносил Большата и тут же мотал головой. ─ Но, покрутившись пару раз, развернулся и ускакал прочь!
─ А оружия? Или что-то подозрительного не заметил у него?
─ Да нет. ─ Большата, сжав губы, ухмылялся, и положил руку на лук со стрелами. ─ Ничего такого у него не заметил!
─ Думаешь, это хазары на разведку кого-то выслали? ─ не удерживался со своим вопросом Батура и покачал головой вверх-вниз, подтверждая свои опасения. Обычно Большата это движение воспринимал как ободрение его работой и тоже кивал головой. ─ Но в этот раз и охранника не было!
Меж тем взгляд Батуры прошёлся по всему периметру тына, невольно отмечая какие-то неполадки в его состоянии.
─ Да, тын тоже надо ремонтировать! ─ согласился с его мыслями внутренний голос. ─ Даже несмотря на то, что денег на это не дают!
Батура вздохнул и начал критически осматривать все остальные постройки городища.
─ Ну, с жильём у нас всё вроде бы в порядке. ─ отметил внутренний голос после того, как взгляд Батуры упал на несколько длинных домов с двускатной крышей, частично утонувших в земле. – И с кухней. Ишь, совсем недавно люди ходили на колодец за водой!
─ И с конюшней. Да и со скотным двором. ─ откликнулся внутренний голос, на то, что люди городища не шли к животным, за которыми ухаживали. ─ Как видишь, никого из наших нет в городище!
Батура согласно покачал головой, нахмурясь, но, представив, как с песнями дружно шли женщины на скотный двор, где их ждали коровы, козы, овцы, гуси, куры и утки, даже улыбнулся.
И тут же представил, как мужики, молча пожимая друг другу руки, кто-то в составе группы, а кто-то и поодиночке, шли к конюшне и скотному двору.
─ А вот с кузней что-то у нас не то. ─ произнёс внутренний голос. ─ Ни людей, ни дымка почему-то нет!
Батура вздохнул: с кузнецами и ремонтниками у них возникла проблема – большинство из них уехало в Рязань искать работу.
─ До чего же наш народ довела эта эпоха Лисы! ─ возмутился Батура. ─ Половина эпохи Лисы прошло, а становится всё хуже и хуже!
─ А чего ты хотел? ─ внутренний голос его не жалел. ─ Тебя же волхвы предупреждали: нас в эту эпоху ждёт ложь, обман, воровство, несправедливость! Её символом является крест. Люди за деньги будут готовы продать даже родственную душу! А войны? Их будет множество!
─ И сколько же ждать нашему народу? ─ голос Батуры дрожал, так как он знал, что ответит ему внутренний голос.
─ Эпоха Лисы длится 2160 лет. ─ жёстко произнёс внутренний голос. ─ Именно с этого времени её окончания и начинаются светлые времена. Ты что забыл предсказание нашего последнего волхва и твоего деда? Он ведь ясно сказал: и тогда наступает время великих перемен, так как ось Земли поворачивается ближе к центру галактики. Ждём рассвет – это начало эпохи Волка через 2160 лет, под покровительством Бога Велеса – на очищение Земли от скверны уйдет около 144 лет.
Взгляд Батуры упал на то место, на которое, обычно, ходили старушки к самой таинственной части за пределами городища.
─ Не нравятся мне эти танцующие деревья, что растут возле идола Перуна! ─ произнёс внутренний голос, не скрывая своего раздражения по поводу старушек. ─ Лучше бы за своими внуками и внучками следили, чем заниматься молитвенным делом!
─ Ты неправ! ─ тихо произнёс Батура
─ Я, конечно, понимаю. ─ начал выкручиваться внутренний голос. ─ Ты это место почему-то любишь. Но, согласись, оно какое-то уж очень странное: перед горой и вокруг неё растёт несколько сотен деревьев, у которых все стволы искривлены так, что диву даёшься! Как будто танцуют. А ещё перед ними идол Перуна, которого заставил Рязанский князь поставить много лет назад. Ведь согласись, все мы молимся богу Роду и благодарим его за то, что он нас не забывает, даёт пищу и питьё, а не Перуну!
Батура опять кивнул головой и начал спускаться с вышки, а в голове только и вертелось. ─ Куда все подевались?
Обойдя все дома и зайдя в них, ни людей, ни скота, ни инструмента он не обнаружил – Вокруг было одно пепелище.
2.
Там же
Ноги сами невольно вывели его на берег реки через задние ворота, в которые обычно то и дело выходили женщины или дети, выводя на луга свою скотину и привязывая их к колу верёвкой.
Батура в свои тридцать семь лет легко сел на берегу Великой Вороны рядом с идолом Перуна, уставившись в какую-то точку на воде, которая, поблескивая искорками, бежала своим путём.
─ А, может, они вернулись назад, в страну наших предков? ─ неожиданная мысль тут же сделала голубым посеревшее небо и солнышко взошло над рекой, успокаивая Батуру. ─ Как она называлась тогда? Тоже княжество Рязанское?
Он и не заметил, как воспоминания захлестнули его разум.
851 год. Ему 8 лет.
Хилый и тщедушный Батура, вечно больной и недовольный своей судьбой, в красной льняной косоворотке вышел на берег реки, где несколько мальчишек разного возраста и две девушки, среди которых была и сестра его друга, слушали рассказы его деда Бронислава о том, как жили их предки много лет назад.
Батура сел на землю с самого края недалеко от тропинки, по которой спустился к реке. Оглядев всех слушателей деда, которого все в деревне звали «Батя», он тут же заметил несколько девушек и сестру друга, которая была на три года его младше, а самого друга – Огнедара – на четыре. Кивнув ей головой, на которую была надета льняная шапка, он прислушался к тому, о чём рассказывал дед.
─ Батя, а я так и не понял, что же было главным у наших далёких предков? ─ вдруг спросил мальчишка примерно одного с Батурой возраста и роста.
─ В основе культуры наших далёких предков были понятия добра и блага. ─ начал объяснять, улыбаясь и теребя свою седую бороду, Бронислав. ─ Дело в том, что каждый из них должен был своим поведением и поступками нести добро и благо своему роду – племени, а, значит, быть полезным для всех.
Он посмотрел снова на задавшего вопрос мальчишку и добавил. ─ За такое поведение его называли благородным. То есть он нёс «благо» «родным», понятно?
─ А женщин тогда звали благородными? ─ спросил другой мальчишка, сидящий рядом с Батурой.
─ Конечно! Женщина у нас всегда очень ценилась – ведь она рожала человека, значит, приносила благо окружающей природе и людям. ─ ответил он, видя, как ему кивает мальчишки.
─ А как они решали свои проблемы? ─ неожиданно спросил мальчишка, сидящий дальше всех от Батуры.
─ Очень хороший вопрос! ─ улыбнулся Батя, посмотрев в сторону спросившего. ─ Тогда было совсем не так, как сейчас. Если в настоящее время у нас все вопросы решает старейшина, в других государствах и того хуже – один каган, бек, князь или царь, то тогда стремились к таким решениям, при выполнении которых выигрывали все участники. А для этого собирали всех вместе в круг и думали, как поступить. Если на общем совете соборное решение было найдено, и с ним соглашались единогласно все участники совета, то оно принималось. Потому что оно должно было нести добро и благо всем – и людям и природе! Что же касается людей, то благими или добрыми являлись только те изменения в обществе, которые были выгодны и полезны для всех людей в племени.
─ А как тогда обучались знаниям? ─ спросил паренёк лет двенадцати. ─ И вообще, нужны ли им были люди умные и знающие?
─ Ещё как! ─ усмехнулся Батя. ─ Ведь разработать справедливое и выгодное решение для всех членов племени было непросто! Нужны были знания.
─ А силу чему-нибудь Вы можете придать? ─ хитро спросил паренёк.
─ Могу, если понадобится. Но этот случай не входит в наш сегодняшний разговор.
─ А как членами племени воспринимался мир? ─ не унимался паренёк, ухмыльнувшись на то, что уж на этот-то вопрос Батя ответа не знает.
─ Как было мировосприятие? ─ усмехнулся Батя и лукаво посмотрел на него. ─ Ну, вот ты сам, как мир воспринимаешь?
─ Как – как. ─ смутился паренёк. ─ Что вижу, то и воспринимаю.
─ Вот-вот… ─ усмехнулся Батя. ─ Такими мы стали! А тогда в строении каждого существа можно было выделить три качественно отличных слагаемых: во-первых, это физическое (оно же материальное) тело. Рука, нога, лицо, волосы как таковые, которые можно потрогать, полизать, понюхать и так далее всё относится сюда. Во-вторых, душа – вместилище страстей, чувств и переживаний. В-третьих, дух – нематериальная составляющая, определяющая общечеловеческие установки. Сюда же относятся модели жизненного поведения, такие как трусость или смелость, открытость или замкнутость и так далее. Поэтому человек, дитя природы (сын господа нашего Рода), пользуясь богатством и изобилием даров, может только благодарить и славить Господа за его щедрость и изобилие.
─ А как люди тогда жили? ─ неожиданно спросила одна из девушек.
─ Родители, как и сейчас у нас с лаской и любовью, с достоинством и уважением обращались с детьми, а дети обращались к своим родителям с высоким уважением и почитанием (как к своим более мудрым наставникам). ─ ответил ей Батя, улыбаясь. ─ Дело в том, что тогда, как и сейчас, в быту русичей торжествовало разумное, благородное, благотворное, доброжелательное содружество во всем.
─ Но у вас сейчас совсем не так. ─ неожиданно произнёс парень около Батуры примерно одного с ним роста, неизвестно откуда взявшийся с тремя родинками возле носа на левой щеке.
─ Ну почему же: наши далёкие предки были родом из Сибири, они, как и мы, жили в ладу с медведями и прочим зверьем из леса. ─ не спеша ответил Батя парню, который поправил повязку и воткнул в неё перо Чёрного Ворона. ─ Так же как и мы, нормально обращались с ползущими и птицами, содержали пасеки с пчелами, качали мед, обеспечивая пчелиным семьям защиту и кров зимой. Но было и другое время, когда им пришлось стать варягами.
─ А шкуры зверей, мясо их? Значит, убивали не только животных, но и людей! ─ ухмыльнулся тот, ядовито произнеся очередную фразу, чтобы спровоцировать драку среди молодых неоперившихся птенцов. ─ Скажешь, не торговали? И не воевали? И не убивали?
─ Оседлые племена получали от кочевников: шкуры, мясо, продукты скотоводства в обмен на мед, холст, пеньку, целебные травы, берестяные и гончарные изделия. Были у них и деньги. ─ произнёс Батя, понимая, что кто-то его провоцирует. ─ Что же касается войн, то грабительские войны были противны их духу, несмотря на то, что приходилось в них участвовать, защищая своих хозяев в Северных морях.
─ Но все знают, что благородное поведение отсутствует у викингов и варягов! ─ насмешливо произнёс неизвестный, нахально беря сестру Батуры, которая сидела рядом с ним, за руку и притягивая её к себе. Та, начала сопротивляться, упираясь ногами в землю. ─ Чем выше по уровням власти мы поднимаемся вверх, тем более безнравственной становится среда и окружение чиновников власти! А у викингов и варягов – тем более!
─ Если ты говоришь о теперешней власти в Хазарии, на западе и северо-западе, то в твоих словах есть большая доля истины. ─ произнёс Батя, вставая, чтобы защитить свою внучку. ─ Отпусти, уважаемый, нашу девицу!
─ А то что? ─ нахально заявил неизвестный, продолжая тянуть к себе сестру друга Батуры.
Но тут произошло то, чего никто не ожидал: со стороны спины неизвестного, который был в белой рубахе, вдруг встал Батура и положил ему на спину свою руку.
─ Эй, а ну, отпусти сестру моего друга! ─ грозно произнёс он, решив драться с неизвестным, хотя тот и показался ему более крупным, чем он сам.
Неизвестный, не ожидавший этого, ослабил на мгновение кисть руки, тянувшую девушку, и Батура ударом руки освободил её, сам удивляясь тому, что делает. Неизвестный, от неожиданности качнулся так сильно назад, что чуть не упал. Но между ним и сестрой Батуры вдруг образовалась пропасть, позволившая ей тут же отскочить назад.
─ Ах ты, гадёныш, мне, гиксосу – хазарину, помешать вздумал? ─ закричал неизвестный. ─ Мне, Чёрному Ворону?!
─ Это ты ─ Чёрный Ворон? ─ удивляясь сам тому, что говорит, произнёс Батура, смотря на его одежду. ─ Тогда я – Красный Ворон! А ты даже не Чёрный Ворон, а – Белая Ворона! Или даже не Ворона, а Крыса коротконогая!
Как увидел Батура, что стоящий перед ним парень очень похож на крысу с чёрным усом вместо пера со своими короткими ногами и выпяченной вперёд нижней и верхней челюстью при очень маленьком подбородке, потом он никак не мог вспомнить.
Но обиженный хазарин, резко повернувшись к нему, вдруг с силой ударил Батуру чем-то острым в кулаке правой руки в его щёку, а левой – в живот. ─ На, получай!
Удар был таким сильным, что на правой щеке образовалась горизонтальная рана, из которой начала капать кровь, и дыхание у Батуры разом перехватилось. Кое-как справившись с собой, Батура поднял обе руки на уровень груди и сжал их в кулаки. Невольно его левая рука сама, как автомат, встала на пути правой руки нападавшего.
Но тут произошло то, чего никак не ожидал неизвестный – перед ним, закрывая Батуру, вдруг встал сначала друг Батуры Огнедар, потом – другой парень, за ним – третий. И скоро все мальчишки встали стеной перед неизвестным агрессором.
─ Чака! Ты где? – послышался женский голос из-за кустов. ─ Где тебя черти носят, паршивец эдакий! Никак не могу пройти этот пьяный лес!
Вышедшая на берег женщина явно хазарского происхождения, была удивлена тем, что увидела.
─ Что здесь происходит? ─ её чёрные глаза прищурились, увидев, что против её сына стоит стенка, за которой согнулся тщедушный пацан с кровью на щеке. Волосы её растрепались, как только она сделала несколько больших шагов к сыну. ─ Чака, я тебе что сказала? Ты почему сбежал из лодки? Куда мы попали?
И, сломав ветку с ближайшего дерева, со всей силы хлестнула парня, разом поняв, что рану на щеке местного парня сделал её сын. Но тот, зло глянув на неё, вырвал ветку из рук матери, и, ничего не говоря, сделал несколько шагов. Затем, повернувшись к Батуре, вдруг произнёс. ─ Учти, мы ещё с тобой встретимся! И тогда посмотрим, кто кого!
И, не оглядываясь, пошёл к кустам, где стояла их лодка.
─ Вы уж извините моего сорванца-хазарина! ─ примирительно произнесла женщина улыбающимся ртом, но глаза её источали такое зло, что не заметить этого Батура не смог.
─ Батя, а кто это такие «хазарины»? ─ вдруг спросил Батура, вытирая кровь с щеки, когда женщина ушла к лодке за сыном, и увидев у нескольких друзей похожий интерес. Он наклонился и нашёл лист лопуха и обратной стороной приложил его к ране. А про себя подумал. ─ Интересно, что же означают три родинки у носа на левой щеке нападавшего? И, наверное, надо научиться искусству боя, раз придётся встретиться ещё раз с этим хазарином Чакой!
─ Ну, ладно. Раз уж так получилось. ─ неохотно, опустив глаза на землю, произнёс Батя. ─ Расскажу про хазар и гиксосов. Садитесь по своим местам!
Когда все уселись на свои места, он продолжил занятие.
3.
Там же
─ К-к-кто это гиксо-сы? ─ заикаясь, произнёс Батура, обращаясь к деду.
─ Гиксосы-хазарины. ─ произнёс дед, когда женщина удалилась. ─ Несколько десятков лет назад после первой войны с хазарами, гиксосы построили себе крепость Саркел и стали по нашим местам, как торговцы, везде шманать!
Ещё какое-то время шум среди мальчишек не стихал, но после знака Бати все успокоились.
─ Мне продолжать или разойдёмся? ─ строго спросил он, намекая на драку Батуры, который ещё какое-то время корчился от боли. Сестра его друга подошла к нему и хотела пожалеть, но тот отстранил её рукой, превозмогая боль. В первый раз Батура вдруг почувствовал себя мужчиной! Таким, как представлял себя каждый раз, видя, как дед справляется с собой, когда борется со своей, полученной в бою, травмой. И даже испытал какую-то гордость от того, что теперь он и мальчишки – это одно целое!
─ Нет, рассказывай дальше! ─ закричали мальчишки, показывая руками, что больше шуметь не будут.
─ А знаете ли вы, какую роль играет в нашей жизни баня? ─ вдруг произнёс дед Бронислав, уходя на время от вопроса, чтобы успокоить разволновавшихся ребят.
─ Знаем! ─ вдруг произнёс один из мальчишек постарше, улыбаясь. ─ Дед меня веничком как по заднице шарахнет, что бежать хочется! А он только приговаривает; «Терпи, паря, мужиком будешь!» Вот и терплю.
Все заулыбались, загалдели как птенцы при виде чего-то вкусненького.
Улыбнулся и Бронислав. ─ Это верно! Благодаря наличию бани мы избавляемся от болезней и засилья насекомых. А куда мы идём после трудового дня?
─ В баню! ─ почти хором ответили мальчишки, улыбаясь и переглядываясь. И Батура, увлёкшись новой темой, вдруг забыл, что у него болит живот от удара кулаком неизвестного парня. И начал, как и все, хором отвечать на вопросы хитрого Бати, который знал, как можно успокоить толпу, которая готова начать бой.
─ Да, вы правы! ─ произнёс Батя, наблюдая, как коллектив излечивает его внука. ─ Благоуханье чистого тела, чистая нательная рубаха в деревенской избе в кругу семьи, хорошая, обильная еда – вот что нам надо после тяжелого трудового дня!
─ Ну-ка, Анисья, и ты, Аксинья, встаньте! ─ приказал Батя девочкам, удивлённо смотрящим на него.
Они, улыбаясь, встали, недоумённо поглядывая на него.
─ Вот посмотрите на наших красавиц! ─ улыбаясь, Батя показал рукой на вставших девиц. А они от смущенья даже головы опустили. ─ У одной красный сарафан, у другой – синий, а кофты – белые, да с вышивкой. И всё – из льна, который растёт у нас! Наши труженицы лён сами вырастили, переработали в пряжу, сделали полотно, выкроили и сшили. После этого украсили костюмы отделкой и вышивкой. А речной жемчуг? А подвески, кольца, цепочки? Ну, кто мне возразит, что это не красота?
Ребята улыбались и кивали, а обе девушки, покраснев от смущения, стояли и гордо смотрели на воду реки.
─ Но обратите внимания на то, какой узор наши швеи делают в красном и синем цвету? ─ неожиданно произнёс Бронислав, показывая на причудливо переплетавшиеся узоры сарафанов и вышивки на кофтах. ─ Этот знак-узор называется Ярга. Он говорит, что наша земля является наследницей Древней Руси, которая много лет существует. И пока мы помним и будем его использовать, никакие вредные силы нам не страшны!
Батура, с интересом осмотрев белый узор на своей красной рубахе, увидел то, о чём только что поведал им его дед и улыбнулся, почувствовав себя частью чего-то огромного и величественного.
─ Ну, что, ребята, на сегодня урок окончен! ─ произнёс грустно Батя, понимая, что итак затратил много времени на обучение. ─ Завтра утром продолжим изучать культуру наших предков. А на сегодня – всё. Все свободны!
Батура с неохотой поднялся и пошёл в группе мальчишек в городище.
4.
Там же
Ночью Батуре приснилась белолицая и молодая женщина в белой льняной кофте и красном сарафане. На груди и по сарафану шли, цепляясь друг за друга, знаки, которые дед назвал Яргой.
─ Ты баба Яга? ─ спросил её Батура, который, почему-то вместо страха испытывал к ней какое-то нежное чувство.
─ Нет, я твоя бабушка! ─ улыбаясь, она протянула к нему свои белые руки.
─ Нет у меня бабушки! Говорят, умерла после родов моего отца. Но я всё равно люблю её! ─ на лице Батуры начали наворачиваться слёзы.
─ И я тебя люблю, внучек мой! ─ вспомнив, что ему ещё рано умирать, матушка скрестила свои руки на груди. ─ Ты сегодня не правильно сказал, что ты – Белый Ворон. Твой тотем – Белый Медведь. Его даже люди боятся!
─ Я не знаю. Как-то само это выскочило! ─ признался Батура, удивляясь тому, что говорит.
─ Запомни, это твой тотем! ─ усмехнувшись, произнесла бабушка. ─ Но тебе надо многому научиться, чтобы стать бесстрашным Белым Медведем!
─ А где этому учат? ─ произнёс Батура и почувствовал, как всё его тело и голова напряглись, ожидая ответа.
─ Скажи деду, чтобы отвёз тебя в Мещерские топи к волхву-воину Световиду, чтобы тебе стать характерником! ─ произнесла она, начиная становиться прозрачной. ─ До встречи, внучек!
Утром, проснувшись, он слово в слово произнёс то, что сказала ему бабушка во сне. Увидев, как дед от его слов тут же сел на ближайший пенёк и обхватил свою голову руками, он подошёл к нему и обнял деда, из глаз которого капали слёзы.
─ Вот этого-то я больше всего и боялся! ─ дед поднял к нему лицо, по которому текли слёзы. ─ Значит, тебя твоя бабушка посылает к Световиду?
Батура лишь кивнул головой, не понимая, что случилось с дедом.
─ Что ж, придётся всё рассказать тебе. ─ вздохнув, произнёс он, вытирая слёзы и улыбаясь.
Удивительно, но после вчерашнего, в Батуре что-то изменилось, стало твёрдым, как камень. Теперь он, во что бы то ни стало, решил быть сильным!
И, к удивлению деда, Батура сам начал делать зарядку, бегать по утрам с мальчишками вокруг городища, играть в мяч.
Бронислав, увидев, что на занятия собрались у реки почти все вчерашние слушатели, неожиданно произнёс. ─ Спасибо вам за ваше единство!
И к радости присутствующих, он поклонился им, делая это каждый раз. Они тут же вскочили, поклонились ему и снова сели.
Батура, сидевший на своём месте, с интересом воззрился на своего деда.
─ Не понимаю, почему в жизни так сложилось: дома мать, дед и сёстры гоняют меня как сидорову козу, чтобы я делал как можно больше всего, а здесь дед кланяется и благодарит! ─ подумал он, понимая, что кто-то опять начал его подзуживать, стимулируя его интерес к занятиям. ─ Посмотрим, что интересного нам расскажет дед в этот раз!
─ Сегодня, дорогие мои друзья, мы рассмотрим одно очень важное дело… ─ Батя встал, чтобы видеть каждого из сидящих мальчишек. После вчерашнего события ни одна девчонка не пришла на занятия, но он, казалось, вовсе этим обстоятельством не был расстроен. ─ Это ведическая военная традиция!