Книга Целомудрие миролюбия. Книга вторая. Перводевственник - читать онлайн бесплатно, автор Евгений Александрович Козлов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Целомудрие миролюбия. Книга вторая. Перводевственник
Целомудрие миролюбия. Книга вторая. Перводевственник
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Целомудрие миролюбия. Книга вторая. Перводевственник

Он живет во времена неспокойные, в военолюбивой (поэтому языческой) стране расцветшего милитаризма. Ныне общество идеологически разделено. После “русской весны” оно поделилось на имперцев консерваторов, которые желают вернуть былое величие своей государственности, всеми военными и потому преступными антихристианскими способами, которые противятся всему иноземному, всему западному, желая посредством государственной православной веры и государственных притеснений создать некое огромное сильное, но варварское государство. Вторая часть это либералы, любители всего европейского и американского, которые вполне осознанно защищают грех и беззаконие, также грехи содомские пропагандируют, ненавидя нынешнюю власть, сами желают стать властью, презирают простой народ, почитая того отсталым и несвободным. В общей картине видны две толпы, которые рвутся к трону власти с разных концов, их лозунги различны, но путь движения и намерения схожи. В либералах, как и в консерваторах, ощущается постоянное недовольство, им всего мало, стремление к богатству златому является их общей жизненной целью, потому выступают супротив христианской жертвенности. Ведь христиане готовы поделиться с теми, кто обделен. Христианин предпочтет жить в нищете, лишь бы собрату лучше жилось. Политики же, лишены сего милосердного чувства, в них роятся националистические желание выгоды и удобства. Исходя из всего перечисленного, можно понять, насколько разобщен мир, сколь яростно бушует в нем моральная гражданская война, сколь рьяно противоборствуют христианское добро и сатанинское зло. Отсюда и возникает непонимание среди людей, все эти постоянные споры, неуемная агрессия с трибун и в ящиках. Христианская вера с её антивоенным миролюбием и антиблудным целомудрием, с её жертвенностью и милосердием, всюду испытывает поругание, со всех сторон хулится всеми теми, как бы те не назывались, консерваторы то, или либералы, русские то, или другие народности, дела тех злы, кои взращены насилием.

Однако Миролюбов верен своему мировоззрению, знает, что в христианстве существует только два верных пути: бракосочетание, после коего супруги лишаются девства в первую брачную ночь ради деторождения, и путь вечного девства, когда девственность сохраняется на протяжении всей жизни. Есть и третий путь, который включает в себя такую последовательность: падение, умерщвление души, затем прозрение и восстания из мертвых. Это путь покаяния, который весьма сложен и порою лицемерен, по той причине, что человек не ведает, сколько ему отмерено жить на земле, потому не знает, успеет ли он искренно раскаяться в грехах своих. Потому кается в старости, когда все его страсти улеглись и ослабли, он вроде бы кается прилюдно, но в душе своей думает, что жизнь его была весела, приятна, но грешна. Не он так считает, но общество или учение к тому призывает, которое учит, что якобы нужно покаяться, и ты чист от былой грязи, можешь надеяться на райское житие, о как удобно хорошо придумано, и жизнь земную богато и сладко прожил, вот и после неё хорошо заживешь. И чтобы так не лицемерить, лучше вовсе не грешить, никогда не блудить, с самой юности навсегда отказаться от женщин, насилия, винопития, курения и мясоедения.

Каково же умственное стремление Миролюбова? Таинство венчания познает он с любимой своей или же будет сколь и прежде оберегать свою девственность и нецелованность на протяжении всей жизни, сие неведомо. Одно ясно точно, мировоззрение его души воздействует и на его тело. Оказалось, что мужское тело устроено двояко, прибывает в дуализме, выражаясь технически, в нем есть два режима. Первый включается, когда мужчина, соблазненный привлекательной женщиной, телесно становится готовым к зачатию, в нем появляется страстность, отчего он ищет ту самую единственную, на которой он женится. Однако если он стремится видеть блудные картины, ищет их в интернете, то сие состояние вожделения становится противоестественным, впрочем, и бесплодным. Именно в таком страстном греховном состоянии тело мужчины способно испытывать удовольствие способствующее зачатию. Во втором режиме мужчина не помышляет о зачатии, избегает женщин, избегает блудных греховных помыслов, борется с бесом блуда. Каждый месяц или реже такой воздерживающийся мужчина испытывает ночное телесное освобождение, которое не сопровождается удовольствием, порою и не сопровождается никакими порочными сновидениями. Сие есть не оскверняющее мужчину простое высвобождение старого семени, которое вскоре заменится новым, кое также состарится и умрет в свое время, а не тогда когда того пожелает блудник, блудодейством убивающий молодое семя. Причин людского блудодейства много, блудят ради корыстной цели, в отчаянии, ради протеста, но чаще впадают в беззаконие ради наслаждения плоти, однако во втором целомудренном состоянии покоя наслаждение отсутствует, значит, блуд теряет всякий смысл. Впрочем, блуд и зачатие имеют разный смысл, хотя и схожи в убийстве девства. Миролюбов же познал спокойствие как телесное, так и душевное в юные лета свои, кое казалось поначалу труднодостижимым, ведь страстность и женолюбие кипели у него внутри, однако действием никоим образом не реализовывались, со временем всё в нем успокоилось, умиротворилось, потому-то он и может называться нецелованным девственником.

Миролюбов беспрекословно исполняет Христовы заповеди, почитает оные божественные откровения, потому-то он противник всякого блуда и порока, в той же мере он и противник всякого насилия и убийства. Ветхим человечеством Божья заповедь – не убий, понималась неправильно, умышленно искаженно, ветхие решили, будто им запрещено убивать только невинных, а врагов и злодеев, будто позволительно умерщвлять. И оное ложное понимание Божьей заповеди истинного внеконфессионального христианина приводит в замешательство, ему странно и страшно видеть подобное язычество и антихристианство. Ведь вот заповедь – не убий, дана Богом, чего же более? Но государства и властители хотят больше земли, больше рабов и налогоплательщиков, больше других богатств, потому подстраивают любые верования под свои корыстные греховные желания. Люди почему-то не вспоминают Эдем, в котором не было убийства и насилия, где Адам не убил Еву, где Адам не убивал животных, не вкушал их, вот к какому житию должно возвратиться человечеству. Должно стремиться к тому совершенству, а не выдумывать себе оправдания. Но посредством дьявольского обольщения, государства и властители предпочитают убивать и насильничать. Однажды у Миролюбова спросили – неужели ты хочешь, чтобы все люди стали как ты, для того чтобы тебе легче жилось на этом свете в среде себе подобных? Обладая скромностью, он не ответил им, но затем, поразмыслив душой своей, он пришел к выводу – “Да, если бы все были как я, то на земле прекратилось бы всякое насилие и войны, не было бы блуда, ибо все оставались бы девственниками, кроткими и стыдливыми”. Но, то были лишь мечтания. Впрочем, если не мечтать о чем-то светлом и добром, о том Царствии небесном, то о чем же еще мечтать? Ведь насмотревшись на безобразия земных обитателей, на бесконечные войны, на ту пропаганду насилия и блуда во всей массовой культуре, в конце концов, просто не захочешь жить в таком падшем мире, разочаруешься в нем и вскоре впадешь в меланхолию. Но только вера в лучший мир спасительна, дарующая надежду и любовь, способная даровать смысл жизни – в спасении собственной души. В том-то и дело что многие стремятся спасти не душу, но тело, причем хотят уберечь себя, только от мгновенной смерти, ведь они предпочитают смерть медленную, потому продолжают употреблять алкоголь и другие дурманящие вещества, совершают блудодейства, насилие, так живя, они плоть уберегают, душу при этом свою губят. Защищая себя и своих ближних насилием и грехом, они повергают насилию собственную душу, и души ближних также губят. На войне тысячи людей взявшие оружие в руки свои и люди, думающие, что им позволено править кем-либо, потворствуя дьяволу, губят свои души. Так войска становятся героями зла, грешниками, которые поступают не по-божески, но они есть падшее слепое зверье, идущее на добровольный убой. Миролюбов всё сие вероломство различает, но к разумению его никто не прислушивается. Точнее говоря, он отыскивает здравые рассуждения лишь в литературе, те отголоски правды, которые являются эхом истины, размноженным на отдельные еле слышимые возгласы, и только.

Стоит заметить, тот неопровержимый факт, что мировоззрение Миролюбова сложилось и выстроилось окончательно и бесповоротно. Для того чтобы возыметь успешность в оном мире, ему следовало бы нарушить сие миропонимание, переменив свое индивидуалистичное мироощущение, на безумный инстинкт толпы, но тогда бы сие сталось предательством его идеалов. Нет ничего в оном мире, ради чего стоило бы нарушить хотя бы одну Божью заповедь. Безусловно, Миролюбов не святой человек, он кающийся моралист, который когда согрешит, немедля раскаивается в том, не ожидая каких-либо обрядов и постов. Иногда он взглянет на женщину нецеломудренным взглядом, или же прогневается на кого-либо в помыслах своих, но он тут же раскаивается в том, чувствуя, что тем проступком он предал свой идеал. Оные грехи порою проявляются в его душе, телом же он скромен и кроток, потому кажется, что делами он вовсе не грешит, однако помыслы его иногда далеки от совершенства целомудрия и миролюбия. Отсюда следует, что за чистотой помыслов и чувств необходимо неусыпно следить, что Миролюбову по слабости душевной не всегда удается.

Степень совершенства нравственной жизни человека определяет то, разделен ли мир или же нет. Для христианина существует жизнь земная, в которой он суетится, приготавливая себя к иной существующей жизни, к Царствию Небесному приближается, совершенствуя свою душу. Чаще всего можно встретить зацикленную устремленность людей в земном мире, в котором они живут, словно в одном единственном, и оная иделогема порождена безверием и леностью. Такое земное понимание жизни можно встретить в литературе, в оных многочисленных романах описываются персонажи, которые помышляют лишь о суетном, о земном, их беспокоит карьера, работа, создание семьи, судьба страны в которой они живут. Так взращиваются мужланы, неосознанные дарвинисты, которые агитируют других бороться за достижение тех или иных земных благ. Они призывают сражаться и противиться злу силой, нарушая тем самым заповедь Божью о непротивлении, призывают бороться за богатство, за рабочее место и образование, бороться за женщину, за телесное здоровье, будто всё сие очень важно для них, а значит и для других. Они, похоже, не задумываются о том, что всё сие перечисленное не способствует спасению души, а наоборот отвлекают от миролюбивого вероисповедания. Они словно не понимают, что нищета, непротивление и девство, куда спасительней и радостней, нежели та суета мирская мужланами проповедуемая. Мужланы (определение которых можно описать как извращенный образ мужчин) отличаются от настоящих кротких мужчин, тем, что мужланы пропагандируют повсеместное насилие, в свое понимание борьбы за существование они вкладывают такие противные совести действия, как ругательства, жестокость, цинизм, пренебрежение к добродетели. Их лозунги всем известны: живи сейчас и ни в чем себе не отказывай, живешь ведь всего один раз, так помышляя, они себя обманывают, заглушая глас совести в душах своих. Миролюбов нисколько не желает походить на них, ибо стремится душою в Царствие Небесное, посему многое земное для него малозначительно, или вовсе второстепенно.

Каждый идеалист моралист устремив всего себя к совершенству духовной жизни и телесной чистоты, видит то удручающее обстоятельство, что мир земной по большей своей части живет иначе, нежели он, оказывается, что для многих жизнь это борьба за блага земные. Что удивительно, моралист, осознавая своё одиночество, и не успешность своего мирского жития, ибо для достижения успеха ему надо было бы разрушить храм своего мировоззрения, он по-прежнему остается твердым в непримиримых с грехом взглядах на жизнь, уверен в своей вере и в своей истине. Ему кажется, что ничто земное не способно смутить его разум, никто не способен соблазнить его плоть. Ведь он помнит, что блуд это блуждание, при коем заблудший человек отходит от Бога. Ибо когда человек прикасается к женщине, которая не является его любимой и законной супругой, человек, как бы находится не на своем месте, поступает неправильно и противозаконно. Даже можно предположить, что всякий успех в земной жизни намекает на то, что оный успешный человек ради достижения поставленной цели, скорей всего пренебрег совестью и заповедями Божьими. Так происходит во всяком труде, когда вместо естественного послушания Богу, человек занимается человекоугодием, не гнушаясь тщеславия и гордости надменной. Вместо естественного для мужчины кроткого, скромного и стыдливого поведения, с женщиной такой человек ведет себя дерзновенно и нагло. Так достигается мужланом успех в женском обществе, но страшной для души ценой. Позабыто им то, что душа человеческая дороже всего, что есть в мире земном, однако души равны в ценности и значимости, но различны по богатству добродетелей.

Всюду яро пропагандируется убийственный смысл жизни, основанный на получении удовольствия, на желании изведать всей полноты земных ощущений, отчего многие живут, накрепко прилепляясь к земле. Значит, можно предположить, что небесное житие им будет непривычно, или вовсе отвергнуто ими. Неужели ад предпочтительней для людей, неужели так легко отказаться от Царствия небесного, неужели возможно отвернуться от Бога? Так потерю девственности оправдывают заповедью “плодитесь и размножайтесь и населяйте землю”, забывая о том, что сия заповедь была дана двум людям, которые были благословлены Богом на супружество, прежде зачатия они были девственны. Но нынешние в блуде сожительствующие люди живут беззаконно, вступая в брак не девственниками, или же, женятся несколько раз, пребывая в беззаконии, смеют поучать тому других. Замечать оные несоответствия Миролюбов навострился, потому ложь мирская не способна обмануть его разумение.

Для исполнения заповеди деторождения, пред тем как любящие друг друга мужчина и женщина приступят к зачатию, им необходимо исполнить два условия разрешающие сей союз. Первая это хранение девства до бракосочетания, и второе это заключение самого брака, оно же есть таинство венчания (благословление Бога и благословление сродников). Впрочем, заповедь Божьи нужно воспринимать, прежде всего, с точки зрения возрастания духовности, а не земного обогащения. Таковыми были первые люди Адам и Ева. Однако одним поступком они ввергли мир в грехопадение, и поступками, можно вернуть то райское состояние чистоты, путем отказа от всего греховного. Если невозможно исправить весь мир, то хотя бы душу свою стоит исправить. Умиляет зрителя то, как хищные кошки и собаки на лужайке едят свежую травку, сие видится для него странным, затем созерцатель понимает, что сие вполне естественно. Животные ждут то время, когда исправится человек, когда преобразится человечество чистой нравственностью, позабыв о всяком насилии. Когда человек перестанет убивать людей и зверей, тогда и всякое живое существо изменится и также перестанет убивать. От деяний человеческих зависит благосостояние сего созданного Творцом мира. Потому-то бороться с грехом необходимо постоянно, поступая по Божьим заповедям и тем самым, очищая душу свою от всех обманов и заблуждений дьявольских. И Миролюбов непрестанно следит за своими помыслами, видит и слышит, о чём говорят люди, каким образом размышляют, чтобы впоследствии самому разобраться в устройстве мира, который его не принимает, мира, который ему порою, не вполне пригляден. Лишь мгновения первозданной чистоты волнуют душу сего художника мысли, только добродетели даруют ему радость жизни.

Глава третья. Созидатель


Трудясь на поприще писательского искусства, Миролюбов, уставая как физически, так и душевно, в очередной раз философски задумавшись, заметил то обстоятельство, что при трудовой усталости бес блуда отступает. Отчего у него пропадает всякое желание общаться с какой-либо женщиной, становится безразличен поиск несуществующей невесты, вернее то ожидание встречи с ней, ему не нужна семья, ему необходимы, только покой и отдохновение. Мужская страсть, то влечение к женщине в трудовые будни в нем угасает. Но всё сие возобновляется, заявляет о себе в выходные дни, или, же в отпуск, когда возникают мысли о поиске невесты. О чем всё это говорит? О том, что желание отношений с противоположным полом возникает и процветает в безделье, или же при избытке сил, так леность развращает плоть. Видимо потому всякая женщина, не увлеченная каким-либо полезным делом, стремится к отношениям, к знакомству, встречам и к тому подобному. Безделье подкрепляет блуд. Дабы с доблестью хранить девственность и нецелованность, необходимо непрестанно трудиться, творить, располагая многочисленными замыслами для написания книг, или же написания картин. Музой для творца может стать любая добродетель, в том числе и добродетель девственности.

Однако здесь девственник может столкнуться с непониманием, ведь блудники воспринимают девство как нечто второстепенное, относятся к девству как к чему-то сугубо физиологическому, сугубо телесному. На самом же деле девство одновременно и телесно и духовно. И когда Миролюбов говорит и мыслит о девстве, то он, прежде всего, одобряет духовную сторону девства, ставя её на первое место. Господом всё устроено весьма непросто. Ведь Творец запечатал не только женское тело, но также и мужское тело запечатал. У мужчины имеется процесс открытия и закрытия, хотя ветхий обряд обрезания лишает мужчину такой способности. Сие открытие наступает при зачатии в супружестве, таким физиологическим действием в браке утрачивается, убивается мужская девственность, жертвуется ради деторождения. Название женской печати всем хорошо известно, а вот мужское сокрытие нигде не упоминается, но ведь это и есть физиологический признак мужской девственности, иначе говоря, при зачатии происходит изменение, нарушение целостности органов, как у мужчины, так и у женщины. Однако люди не понимают великое значение брака между мужчиной и женщиной, ведь в супружестве действуют совсем иные законы плоти и души. Супруги душами становятся ответственными пред Богом за жизни и поступки друг друга, за своих детей, если таковые родятся. После бракосочетания супруги становятся одной плотью, их соитие кардинально отличается от греховного совокупления блудников, вступивших в плотскую связь до бракосочетания. Безусловно, в браке мужчина и женщина утрачивают девство ради зачатия, однако и сие происходит не так как при блудодействе. Нужно ещё уточнить, то обстоятельство, что телесную печать можно нарушить невольно, не по причине блуда, а в связи с физиологическим повреждением, ибо тело непрочно, так дева может навредить себе, или юноша может открыться до брака. Сие физиологическое повреждение не означает, что они утратили девство, они не убили свою девственность, ведь потеря девства происходит при познании жены мужем, при познании мужем жены, при обоюдной вольной согласованности двух душ. Однако повреждение или открытие это ранение, излечить которое может лишь целомудренная жизнь. Так заключил Миролюбов свою мысль, о том, что телесные печати есть как у мужчины, так и у женщины. Однако о мужской девственности говорят весьма мало, практически ничего не пишут, чаще можно прочесть о поощрении скорой юношеской блудливости, и сие утвердившееся заблуждение не могли искоренить прошлые поколения, и неизвестно смогут ли поколебать будущие.

У христианина есть только два жизненных пути: пожизненное девство, или пожизненное супружество. Для юноши оный выбор очень важен, вот, к примеру, живет девственник, ожидая встречи со своей невестой, и понимает, что если таковая появится, то его нынешняя жизнь изменится основательно во всех сферах жизни. И осознание сего приводит Миролюбова в некоторое замешательство и оцепенение сердца. Однако все жизненные признаки указывают на его дальнейшее девственное житие.

Вот он и познаёт сей жизненный выбор, с возрастом меняя своё отношение к чистой добродетели девства, всё сильней любя её с каждым годом. Ранее приступая к размышлению о девстве, он начинал свою мысль с радости и счастья, осознавая в себе жизнь девства, однако после, мысленно начинал сопоставлять с обратной темной стороной жизни, с блудом, всячески осмысляя человеческие грехи, потому укорял в душе своей блудниц и блудников. В том-то и состояла его главная ошибка, помышляя о грехе, он тем самым возвеличивал грех, указывая на то, что якобы блуд сильнее девства, и блудников больше чем девственников. Оные злоречивые помыслы приводили его в греховное раздражение и не менее греховное осуждение, отчего и поныне происходят его собственные согрешения души. Безусловно, с грехом необходимо бороться, сражение с коим происходит в душах людских. Дурные помыслы нужно изгонять, ибо они насильники и захватчики души, им нужно духовно противостоять, вооружаясь молитвой и восхвалением добродетели. Должно себе четко указать, что есть добро, кое естественно и спасительно, а что есть противоестественное и губительное зло.

В памяти людской можно остаться на века только двумя образами: созидателем или разрушителем.

Важно не сколь долго жить на сем свете, но сколь добродетельно.

У Миролюбова никогда не было романтического свидания с девушкой, у него нет невесты, он не женат, и многие могут упрекнуть его в том, что он якобы никого никогда не любил, потому что он одинок. Только по факту знания о сохранности его девственности и нецелованности они делают ошибочные выводы. Ведь любовь зиждиться в душе человека, душу же никто не видит, но судят душу по поступкам. Одни хотят видеть доказательство любви в виде романтических подвигов, подарков, другие хотят видеть плотские взаимоотношения между юношей и девушкой, забывая о том, что сие запретно, покуда они не заключат законный брак. Однако истинно любящему человеку не нужно доказывать свою любовь. Ибо он в душе своей с радостью помышляет о своей любимой, он верен ей, он творчески трудится с её именем на устах, он бережёт свою девственность и нецелованность дня неё одной единственной. Только в супружестве она познает его, а он познает её, посему в его душе любовь горит неугасимой молитвенной лампадой. Но женщины, будто не умеют любить, либо их любовь не похожа на мужскую любовь. Ведь вместо романтических грез, они цинично занимаются расчетом, заглядывая в кошелек мужчины, оценивая его достаток, задавая своему корыстолюбию насущный суетный вопрос – а сможет ли он прокормить и обеспечить всем необходимым свою будущую семью. Женщины забывают о том, что Господь подаёт хлеб насущный всем нуждающимся. Затем одна из женщин начинает заниматься соблазнением, дабы посредством блудодейства проверить мужчину на блудливость, сможет ли он доставить женщине удовольствие, ввергая того мужчину в грех и преступление. Вскорости он по слабости своей оскверняется блудницей, которая будто не понимает, что их половые органы предназначены для зачатия и последующего деторождения в браке, а не для бесплодного секундного удовольствия. Но если мужчина оказывается нищим, нестяжательным, да ко всему прочему он отвергает всякий блуд и всякое добрачное прикосновение, он гордо называет себя нецелованным девственником, то всякая корыстная женщина без заминки отворачивается от такого доброго мужчины. Однако Миролюбов, будучи таковым, будучи посему одиноким человеком по причине повсеместно распространенного женского корыстолюбия, особенно выраженного в эпоху развлекательного материализма, не впадает в уныние. Но даже радуется своему жизненному отстраненному положению, ибо тем самым он не изменяет себе и своему христианскому мировоззрению, остаётся при любых ситуациях собой, не подстраиваясь под суетный мир. Он не тешит вкусовые предпочтения женщин. И чем чище он становится, стремясь к совершенству, тем жестче отвергает всякое тщеславие, многоглаголание, всякое богатство материальное, и всякую блудную мысль, тем самым он отдаляется от женщин, отчего они гнушаются им, словно не замечают само его существование. В нынешние годы в его жизни наступило затишье, ведь когда-то девицы заглядывались на него, общались с ним, но потом разочаровывались в нем, то нынче даже и не глядят в его сторону, видимо поступают так, дабы не разочаровываться, или, чувствуют мгновенное разочарование с первого взгляда. Видимо его христианская жизнь вкупе с нестяжательным внешним видом внушает женщинам бесчувствие.

Миролюбов со всех сторон видится положительным человеком, ибо он вовсе не пьет спиртное, никогда не курит, он навсегда отказался от вкушения мяса животных и птиц. Он нецелованный девственник, значит, чист телом, не блудник и не развратник. Он пацифист, значит, никого и никогда не ударит. Также располагает постоянным творческим служением, он не бездельник и не лентяй. Обладая совокупностью оных добрых качеств, он вполне подходит на роль верного любящего супруга, ибо ведает, что такое ответственность, располагает писательским чутьем чувств души человека. Он не конфликтен, ему противен вид ссор и противен звук криков, он всегда думает, прежде чем что-либо сказать. И при всём этом многообразии добрых качеств, для девушек он не привлекателен. Тут либо он считает себя недостойным их внимания, либо Господь оберегает Миролюбова от женщин, которые являются заочно чужими женами, а его жена только одна единственная, которая может жить на другом полушарии земли. Почему же женщины выбирают в мужья блудников и пьяниц, заведомо зная, что те не исправятся, ибо те мужчины уже утратили девственность и трезвенность жизни, однако при всех этих недостатках и пороках любят их? Может быть, так происходит, потому что Господь так устраивает, дабы одних усмирить супружеством, других сохранить одиночеством. Но скорей всего, Миролюбов для них безумец, или, же просто странное существо среднего рода, ведь отказ от удовольствий мира сего, воздержание длинною в жизнь видится им безумием, его всегдашняя правильность и бескомпромиссная порядочность для них является сумасшествием. Смотря на всё сие положение вещей, понимая и принимая своё пожизненное одиночество, Миролюбов остаётся собой, своему мировоззрению не изменяет, вернее, по-прежнему стремится к совершенству духовному, отдаляясь от всего мирского. Может быть поэтому такие явления здешнего мира, как супружество и любовь женщины отдаляются от него по мере того как он всё сильнее тянется к Царствию Небесному.