banner banner banner
Этикет
Этикет
Оценить:
 Рейтинг: 0

Этикет

Говорите внятно. Вопросы задавайте короткие и по существу. Дайте разъяснения, если это необходимо.

Слушайте! Сосредоточьтесь на том, что говорит ваш собеседник, а не на своем следующем вопросе.

Подведите беседу к удовлетворяющему обе стороны завершению так, чтобы ваш собеседник понял, что разговор подошел к концу.

Сообщите собеседнику, когда он получит от вас уведомление.

Пожмите руку. Проводите вашего посетителя до дверей.

В течение двух недель после собеседования сообщите интервьюируемому о положении вещей. Если вакансия закроется, сообщите об этом письмом претенденту. Не обсуждайте претендентов за пределами своего кабинета и не упоминайте ни о чем, кроме их деловых качеств.

Если вы кого-либо принимаете на работу, представьте новых сотрудников коллегам как можно скорее и дайте им почувствовать себя как дома.

Попросите кого-нибудь продолжить их дальнейшее представление.

Если вас приняли на новую работу, не сближайтесь ни с группой, ни с кем-либо из сотрудников. Будьте дружелюбны, но дайте себе время получше узнать людей. Проявляйте доброжелательность к каждому из сотрудников.

Не слушайте сплетен.

Всегда благодарите тех, кто приходит к вам на помощь.

Как заполнять анкету при приеме на работу

Анкета – один из наиболее важных письменных документов, который вы заполняете при поступлении на работу или претендуя на ту или иную должность. Никому, как правило, не удается получить желаемое место с первого раза благодаря тому, что его анкета произвела на работодателей неотразимое впечатление. Это верно. Но многие упустили возможность принять участие в собеседовании о приеме на работу по той простой причине, что их анкеты вообще ни на кого не произвели впечатления. Хорошо составленная анкета, которая представит вас в выгодном свете, то есть покажет степень вашей квалификации и опыт, может произвести нужное впечатление, и тогда вас пригласят на собеседование. Больше того, она может помочь создать благоприятный климат во время знакомства с вами. Так что не пренебрегайте заполнением анкет или составлением резюме, не допускайте, чтобы из-за небрежности вы потерпели поражение.

Ваша анкета должна быть краткой, четкой и ясной. Она призвана, прежде всего, создать наилучшее впечатление о вас, представить все подходящие факты о вашем образовании и вашем опыте.

СТРУКТУРА АНКЕТЫ

1. Имя, адрес, номер телефона.

2. Цель, с которой вы заполняете анкету, – какую должность с какой мерой ответственности вы хотите получить.

3. Короткая автобиография – место и дата рождения, семейное положение, дети, иногда рост, вес и состояние здоровья. Некоторые специалисты советуют писать это здесь, другие в конце автобиографии, а некоторые вообще советуют не указывать эти сведения. Однако, если это дает человеку, принимающему вас на работу, ощущение, что он вас теперь лучше знает, то почему бы и не написать эти данные? Единственная вещь, которая может сыграть против вас, это возраст, однако занижать его не стоит, он все равно легко определяется человеком, который будет разговаривать с вами при приеме на работу и прочтет вашу характеристику.

4. Образование, ученая степень, знаки отличия и награды, которые вы когда-либо получали, в хронологическом порядке, а также год окончания и название института или университета. Напишите больше или меньше, в зависимости от того, имеет ли руководство данной компании намерение повысить вашу квалификацию, чтобы вы могли претендовать на данную должность.

5. Военная служба. Некоторые эксперты считают, что это писать не нужно. Можно написать об этом только в том случае, если вы служили недавно (в последние пять лет) или это повышает ваши шансы для получения данной работы. Это не повредит, поскольку, вполне вероятно, что принимающий вас на работу человек тоже служил в армии, возможно, даже в том же ведомстве или где-то еще. Укажите сроки, почести, грамоты, медали и т. д.

6. Ваш послужной список – важные подробности вашей карьеры, которая начинается сейчас или уже началась в недавнем прошлом. Укажите все, что необходимо, за последние десять лет. В каждом случае укажите название и адрес компании, фамилию вашего непосредственного начальника и его должность и сроки работы там. Опишите в подробностях, но кратко, каковы были ваши обязанности и ответственность, показывая, кто подчинялся вам и кому подчинялись вы, а также, какой вклад вы внесли в то, чтобы компания преуспела. Сделайте ударение на том, как росло ваше мастерство. Укажите на некоторые проблемы, с которыми вы столкнулись (особенно те, которые необходимо решать и вашему будущему работодателю), как вы решали эти проблемы – повышение продуктивности, снижение цен, возрастание прибыли, получаемой вашей бывшей компанией и т. д. Покажите четко, что ваш опыт и стремление к совершенствованию как раз являются тем самым, что нужно вашему возможному работодателю на той должности, которая является вакантной.

7. Хобби. Включите сообщение о своем хобби, если оно повышает уровень вашей квалификации или вы узнали, что вашего потенциального работодателя это тоже интересует.

8. Рекомендации, если у вас их потребуют, нужно иметь под рукой во время тестирования или собеседования.

ЧТО НУЖНО И ЧТО НЕ НУЖНО ПИСАТЬ

Не упоминайте, какую зарплату вы хотите получать. Вы можете назвать слишком большую или слишком маленькую цифру. Руководствуйтесь тем, что вы смогли узнать об этой компании и о человеке, который будет разговаривать с вами при приеме на работу. Поскольку компании сокращают должности менеджеров, чтобы сохранить эффективность цен, конкуренция среди претендентов на должность менеджера будет постоянно возрастать. Вы можете соблазниться желанием приукрасить, преувеличить свои достижения, даже написать в своей анкете то, чего на самом деле нет. Не делайте этого! Здесь ясно без слов, что если возможный наниматель обнаружит обман – непреднамеренный или сознательный, то ваши шансы на получение должности окажутся близки к нулю. Не повторяйтесь и не будьте слишком многословны при составлении анкеты. Вашего нанимателя интересует только то, чем вы занимались или занимаетесь, а не то, насколько блестяще вы справлялись со своими обязанностями.

Человек, который только приступает к трудовой деятельности, сталкивается с другими проблемами. Ему придется выдвинуть на первый план свою студенческую практику, работу над учебным проектом, учебную активность и временную или летнюю работу, имеющую отношение к его способностям и талантам. Старайтесь никого не вводить в заблуждение, но при этом вполне допустимо, если вы приукрасите правду и наведете на нее некоторый глянец. Представьте себя в лучшем виде. Отредактируйте вашу анкету и перепечатайте ее аккуратно сами или дайте сделать это машинистке. Ваша анкета должна выглядеть так, чтобы наниматель подумал о вас как об организованном, аккуратном и деловом человеке. Отражены ли в ней ваши основные деловые качества? Подкреплены ли сведения о вас фактами честно, но выгодно для вас? Чист ли лист, на котором напечатана ваша анкета, аккуратна ли копия, выглядит ли текст так, что его хочется прочитать? Внимательно проверьте орфографию и синтаксис.

Итак, теперь вы наверняка сумеете составить резюме правильно. Вероятно, вы сможете сделать и много других вещей, которые не удавались прежде, до прочтения этой книги. Наконец, вы можете сделать многое лучше.

Основы ведомственного этикета

Рассмотрим положения, соблюдение которых позволит вам создать у вашего начальства и коллег впечатление, что вы классный профессионал, хороший работник и уверенный в себе человек. Первое из них элементарно: если у вас появилось свободное время, не слоняйтесь по учреждению и не болтайте по пустякам. В противном случае о вас может сложиться мнение как о ленивом работнике. Вообще, все посторонние дела в рабочее время нужно полностью исключить.

То же самое можно сказать и о плохом настроении. Тем более недопустимо срывать его на других. Если кто-либо зашел к вам в кабинет поболтать, встаньте и направьтесь к двери, давая тем самым визитеру понять, что вы заняты. Будьте в этом случае дружелюбны, но непреклонны.

Не «пойте» на работе: никогда не жалуйтесь на других людей, на свои проблемы, например, на задержку в служебной карьере. Ваши беседы и разговоры должны быть организованы таким образом, чтобы вашими собеседниками были лишь те сотрудники, которых обсуждаемая тема непосредственно касается. Кроме того, не смешивайте свою личную и деловую жизнь.

Важный раздел общего характера касается «гигиенических» вопросов. Здесь многие образованные и опытные люди часто показывают себя не с лучшей стороны. Среди распространенных «гигиенических» процедур можно выделить ковыряние в носу, в ушах, в зубах – ручками и карандашами, обработку ногтей – подстригание и подпиливание, почесывание, жевание жвачки и т. п.

Некоторые считают нормальным в обществе щелканье суставами, неприкрытые зевоту и чихание, ковыряние в зубах зубочисткой и держание ее во рту, жевание спички. Сразу «отрежем»: всего этого делать нельзя! Особенно это относится к физиологическим «спецэффектам». Если в вашем присутствии наблюдаются подобные вещи, вы имеете полное право попросить «автора» прекратить это.

Итак, вот свод запретов на такого рода занятия.

? Зубы чистят в ванной комнате, зубочистка сразу выбрасывается.

? Нельзя жевать жевательную резинку.

? Не трогайте руками свое лицо и волосы.

? Не ешьте за рабочим столом, исключая особые случаи.

? Курите тогда и там, когда и где это предписано в вашей организации.

? Не занимайтесь косметикой, находясь на рабочем месте.

? Не обсуждайте фигуру или функции тела.

Этикет служебных отношений

Служебные отношения влияют на настроение людей, создают тот нравственный микроклимат, без которого невозможно существование здорового коллектива, участвующего в общем деле. Нормальные служебные отношения формируются на основе двух основных требований: ответственности за дело и уважения к коллегам.

Ответственность предполагает честное и обязательное отношение к своему слову и делу. Необязательный человек, болтун, не только приносит вред своим личным поведением, но и создает вокруг себя атмосферу безответственности, недисциплинированности. Особенно опасен такой человек как руководитель.

Лозунг деловых людей «время – деньги» как нельзя лучше раскрывает одно из основных требований этикета служебных отношений. Хронофаг – пожиратель времени, человек, который теряет свое и беззастенчиво отнимает чужое время. Он не менее опасен, чем расхититель материальных благ. Праздные разговоры, перекуры, выполнение личных дел в служебное время не только снижают эффективность работы, но и разлагающе действуют на добросовестно относящихся к делу людей. Нарушение деловой обстановки не компенсируют самая изысканная вежливость и предупредительность. Не случайно американцы, а также японцы предпочитают работать в одной комнате, а начальник, если и отделяется, то только стеклянными стенками. Они не без основания считают, что так можно достичь больших успехов. Нельзя лениться – ты на виду у товарищей, нельзя бесконечно болтать по телефону или принимать визитеров. Да и коллектив работает сплоченней, так как члены его постоянно советуются друг с другом, и все чувствуют себя частями одного механизма.

Американский этнопсихолог Э. Холл рассказывает: его пригласили выяснить причины трений, возникавших в филиалах американских фирм, размещенных в ФРГ и Швейцарии. Там под одной крышей работали местные сотрудники и специалисты, приглашенные из США. И вот оказалось, что камнем преткновения были двери.

Дело в том, что американцы привыкли работать либо в больших помещениях, либо – если помещений несколько – только при открытых дверях, следуя принципу: американец на службе должен быть в распоряжении окружающих. Открытый кабинет означает, что его владелец на месте и, главное, что ему нечего скрывать. Небоскреб Фордовского фонда в Нью-Йорке целиком построен из стекла и просматривается насквозь. Здесь все – от директора до посыльного – постоянно на виду. Это создает у окружающих и служащих определенный стереотип поведения, вызывает у них ощущение, что все сообща делают одно общее дело. Для немца подобное рабочее помещение является воплощением самых жутких ночных кошмаров. Каждое помещение там должно быть снабжено надежными (часто двойными) дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.

Недоучет этих различий и породил недовольство. Немцы, работающие в филиалах американских фирм в Мюнхене и Гамбурге, жаловались на то, что находятся под неусыпным присмотром (раскрытые двери). А у американцев глухой коридор с закрытыми дверями порождал ощущение заговора.

Созданию деловой обстановки служит и принятое в западном деловом мире правило начинать любое дело с обсуждения и выработки плана. К любой, даже самой простой работе приступают не по принципу «начнем, а там видно будет», а в первую очередь назначают ответственных, которые должны рассказать о том, как будет выполняться задание. У японцев, например, очень мало «проколов» именно потому, что все возможные неполадки учитываются еще в период обсуждения и заранее намечаются пути их преодоления. Если же произошли какие-то сбои, то каждый знает, кого он должен подстраховать в критический момент. После выполнения задачи весь коллектив проводит обсуждение результатов и причин сбоев, однако вину за последствия не взваливают на отдельного человека, считается, что виноват весь коллектив.

Деловая обстановка в немалой степени зависит и от уважения к коллегам, умения на чем-то настоять, а в чем-то уступить, способности разрядить конфликтную ситуацию. Уважение к коллегам проявляется в умении учитывать их интересы, проявлять заботу, делать небольшие, но приятные услуги.