banner banner banner
Фронтир Индикона. Часть II
Фронтир Индикона. Часть II
Оценить:
 Рейтинг: 0

Фронтир Индикона. Часть II


Кислоты и бисерная мельница продвинули не только химию, но и абразивные материалы, существенно расширив наш ассортимент. К уже имеющимся порошкам – глинозёму, оксиду хрома, шпинелям добавился полученный из щавелевой кислоты и магнетита крокус, получили венскую известь из кальцита, магнезия, оксида циркония и жёлто-коричневый полирит из двуокиси церия.

Добавление оксида церия в стекло придавало чистейший жёлтый цвет, а если добавлять больше процента, то коричневый. К тому же оксид отличный глушитель эмалей и глазурей. Но главное блюдо ядрёного цвета – жёлтый порошок, он же сульфат церия, получили действием на оксид концентрированной сернягой. Он единственный доступный сейчас катализатор для окисления диоксида серы в сернистый ангидрит, сырьё для получения «хлеба химии» – серной кислоты. Не спорю платина или пентаоксид ванадия куда лучше, но где же их взять то? До них, прямо скажем, как до луны пешком.

– Иван Сергеевич, принимайте катализатор! – я передал ящик с жёлтыми трубками. – Как и обещал!

– Слава богу! Почитай половину селитры уже перевели, сердце, знаете ли, кровью обливается вот так, попусту спускать её, – он взял в руки гранулы. – Какой интересной формы зёрна, шестигранная тонкостенная ребристая трубка, и диаметр около двух сантиметров!

– Да у вас глаз алмаз!

– Не жалуюсь! То-то я не понимал, зачем вам такой хитрый пуансон потребовался. Полагаю, такая форма способствует увеличению площади контакта катализатора с газом и, как следствие, увеличивает его активность?

– Именно так!

«Отходы» в виде растворов солей тоже пошли в дело. Те же урановые пигменты ещё с первого века известны. Добавление оксида при варке стекла придаёт ему красивую жёлто-зелёную флуоресценцию. Диоксид циркония – глушитель эмалей придаёт им белый и непрозрачный цвет, его силикаты в смеси с солями образуют гораздо более интересные цвета, чем медные пигменты. Закинул в стекло, и оно получило интенсивный фиолетовый окрас, ага, значит, там у нас в основном оксид эрбия – удивительная тут геология! В дело пошёл и селен, придающий стеклу красный и розовый цвет. Стекла, окрашенные селеном, называют селеновым рубином. Кремлёвские звезды как раз из такого стекла. Везёт нам с пигментами, чего уж тут. Такую красоту и себе на пользу не обернуть? Да никогда! Чтобы не упускать момент, в ямы отлили два чугунных валика с кольцами для прокатки стеклянных шариков и поставили на поток их производство. Всего-то изготовить воронку для стекломассы и вручную вращаемый нож, разрезающий тягучую струю на заготовки для шариков. Стекломасса, опускаясь в воронку, попадает между вращаемыми кольцами и формируется в шарики. Наладили даже производство прозрачных шаров с вкраплениями цветочного стекла – «кошачий глаз». Неизвестно, как он узнал, но уже на следующий день прибежал торговец из Кереве и умолял продать все шарики ему, обещал выкупить всю партию. Подумаем… Стеклянные шарики в Африке те же деньги что соль, но в более концентрированном виде.

На шлифовании и полировке шариков, зеркал, оружия и стёкол постоянно работало пятнадцать самых сообразительных подростков. На обучение ушло меньше недели. Мартин определённо имеет к этому талант.

В состав абразивных и полировальных паст вводили канифоль, парафин, камедь и стеариновую кислоту. Накладные круги делали из фетра африканского зайца и козы, грубого волокна, нежной замши и резиновых полосок. Порошок связывали столярным клеем или жидким стеклом. Качественные абразивы уже в ближайшие дни позволили довести до ума призму спектроскопа и двояковыпуклые линзы для подзорной трубы и астрономического теодолита.

***

Павлу, единственному из всех нас профессионально владеющему холодным оружием, я решил выковать палаш из дамаска. Ковали прогрессивным методом с применением проволоки из мягкого малоуглеродистого железа, скрученной в канат. Так в разы быстрей, чем изо дня в день расковывать полоски металла. Железную проволоку мы катали из мягкого железа, изначально идея состояла в том, чтобы наделать шил и иголок, используя пробивной штамп, а после науглероживать в тигле до нужного состояния. Начали штамповать, и тут я вспомнил, что есть такой метод ковки дамаска из железных канатов! Пересыпаю скрученный канат бурой в смеси с флюоритом, экономить на флюсе нельзя. Работаю на механизированном молоте и, начиная с середины каната, прокладываю путь к концам. Показываю, само собой, и присматриваю, а всю работу делает Нганго, работа с металлом пришлась ему по душе. Между проволокой, как ни старайся, всё равно пустоты и удары приводят к тому, что она начинает отделяться друг от друга, а концы растрёпываются. Останавливаю ковку и регулирую шатун, устанавливаю частоту ударов на максимум. Через час молот при ударе о квадратную заготовку перестал издавать глухие звуки, металл стал ярким, звонким. Теперь можно придавать форму клинку, а это уже моя работа!

***

Мой план по урегулированию сложившейся ситуации исходил из того, что нам нужно провести переговоры, пообещав конфетку, но прежде привести вождя в чувство, напугать своим могуществом и при этом, желательно, никого не убить. Для исполнения замысла мы сосредоточились на изготовлении фейерверков и гранат – пороховых, фосфорных и свето-шумовых.

Я подберу компоненты, а Иван Сергеевич сконцентрирует усилия на их очистке. В химии, неважно какой, главное чистота исходных веществ. Если у тебя что-то не выходит, значит надо чистить. Выпаривание, растворение, кристаллизация, первая, вторая очистка и так целыми днями.

Пиротехнические составы комплектуют из трёх основных компонентов – окислителей, цементаторов и флегматизаторов. Первые отдают кислород при повышенной температуре – хлораты, перхлораты, нитраты, сульфаты. Вторые необходимы для уплотнения и склеивания смеси – сера, гипс, смолы, масла, парафин и каучук, масла. Ну а третьи добавляют в фейрверки для снижения чувствительности к температуре, ударам, для стабильного или замедленного горения. В нашем случае это канифоль и камедь.

Основой фейерверков стали три огневых смеси – селитристая и хлористо-калиевая сера, для изготовления которых пришлось получить бертолетовою соль, хлористый калий и фейерверочный порох, который от обычного отличается лишь пропорциями серы, селитры и угля. Яркие искры и цветное пламя обеспечивают металлические опилки – чугунные, железные, медные и пропитанные солями древесные. Кстати, про них, про соли: старался подбирать составы попроще, на уровне ХIX века. Мы вроде как не на фестиваль собрались. Сам по себе синтез солей проблем не представляет, с этой задачкой справились еще алхимики XVI-XVII веков. Вот только без базовых кислот это невозможно, и полученная с трудом селитра уходила как вода в песок. А время, время тикало…

Бертолетка, щавелекислый, азотнокислый, двууглекислый, борнокислый, хлористый натр. Углекислый, сернокислый и виннокислый кали. Соли и сульфаты меди, сурьмы и свинца… Некоторые соли нужны для окраски пламени. Барит, точнее полученный из него щавелекислый барит, обеспечит изумительное по насыщенности изумрудное пламя, щавелекислый стронциат из целестина ярко-красное. Готовые смеси прессовали в картонные или бронзовые трубки и цилиндры. Вышло много интересного: цветные петарды, файеры, фитили, цветные дымы, бенгальские и римские свечи, метеоры, фонтаны. Из подвижных – китайские огни, саксонское солнце, спирали и пиротехнические ракеты. Два звена несколько дней наматывали на болванки листы бумаги формируя трубки, цилиндры и шары нужных размеров. Много «бесплатной» рабочей силы – безотказный рецепт чтобы наверстать отставание в графике работ.

Помимо пиротехники организовали изготовление пороховых гранат, мин и моё ноу-хау – светошумовые и фосфорные гранаты с тёрочным запалом. До магния как до Луны, но с алюминием составы не многим уступают. Небольшое количество крылатого металла я получил в тигле прямым восстановлением оксида алюминия, полученного из каолина углём. Состав помнил наизусть – нитрид и фторид бария, алюминий, сера, раствор канифоли в олифе и стеариновая кислота. Менее яркие составы сделал на основе реальгара и пороха, его в наше время не применяют из-за ядовитости мышьяка, а нам пойдёт – не демонстрации разгонять. Его же использовал как компонент жёлтого, ядовитого дыма.

Фосфор, как известно, самопроизвольно воспламеняется на воздухе и горит с выделением большого количества едкого белого дыма, температура горения достигает тысячи двухсот градусов. Его стали применять в бомбах во второй мировой, само собой разумется, не в чистом виде. Гранулированный белый фосфор содержал до трети восков, вазелина, омылённые жиры и серу. Тогда же применили не менее интересное вещество – «партизанское мыло». Оно даже внешне похоже на хозяйственное, и имеет в составе всего третью часть белого фосфора. В случае досмотра немецкими солдатами партизаны могли даже слегка намылить брусок, заверив что ничего опасного в нем нет. Однако стоило это «мыльце» подложить в вагон с боеприпасами, то бабах через некоторое время фрицам был гарантирован.

Чтобы «мел» с повышенным содержанием фосфора сделать более устойчивым при хранении в условиях жаркого климата, мы его разогревали, смешивали с густым раствором натурального каучука, получая эрзац пластифицированного белого фосфора. Подобные составы впервые применялись американцами во Вьетнамской копании.

«Фосфорное мыло» смешивали с «медленным порохом» и небольшим количеством щавелекислого бария и прессовали в колечки. Состав помещали в бронзовый цилиндр, заливали тонким слоем воска и замазывали крышку галлиево-медным припоем.

Переделали тёрочный взрыватель, изготовив смесь на основе алюминия и перхлората калия. Состав получше нашего, первоначального, на основе красного фосфора. Но кто же знал, что я смогу до двух тысяч ста градусов раскочегарить печку и провести удачную карботермию, а всего-то изменил режим поддува газогенератора и в смеси прибавилось водорода.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)