Книга Вечность в повседневности. Правила христианской жизни из опыта общины отца Алексея Мечева - читать онлайн бесплатно, автор Полин де ля Виллежегю. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Вечность в повседневности. Правила христианской жизни из опыта общины отца Алексея Мечева
Вечность в повседневности. Правила христианской жизни из опыта общины отца Алексея Мечева
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Вечность в повседневности. Правила христианской жизни из опыта общины отца Алексея Мечева

Именно он первым принялся за огромную работу по переводу с греческого на славянский язык обширной религиозной литературы. Он перевел «Филокалию»[24] митрополита Макария Коринфского и Никодима Агиорита (Венеция, 1782) и издал ее под названием «Добротолюбие». Эта своего рода «антология»[25], посвященная Иисусовой (сердечной) молитве, стала духовной пищей русских монахов, старцев и мирян: «Откровенные рассказы странника» свидетельствуют о том, сколь распространен был такой тип молитвы среди христиан.

Обновление интереса к исихазму вызвало оживление монашеской духовности. В XIX веке появились великие старцы, самым известным из которых является святой Серафим Саровский.

Тогда по всей стране в обителях и скитах жило множество старцев. Один из монастырей, расположенный в трехстах километрах от Москвы, Оптина пустынь, стал «своего рода духовной школой» воспитания старцев, обителью, где «на первом месте стояли сердечная молитва и благодатное старчество»[26]. Основанное на наследии Паисия, оптинское старчество поднялось на новую ступень развития, открываясь проблемам мысли, культуры, общественной и политической жизни России.

Нужно уточнить важный факт: старчество, утвержденное в традиции Паисия, никогда не было признано церковными властями и значительной частью белого духовенства. Тем не менее, несмотря на эту оппозицию, деятельность старцев развивалась, их влияние на русское общество росло. Множество паломников, мирян и монахов, интеллектуалов и крестьян, мужчин и женщин всех возрастов, искали у старцев духовной помощи и поддержки, которой им не хватало в приходской жизни.

Сын отца Алексея Мечева, отец Сергий, очень точно описывал духовную жажду русских христиан: «Когда люди церкви и верующие были удалены от монастырской жизни, они тем не менее поняли, что именно там, в монастыре, где каждый день в покаянии служится Литургия, находится спасение для монаха и для мирянина. Именно в эти монастыри, где цвела духовная жизнь, устремлялись люди, жаждущие ее познать. Многие ехали в Оптину и Зосимову пустынь, в Глинки и еще во многие другие места. <…> Тем не менее существовала пропасть между миром и монастырем. Действительно, люди могли поехать туда только на несколько дней или даже часов, чтобы получить импульс для своей души, духовно зарядиться»[27]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Международные отношения, 1990. C. 204.

2

Святой праведный Алексий Мечев причислен к лику святых 20 августа 2000 года. Книга была написана в конце 1990-х годов. – Прим. пер.

3

Отец Алексей Мечев: Воспоминания, проповеди, письма. P.: Ymca-Press, 1969.

4

Пастырь добрый: Жизнь и труды московского протоиерея Алексея Мечева. М., 1997.

5

Meyendorf J. St Grégoire Palamas et la Mystique orthodoxе. P.: Seuil, 1959. P. 17. (См.: Мейендорф И., прот. Святой Григорий Палама и православная мистика // Мейендорф И., прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М.: Институт ДИ-ДИК, ПСТБИ, 2000.)

6

Behr-Siegel E. Prière et Sainteté dans l’Eglise russe. P.: Cerf, 1950. P. 131.

7

Элизабет Бер-Сижель (1907–2005) – французский православный богослов. Ученица о. Сергия Булгакова, Г. П. Федотова, арх. Льва Жилле, П. Е. Евдокимова. Благодаря ее лекциям и печатным трудам многие западные люди познакомились с православной духовностью.

8

Ibid. P. 129.

9

Spidlik T. Les grands mystiques russes. P.: Nouvelle Cité, 1979. P. 177.

10

Согласно Русско-французскому словарю терминов, используемых в русской Церкви (Dictionnaire russe-français des termes en usage dans l’Eglise russe de l’I.E.S. P., 1983), в русской духовности подвиг – это «акт героической аскезы, совершаемый человеком (монахом или мирянином) в борьбе против греха», а также «духовное продвижение» (р. 95).

11

Behr-Siegel E. Op. cit. P. 131.

12

Ibid. P. 106.

13

Ibid. P. 129.

14

Пьер Паскаль (1890–1983) – французский филолог-славист. С 1916 по 1933 год жил в России. Автор научных трудов по русской истории и культуре, исследователь творчества протопопа Аввакума, Достоевского, переводчик, преподаватель русского языка и литературы.

15

Pascal P. La religion du people russe. Lausanne: L’Àge d’homme, 1973. P. 44.

16

Lossky V., Arseniev N. La Paternité spirituelle en Russie aux XVIIIème et au XIXème siècles. Abbaye de Bellefontaine, Bégrolles. Coll. „Spiritualité orientale“. № 21, 1977. P. 31.

17

Florovsky G. Les Voies de la Théologie russe. P.: DDB. P. 123. (См: Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.)

18

Ibid. P. 125.

19

Ibid. P. 126.

20

Просвещение – философское направление, сформировавшееся во Франции в XVIII веке. Просветители верили во всемогущество человеческого разума, науки и образования, придерживались атеистических убеждений и критиковали религию и Церковь.

21

Жизнеописание священномученика о. Сергия Мечева, составленное его духовными чадами // Надежда: Душеполезное чтение. Вып. 16. Базель; М., 1993. С. 186.

22

Там же.

23

Там же.

24

Φιλοκαλία означает любовь к красоте.

25

Kologrivof I. Essai sur la sainteté en Russie. Bruges: Beyaert, 1953. Р. 392. (См.: Кологривов И., иером. Очерки по истории русской святости. Брюссель: Жизнь с Богом, 1961.)

26

Lossky V., Arseniev N. Op. cit. P. 92.

27

Жизнеописание священномученика о. Сергия… C. 81.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги