banner banner banner
В лабиринтах времени
В лабиринтах времени
Оценить:
 Рейтинг: 0

В лабиринтах времени


Люба заметила следы. Олени рыхлили копытами снег, откапывая сохранившиеся мох и траву. Следы вывели Любу на крутой берег небольшого ручья и свернули в ложбину, полого спускающуюся к воде. Струя воды, пробивая путь среди скал, прыгала с уступа не уступ, образуя каскад водопадов. Вокруг, в виде причудливых арок и гротов, намерзли тонкие струйки воды и сосульки. Среди застывших ледяных замков бежал живой незамерзающий ручей. Вдруг в небе вспыхнули голубовато-зеленные сполохи и заставили двигаться этот застывший безжизненный мир в удивительном танце теней. Казалось, что эти ледяные дворцы светятся изнутри загадочным опаловым цветом. Люба остановилась, зачарованная этой удивительной картиной.

Прежде чем вернуться назад, Люба решила осмотреться, чтобы запомнить какие-нибудь ориентиры. Слева от тропы она заметила смутное движение. Не раздумывая, она без страха отправилась посмотреть, что там шевелится на крутом берегу.

– Стой, здесь ловушка, – Люба не столько услышала, сколько почувствовала, как упругая волна воздуха уперлась в грудь, не давая двигаться дальше. – Ты кто? Вопросы задавал маленький хрупкий человечек с великоватой головой, как у трехлетнего ребенка, но выражение лица было строгим и серьезным, как у взрослого. Большие чуть раскосые глаза внимательно разглядывали Любу.

– Я, Люба, – указав рукой себе на солнечное сплетение, Люба четко и внятно произнесла свое имя. – А ты, вы кто?

– Я, Ушен, ученик шамана, – так же как Люба, человечек рукой указал на грудь и назвал свое имя на чистейшем русском языке без акцента. – Мой молочный брат попал в беду, я не могу ему помочь. – Ушен указал Любочке на яму, которую скрывали от глаз высокие травинки, припорошенные снегом. На дне стоял мамонт. Ловушка для мамонта была такой тесной, что он не мог в ней повернуться и такой глубокой, что до края ямы мамонт мог дотянуться только кончиком хобота.

– Нам, двоим, не вытащить мамонта из ловушки. Можно я позову своих друзей? Вместе мы придумаем, как ему помочь, – предложила Люба.

– Это земля твоего племени? Это ваши ловушки, вы здесь охотитесь?

– Мы не охотники и оказались здесь случайно. Мы не причиним вреда ни тебе, ни твоему мамонту.

– Я пойду с тобой, я должен видеть людей твоего племени, я сам решу: друзья они или враги. – Ушен поднялся с земли, своим видом показывая, что готов идти вслед за Любой.

– Ты говорить по-русски? – Люба понимала каждое слово Ушена, но ей показалось, что произносит он совсем другие звуки.

– Я шаман, я лизнул Шаманский Камень и теперь понимаю языки всех народов, всех зверей и птиц.

– А мне можно лизнуть этот камень? – Люба не надеялась на положительный ответ, спросила скорее из вежливости, чтобы поддержать беседу.

– Тебе можно, мы пройдем мимо Шаманского Камня. – Ушен шел впереди показывая дорогу.

Сначала Маша, а потом и все остальные почувствовали на себе пристальный, изучающий взгляд и повернули головы к выходу из пещеры.

У входа в пещеру стояла Люба, из-за неё, выглядывал ребенок, который с серьезным выражением лица внимательно разглядывал всех присутствующих.



Проходи, не бойся, здесь тебя не обидят, – Люба слегка подтолкнула Ушена к костру. – Это Ушен, ему нужна помощь. Его мамонт попал в ловушку и не может выбраться из нее.

Пока Люба представляла «пришельца» мы успели рассмотреть малыша. В свете костра, его смуглая кожа казалась красноватой. Светлые большие как у лани глаза, очень тонкий и узкий как трубочка нос, острый подбородок и маленький рот. Густые светлые волосы до плеч обрамляли скуластое личико. Чтобы волосы не мешали смотреть, они спереди были подхвачены костяным ободком. Одет Ушен был в меховые колготки и меховую парку с капюшоном. На груди висело костяное ожерелье: мелкие бусинки чередовались с костяными «матрешками», а в центре была большая веретенообразная бусина. На кожаном ремешке, через плечо висела кожаная сумка со странным рисунком: в центре овального кольца, обвитого шнуром, был схематически изображен человечек с пятью Т- образными антеннами на голове, справа нарисован полумесяц с четырьмя точками, видимо звездами, а слева астрологический знак солнца тоже в окружении звезд.

– У нас нет ни лопат, ни веревок, вот только длинные шарфы у Коли и Андрея – Геннадий Андреевич озабоченно озирался по сторонам, ища, что бы еще могло пригодиться, – пошли, посмотрим, на месте определим, чем можно помочь.

Ваня подбросил несколько веточек в костер, и все отправились выручать мамонта.

– Нам повезло: это – мамонтенок. – Уверенно определила Маша. – Взрослые мамонты гораздо крупнее, вспомните, какой огромный скелет стоит у нас в краеведческом музее.

– Ты со скелетами по осторожнее, тебя могут неправильно понять, – Глеб глазами указал на Ушена.

– Земля промерзла, теперь тверже камня, сплошь скальные породы, – Вера Никитична осмотрела края ловушки.

– Я читал, раньше из молодых березок скручивали веревку- вицу, – Андрей огляделся вокруг, – а здесь такие маленькие и корявые березки, как из них скрутить длинную веревку не представляю.

– Веревка нужна очень длинная и крепкая, этот мамонтенок весит не меньше тонны, – Глеб обошел вокруг ямы, – пороху из всех моих патронов не хватит, чтобы взорвать немного стеночку и сделать пологий проход. Да и мамонтенка можно ранить.

– Был бы здесь волшебный крючок, – размечтался Коля, – раз и мамонтенок из кружева, его любой ребенок смог бы вытащить, а потом два и кружево стало мамонтом.

– А крючок у меня в кармане лежит, мы же его хотели под Новый год испытать, – Маша расстегнула шубку и из кармана платья извлекла знакомый костяной крючок.

– Подходящий случай провести эксперимент. Чем мы рискуем? – Глеб взял у сестры из рук крючок, – ну, не получится у нас ничего, тогда будем искать другие пути спасения, а вдруг получится, не зря же ты всю осень вязала им, специально выращенную из египетского льна, пряжу.

– А если мамонтенок в кружево превратится, а оживить его волшебной силы у крючка не хватит? – Маша отобрала крючок у брата.

Пока мы обсуждали судьбу мамонтенка, Ушен внимательно слушал, стараясь вникнуть в суть происходящего.

– Вы боги? Или великие шаманы неизвестного мне племени? Я чувствую, вы желаете нам добра. Вы хотите душу Айлета, так зовут моего мамонта, перенести в тело неизвестного мне Кружева, который будет меньше и легче Айлета. Тогда вы его сможете вытащить из западни, но сомневаетесь, хватит ли у вас сил вернуть ему прежний вид? Я правильно вас понял? Душа Айлета будет жива, и я его буду беречь, и любить в любом виде. Ведите свой Эксперимент.

– Ушен, ты объясни своему мамонту, пусть он вытянет свой хобот повыше, чтобы Маша могла к нему прикоснуться крючком, – Ваня лег на землю, стараясь дотянуться до мамонтенка.

Мамонтенок Айлет, похоже, прекрасно понимал все, о чем шла речь. Он встал на задние ноги, передними – уперся в стену своей западни, и вытянул хобот, насколько это было возможно. Маша осторожно прикоснулась к нему крючком. Ваня придерживал хобот рукой, на случай, если вдруг чудо удастся, чтоб кружевной мамонтенок не свалился назад в яму.

Маша зажмурила глаза и торжественным голосом произнесла заклинание: Был простой, стань кружевной.

– Получилось, получилось! – первыми опомнились ребятишки и как сумасшедшие запрыгали вокруг ямы.

– Осторожней, умерьте свой восторг, того и гляди, сами свалитесь в яму вместо мамонтенка.

Ваня держал в руках большую, бурую, мохнатую кружевную скатерть. «Кружевце» отнесли подальше от западни, положили на припорошенную снегом пожухлую траву.

– Был кружевной, стань живой, – на этот раз Маша смотрела во все глаза, как «кружево» надулось, словно воздушный шар, поднялось на крепкие ножки, стало наливаться плотью и темнеть. Только на хоботе, где его коснулся волшебный крючок, осталась светлая отметина.

– Надо скорее вернуться в пещеру, – глядя на внезапно затянувшееся тучами небо, сказал Ушен, – скоро придет пурга.

Маленький колдун – ученик шамана

Только мы вернулись в пещеру, как вокруг закипела, заплясала снежная круговерть.

Мамонтенок улегся набок у входа в пещеру рядом с каменной грядой, защищавшей вход от ветра.

Наша компания удобно разместилась вокруг костра. Мы продолжили наше знакомство. Каждый назвал свое имя и постарался объяснить род своих занятий. Заминка вышла у Геннадия Андреевича. Как объяснить человеку каменного века, что такое радиоэлектроника и информатика.

Ушен, по-своему, представил род занятий и степень значимости каждого члена нашей команды. Глеб в его глазах стал вождем племени, раз он следит за порядком и справедливостью в мире соплеменников, и наказывает нарушителей.

Ваня занял должность шамана, причем не очень могущественного, раз он лечит только зубы. В племени Ушена шаман лечит все болезни, он может прогнать злых духов и призвать на помощь добрых. Ушена очень удивило занятие Софьи Сергеевны – в его племени все женщины умеют шить одежду. Он так и не смог понять, чем занимается Маша – историю племени и своего рода обязан знать каждый полноправный член общины, иначе он не пройдет инициации. Мальчика не примут охотники, и он как, маленький останется в обществе женщин, а девочке не разрешат выйти замуж.

С большим почтением отнесся Ушен к Вере Никитичне – женщине знающей тайны камней. Чем занимается Геннадий Андреевич, Ушен так и не понял. Для себя уяснил только одно, что этот всеми почитаемый шаман обладает знаниями, бесполезными для его племени. Кто эти похожие на людей существа, одетые в меха и шкуры, неведомых ему животных, со странными «копытами» на ногах, Ушен так и не понял, а задавать старшим много вопросов он не привык.

В племени меня называли Сын Мамонта. Старшая Мать рассказывала, в ту пору, когда Луна передала ключи от неба Солнцу, когда наступил длинный день, я упал со звезды. Людям меня принесла мамонтиха. Она подобрала меня в тундре. В ее густой шерсти я прятался от холода, питался молоком вместе с ее мамонтенком, моим старшим молочным братом. Айлет младший сын мамонтихи, на языке моего племени значит – младший. Он родился через шесть зим после меня. Мое племя не охотится на мамонтов. Мамонты всегда паслось рядом со стойбищем нашего племени. Когда мамонт устает странствовать по земле он приходит к людям сам. Умирая, он дарит жизнь другим. Его душа остается в бивне, из которого делают маленькую фигурку мамонта, а мясо и шкура достаются людям.

Пока жив старый шаман, я буду его учеником. В десять лет, как все мальчики племени, я прошел испытания и получил новое имя Ушен – Смышленый. Только я один сумел постичь тайну ожерелья старика Ушмарена – Хитрого. Он ушел в мир теней и оставил ожерелье мне.

Мы с Айлетом шли в Страну Ночи и Холода к Хозяину Верхнего мира, чтобы узнать, почему звезды ушли со своих мест? Почему в день, когда солнце стоит высоко в небе и священный кол, вбитый в землю, должен оставлять самую короткую тень, этим летом тень стала длиннее обычной?

За что в наши земли посланы холод, голод, и болезни? Что должны сделать люди, чтобы спасти племя от гибели?