Чары Медузы Через Призму Искусства, Мифа И Легенды
Андреа Пьянкастелли
Два анализа: один - художественный, другой - исторический, - поведут нас разными маршрутами; каждый маршрут увлекателен, каждый наделен символическими и психологическими смыслами, но оба они в конечном счете сходятся в одном: ужасная горгона скрывает в себе первобытную тайну. Посмотрим, какую. Таинственная фигура с волосами в виде змей и взглядом, заставляющим окаменеть, продолжает очаровывать своей двусмысленностью и загадкой: очерк по мифологии исследует символичность горгоны Медузы, концентрируясь в художественно-историческом анализе, в основном, на античном мире. Неожиданный флэшбэк ведет читателя в предшествующие времена, а в них раскрываются альтернативные толкования. ”Не смотри на то, что видишь, кроме своего отражения в зеркале”. Это говорит Персею Афина. В переносном смысле, не смотри на всю полноту вещей, не думай о ней, - в том числе, не думай и о себе, - в их совокупности, потому что ты можешь умереть от того, что увидишь, особенно от того, что видишь внутри себя; и пока ты не погружаешься в свое отражение, ты способен себя защитить. Это приятное путешествие в глубь эпох и одновременно научный очерк, подкрепленный историческими, художественными и литературными источниками; следующий через символы, мифы, истории и далекие воспоминания, связанные с таким мифологическим персонажем, как Медуза; охватывающий период от доисторической эпохи до наших дней.
Фронтиспис
Андреа Пьянкастелли
ЧАРЫ МЕДУЗЫ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСКУССТВА, ИСТОРИИ И МИФА
@ Andrea Piancastelli, 2017
@ I edizione Andrea Piancastelli, 2017
Все права сохранены
Перевод с итальянского: А. И. Клименко
В случае возникновения вопросов обращаться по адресу: wordsassistant@gmail.com (mailto:wordsassistant@gmail.com)
© Roberto Bocchini, фотография на обложке, 2020
Иллюстрации взяты из свободных сетевых источников
Умереть - вот это значит притвориться, потому что тот, в ком нет жизни, - лишь подобие человека.
Шекспир[1] [i]
[i] (#ulink_1cc8b856-5695-55be-a03f-6611bd21384c) [1] ШЕКСПИР, У. Генрих IV, (Цит. по: ПСС в 8 т. / У. Шекспир. [пер. Е. Бируковой]. - М.: Государственное издательство "Искусство". - Т. 4 (Прим. переводчика)
Оглавление
Медуза: между искусством и мифом
Введение
I. Архаичные Горгоны
1 Ужасающая маска
2 Ужас смерти
3 Война Медузы: за пределами ужаса
4 Разрушение и покровительство: Медуза и эгида Афины
II. Художественные повороты
1 Медуза между Вавилонией и Коринфом
2 Медуза и двойственность воды
III. Классическая эпоха
1 Источник сознания: метаморфозы одного взгляда
2 Искусство видения: целостный взгляд
3 Зеркало Медузы
IV. Эллинистические и романские Горгоны
1 Поверженная Медуза
2 Расчлененная Медуза: части Медузы
Заключение: Бессмертная Медуза. Fascinum двусмысленности
Что было до Медузы: между мифом и историей
Введение
1 Счет времени: от матриархата до патриархата
2 Потерять голову
3 Узурпированная Медуза
4 Реальность или легенда?
5 Афина и Медуза, внутренняя трансформация
6 Медуза и женские тайны
7 Власть Медузы, власть Богини
8 Медуза и кровь
Заключение: Сила Медузы. Fascinum тайны
Библиография
МЕДУЗА: МЕЖДУ ИСКУССТВОМ И МИФОМ
Введение
Существует связь между словом и изображением, оба они передают человеческое мнение и мировоззрение. Можно увидеть миф в искусстве и можно прочесть искусство в мифе. Я берусь говорить об одном мифе, в котором важно видеть, важно смотреть в глаза; о мифе, который своим взглядом оставил греческих поэтов почти бессловесными, неспособными описать его. Единственного взгляда такого персонажа, как Медуза, оказалось достаточно: принимая во внимание скудость сведений, полученных нами при изучении многих письменных источников, можно сказать, что этот миф предоставил слово искусству.
Определений мифа много, и все они разнятся, в зависимости от мнений огромного количества ученых, изучающих миф как таковой; мы здесь придерживаемся исследований Р. Отто[1][i] В греческом языке основной смысл слова “mythos” - это “красноречие”, нечто сказанное. Первым автором, который использовал термин “mythologia”, был Платон; для философа это слово означало “рассказывать истории либо о них говорить”. Таким образом, слово “mythos” приобретает смысл “нечто рассказанное в форме повести”, “история”. Но, конечно, не все истории являются мифами: под мифами обычно подразумеваются “традиционные истории” - точно так же и древние греки словом “mythoi” отсылали к традиционным историям о богах и героях.