Конечно, в качестве отправной точки, можно было бы взять и еще более ранние методы психологического воздействия, например, трансовые обряды и ритуалы или суггестию, исходящую от ведьм и колдунов, однако, в данной книге мы ограничимся именно научным периодом существования психотерапии, который берет отсчет с деятельности Антона Франца Месмера. Именно он, как ни странно, заложил важные основы психоанализа, в виде психодинамической теории (которая, правда в его время опиралась на понятие магнетической энергии), а также предложил метод, который, хотя и строился на эффекте плацебо, все же имел некоторые сходства и с методом катарсиса, ставшего основой психоанализа.
Таким образом идея о том, что в нашей психики возникают препятствия на пути течения той или иной энергии (будь то магнетическая энергия, энергия либидо или энергия потребностей) проходит красной линией через всю историю психодинамической терапии. Здесь же возникает и концепт высвобождения данной энергии и разрушения внутренних блоков как основной механизм исцеления.
Но визитная карточка психодинамической терапии, конечно, состоит в наличии скрытых причин наших проблем, которые кроются в нашем бессознательном и требуют раскрытия для избавления от симптома. Предполагается, что именно прорыв внутреннего материала наружу позволит избавить человека от необходимости постоянной внутренней борьбы и направить его энергию в нужное русло.
Позже на это все накладывается идея фиксации на тех или иных стадиях развития и концепция детерминизма. Это неудивительно, ведь если у вас есть внутренний конфликт, значит, когда-то в прошлом он образовался, и наверняка существует какая-то конкретная связь между ним и вашим симптомом или структурой вашего характера. Именно такую идею продвигает большинство психоаналитиков, которые одновременно выступают экспертами по раскрытию подобной связи для клиента.
Эти и иные положения психодинамической терапии вбирает в себя не только психоанализ, но и все его ответвления, в том числе и те, которые относятся к другим течениям и школам психотерапии, например, гештальт-терапия и позитивная психотерапия. А знать базовые идеи психоанализа стоит любому психотерапевту хотя бы для того, чтобы понимать, что клиент далеко не всегда действительно имеет в виду то, что вам рассказывает, и, конечно, для того чтобы не повторять ошибки мэтров.
РОЖДЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ
МЕСМЕРИЗМ, НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ГИПНОЗ И ТЕРАПИЯ КАТАРСИСОМ
Мы отправляемся в 18 век. Все началось с того, что к обычному врачу Антону Францу Месмеру (1734—1815) попала на сеанс очень сложная пациентка по имени Франциска, которая страдала от «постоянной рвоты, воспаления кишечника, задержки мочеиспускания, мучительных зубных и ушных болей, меланхолии, депрессии и др. расстройств». Именно так описывал ее Месмер, но сейчас бы мы просто назвали ее истеричкой.
Месмер опробовал на ней все лучшие методы лечения того времени: и пиявок, и кровопускание, и компрессы и, конечно, слабительное, но ничего не помогало. И тогда до него доходит слух о целебных свойствах магнитов, да и в работе Парацельса указывался такой метод как магнитотерапия, который Месмер и решил использовать.
Он заставил пациентку выпить глоток раствора, настоянного на железе, а затем приложил к ней три магнита: один на живот, а два других – на ноги. Ни с того ни с сего Франциска затрепыхалась, ощущая как по ее телу потекла энергия. Проще говоря, у нее началась истерика, или то, что позже Месмер назвал кризом, а Йозеф Брейер – катарсисом.
Конечно, мое сравнение криза с катарсисом многие посчитают не вполне правомерным, так как криз, чаще был обусловлен ожиданиями пациента по поводу того, как ему необходимо себя вести во время сеансов, нежели каким-то выплеском эмоций и переосмыслением, о которых принято говорить в психоанализе. Однако, это вопрос очень спорный, так как такое поведение пациентов, очевидно, далеко не всегда вызывалось обычным внушением, поскольку они входили в гипнотический транс, который сам по себе приводит к расслаблению и снятию психических защит и барьеров, из-за чего люди порой начинают плакать уже тогда, когда их просто погружают в гипнотический транс, еще не начиная проводить той или иной психотерапии, что вам с уверенностью подтвердить любой гипнотизер
Как ни странно, после нескольких подобных сеансов пациентка полностью выздоровела. Именно это исцеление побудило Месмера создать свою собственную теорию болезни и ее лечения54.
Теория флюида
Месмер заявил, что весь мир пронизан так называемым магнитным флюидом (кстати, понятие «флюид» в те времена было обыденным для научного мировоззрения и им пытались, по сути, заменить понятие вакуума, которое тогда не признавали в физике). Магнетический флюид протекает через всю вселенную, в том числе и через тело человека. В здоровом состоянии флюид течет размеренно, а вот болезнь вызывается блокировкой флюида, который затвердевает в теле субъекта. Для исцеление необходимо произвести какое-то внешнее воздействие или толчок, чтобы разрушить затвердевшую блокаду. В этот самый момент, энергия начинает литься потоком, что вызывает у человека «криз» (катарсис). Такой криз похож на припадок, который сопровождается плачем, смехом, судорогами, криками.
Поначалу Месмер считал, что человек напрямую не может влиять на тело больного, но необходим какой-нибудь «посредник», испускающий магнетизм. Основываясь на этой идеи, Месмер продолжил свою практику. Он прикладывал магниты к вискам больного, клал несколько магнитов на спину, а эпилептикам – привязывал к подошвам, полагая, что таким образом оттягивает болезнь «вниз».
Затем он обнаружил, что и сам может «намагничивать» или лучше сказать «магнетизировать» предметы, причем любые: бумагу, стекло, воду и т.д., в результате чего, все эти вещи становились инструментами лечения, а люди исцелялись.
В конечном счете Месмера начал верить, что сам является источником магнетического флюида, т.е. его животный магнетизм может производить на людей такой же эффект, как магниты или намагниченные предметы. Таким образом он перешел от простой теории магнетизма к теории животного магнетизма55. Это изменило его подход и к лечению, и теперь помимо того, что он заряжал всяческие железные пруты и деревья, он начал проводить и иной вид терапии, который сейчас зовётся невербальным гипнозом (да, невербальный гипноз это не про то, как мы передаем человеку мысли на расстоянии, а про то, как вызвать катарсис с помощью невербального воздействия).
Так вот в своих сеансах, где пациентами были всегда девушки, он применял пассы руками. В поисках магнитных полюсов, пальцы целителя пробегали по всей поверхности тела больной (и видимо именно отсюда пошел миф о сексуальной власти гипнотизера). Как только Месмер нащупывал те самые магнитные полюса, он в течении приличного времени (обычно от 5 до 40 минут) делал пассы руками, пока у пациентки не начинался криз, и пока это все не заканчивалось выздоровлением (пускай, часто и мнимым).
Сейчас же подобные сеансы выглядят иначе, хотя бы из-за этических ограничений на телесный контакт с пациентами, однако сам механизм не изменился. Так что не стоит думать, что месмеризм куда-то исчез. Невербальным гипнозом занимаются и те, кто открыто заявляет о месмеризме, но есть и те, кто переименовывает месмеризм в какое-либо более благовидное название и называют это авторской методикой психотерапии, говоря о ее колоссальной эффективности (которую, почему-то со времен Месмера так никто и не проверил экспериментально).
Действительно ли месмеризм работает?
Касаясь реальной эффективности, то здесь все сложно, ведь сам Месмер практически всегда отказывался от реальных проверок своего метода, в отличии, правда, от его учеников, которые все эти проверки провалили.
Более того сама деятельность Месмера сопровождалась скандалами, ведь его постоянно обвиняли в ненаучности и неэтичности его методов, а однажды он вообще удерживал у себя дома слепую женщину, которая под влиянием внушения поверила, что прозрела, правда при первой же проверке врачами оказалось, что она все также абсолютно слепа, а Месмер был обвинен в шарлатанстве56.
В конце XVIII были проведены научные комиссии, целью которых была проверка существования животного флюида. И, как вы могли догадаться, этот самый флюид не был обнаружен ни с помощью приборов, ни с помощью экспериментов.
Например, в одном из экспериментов испытуемым надо было обнаружить именно тот предмет, который был намагнетизирован, но в итоге они выбирали предметы абсолютно случайно. Также испытуемым могли заявить, что через стену с ними работает магнетизер, и если они верили в это, то у них случался криз, в то время как никакого магнетизера не было. С другой стороны, если магнетизер действительно работал без их знания об этом, то никакого криза не случалось.
В целом же все комиссии сошлись на выводе: «воображение без магнетизма вызывает судороги, а вот магнетизм без воображения ничего не вызывает». Магнетизм же был подвергнут гонениям со стороны научного сообщества.
Однако не стоит думать, что вот так вот и была опровергнута месмерическая терапия. Дело ведь в том, что все эти комиссии пытались доказать именно физическое существование животного флюида, а не исследовали непосредственную эффективность метода.
И, несмотря на долгую практику, не исследована она и сегодня, и вряд ли вы найдете где-то оценку эффективности невербального гипноза. Однако, очевидно, что эта эффективность не столь высока, так как по результатам исследований вся месмерическая терапия базируется, просто на просто, на эффекте ожиданий и плацебо.
Многие люди при гипнотизации испытывали криз, потому что метод лечения Месмера был известен на весь мир, и все знали, как проходит это лечение, и все знали, что во время него происходит криз, а потому высокогипнабельные пациенты действительно его испытывали.
И ровно точно также работает не только современный невербальный гипноз, но и, например, семейные расстановки. Люди, выходя на расстановку находятся в ситуации напряженного ожидания и, конечно, когда они знают, что от них ожидают определенного поведения, они именно его и демонстрируют, давая выход своим эмоциям и актерским данным.
Конечно, месмеризм не исчерпывается эффектом плацебо. Он содержит в себе и более глубокие механизмы, ведь люди все-таки вылечивались. И, по сути, этот механизм был открыт в теории доминанты Ухтомского, которую мы уже обсуждали. Многие из нас постоянно испытывают проблемные чувства, грусть, печаль, обиду и т. д. Все эти чувства формируют доминанты у нас в голове. Но в обычной жизни вместо того, чтобы отреагировать эти чувства, мы стараемся отвлечься от них, переводя свой фокус внимания на что-то иное и подавляя их. В итоге нам все время приходится находиться в напряжении, чтобы не сталкиваться со своими эмоциями. А вот когда в течении долгих монотонных пасов наше внимание рассеивается, и мы расслабляемся, наружу выходит то, что было подавленно, и люди действительно начинают плакать и впадать в истерику. Когда же они полностью отыгрывают это чувство, проблемная доминанта исчезает, и они вполне могут выздороветь.
Многие гипнотизеры, однако, до сих пор верят, что все это происходит с помощью их «магнетической энергии», и я до сих пор помню случай на обучении, когда мне в голову пытались «воткнуть энергетический стержень», выглядело довольно интересно. Но надо понимать, что все это не более чем обычные фокусы и идеомоторика57
Но вернемся к Месмеру, который, несмотря на все порицание со стороны ученых, пользовался огромным уважением и почетом у вылеченных им пациентов, хотя бы потому, что в 18 веке его методы по своей эффективности вполне могли превосходить наложение компрессов и пиявок.
Месмер продолжал вести свою деятельность, порой беря пациентов бесплатно и даже щедро намагнетизировав дерево в своем дворе, прикоснувшись к которому каждый мог обрести здоровье.
К концу своих лет Месмер вел уединенный образ жизни, лишь изредка принимая у себя гостей, которым он рекомендовал для купаний использовать речную воду, потому что именно на такую воду светит солнце, которое он, Месмер, зарядил животным флюидом на благо всем страждущим.
Месмеризм и психоанализ
Сейчас мы заявим страшную для любого психоаналитика вещь: это не Фрейд создал психодинамическую теорию, а именно Антон Франц Месмер, пускай он и апеллировал в своих взглядах к физическим, а не психологическим материям.
Возьмем теорию Йозефа Брейера, основателя психоанализа. Она состоит в том, что в нашем теле течет психическая энергия, но иногда на пути течения этой энергии возникают препятствия (обычно в виде психических травм), и тогда заблокированная энергия находит себе иной выход, например, в невротическом симптоме. Чтобы вылечить человека необходимо найти травму, т.е. место, где блокируется энергия и интегрировать ее в сознание, так чтобы психическая энергия текла свободно.
Ничего вам не напоминает? Остается заменить термин психическая энергия на энергию либидо, и вы уже получите теорию Зигмунда Фрейда. И после этого можете сколько угодно заявлять, что именно Фрейд является великим первооткрывателем глубинной терапии.
РЕГРЕССИВНАЯ ТЕРАПИЯ
Из 18-го мы перемещаемся в 19-ый век, где кроются зачатки психодинамического направления в «лице» регрессивной гипнотерапии, которая является одной из основных модальностей гипнотерапии на сегодняшний день.
Регрессивная гипнотерапия берет свое начало в работах двух авторов: Пьера Жане (1859—1947) и Йозефа Брейера (1842—1925). Они одновременно открыли тот факт, что с помощью воскрешения травматических воспоминаний возможно исцелить различные заболевания, однако, к психотерапии они подходили абсолютно по-разному.
Теория диссоциации Пьера Жане
Пьер Жане был психиатром и поэтому изначально работал с больными людьми, которым тогда приписывали диагноз «Истерия» (в современной интерпретации мы бы скорее говорили про пограничное расстройство). И именно исходя из этого факта и из того, что истерики являются наиболее гипнабельными личностями, он связывал гипноз с болезнью и утверждал, что психотравма может нанести вред именно таким людям из-за слабости их личности.
Пьер Жане проводил множество экспериментов с гипнозом на своих истерических пациентках и обнаружил, что многие его внушения пациентки выполняют без какого-либо осознания и воли. Например, он часто применял процедуру автоматического письма, когда рука пациентки как бы сама писала от лица ее подсознания58. И вполне возможно было провести такой опыт, когда пациентке внушалась анестезия, и сознательно она не выражала никакой боли, однако, как только вопрос об ощущениях задавался бессознательному, пациентка через автоматическое письмо указывала, что чувствуют боль. Или, например, пациентке можно было дать постгипнотическое внушение в стиле: «Как только откроешь глаза тебе захочется выйти на улицу и открыть зонт», и пациентка действительно это делала, однако, когда у нее спрашивали зачем она, собственно говоря, это делает, та оправдывалась утверждая, что «Собирается дождь», хотя на небе не было ни облачка.
На основе таких экспериментов Жане сделал вывод о существовании бессознательной жизни в психике людей. А внушение служило своего рода идеей, которая функционирует в обход сознания и контролирует психическую жизнь пациентки.
При этом на психические симптомы он смотрел точно также, узнавая в них такие же неосознанные процессы, которые охватывают больное сознание и выражаются в виде различных действий типа припадков, контрактур, галлюцинаций и чего угодно еще. Подобные действия, идущие в обход нашего сознания, он назвал психическими автоматизмами.
И как в основе гипнотических феноменов лежат идеи, порожденные внушением, также и в основе болезненных автоматизмов лежат какие-то идеи. Его исследование привело его к тому, что эти идеи зарождаются в психике человека в момент психической травмы.
Так две его истерические пациентки – Люси и Леони – имели множественные личности (тогда этот диагноз был очень «модным», а потому люди очень любили его изображать, в то время как сейчас существование подобной болезни, вообще говоря, стоит под вопросом). В обоих случаях путем гипноза Жане нашел, что первопричиной был шок в детстве. Отсюда он и вывел свою теорию психической травмы.
Он рассматривал психику как совокупность определенных процессов и идей. При этом разные люди обладают возможностью в разной степени интегрировать все эти процессы и всё психическое содержание в единое целое. Такую способность Жане назвал интегративной функцией Эго.
Он заявил, что у истериков и гипнабельных личностей интегративная функция Эго слабая, поэтому в результате любого стресса их психика распадается, а то или иное содержание опыта просто вытесняется (сам термин «вытеснение» был введен позже Зигмундом Фрейдом, в то время как Жане применял именно первоначальный термин, который сейчас и используется в когнитивной науке, говоря о диссоциации и определяя ее как вынесение тех или иных элементов опыта из поля сознания, когда они начинают функционировать самостоятельно и независимо от воли человека).
Свою же терапию, он назвал терапией реинтеграцией, и построил ее на том, чтобы вновь интегрировать диссоциированный материал в сознание. В процессе психотерапии Жане с помощью наводящих вопросов подводил пациента к воспоминанию диссоциированной травматической ситуации. Затем, и это то, что отличало именно подход Жане, он работал с фиксированной идеей и делал это по большому счету когнитивно.
Например, однажды к нему поступила женщина сорока лет, которая испытывала сильный страх заразиться холерой. Ее приступы сопровождались рвотой и криками в стиле «Холера придет и заберет меня!», о которых она впоследствии не помнила. Так как фиксированная идея для Жане – это не просто какая-то мысль, а целостный комплекс различных ощущений и восприятий, Жане и работал с тем, чтобы расформировать его. Например, он мог менять содержание травматической ситуации; он мог регулировать различные параметры восприятия воспоминания, меняя цветность картинки или звук, примерно так как сейчас делают представители НЛП при работе с субмодальностями; он мог изменить эмоциональное значение происходящего.
Данной женщине предлагалось по слогам произносить слово «Хо Ле Ра», и при этом Жане внушал ей, что это имя китайского императора. И… клиентка выздоровела!
Был и другой случай, когда Жане работал с молодым человеком по имени Ахиллес (точнее, это был псевдоним), который впал в депрессию из-за того, что изменил своей жене. Ахиллес заявлял, что тогда в него вселился сам дьявол. Жане, загипнотизировав пациента, стал беседовать с Дьяволом, отдавая ему различные приказы, которые дьявол с готовностью выполнял. Затем Жане подстроил ему ловушку и заставил уснуть, после чего мог свободно говорить с личностью пациента. Тогда Жане и узнал причину страданий и внушил пациенту, что жена простила его. Пациент выздоровел и в течении 8 лет не имел никаких рецидивов.
Теория гипноидных состояний Йозефа Брейера
В отличии от Пьера Жане, который во всех проблемах обвинял именно особенности личности больного, Йозеф Брейер обратил внимания на свойства самих травмирующих ситуаций.
Брейер заявил, что в момент травмы человек входит в так называемое гипноидное состояние, в котором запоминаются различные аспекты ситуации. В этом состоянии все происходящее как бы вырывается из обыденного потока ассоциаций, а затем сохраняется отдельно от сознания, скрываясь в нашей психике, но продолжая влиять на нас. Например, в случае посттравматического расстройства к человеку постоянно приходят флешбеки и ночные кошмары, которые он никак не контролирует. А в случае детского сексуального насилия, девушка может начать избегать противоположный пол, при этом ничего не помня о своем детстве. Это связано с тем, что в момент травмы образуется отщепленная группа воспоминаний, мыслей, идей и реакций, которые начинают функционировать на бессознательном уровне.
При этом Брейер придавал первостепенную роль именно психодинамическому, а не когнитивному компоненту вытесненных травм. Он говорил о том, что всеми нами движет нервная психическая энергия. И это не какая-то абстрактная энергия либидо, какая в последующем была у Фрейда, а вполне себе реальная нервная энергия. В момент травмы происходит фиксация этой энергии на той или иной группе представлений, в результате чего человек теряет возможность удовлетворить свои потребности иным способом, что в итоге приводит к образованию симптома (происходит то, что называют в психоанализе фиксацией)59. Например, если девушку изнасиловал в детстве отец, она может отказаться от построения отношений с мужчинами, но, так как ее сексуальная потребность остается неудовлетворенной, и она постоянно испытывает из-за этого напряжение, у нее в какой-то момент могут начаться панические атаки. Проще говоря, заблокированная энергия находит себе иной выход в болезненной симптоме. Эта идея и стала основой всей последующей глубинной психотерапии.
Отсюда и терапия Брейера была направлена прежде всего не на когнитивную переработку воспоминаний, а на отреагирование подавленного аффекта. Такое отреагирование он назвал катарсисом, а свою терапию катартическим методом.
Классическим случаем данной терапии считается Берта Поппенгейм, страдавшая кошмарами, галлюцинациями, раздвоением сознания, провалами в памяти, параличами и еще множеством симптомов, проще говоря, она была очередной «истеричкой» на приеме у гипнотерапевта.
Брейер лечил пациентку два года. Он посещал ее каждый день и обнаружил, что после обеда она становится сонной и впадает в некое подобие транса, который он назвал самогипнозом. В этом состоянии она часто рассказывала ему о своих фантазиях и «печальных историях». Сама Берта называла эти встречи «прочисткой дымовой трубы».
По словам Брейера, после такой терапии речь идет о значительных улучшениях, если не о полном излечении, хотя согласно данным, обнародованным лишь недавно, несчастная Берта всю жизнь провела в скитаниях по психиатрическим клиникам и умерла в том же плачевном состоянии, от которого ее когда-то лечили.
Но, как бы то ни было, именно на той идеи, что психотерапевтический эффект может быть достигнут путем отреагирования подавленного аффекта и базируется теперь вся психодинамическая терапия, и именно Брейер стоит у истоков психоанализа, хотя его коллега Фрейд этого бы никогда не признал
Общая теория регрессивной гипнотерапии
Несмотря на название данного раздела достаточно сложно говорить о каких-то общих взглядах в области регрессивной гипнотерапии. Большинство представителей этого направления в основном практики, которые и развивали именно практическую сторону методики. Теоретические же основания для данного вида психотерапии, как правило, находятся в общих психологических исследованиях и тоже разняться между собой. Однако, мы постараемся как-то обобщить теоретические представления в области регрессивной гипнотерапии.
Как вы могли понять, основное положение регрессивной гипнотерапии состоит в существовании вытесненных травм и бессознательной жизни человека. В момент травмы происходит распад нашей психики, где какие-то элементы опыта сохраняются изолировано от нашего сознания, но продолжают влиять на нас.
Мы можем дать такое определение травмы – это опыт, превышающий адаптивные возможности нашей психики, когда травматический материал не может быть интегрирован в сознание.
Некоторые авторы, например Онно Ван дер Харт называют такую часть информации частью личности60. И здесь не имеется в виду, что в нас реально живет какая-то другая личность, скорее подразумеваются такие же скрытые идеи, как те о которых говорил Пьер Жане.
Так вот в момент травмы образуются схемы восприятия, которые могут содержать в себе.
1. Условно-рефлекторную информацию, то есть реакцию на те или иные признаки ситуации.
2. Неотрегированные эмоции и побуждения или незавершенные гештальты. Например, если мы возьмем фобию собак, то можно сказать, что есть часть личности в человеке, которая отвечает за возникновение у него страха перед собаками, или есть когнитивная схема, которая заставляет его воспринимать собак как страшных. И это условно-рефлекторная связь. Однако, если мы возьмем ситуацию посттравматического расстройства, когда собака может приходить к человеку в кошмарах, и у него могут случаться флешбэки, то мы можем говорить о неотреагированном и неинтегрированном материале. В обоих случаях реакции человека не зависят от его воли, а происходят автоматически, как будто в нем живет иная часть личности.