Кроме боевого применения Красной Армии, мы имели много практики по перебазированию войск, в частности в связи с необходимостью разворачивать ограниченный контингент советских войск в Литве, Латвии и Эстонии, а также на границе с Финляндией, где политическая напряженность вполне могла перерасти в боевые действия. Такую перебазировку мы всегда проводили в условиях, приближенных к боевым, под контролем инспекторского состава Наркомата Обороны. Целью этих мероприятий была объективная оценка готовности Красной Армии к большой войне.
Доклад по автобронетанковым войскам
Товарищи, сегодня на Коллегии Наркомата Обороны предлагается рассмотреть доклад по автобронетанковым войскам. Три танковых корпуса в 1939 году успели принять участие в боевых действиях. 15-й ТК из состава БОВО (2-я и 27-я лтбр, 20-я мсбр) и 25-й ТК из состава КОВО (4-я и 5-я лтбр, 1-я мсбр) в сентябре-октябре 1939 года принимали участие в «Освободительном походе» в Западную Белоруссию и Украину. Все три бригады 20-го танкового корпуса ЗабВО (8-я и 11-я лтбр, 5-я мсбр) в составе 1-й армейской группы громили японцев на Халхин-Голе. {68} Не остались в стороне и отдельные легкие танковые бригады, а также автобронетанковые подразделения в составе общевойсковых частей и соединений.
Красная Армия в целом, и в частности ее бронетанковые войска, все возложенные на них боевые задачи в итоге выполнили.
Однако боевая готовность автобронетанковых войск была оценена по итогам за 1939 год в целом как неудовлетворительная.
Если разработка опытных танков к концу 1939 года пришла к своему завершению, то серийное производство новых моделей танков в 1939 году развернуть не получилось. Вопросы организационно-штатные остановились на переименовании механизированных бригад в танковые. Многие годы стрелковые дивизии включают в свой состав танковый батальон, а кавалерийские дивизии – механизированный дивизион. При этом ни организовать надлежащее техническое обслуживание танков в стрелковых и кавалерийских дивизиях, ни снабдить Красную армию надлежащим наставлением по общевойсковому бою стрелковой дивизии, усиленной танковым батальоном, нашему Автобронетанковому управлению не удалось. Недостаточно поставлена боевая и тактическая подготовка автобронетанковых войск. Маршевая подготовка, вопросы ремонта и эвакуации неисправных машин удовлетворительно не разрешены. Дошло до того, что один из танковых корпусов в ходе боевых действий в Западной Белоруссии и Украине показал более низкие темпы наступления, чем стрелковые корпуса.
Дошло до того, что товарищ Павлов предложил расформировать танковые корпуса, как громоздкие, вместо того, чтобы наладить управление ими.
Проведенные в декабре прошлого года оценки боевой готовности всех частей и соединений Красной армии показали, из 32 танковых бригад только 14 бригад уложились в нормативный срок смены пункта постоянной дислокации. 18 бригад получили оценку «неудовлетворительно». Среди стрелковых дивизий 48 % вынуждено было оставить существенную часть своих танков на прежних местах дислокации по причине неспособности приведения их в готовность к маршу в нормативный срок. И все же процент уложившихся в норматив стрелковых полков оказался существенно выше, чем процент уложившихся в норматив танковых бригад.
Все вышеизложенное поставило передо мной вопрос о необходимости перевести бывшего Начальника Автобронетанкового управления РККА товарища Павлова на менее ответственную работу – заместителя Начальника Автобронетанкового управления РККА по вооружению. Позвольте представить Вам нового Начальника Автобронетанкового управления РККА Михаила Карловича Левандовского, который до этого назначения командовал войсками Закавказского военного округа.
С марта 1916 года товарищ Левандовский служил в 1-м броневом автомобильном дивизионе в Петрограде в должностях начальник отделения, начальник отдела. Воинское звание штабс-капитан получил в 1916 году. Проходя службу в Петрограде, оказался вовлечённым в революционные события 1917 года, в том числе участвовал в подавлении Корниловского выступления. Стал командиром броневого дивизиона. Участвовал в Гражданской войне. В боевых действиях на Северном Кавказе, главной особенностью которых была почти полная изоляция красных войск от остальной территории РСФСР, проявил себя умелым командиром, способным активно действовать против превосходящего по численности противника, мастером обходных манёвров, умеющим пользоваться разобщенностью вражеских сил. Его назначение свидетельствует, что роль Начальника Автобронетанкового управления РККА не менее важна и ответственна, чем роль командующего войсками военного округа. Прошу вас, товарищи, воспринимать это назначение как повышение по службе.
Прошу к трибуне, Михаил Карлович.
* * *Левандовский прошел на трибуну и развернул листки подготовленных тезисов.
Товарищи, в своем докладе начну с описания текущего состояния и перспектив на 1940 год материальной части автобронетанковых войск, затем остановлюсь на новых организационных принципах использования танков, и уже затем перейду к боевой подготовке.
Танковый состав АБТУ
За истекший период советская промышленность неуклонно наращивала производство танков. За период с 1931 года по 1939 год, с указанием планов на 1940 год, годовое производство танков выросло с 862 примерно до 3000 единиц танков разных типов в год:
1931 год: всего 862 танков.
1932 год: всего 3209 танков.
1933 год: всего 3931 танков.
1934 год: всего 3578 танков.
1935 год: всего 2997 танков.
1936 год: всего 3799 танков.
1937 год: всего 1595 танков.
1938 год: всего 2217 танков.
1939 год: всего 3009 танков.
1940 год: всего 2855 танков.
Некоторое падение выпуска танков в 1937 году объясняется приостановкой приемки танков летом 1937 года из-за необходимости исправить отдельные конструкционные и технологические ошибки, которые были допущены при переходе на новые модификации танков в начале 1937 года. К началу прошлого 1939 года как недоработки конструкции танка Т-26, так и недоработки конструкции танка БТ-7 были в целом устранены, и промышленность за прошлый год произвела 3009 танков всех типов.
По количеству танков отдельных типов в войсках на 1 января 1940 года ситуация следующая:
Т-35: 59 штук.
Т-28: 430 штук.
БТ-7: 4681 штук.
БТ-5: 1729 штук.
БТ-2: 543 штук.
Т-26: 7014 штук.
химические: 782 штук.
Т-37А и Т-38: 3581 штук.
Т-27: 2258 штук.
иные: 349 штук.
ВСЕГО ТАНКОВ: 21426 штук.
/Примечание Автора: танковый состав приводится по интернет-источнику Евгения Дрига {69}, который приводит танковый состав на 15.09.1940, путем вычитания из него объема производства соответствующих моделей танков за 1940 год/
Материальная часть АБТУ
Относительно вышеуказанной материальной части танков отмечу, что ни один из имеющихся на сегодня танков (Т-35, Т-28, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-26, Т-37А, Т-38, Т-27 и иные) не удовлетворяет современным требованиям Автобронетанкового управления РККА.
Плавающие разведывательные танки Т-37А и Т-38 слабо вооружены и защищены, имеют недостаточную скорость и надежность при движении на плаву, да и по земле, особенно вне дорог, перемещаются неудовлетворительно. Но полностью непригодными для разведки их делает отсутствие дальней радиосвязи. Таким образом, к боевому применению по предназначению как разведывательные они совершенно не пригодны.
Танки Т-26 после всех доработок в предшествующие годы уже отличаются относительной надежностью механизмов, хорошей пушкой и приемлемой себестоимостью, но недостаточное бронирование не позволяет им без излишнего риска сопровождать атакующую пехоту в условиях наличия у противника современных противотанковых орудий, а 45-мм осколочно-фугасный снаряд может быть полезен только при прямом попадании в огневую точку противника. Так что по предназначению как танки поддержки пехоты они непригодны. Впрочем, в качестве противотанкового средства танки Т-26 проявили себя удовлетворительно, превосходя в боях немецкие и итальянские модели легких танков в ходе гражданской войны в Испании. Топливная экономичность танка Т-26 приемлемая.
Быстроходные танки серии Б-Т, такие как БТ-2, БТ-5, БТ-7 фактически имеют перед Т-26 только два преимущества – высокую скорость на марше и колесно-гусеничный привод, причем ценность последнего, с улучшением качества гусеничного привода, перестала быть столь значительной. Вооружение и бронирование Б-Т имеет те же отрицательные стороны, что и у Т-26. Танки серии Б-Т существенно дороже, чем Т-26. Топливная экономичность этих танков неудовлетворительная.
Средний танк Т-28 является единственным пригодным для сопровождения пехоты танком по своему вооружению, но с неприемлемой стоимостью и бронезащитой.
Тяжелый танк Т-35 оказался пригоден единственно для парадов. Ни одна из его основных характеристик (броня, подвижность, вооружение, себестоимость) не соответствует новым требованиям боя и операции. Кроме того, учения 1935–1939 годов показали, что практически каждый тяжелый танк Т-35 из числа принявших участие в маневрах, либо застрял на местности на долгое время, либо сломался и был длительное время в ремонте.
Для исправления недопустимой ситуации с материальной частью Автобронетанковое управление РККА проделало большую работу во взаимодействии с Наркоматом Среднего машиностроения СССР.
Постановлением Комитета Обороны СССР № 443сс от 19 декабря 1939 года на вооружение приняты три новых типа танка, которые требованиям АБТУ удовлетворяют: тяжелый танк КВ, средний танк Т-34 и легкий плавающий танк Т-40.
А. Тяжелый танк «KB» – непробиваемый 3-х дюймовым бронебойным снарядом, с основными тактико-техническими данными:
Тип: гусеничный.
Броня: 75-мм.
Мотор: дизель В-2 500 л. с.
Вооружение: пушка М-10 152-мм и 2 пулемета ДТ или пушка Л-11 (или Ф-34) 76-мм и 2 пулемета ДТ.
Скорость: до 35 км/час.
Запас хода: до 250 км.
Общий вес: 46 т.
Б. Средний танк Т-34 – непробиваемый 37…45-мм пушкой, с основными тактико-техническими данными:
Тип: гусеничный.
Броня: 45-мм.
Мотор: дизель В-2 500 л. с.
Вооружение: пушка типа Л-11 76-мм (или Ф-34) и 3 пулемета ДТ.
Скорость: до 45 км/час.
Запас хода: 400–450 км.
Общий вес: 26 т.
В. Плавающий танк Т-40 – непробиваемый нормальной бронебойной пулей, с основными тактико-техническими данными:
Тип: гусеничный.
Броня: 15-мм.
Мотор: «ДОДЖ» 85 л. с.
Вооружение: крупнокалиберный пулемет ДШК, спаренный с пулеметом ДТ.
Скорость: на гусеницах 45–50 км/час, на плаву 7–8 км/час.
Запас хода: 250–300 км.
Общий вес: 5,5 т.
{40}
Испытания новых танков
Два образца нового легкого плавающего танка Т-40 проходили полигонные испытания в июле – августе 1939 года. По результатам этих испытаний отмечались явные преимущества Т-40 по сравнению с серийными Т-37А и Т-38 в бронировании, мощи вооружения, по динамическим качествам и проходимости, в более высокой герметизации воздухопритоков и по надежности водоходных агрегатов. По результатам полигонных испытаний был выявлен ряд недостатков, и завод оперативно внес изменения в конструкцию. В соответствии с Постановлением Комитета Обороны, завод № 37 должен выпустить к 1 марта 1940 года три опытных образца Т-40, к 1 августа – установочную партию из 15 танков, а с 1 октября приступить к их серийному производству.
Средний танк Т-34, в качестве исключения, принят на вооружение до изготовления опытных образцов этой модели танка, на основе успешных полигонных испытаний опытного танка А-32, догруженного чугунными болванками до боевой массы 24 тонны. В настоящее время на заводе № 183 идет производство первых двух опытных танков, которые надлежит изготовить к 15 января, установочную партию в количестве 10 штук – к 15 сентября 1940 года, а всего выпустить в 1940 году не менее 200 танков Т-34. Промышленности поставлена задача довести мощность завода № 183 по выпуску танков Т-34 на 1 января 1941 года до 1600 штук. Дополнительно решено на Сталинградском тракторном заводе выпустить в 1940 году 20 штук танков Т-34 и подготовить производство для выпуска в 1941 году 1000 танков Т-34 и в 1942 году 2000 танков Т-34.
Тяжелый танк КВ успешно прошел государственные испытания в декабре 1939 года. В настоящий момент разворачивается серийное производство танков КВ, одновременно на Челябинском тракторном заводе и на Ленинградском Кировском заводе. Планируется изготовить 250 танков КВ в 1940 году, и по 1000 танков в год с 1941 года.
Таким образом, принятые в декабре прошлого года на вооружение танки КВ, Т-34, Т-40 представляют собой настоящий прорыв не только в отечественном танкостроении, но и на мировом уровне. Когда промышленность насытит ими танковые части и соединения, наши бронетанковые войска не только по количеству, но и по качеству танков выйдут на первое место и в Европе, и в мире.
/Примечание Автора – ситуация с материальной частью танков 1940 года совпадает с нашей реальностью./
Что касается имеющихся в наличии танков, то автобронетанковое управление предлагает плавающие танки Т-37А и Т-38, средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35 с производства снять с 1 января 1940 года.
Танки Т-26 и БТ-7М планируется производить в 1940 году до освоения новых видов танков в производстве.
Организационная структура АБТУ
В 1938-39 годах все механизированные соединения и части были переименованы в танковые со сменой номеров. Бригады, имевшие на вооружении танки Т-28 и Т-35, получили название тяжелых танковых бригад, а бригады, оснащенные танками БТ и Т-26 – легких танковых бригад. {68}
Для этих танковых бригад одного, единого штата в 1939 году не имелось. Фактически имелось много штатов, некоторые из которых были уникальными (к примеру, штат только для 11-й легкой танковой бригады), а некоторые использовались в группе однотипных танковых бригад (например, 20, 21 и 10-я тяжелые танковые бригады Т-28). Все это позволило попробовать разные штаты в деле и сделать выводы из боевого применения и боевой подготовки автобронетанковых войск в 1939 году.
Некоторые легкие танковые бригады несли службу весь 1939 год по одному штату (например, 8-я), а другие в течение 1939 года выдержали два, а иногда и три переформирования на новые штаты (например, 3-я). Так, например, различались штаты мирного и военного времени, усиленные и обычные, в составе корпуса и отдельные, в составе Резерва Главного командования (РГК) и вне состава РГК.
Части управления и обеспечения (связные, медицинские, саперные, разведывательные, ремонтные, транспортные и иные) могли быть выделены в отдельные взвода, отдельные роты или отдельные батальоны, и тогда управление бригады составляло около 100 человек, или они могли быть присоединены к управлению бригады, и в этом случае численность управления превышала 200 человек, а отдельных малочисленных частей в составе бригады имелось меньше.
Восемь легких танковых бригад включали в себя в 1939 году по мотострелковому батальону. Такие бригады имели штаты военного времени численностью 3400 человек и 253 танка. Легкие танковые бригады без мотострелковых батальонов, как правило, комплектовались по штатам с численностью от 1600 до 2500 человек. В любом случае в легкой танковой бригаде у нас 253 танка, а в тяжелой танковой бригаде – 145 танков.
Всего в Красной Армии имеется 35 легких танковых бригад, а в них в них 8 855 танков (частично Т-26 и частично БТ). Имеется также 4 тяжелых танковых бригады, в которых 580 танков (в трех из них только Т-28, а одна смешанная на Т-28 и Т-35). Кроме этих 39 бригад, мы имеем одну мотобронебригаду, вооруженную исключительно бронеавтомобилями, которую можно вынести за скобки – это соединение специфичное для монгольского театра военных действий..
Таким образом, 9435 танков у нас в составе танковых бригад, а остальные 11 991 танков входят в танковые подразделения иных частей и соединений – танковые батальоны, роты, взвода.
Нужно добавить, что восемь из вышеуказанных танковых бригад (все с танками БТ) сведены в четыре танковых корпуса (по две танковые бригады в корпусе), а остальные танковые бригады являются отдельными. Танковый корпус является высшей организационной формой автобронетанковых войск.
/Примечание Автора – вышеуказанное описание организационной структуры на конец 1939 года совпадает с нашей реальностью. Дальше начинается расхождение, вызванное иным персональным составом на руководящих должностях в Красной Армии/
Опыт 1938 и 1939 года, в частности боевые действия в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол, Освободительный поход в Западную Украину и Западную Белоруссию, Марш-бросок в прибалтийские государства, развертывание частей и соединений на границе с Финляндией показали, что танки вне танковых соединений намного чаще выходят из строя в связи с недостаточным техническим обслуживанием и неграмотной эксплуатацией, чем танки в танковых соединениях. Там, где они оказались исправны, эти танки использовались неправильно. Фактически чаще танки стрелковых дивизий использовались для охраны штабов и формирования резерва, чем в первом эшелоне марша или атаки.
С 1 января 1940 года Наркомом Обороны Маршалом Советского Союза товарищем Уборевичем утверждены следующие новые организационные принципы построения бронетанковых войск:
Первое. Все части и соединения бронетанковых войск с 1940 года комплектуются только по штату военного времени и без плана пополнения людьми и автотракторной техникой по мобилизации. В случае военной опасности бронетанковые войска должны немедленно выступить в районы сосредоточения и там принять бой в том штате и с теми материальными средствами, которые у них имеются в наличии в момент получения приказа. Танковых соединений у нас не так много, и все это вполне возможные меры.
Второе. Вопрос о целесообразности включения мотострелкового батальона в танковую воинскую часть решен положительно. Удивительно даже, что вопрос этот так долго дискутировался и встречал критику. С войны в Испании еще хорошо известно, что почти любую боевую задачу, как в наступлении, так и в обороне, намного эффективнее решают танки, прикрытые пехотой, нежели танки, лишенные пехотного прикрытия.
Третье. Организационная структура и численность подразделений, частей, соединений и объединений в танковых войсках устанавливается единообразно для танков любого типа (плавающие, легкие, огнеметные, химические, средние, тяжелые и тому подобное):
Танковый взвод: 5 танков любого типа.
Танковая рота: 3 танковых взвода по 5 танков + 2 танка управления ротой. Всего 17 танков.
Танковый батальон: 3 танковые роты по 17 танка + 3 танка управления батальоном. Всего 54 танка.
Танковый полк: 4 танковых батальона по 54 танков + разведывательная рота, включающая танковый взвод из 5 танков + мотострелковый батальон + подразделения управления и обеспечения. Всего 221 танк в полку.
Танковая бригада РГК: управление, 4 отдельных танковых батальона Т-38, отдельный ремонтно-восстановительный батальон, особый отдел НКГБ. Всего 216 танков в бригаде, потому что у нее нет разведывательной роты, мотострелкового батальона и подразделений их обеспечения.
Танковая дивизия: 1 танковый полк (221 танк), 2 мотострелковых полка, разведывательный батальон, включающий в себя одну танковую роту из 17 танков, артиллерийский полк и иные части управления, усиления и обеспечения. Всего 238 танков в соединении.
Танковый корпус: 2 танковые дивизии + 1 мотострелковая дивизия + части управления, усиления и обеспечения. Всего 476 танков в объединении.
Относительно численности высших танковых объединений докладываю, что РККА полагается с 1940 года иметь не 4, а 5 танковых корпусов (один в Дальневосточном военном округе и четыре на западной границе, где танковые корпуса получают Прибалтийский, Западный Особый, Киевский особый и Одесский округа). Для них необходимо 10 танковых дивизий, и также 5 мотострелковых дивизий, которые ничем почти не отличаются от стрелковых дивизий, кроме вида тяги. И, разумеется, корпусные части, такие как корпусная артиллерийская бригада, и прочее.
Кроме 10 танковых дивизий, сведенных в танковые корпуса, формируется отдельных 20 танковых дивизий, плюс 4 тяжелые. Поскольку для формирования тяжелых танковых дивизий нового штата танков Т-28 недостаточно, их на период производства новых тяжелых танков временно количественно усиливаем танками БТ-7.
Итого всего в РККА будет 34 танковых дивизий (на пять меньше, чем у нас имеется танковых бригад). Оставшиеся пять танковых бригад будут оставлены по действующим штатам бригады РГК численностью 1610 человек, но с перевооружением их на плавающие танки Т-38. Да, все танки в бригадах РГК одного типа – плавающие.
Мероприятия по реорганизации автобронетанковых войск займут 9 месяцев и должны быть завершены к 1 октября 1940 года.
Танковые взвода, роты, батальоны вне танковых соединений, то есть в составе кавалерийских и стрелковых дивизий, и тому подобное, упраздняются с сокращением штатов.
Все танки по мере реорганизации используются следующим образом:
21426 танков: всего танков в Красной Армии
8092 танков: подлежат обращению в штат танковых дивизий.
1105 танков Т-38: подлежат обращению в штат танковых бригад плавающих танков
2317 танков: подлежат утилизации (тяжелые танки Т-35 и танкетки Т-27)
9912 танков: подлежат направлению в базы хранения
Таким образом, несмотря на продолжение производства танков в 1940 году, которое приведет к росту суммарного числа танков до 23861 штук, число танков в войсках к 1 октября 1940 года снизится более чем в два раза с 21426 до 9092 штук. Одновременно существенно снизятся расходы на техническое обслуживание и эксплуатацию танков. При этом число танковых соединений сохранится без изменения, но вырастет численность личного состава. С переходом на новую организационную структуру автобронетанковых войск нам удастся уйти от навязшего на зубах некомплекта мотоциклов, грузовых автомобилей, топливозаправщиков, передвижных ремонтных мастерских и иных видов специальной вспомогательной военной техники и имущества. Новые 34 танковых дивизий и 5 бригад плавающих танков уже к концу 1940 года будут укомплектованы людьми, всем штатным имуществом и всей техникой на сто процентов.
/Примечание Автора. В нашей истории, как и в альтернативной истории «Кировская весна», к началу 1940 года Германия имела 10 танковых дивизий. Франция имела 3 танковые и 3 легкие механизированные дивизии. Англия – 9 танковых бригад. К середине 1941 года Германия имела 20 танковых дивизий, в которых в среднем имелось по 206 танков, а также 5 отдельных танковых батальонов. СССР имел к 22.06.1941 всего 61 танковую дивизию (из двух танковых полков и одного мотострелкового полка) и 31 моторизованную дивизию (из одного танкового полка и двух мотострелковых полков), иными словами 92 танковые дивизии, не считая одной отдельной мотоброневой бригады. При этом значительная часть из этих 92 танковых дивизий была укомплектована не полностью. Все эти дивизии были сведены в механизированные корпуса. {71}/
В результате сокращения числа танков в войсках появится возможность оставить в танковых подразделениях и частях наиболее подготовленных, технически грамотных, инициативных бойцов и командиров, высвободив часть личного состава для службы в других родах войск. Все командиры танковых бригад, аттестованные на занятие вышестоящей должности, смогут возглавить танковые дивизии. Но такая должность им не гарантирована. На формирование танковых дивизий будут обращены не только танковые бригады, но и кавалерийские дивизии. В кавалерии имеются и свои командиры дивизий, подчас не уступающие по своим способностям командирам танковых бригад, так что будет возможность провести конкурс на высокое звание командира танковой дивизии.
В результате предыдущего сокращения кавалерии у нас на 1 января 1940 года имеется 25 кавалерийских дивизий и 2 отдельные кавалерийские бригады {79}. Это очень много. Представляется достаточным иметь в Красной Армии 8 кавалерийских дивизий, а личный состав всех остальных кавалерийских соединения обратить на формирование вышеперечисленных танковых дивизий.
/Примечание автора. В нашей реальности весной-летом 1940 года на формирование танковых соединений обратили только 5 из 25 кавалерийских дивизий, и еще 7 кавдивизий обратили на формирование механизированных корпусов весной в 1941 году. Великую отечественную войну СССР встретил с 13 кавалерийскими дивизиями./
В результате вышеописанных мероприятий боеспособность танковых войск значительно возрастет в соответствии с указанием Владимира Ильича Ленина о том, что «Лучше меньше, да лучше».
Утилизировать планируется только тяжелые танки Т-35 и танкетки Т-27.