Возможны следующие варианты создания скульптурного портрета и автопортрета в процессе арт-терапеии:
клиент создает скульптурный портрет самого себя (автопортрет), глядя на себя в зеркало или по представлению, в том числе, работая с закрытыми глазами и настраиваясь на ощущения собственного тела;
арт-терапевт создает основу скульптурного портрета клиента, но затем передает ему образ для развития и доработки
члены группы создают портреты друг друга, и при этом также возможна передача полузаконченных или законченных портретов друг другу для возможных изменений.
В процессе лепки фигуры происходит проективная идентификация, когда художник неосознанно идентифицируется с изображаемым объектом. В том случае, если у клиента, в силу физических или психологических причин, нарушено восприятие собственного тела, в процессе лепки он неизбежно искажает воспринимаемый образ (себя или модели). Может иметь место как негативное, так и положительное искажение, предполагающее создание обезображивающего, либо идеализированного образа, не соответствующего реальности.
Искажение образа может представлять определенный риск для модели (в качестве нее может выступать, например, другой участник арт-терапевтической группы). В то же время, появляющиеся искажение в процессе создания скульптурного изображения человека (включая портрет и автопортрет) создает предпосылки для осознания психологических причин и механизмов такого искажения, часто связанных с противоречивым или искаженным отношением клиента к своему телу. Сопровождая клиента в процессе создания им портретов и автопортретов, специалист должен учитывать все эти моменты и стараться их нейтрализовать и проработать.
Рисунок 2. Автопортрет участницы тренинговой группы, впервые работающей с глиной.
В то же время, «необходимость передачи анатомических особенностей тела не должно приводить к потере экспрессивности работы. При создании скульптурного образа человека, клиенты должны иметь достаточную свободу, позволяющую им формировать и проявлять собственный выразительный стиль» (Henley, 2002, p. 75). На основании своих наблюдений, сделанных в процессе художественного образования и арт-терапевтической практики, Энли (Henley, 2002) делает вывод, что стремление художника к передаче анатомически правильных пропорций часто ведет к утрате экспрессивности образа и делает фигуру безжизненной и лишенной эмоций. Для того чтобы достичь большей экспрессивности образа, можно делать акценты на жестах, движениях и действиях, мимическом выражении эмоций. За счет этого в образ вносится больше динамики, и он часто начинает стимулировать клиента к описанию внутренних качеств изображенного человека или даже созданию рассказа.
Одним из доступных приемов для создания скульптурного изображения человека является «метод заготовок». Арт- терапевт подготавливает для клиента из куска глины обобщенную форму человеческой головы или фигуры, чтобы тот сформировал из нее образ (в том числе, вылепил свой портрет). Поскольку голова и все основные части тела уже в целом представлены, клиенту не составляет труда завершить образ.
Техники создания скульптурного портрета и автопортрета в арт-терапевтической работе имеют много общего и, в то же время, ряд существенных различий. Так, если при создании своего скульптурного портрета, человек сам контролирует весь процесс и вкладывает в образ собственные представления о самом себе, то при создании его портрета другими людьми (арт-терапевтом, членами арт-терапевтической группы), создаваемый образ может в той или иной мере отражать их отношение к модели. При этом портрет может в большей или меньшей степени расходиться с его ожиданиями.
Как отмечает А.И.Копытин (2010), создание портрета и автопортрета клиента имеет широкий спектр арт-терапевтических показаний. Данные техники могут быть особенно полезны в критические моменты развития, когда происходит формирование или изменение идентичности человека, его физического, психологического «Я». Эти техники имеют большое значение при работе с детьми, страдающими от недостаточного родительского внимания, а также с подростками, пожилыми людьми, лицами, переживающими «культурный шок» или психологический кризис, и во многих других случаях. Вместе с тем, данные техники являются сложными, требующими от специалиста не только глубокого знания материала и технологии работы, но их «подводных камней», сложной межличностной и внутриличностной динамики, проявляющейся при их использовании (Копытин А.И., 2010, с. 75).
Важной частью арт-терапевтического сеанса при создании скульптурного портрета и автопортрета является последующее обсуждение созданного образа. Оно может быть направлено, прежде всего, на прояснение отношения клиента к самому себе и его чувств, связанных с самовосприятием и самоотношением. Клиенту могут быть заданы разные вопросы, в том числе (Копытин А.И., 2010):
Какие три вещи тебе больше всего нравятся на портрете (автопортрете)?
Какие твои личностные черты наиболее ярко проявляются на портрете (автопортрете)?
Какое название можно было бы дать этому образу, или какую цитату можно было бы к нему подобрать?
Если бы изображенный человек мог заговорить, что он мог сказать?
Чего не хватает данному образу? Что можно было бы сделать, чтобы он был более выразительным, целостным?
Что бы Вы могли сказать изображенному человеку?
Пример из практики
Занятия по созданию скульптурных портретов из глины в нашей работе являются важнейшей частью студийных арт-терапевтических занятий, позволяют затронуть и раскрыть переживания и представления участников, связанные с их представлениями о себе. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Мы заметили, что групповые занятия обладают дополнительным терапевтическим потенциалом: участники поддерживают и стимулируют друг друга в процессе создания портретов. Они могут предоставлять друг другу ценную обратную связь, высказываясь, например, относительно проявления на портрете тех личностных, психологических качеств, которые они видят друг в друге.
Рисунок 3. На занятиях арт-терапией.
Рисунок 4. Группа мужчин в процессе создания скульптурных портретов в мастерской.
На базе московского Центра арт-терапии проводятся занятия с разными категориями клиентов. Одной из них являются отцы тяжело больных детей из детского хосписа «Дом с маяком». В течение одного из трехчасовой встречи мужчины лепили из глины – создавали собственные скульптурные портреты. Такие встречи проводятся для того, чтобы помочь участникам занятий обратить внимание на свои чувства, выразить свои переживания – как опосредованно, через портрет, так и напрямую, в процессе обсуждения работ. Важное значение также имеет возможность общения, взаимной эмоциональной поддержки.
Рисунок 5. В классе арт-терапии.
Мужчины проявили значительный интерес к созданию скульптурных портретов. Погружались в работу, при этом тепло общаясь друг с другом. Ведущий занятия много рассказывал о творчестве, о современном искусстве, и о различных материалах, указывал на тонкий психологизм портрета.
В определенный момент в процессе обсуждения созданных портретов разговор спонтанно перешел на обсуждение жизненной ситуации участников, связанной с болезнью ребенка. Являясь психологически сложной, данная тема, тем не менее, оказалась доступной для обсуждения после создания портретов. В конце занятия участники отметили, что впервые имели возможность открытого разговора на столь важную тему, «сняли маски», проявили творческое начало, ощутили искренность, эмоциональную включенность и тепло в процессе совместной работы.
Рисунок 6. Первые автопортреты.
Список литературы
Копытин А.И. Техники фототерапии. СПб.: Речь, 2010.
Henley D. Clayworks in art therapy. Playing the sacred circle. London: Jessica Kingsley Publishers, 2002.
Бурганов И.А. Советы начинающим. Учимся лепить портрет. М., 2005.
Использование глины в групповой интерактивной арт-терапии
А.И.Копытин,
д.м.н., проф. кафедры психологии, СПб АППО
г. Санкт-Петербург
Данная статья посвящена использованию глины в практике работы интерактивных арт-терапевтических групп. При этом глина как средство изобразительной деятельности и создаваемая из нее продукция становятся также средством взаимодействия между участниками, поддерживающими и отражающими групповую динамику.
Рисунок 7. Построение целостной композиции путем расположения индивидуальных работ на поверхности семи столов, расположенных по кругу.
Рисунок 8. Композиция на тему «Волшебный лес», созданная участниками тренинговой группы.
Имеющиеся на сегодняшний день отечественные и зарубежные публикации, посвященные использованию глины в арт-терапии, не уделяют должного внимания ее роли в развитии и организации группового процесса и посвящены главным образом описанию индивидуальной творческой экспрессии. Вместе с тем, в силу пластических свойств и возможности создания объемных образов, глина помогает создать интерактивную, меняющуюся среду, в которой могут быть поддержаны и выявлены характерные групповые феномены и реализован терапевтический потенциал интерактивной группы.
Интерактивная арт-терапевтическая группа: история и современность
В отличие от ранних форм групповой арт-терапии, представленных в основном в форме студийных групп, получившие развитие с конца 1960-х – начала 1970-х годов новые формы групповой арт-терапии стали поддерживать не только индивидуальные творческие проявления участников, но и взаимодействие между ними, формирование и развитие группы как особой психотерапевтической и развивающей среды. При этом арт-терапевты стали в большей степени использовать фактор групповых отношений, вербальную и невербальную коммуникацию участников.
Такие группы получили название интерактивных. При этом слово «интерактивная» подчеркивает то, что в подобных группах взаимодействие между участниками специально организуется и используется ведущим в терапевтических целях на основе определенной методологии и техник.
Понятие «групповая интерактивная арт-психотерапия» является собирательным определением, охватывающим разные по форме, продолжительности и способам теоретического обоснования варианты арт-терапевтической работы с группами. В то же время, для обоснования практики интерактивных групп используют преимущественно психодинамические концепции и системный подход (Копытин А.И., 2003, 2015; Waller, 1993).
Различные варианты организации и ведения арт-терапевтических групп за последние годы становились предметом профессионального обсуждения в арт-терапевтической среде (Копытин А.И., 2002, 2003, 2015; Копытин А.И., Лебедев А.А., 2017; Kopytin A., Lebedev A., 2018; Liebmann, 1986; McNeilly G., 2006; Waller, 1993). В то же время, актуальной остается задача осмысления специфических особенностей арт-терапевтических групп и их отличия от групп вербальной психотерапии. Как и в любой психотерапевтической группе, в интерактивной арт-терапевтической группе происходит не только индивидуальное самовыражение, но и взаимодействие между участниками.
Рисунок 9. Одна из подгрупп в процессе создания «тотема» в виде дерева.
В зависимости от соотношения видов деятельности внутриличностной или межличностной направленности в арт-терапевтической группе могут поддерживаться те или иные тенденции, связанные с проявлением разного опыта и форм реагирования, связанных, например, с регрессивными или более зрелыми, социальными позициями. Признавая различия в характере терапевтических групп, использующих изобразительные средства (обусловленные их составом, используемой моделью, стилем ведения занятий и иными факторами), можно отметить следующие основные особенности и преимущества групповой интерактивной арт-терапии (Копытин А.И., 2015).
Групповая динамика в арт-терапевтических группах развивается более медленно, по сравнению с группами вербальной психотерапии, что может быть обусловлено тем, что активное взаимодействие между участниками чередуется с периодами индивидуальной деятельности.
В то же время, за счет индивидуальной деятельности имеются большие возможности для актуализации и привнесения в групповой процесс личного психологического материала в преобразованной, сублимированной форме. Это дает возможность его более безопасного обсуждения и интеграции за счет того, что изобразительная продукция отражает личность и ее внутренние процессы не буквально, а посредством визуальных символов и метафор. Данное обстоятельство также обеспечивает дистанцирование от личного материала, а также его превращение в трансперсональный феномен.
Участники могут расширить репертуар способов коммуникации, дополняя вербальный способ визуальным и иными способами невербальной экспрессии (движением, пантомимой, ролевой игрой, психогимнастическими упражнениями и др.). Благодаря этому, осваиваются и более активно используются альтернативные или дополнительные модели поведения и самовыражения, что смягчает характерные для повседневной жизни ригидные поведенческие схемы. В таких условиях также может компенсироваться недостаточное развитие вербальных навыков и поведенческих моделей, обусловленное нарушениями в развитии, психическими или неврологическими заболеваниями. Создаются дополнительные возможности для социализации и развития навыков общения, эмпатии, эмоциональной саморегуляции, если речь и иные традиционные инструменты социального контакта не сформированы или утрачены.
Творческая активность в группе сопровождается стимуляцией тех психических процессов, которые пробуждают скрытые (по крайней мере, для современного, «ментализированного» и слишком индивидуализированного человека) свойства и способности, включая как базовые, архаические модели достаточно эффективного просоциального поведения, так и новые модели, связанные с экологическими, транскультурными и трансперсональными личностными ориентациями. Это также поддерживает проявление интуитивных способностей и тех психических процессов, которые отвечают за настройку на «полевые» феномены (микросоциального, макросоциального, экологического, планетарного уровней).
Использование изобразительных материалов и создание художественной продукции способствуют объективации внутриличностных, межличностных и общегрупповых процессов и феноменов, сохранению и рефлексии группового опыта посредством создаваемой продукции.
Игровые аспекты изобразительной деятельности в группе создают непринужденную атмосферу, являются источником переживания положительных эмоций, обеспечивают значительные возможности для отреагирования сложных, трудновербализуемых переживаний, выступают фактором положительного подкрепления, необходимого для удерживания участников в группе и повышение их мотивации к совместной работе.
Использование факторов искусства и творческой активности позволяет в большей степени задействовать личные и групповые ресурсы. Они могут оказать решающее влияние при актуализации и проявлении проблем экзистенциального, духовного характера, а также при возникновении трудноразрешимых ситуаций (связанных с групповыми или внешними отношениями), способствуя постижению более глобальных смыслов существования, заполнению экзистенциальной пустоты.
Арт-терапевтическая группа способствует персонификации (самоутверждению) участников не только за счет тех социальных умений и ролей, на которые обращается внимание в повседневных условиях жизнедеятельности (вербальные, самоперентационные навыки, умение логично и аргументировано излагать свою точку зрения и т.д.), но и за счет их творческой продуктивности, умения использовать визуальные средства в качестве особого языка самовыражения и общения.
Эстетический опыт, создание и переживание прекрасного в арт-терапевтической группе создает мощную основу для объединения, сплочения участников, хотя также может выступать одним из конфликтогенных факторов.
Арт-терапевтическая группа может рассматриваться как творец культурной среды. Такая среда постепенно формируется в терапевтическом пространстве, но может затем перемещаться в среду внешнюю, обогащая и изменяя природный и культурный ландшафт. Опыт совместной творческой деятельности становится фактором микро- и макросоциальных изменений, формирует и поддерживает новую, более активную и ответственную позицию участников группы, по сути, меняет их идентичность.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги