Книга Чтения Великого поста. Книга Притчей - читать онлайн бесплатно, автор Дмитрий Барицкий. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Чтения Великого поста. Книга Притчей
Чтения Великого поста. Книга Притчей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Чтения Великого поста. Книга Притчей

Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.

Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.


Священник Стефан Домусчи: Священное Писание Ветхого Завета уже во II веке до Рождества Христова было переведено с еврейского языка на греческий. Естественно, подавляющее большинство православных византийских авторов читали и комментировали именно греческий текст, который называется Септуагинтой. Современный синодальный перевод делался с текста еврейского, хотя в ключевых моментах учитывался и греческий.

Но, как известно, смысл от перевода к переводу может отличаться, иногда тонкостями и акцентами, а иногда и довольно существенно. С подобными трудностями мы можем столкнуться, читая сегодняшний отрывок.

Из новозаветных текстов мы узнаем, что Бог есть любовь. На страницах Писания Он может быть требовательным и даже строгим, но мы знаем – все, что Бог делает, Он делает с любовью. Однако сегодняшнее чтение начинается со странного выражения: «Если над кощунниками Бог посмевается, то смиренным дает благодать». При чтении этих слов сразу возникает вопрос: как Бог может посмеваться? Если в строгости Отца мы можем увидеть любовь, которая уберегает нас от ошибок и вреда, то в насмешке можно увидеть лишь желание унизить и посмеяться. С другой стороны, кощунники – это те, кто глумится над святыней, что в них может быть смешного, их поведение скорее возмутительно!

Обращение к славянскому тексту, который воспроизводит греческий, несколько проясняет смысл, потому что эта же фраза звучит здесь так: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Получается, что человеку, который превозносится над другими, противится Бог. Это кажется естественным, но почему это так? Если же мы обратимся к еврейскому подлиннику, мы увидим, что действие Бога и действие человека передаются одним и тем же словом. Говоря о человеке, это слово перевели как «кощунник», а в случае с Богом «насмешник». Иными словами, действие Божие оказывается симметрично состоянию человеческой души. Именно это имеет в виду Христос, когда говорит: «каким судом судите, таким и вас будут судить».

Примеров можно привести множество, но суть их сводится к одной важной мысли: мы сами выбираем, каким будет наше сердце. И если человек выбирает противостояние Богу, ему будет казаться, что Бог противостоит, буквально противится ему.

Напротив, смиренный, то есть человек, знающий перед Богом свою меру и не превозносящийся над людьми, получает от Бога удивительные дары. Причина этого проста: тот, кто считает себя сильным и стоящим, остается с этим миром один на один – это его выбор. Кто видит основу в Боге и, не снимая с себя ответственности, надеется на Его помощь и благодатное присутствие, тот живет без страха, потому что сердце его исполнено премудрости.

Второй интересный момент в этом отрывке – о том, что Соломон, обращаясь к своему сыну, вспоминает, как воспитывался собственными родителями. Он был нежно любим своим отцом царем Давидом и был единственным сыном у Вирсавии, матери своей.

Что же запомнилось ему из этого общения? Самое первое, о чем он говорит, – о нежности и любви. Обычно Ветхий Завет ассоциируется со строгостью в воспитании и даже с телесными наказаниями. Но слова, которые мы прочли у Соломона, позволяют уверенно сказать, что только к строгости и патриархальному подчинению ветхозаветная педагогика не сводилась.

Хотя дело, конечно, не в эмоциях. Отец призывает сына соблюдать заповеди и говорит: «да удержит сердце твое слова мои». Это выражение очень интересное. Заповеди, которые открыты ребенку, могут стать содержанием его сердца, он может поверить в них, постараться соизмерить с ними свою жизнь. Но окажется, что жизнь будет сложнее его намерений и сердцу необходимо будет усилие, чтобы эти заповеди удержать, чтобы соблюсти их. В нем будут появляться желания, которые им противоречат, перед его глазами будут возникать образы, с которыми эти заповеди несовместимы… И исполнение их будет как будто бы выскальзывать из рук, но сыну необходимо будет хранить их, чтобы жить.

В то же время, хотя заповеди и даны, мудрость и разум приходится приобретать. О чем это говорит? О том, что, несмотря на любое, даже самое правильное воспитание, тот, кого воспитывают, в какой-то момент должен сделать собственный выбор и приобрести мудрость своим трудом. Можно привить трудолюбие, можно показать перспективу, но нельзя сделать мудрым насильно, никакими педагогическими мерами, ни строгими, ни мягкими…

Кто-нибудь скажет, что каждый расположен к чему-то своему, кто-то к науке, кто-то к ремесленному труду, не всем же быть мудрыми… Только ошибка здесь в том, что мудрость путают с интеллектом, в то время как она состояние сердца, его устремленность к добру и правде, к справедливости и истине. Это значит, что мудрость приобретается не на каких-то исключительных путях, к ней призван каждый из нас.


Епископ Феоктист (Игумнов): В Евангелии от Матфея есть такие слова Христа Спасителя: «подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13: 44–46).

Автор Книги Притчей тоже говорит о единственно верном применении всего того, что человек имеет, – он призывает с помощью этого «имения» приобретать мудрость и разум. Если сопоставить слова Христа и слова Соломона, то они либо войдут в противоречие друг с другом, либо слова Христа дадут ключ к понимаю слов Соломона.

Священное Писание не может противоречить само себе, Христос Спаситель неоднократно говорил о том, что Его слова не противоречат Писанию, Его слова раскрывают смысл Писания. А значит, они раскрывают и смысл слов Соломона. В частности, того, что Соломон подразумевал под мудростью и разумом. Велик соблазн перепутать их с образованием и ученостью. Тогда как речь идет вовсе не о том, чтобы продать имущество и заплатить за обучение в каком-нибудь университете с высоким международным рейтингом, получить в нем диплом и найти хорошее место работы. Премудрый Соломон говорит о мудрости и разуме как знании того, что необходимо делать для своей души, для познания истины, познания добра, для достижения мира с Богом и в конечном итоге вхождения в обетованное Царство Небесное. Именно это понимание и этот навык способны заменить собой все прочее. И именно к ним необходимо стремиться всеми силами.


Священник Дмитрий Барицкий: Через весь отрывок, который мы только что прочитали, проходит одна важная мысль. Человек, который приобрел мудрость, вместе с ней приобретает славу, защиту, здоровье души и долголетие. И напротив, человек, лишенный мудрости, блуждает в этом мире словно впотьмах, бредет по этой жизни, постоянно спотыкаясь.

Давайте задумаемся, кого мы можем назвать мудрым? Можем ли мы говорить о том, что мудрость – это то же самое, что и богатый житейский опыт? Очевидно, что нет. Ведь бывает, что даже пожилые люди, которые вроде бы много повидали на своем веку, находясь в здравом уме и сознании, совершают абсолютно глупые, легкомысленные поступки. Ведут себя словно подростки.

Может быть, мудрый – это человек образованный, человек, который натренировал свой ум? Но как тогда объяснить, что самые страшные изобретения ХХ века, такие как оружие массового поражения, – это плод в том числе академической работы, результат деятельности целых институтов, где работают выдающиеся интеллектуалы?

Может быть, мудрость – это информированность, осведомленность в чем-то? Вряд ли. Ведь мы не стали мудрее с появлением интернета. Просто через наш мозг стало проходить больше информации, которую мы зачастую даже не в силах переварить, в результате человек приобрел лишь распыленность сознания и неспособность сосредоточиться на чем-то одном.

А может быть, подлинная мудрость – это способность всматриваться в жизнь? Дар углубиться в нее своим внутренним взором настолько, чтобы увидеть ее истинные основания, истинные причины и последствия всего того, что происходит вокруг нас? Если так, то подлинная мудрость не зависит ни от житейского опыта, ни от натренированности ума, ни от осведомленности в том, что происходит в этом мире. Все это вещи второстепенные.

Но от чего тогда она зависит? Где ее найти, как приобрести? Священное Писание дает на это ясный ответ. Источник всякой мудрости это Господь. Только Он может дать человеку способность видеть то, что не сможет увидеть самый натренированный ум.

Не случайно в христианской традиции Софией, что в переводе с греческого языка и означает Мудрость, называют Самого Христа. В Нем вся полнота бытия, вся полнота знания. А потому жизнь знает тот, кто смотрит на нее Его глазами. Кто, как говорит Писание, «приобрел ум Христов». Только такому человеку открываются те изначальные, в первую очередь духовные принципы и механизмы, согласно которым устроен наш мир.

Время поста – время напряженной молитвы, время регулярного участия в таинствах Церкви, время максимального усилия, направленного на исполнение евангельских заповедей. Все это и есть тот уникальный инструмент, который помогает нам приобрести это вожделенное состояние. Каждому в свою меру исполниться Божественной мудрости и вместе с тем принять те дары, которые она сообщает всякому, кто ей обладает!

Вторник

Книга Притчей 5: 1–15

Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;] ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.

Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.

И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, – и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!» Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.


Священник Стефан Домусчи: Современная культура в большинстве своих проявлений демонстрирует ориентацию на чувства. Разум воспринимается как нечто сухое, схоластичное и в итоге скучное и даже мертвящее. Рациональность оставлена на откуп ученым или предпринимателям, которые должны исследовать материю или организовывать бизнес, в то время как взаимоотношения с людьми, как считается, должны основываться на чувствах. По крайней мере такое впечатление может сложиться по современным фильмам и литературным произведениям.

Ориентация на разум, на чувство долга… все это оказывается чем-то незначительным перед сильным чувством, особенно, конечно, чувством любви. Уж если герои влюбляются, их чувство практически всегда оказывается определяющим… Все остальные решения кажутся блеклыми и пошлыми перед всеохватывающим чувством. Если кто-то из них в браке, жизнь сразу представляется им жизнью во лжи, а все и вся, кто стоит на пути к «счастью», оказываются формалистами и лицемерами. Отсюда романтизация мимолетных чувств, супружеских измен, нарушения слова, пренебрежения обязанностями… Естественно, ведь перед нами самое прекрасное из чувств.

Конечно, люди научились влюбляться не только в наши дни, просто они по-разному относились к чувствам, которые возникали в их душе, да и в любви видели разные оттенки: страстный, дружеский, родственный, жертвенный. Сравнивая эти картины мира беспристрастно, начинаешь понимать, что современное сведе́ние «настоящей любви» только к страстной влюбленности делает наш духовный мир примитивным и плоским.

Премудрый Соломон, автор замечательного произведения о любви, которое содержится в Ветхом Завете и называется «Песнь Песней», знал, что такое истинная любовь. Именно поэтому, обращаясь к своему сыну, он, прежде чем говорить о любви, говорит о рассудительности.

Кто-то, услышав рядом слова «любовь» и «рассудительность», махнет рукой и скажет: как вообще можно сравнивать эти вещи! Что такое эта ваша рассудительность?

На самом деле все просто: рассудительность – это то же, что трезвенность, адекватность и вообще разумность, опора на знание, а не только на ощущение. В сегодняшнем чтении Соломон говорит, что, «чтобы соблюсти рассудительность», нужна премудрость. То есть рассудительность есть не просто знание добра и зла, но способность к рассуждению о том, как сделать добро и не сделать зла. Эта способность настолько важна, что древние подвижники называли рассудительность высшей добродетелью. Это не значит, конечно, что она выше любви, но благодаря ей мы учимся проявлять любовь наилучшим образом.

Каково же место чувствам в человеке с точки зрения вероучения Церкви? Разве не Бог вложил в нас чувства, разве не Он дал нам разум?

Конечно, именно Бог сотворил нас разумными и чувствующими существами. В раю, до грехопадения человека, в нем господствовал дух, и все остальное было подчинено этому духу. В человеке были чувства, но они не были омрачены грехом, не были собственническими, эгоистичными, обесценивающими другого… Когда был совершен грех – чувства осквернились и в этом искаженном состоянии стали господствовать.

В нас много прекрасных чувств, но если мы обратим на них пристальное внимание, то увидим, что все они в той или иной мере поражены грехом. К примеру, влюбленность, которую сегодня все принимают за единственно настоящую любовь, – действительно может быть тем возвышенным даром Божиим, благодаря которому мы оказываемся способны к тому, чтобы трепетно, бережно, благоговейно воспринять ближнего, быть готовым к верности и жертвенности в любой момент… Влюбленность может вырасти до подлинной, сердечной любви, которая не подвластна переменам и никогда не может причинить боли ближнему. Но если эта же влюбленность становится кумиром, если ее считают высшей ценностью, на которую надо ориентироваться, она может стать и хищнической, и потребительской, и безжалостной. Вся возвышенность и чистота может померкнуть.

Что же позволит нам правильно вести себя? Именно рассудительность, то есть способность трезво, с ориентацией на заповеди Божии, разобраться в себе и, верно оценив свои чувства, удержаться от греха, устремившись к истинной добродетели.


Епископ Феоктист (Игумнов): Однажды я отпевал в нашем храме одного еще не очень старого мужчину. Ближе к концу отпевания, чтобы узнать о том, где будет проходить прощание с усопшим, я принялся искать ближайших родственников покойного. Таким родственником оказалась молодая женщина, которая все время стояла в некотором отдалении, – она была единственной дочерью умершего мужчины. Эта женщина имела совершенно спокойный вид и не проявляла никакого интереса ко всему происходящему. По всем организационным вопросам она отсылала меня к «вон той женщине». «Вон та женщина», напротив, не отходила от тела и видимым образом скорбела об ушедшем.

Не надо обладать дедуктивными способностями Шерлока Холмса, чтобы представить себе предысторию всей этой картины. «Вон та женщина», конечно же, не мать единственной дочери умершего. Это та, о ком сегодня говорит Книга Притчей: «Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома».

Конечно, мы не можем никого винить, можем лишь сочувствовать и молиться, чтобы подобная участь нас не постигла, ведь, если судить по статистике разводов и по основной их причине – супружеской неверности, вероятность подобного очень велика. Судя по всему, почивший мужчина отдавал предпочтение не своему дому, его труды были не для своего, а для чужого. Финал трагичен: смерть отца не произвела ровным счетом никакого впечатления на единственного ребенка. Конечно, мы не знаем всех подробностей, в истории может быть много подводных камней и оговорок, но конечный результат слишком очевиден, чтобы брать во внимание оговорки.

Премудрый Соломон не вдается в нравственные последствия и ничего не говорит о Богом установленном институте брака, о Самом Боге он тоже не говорит, Соломон не выходит за пределы житейской мудрости, и его наставление находится в рамках понятных для любого человека категорий «свое-чужое». Для него супружеская неверность подобна бесплатному труду на поле соседа. На такой труд может согласиться только крайне недалекий человек, у которого помрачен в первую очередь разум. Всемилостивый Господь да избавит нас от этого безумия!


Священник Дмитрий Барицкий: В отрывке, который мы прочитали, автор Книги Притчей, премудрый царь Соломон, предостерегает своих слушателей от греха прелюбодеяния, то есть супружеской измены. В чем же он видит его опасность? Так и хочется сказать: тот, кто сегодня изменяет своей жене, завтра так же легко, подчиняясь единственно своей похоти, предаст все, что ему дорого: родных, близких, саму страну. Безусловно, в этом есть доля правды.

Однако Соломон указывает на иную, куда более глубокую опасность плотской разнузданности. Чужое, неизведанное, непознанное манит, плод его сладок и ароматен. А потому соблазн велик. Однако послевкусие – горечь полыни и боль, как будто тебя режут железом, заточенным с двух сторон.

В первую очередь автор хочет сказать своим слушателям, что измена разрушительна для души самого изменника. Мало что так вытягивает соки из человеческого существа, как дурная влюбленность, одержимость другим человеком.

Поэтому Иисус Христос уже на страницах Евангелия предостерегает не просто от блудного поступка, но от самой мысли об этом поступке. Прелюбодей уже тот, кто принимает и рассматривает с услаждением блудные помыслы. Ведь в его сердце уже действует страсть, которая разрушает его изнутри. В своих крайних формах она изматывает, иссушает, превращает восторженного Ромео в жалкого приживальщика. Вспомните роковых женщин, о которых писал Достоевский. Как они мучились сами и мучили окружающих! Как влачился Рогожин за Настасьей Филипповной и что сделала с ними обоими его дикая страсть! Подобное встречается не только на страницах романов, но и в жизни. Какие муки доставляла Тургеневу его одержимость Полиной Виардо, а Маяковскому – Лилией Брик.

Неудержимая страсть к женщине, о которой говорит нам сегодня премудрый Соломон, – всего лишь яркий образ того, что может произойти с каждым из нас, если мы не заботимся о своей душе: не наблюдаем за своими чувствами, мыслями, теми впечатлениями, которые приходят к нам извне и изнутри.

Любой греховный помысел, ощущение, которое по нашей беспечности и невнимательности приживается в нашем сердце, если его преждевременно не вырвать, может разрастись до раковой опухоли. Это иссушит сердце, помрачит ум, доведет его до безумия. Вспомните завистника, который может ворочаться всю ночь от одной мысли, что его коллегу уважают больше, чем его. Ревнивца, который не находит себе места, вспоминая о том, что кто-то оказал знак внимания его жене.

Опасность подобных состояний в том, что человек не замечает их разрастания, а зачастую даже считает их естественными чертами своего характера, более того, упивается ими. Очень метко по этому поводу сказал один святой: человек, одержимый страстью, подобен псу, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови. Это дурное самозабытье, которое, к несчастью, в той или иной степени сопровождает в этой жизни каждого из нас.

А потому и предупреждает нас премудрый Соломон: пейте воду из своего колодца. Ведь вода из чужого источника может быть непригодна для употребления или же просто отравлена. То есть держите свои чувства, свои мысли, свои впечатления и желания в узде, под строгим контролем.

Именно для этого Церковь и установила время Великого поста. Это в первую очередь усердная внутренняя работа по собиранию своей души в единое целое. Приведение в порядок всего того, что в ней происходит. Только так возможно по-настоящему подготовить себя к встрече светлого Христова Воскресения.

Среда

Книга Притчей 5: 15–6: 3

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоевают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, – ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего.


Священник Стефан Домусчи: В отрывке, который мы прочитали, Соломон говорит о телесной любви супругов и наставляет своего сына быть верным мужем, не увлекаясь чужой женой. Кому-то может показаться, что время поста мало соотносится с темой супружеской любви. И все же, раз это чтение читается в дни поста, читается во всех храмах и для всех, в этом должен быть смысл, значит, именно в эти дни, когда мысли обращены от быта к бытию и от собственных ощущений к богомыслию, Церковь хочет сосредоточить на этом отрывке наше внимание. Она призывает нас задуматься о том, в чем именно ценность супружеской любви.

Что ж, прежде всего стоит помнить, что чтения Великого поста были посвящены совершенно определенной категории людей. И это были не священники и не монахи, это были бывшие язычники, которые намеревались войти в Церковь и которым надо было сообщить правильное мировоззрение. Именно им рассказывали о том, Кто сотворил небо и землю, о том, что надо быть верным Ему, и о том, что верность Ему выражается в том числе и в верности собственной жене или собственному мужу.

Люди, которые пришли в христианство из мира греховного и развращенного, как называл его апостол Павел, нередко решали, что быть христианином – это проповедовать жизнь диаметрально противоположную. Видя в этом мире развращенность и страстность, измены и многое другое, они решали, что в Церкви все должно быть иначе, а именно: вся сфера пола и супружеских отношений должна быть как минимум под подозрением, а лучше и вовсе под запретом.

Однако подлинное предание сохранило совершенно иное отношение к семье и браку. Бог с самого начала сотворил человека как мужчину и женщину, еще в раю Его первой заповедью было повеление: плодиться и размножаться, наполняя землю… Уже в Новом Завете, обличая фарисеев, Христос эту заповедь подтвердил как изначальное Божественное установление. А апостол Павел назвал тех, кто запрещает брак, «лицемерами, сожженными в совести своей». Иными словами, христиане с самого начала помнили, что брак задуман Господом, он должен быть почитаем, а супружеское ложе не может считаться чем-то порочным.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги