Эрик Клингеншильд
Читать мысли. Психологические уловки, как манипулировать людьми и интерпретировать их действия
Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему Ваш начальник ведёт себя так, как он себя ведёт? Или это просто сложный человек? Хотелось бы Вам иногда читать мысли людей?
В этой книге Вы получите советы и рекомендации о том, почему человек ведёт себя так, как он себя ведёт. Это поможет Вам лучше понять окружающих людей, а также их самих.
За последние десятилетия учёные все больше и больше узнают о нашем поведении и о причинах этого поведения. Теперь Вы, наконец, можете использовать эти знания для себя, чтобы завоевать доверие других людей или просто уметь легче читать чужие мысли.
Вы также можете рассматривать эту работу учёных как своего рода технику манипуляции или манипулирования массами. Наше поведение на 60-80% контролируется нашим подсознанием, и, если Вы знаете, как это подсознание "думает", Вы можете читать язык тела (позу и выражение лица) и таким образом направлять, и контролировать других людей.
Кроме того, Вы сможете лучше понять себя, психологию, стоящую за подсознанием, и то, почему Вы делаете или думаете то, чего на самом деле не хотели делать. Вы будете распознавать манипуляции и лучше понимать людей.
Здесь я делюсь с Вами некоторыми психологическими советами и рекомендациями о том, как Вы можете использовать эти знания нашего подсознания для работы на Вас.
За многие годы учёные раскрыли множество секретов и недостатков нашего мозга, которые скрыты в нашей психике.
Иногда мы делаем что-то странное и думаем: "Почему я это сделал?". "Думал ли я вообще, когда делал это?"
Как кажется, всегда есть что-то логичное, когда мы что-либо предпринимаем, но чаще всего логика проявляется не сразу.
Вам не нужно быть экспертом в психологии, чтобы понять, что происходит в умах людей, чтобы использовать это в своих интересах или лучше понять себя.
Есть несколько психологических советов, которые могут помочь Вам завоевать доверие других людей, помочь Вам получить одобрение от кого-либо и расслабиться, когда Вы напряжены и испытываете стресс.
Здесь Вы получите советы по психологическим воздействиям, которые влияют на Вас почти каждый день.
Наконец, Вы поймёте, почему мы всегда хотим того, чего невозможно достичь, и почему мы реагируем на это тем или иным образом.
Эффект привязанности
Когда группа людей смеётся, каждый смотрит на того, кто нравится больше всех. После хорошей шутки или в середине интересной дискуссии каждый человек инстинктивно смотрит на того, кто больше всего нравится Вам или ему.
Это происходит потому, что человек хочет убедиться, что человек, который ему больше всего нравится, разделяет тот же юмор или считает его хорошим. Теперь, чтобы узнать всё о группе друзей или коллег, просто подготовьте несколько действительно хороших шуток и наблюдайте, как орёл, за своими коллегами или друзьями.
Таким образом, Вы быстро и ненавязчиво выясните, кто испытывает или не испытывает симпатию к другому человеку. Ваши наблюдения действительно могут дать удивительный результат.
Разгадка
Люди считают, что гораздо легче оценить стоимость чего-либо в качестве подсказки, если, например, Вы знаете первоначальную цену (даже если она ошибочна).
Эта подсказка очень часто используется в бизнесе. Например, Вы никогда бы не купили блузку за 300 евро, если бы полностью знали об этом. Однако, когда Вы видите первоначальную цену, скажем, €1000, Вы сразу же думаете, что было бы ошибкой упустить такую хорошую возможность покупки, даже если первоначальная цена полностью фиктивна.
Поэтому существуют товары, которые специально выставляются на продажу с учётом этого знания в магазине, чтобы воспользоваться этим подсознательным психологическим эффектом покупателей.
Эффект привычки
Мы склонны воспринимать наши воспоминания как маленькие фильмы или видеоклипы. Как будто они лежат в шкафу в нашем мозгу, безопасные и неизменные. Однако воспоминания из прошлого меняются каждый раз, когда мы их вспоминаем.
На содержание воспоминаний влияют провалы в памяти нашего мозга и события недавнего прошлого.
Например, Вы можете знать о большом собрании коллег или членов семьи несколько лет назад, а не о том, кто там был или во что они были одеты, но поскольку, например, Ваша тётя или коллега всегда присутствовала на таких мероприятиях, Ваш мозг всегда будет включать этого человека в такие воспоминания, даже если её не было на том конкретном собрании.
Хитрость жевания
Пожуйте что-нибудь, когда Вы нервничаете. Перед публичным выступлением, важным разговором или событием, которое заставляет Вас нервничать. Попробуйте пожевать кусочек жвачки или просто съесть что-нибудь (жуйте!).
Исследование, проведённое в 2011 году в Токийском медико-стоматологическом университете, пришло к выводу, что жевание значительно снижает чувство тревоги. Дело в том, что никто ничего не ест, когда находится в большой опасности.
Поэтому, когда Вы идёте за покупками, Ваш мозг думает, что Вы в безопасности, и посылает сигнал расслабиться. Это помогает Вам успокоиться. По сути, Вы обманываете свой собственный мозг.
Та же студия из Токийского медицинского и стоматологического университета обнаружила, что даже в древние времена греки жевали древесную камедь (смолу деревьев).
Номер Данбара
Психологи и социологи обнаружили, что Вы называете "числом Данбара". Число Данбара, это максимальное число, с помощью которого человек может поддерживать реальную связь с другими людьми (например, знакомыми).
Теперь, даже если у Вас тысячи друзей или знакомых (например, в Facebook или других социальных сетях), максимум, с кем Вы можете поддерживать реальную связь и вести содержательные разговоры – это 50-200 человек.
Если Вы общаетесь с большим количеством людей, чем предполагает число Данбара, Вы потеряете счёт и не заметите, если забудете знакомого.
Поэтому, если у Вас большое количество знакомых, Вам следует хорошо подумать о том, кого Вы включаете в число своих более близких знакомых по мере того, как число Ваших знакомых приближается к числу Данбара. Это также интересно в деловой жизни. Как только Вы приблизитесь к числу Данбара, Вы должны передать больше контактов одному из своих коллег и/или пересортировать свои контакты и передать коллегам все, что выше числа Данбара.
Как начальнику, Вам также важно знать, сколько искренних связей может поддерживать один из Ваших сотрудников, чтобы эти связи не пострадали.
Фиксация на результате
Мы часто рассматриваем правильность решения по результату, который произошёл, а не по шагам, которые были необходимы для достижения результата, который случился.
Этот эффект часто эксплуатируется рекламой, которая фокусируется исключительно на результате. Например, при совершении покупок. Поэтому теперь, когда Вы пользуетесь совершенно новым iPhone, Вы не можете сказать, что решение потратить все свои деньги на этот iPhone было хорошим решением.
Но Вам приятно, что он у Вас есть. Это достигается путём ассоциации положительного настроения с iPhone, которое ранее было достигнуто с помощью всех видов маркетинга. Потратили бы Вы те же деньги на эквивалентный телефон Android и чувствовали бы себя так же хорошо?
Все интернет-блоги, торговые журналы, рекламные щиты и каналы YouTube прилагают к созданию эквивалентного телефона на базе Android не меньше усилий, чем к созданию iPhone. Будьте честны с собой – маркетинг – это все. Если после покупки продукта Вы будете чувствовать себя хорошо, Вы отодвинете на второй план усилия, которые Вы в него вложили, и маркетинг заставит Вас чувствовать себя хорошо.
Пристальный взгляд
Старлинг может дать Вам любую необходимую информацию. Если Вы получите ответ, который Вам не понравится, или кто-то не скажет Вам всей правды, просто продолжайте смотреть на этого человека.
В этой ситуации молчание будет настолько невыносимым, что человек, который смотрит, скажет Вам что угодно, лишь бы прекратить это странное молчание. В конечном счёте, причина пристального внимания заключается в том, чтобы убедить кого-то, то есть "надавить" на людей. Попробуйте.
Кстати, это заставляет задуматься, не владеют ли собаки естественным образом этой техникой, когда хотят чего-то от хозяйки или хозяина.
Эффект занятости
Представьте, что Вы находитесь в аэропорту и должны искать свой багаж. Вы прибываете к месту получения багажа примерно через 10 минут и сразу же находите свой чемодан.
Теперь немного другая ситуация: Вы нашли короткий путь и сумели добраться до выдачи багажа всего за 2 минуты. Затем Вы ждёте оставшиеся 8 минут, чтобы получить свой чемодан в пункте выдачи багажа. В обоих случаях Вам потребуется не более 10 минут, чтобы добраться до своего чемодана и взять его с собой.
Но во втором сценарии, с коротким путём к выдаче багажа, Вы будете чувствовать себя более беспокойно и неудовлетворённо. Это основано на том, что наш мозг не любит, когда ему нечего делать.
Он предпочитает быть занятым, и за каждую задачу, которую выполняет Ваш мозг (например, мыслительную задачу), он вознаграждает Вас гормоном счастья – дофамином. Поэтому, когда Вашему мозгу нечего делать, постарайтесь мысленно занять его, это поможет Вам чувствовать себя лучше.
Эффект старого друга
Представьте, что будущий работодатель – Ваш хороший друг. Чтобы снять волнение или заикание перед собеседованием, представьте, что перед Вами друг или знакомый, которого Вы не видели много лет.
Это поможет Вам довольно быстро успокоиться, и отвечать на вопросы, которые задаёт этот человек, вдруг станет намного легче. Думайте о новом незнакомце как о старом знакомом, а не как о незнакомце, это сразу же изменит Ваше отношение к другому человеку.
Если Вы войдёте в комнату с улыбкой, то не только Вы будете чувствовать себя намного увереннее, но и Ваш собеседник почувствует облегчение. Ещё один интересный момент – Вы должны учитывать, что другой человек так же нервничает и волнуется, как и Вы. Это может быть даже первое собеседование для человека.
Представьте себе иллюзию
Эта иллюзия характеризуется склонностью видеть определённую закономерность в случайных событиях. Это особенно касается азартных игроков или людей, которые верят в знаки зодиака или гадания.
Эти группы могут совершенно неправильно интерпретировать события, потому что они верят в определённую модель поведения. Поэтому не обманывайте себя, всегда предполагайте, что это событие произошло совершенно случайно, а не в силу предопределённой закономерности.
С другой стороны, существует также возможность привести своё поведение в соответствие с потенциальным паттерном, т.е. жить или действовать таким образом, чтобы этот паттерн затем действительно возник. Поэтому Вы также можете воспользоваться "воображаемой иллюзией" и спровоцировать её, чтобы увеличить вероятность того, что этот паттерн станет реальным.
Например, Вам снится человек определённого типа, но Вы не решаетесь подойти к таким людям. Как только Вы начинаете обращаться к такому человеку, вероятность того, что Вы добьётесь успеха, возрастает, и Ваша мечта становится реальностью.
Поэтому Вы можете всегда мечтать, а можете начать жить, как во сне, и мечта поневоле станет реальностью.
Максимальное количество информации в нашем мозге
Исследования показывают, что наш мозг не может запомнить более трех или четырёх частей информации одновременно. Кроме того, эта информация не может храниться более 30 секунд.
По истечении этих 30 секунд мы забываем эту информацию, если не возобновляем её в своей памяти снова и снова. Например, Вы ведёте машину и разговариваете по телефону, разумеется, по громкой связи, и собеседник говорит Вам номер телефона, который Вы не можете записать прямо сейчас, поэтому Вы пытаетесь запомнить этот номер телефона.
Вы повторяете последовательность цифр снова и снова, чтобы она сохранялась в Вашей кратковременной памяти до тех пор, пока Вы не сможете повесить трубку и записать её. Кстати, тот факт, что наш мозг может запомнить только 3 или 4 части информации одновременно, можно найти на Ваших кредитных или дебетовых картах. Там номера счетов записываются блоками по четыре, поэтому "1234 1234 1234 1234", а не "123412 341234 123412". Поэтому, если Вам нужно что-то запомнить, постарайтесь ограничиться максимум тремя-четырьмя фрагментами информации.
Точно так же Вы можете давать информацию другим людям такими блоками по три или четыре, чтобы облегчить этому человеку запоминание чего-либо.
Противоречие в выборе
Противоречие в выборе утверждает, что чем больше у Вас возможностей выбора, тем более несчастным будет результат Вашего выбора. Помните, что всякий раз, когда Вы что-то покупаете, Вы будете жалеть об этом, если могли купить это со скидкой или найти более качественный товар.
Даже если Ваше решение было бы наилучшим, Вы можете быть недовольны им, потому что выбор продуктов был слишком велик. Это означает, что если Вы сузите свой выбор на основе критериев и затем купите продукт, Вы будете более довольны своим решением, чем если бы Вам просто пришлось выбирать между 10 продуктами.
Например, если Вы покупаете платья, Вы можете решить для себя, что сегодня Вы купите только одно синее платье, тем самым сократив свой выбор платьев, скажем, с 10 штук до 2 штук. Если Вы выберете одно из этих двух, Вы будете более счастливы с этим решением, чем если бы Вы выбрали одно из 10 платьев.
Фокус с зеркалом
Если Вам часто приходится разговаривать с другими людьми, повесьте за своим рабочим столом небольшое зеркало.
Вы будете удивлены, что теперь многие люди станут более дружелюбными, и Вы будете охотнее идти им навстречу, договариваясь о цене. Это происходит потому, что никто не хочет видеть себя сердитым или раздражённым.
Этот психологический совет работает, попробуйте! Конечно, зеркало должно быть достаточно широким, чтобы Вы не закрывали себя полностью. Кроме того, Вы сразу заметите, если человек напротив Вас старается постоянно смотреть на себя в зеркало, чтобы убедиться, как он или она выглядит.
Возможно, этот человек что-то скрывает и таким образом контролирует себя в зеркале.
Переведите мозг на автопилот
Если Вы хотите выговориться, просто выскажите это кому-то во время разговора с этим человеком.
Представьте себе перемещение коробок или других предметов по дому. Если Вам нужна рука помощи, а никто не предлагает её, просто задайте кому-то из стоящих рядом личный вопрос или спросите их мнение.
Затем, когда этот человек отвечает на Ваш вопрос, его мозг настолько занят ответом на вопрос и проработкой мыслей, что все остальные действия мозг переводит на автопилот.
В этой ситуации Ваш собеседник примет все, что Вы ему дадите, не задумываясь. Попробуйте!
Эффект спотыкания
Представьте себе пару, идущую по улице, и один из них внезапно натыкается на препятствие. Очень маловероятно, что другой человек подумает: "Какой дурак".
Напротив, более вероятно, что человек, который столкнулся с препятствием, теперь кажется более симпатичным. Это происходит потому, что совершенство отталкивает нас, а (небольшие) ошибки делают нас привлекательными. Они делают нас более человечными.
Вот почему Вы не должны расстраиваться, когда сталкиваетесь с кем-то. Это также делает простые ошибки или слабости более привлекательными для признания или демонстрации. Например, у Вас слабость к сладкому, или Вы в спешке смешиваете носки, или Ваша причёска не совсем такая, как Вы хотели.
Вы не скрываете этого, а с улыбкой показываете всему миру. Простые слабости сразу же делают Вас более привлекательным для другого человека. Этот психологический приём, пожалуй, наиболее интересен на первом свидании.
Хитрость опыта нашего мозга
Наш мозг постоянно обрабатывает информацию, поступающую от наших органов, анализирует визуальные впечатления и переводит их для нашего понимания.
Например, причина, по которой мы можем быстро прочитать текст, заключается в том, что на самом деле мы его не читаем. Мы просто видим первую и последнюю букву слова, и наш мозг интуитивно заполняет промежуток между ними, основываясь на нашем прошлом опыте.
Вот почему, когда мы видим новые слова, например, из медицинского жаргона или даже из иностранного языка, мы читаем их относительно медленно по сравнению со словами, которые мы уже знаем.
Как гласит старая поговорка: „Нвеанжо, в кокам проякде рпасолоенжы совла, лишь бы пвреая и полседяня бкувы отасваилсь на мсете“. Видите ли, мы смотрим на слова с перепутанными буквами, и все же распознаем их как осмысленные слова.
Эффект Кулешова
Эффект, когда зритель видит два несвязанных изображения и бессознательно устанавливает логическую связь между ними, называется эффектом Кулешова. Кулешов снял короткометражный фильм, в котором выражение лица человека не меняется между разными изображениями.
Зрителям показалось, что после каждого кадра выражение лица мужчины менялось. В зависимости от того, смотрел ли мужчина на фотографию тарелки с супом, или на фотографию мёртвой девушки, или на фотографию женщины, лежащей на диване.
Однако выражение лица мужчины всегда оставалось неизменным. Этот эффект успешно используется не только кинематографистами, но и отделами маркетинга. Они влияют на Вас, вызывая ассоциации с определёнными продуктами или персонажами.
Например, Вы можете показать улыбающуюся модель, а перед ней фотографию, на которой она втирает крем для рук, или Вы можете взять ту же модель, с тем же выражением лица, а перед ней фотографию товара со скидкой. Это один и тот же образ модели, но ассоциации возникают в нашем мозгу благодаря предыдущему образу.
Этот эффект используется рекламными агентствами для имиджевых кампаний, будь то политики, марки автомобилей или мобильных телефонов, среди прочих.
Дневной сон
Представьте, что Вы на работе изучаете важный документ и вдруг понимаете, что прочитали одно и то же предложение три раза подряд. Вместо того, чтобы анализировать текст, Ваш ум блуждает.
Учёные из Калифорнийского университета утверждают, что мы тратим 30% своего времени на дневные мечты каждый день. Иногда, например, во время длительных поездок, дневная мечтательность увеличивается до 70% нашего времени.
Однако в этом нет ничего плохого! Исследования показывают, что люди, которые легко мечтают, как правило, более креативны, чем те, кто мечтает меньше. Они также лучше решают проблемы и снимают стресс.
Зная этот психологический приём, Вы теперь можете оптимально распределять работу между своими сотрудниками или делегировать работу в групповой работе в соответствии с особенностями сотрудников.
Эффект переедания
Если Вы хотите прервать спор. Возьмите что-нибудь поесть и встаньте между двумя спорящими. Это называется эффектом пожирающего человека, правда!
Согласно этой истории, однажды в нью-йоркском метро вспыхнула драка. Женщина напала на мужчину, которого она обвинила в том, что он преследовал её.
В середине спора мужчина встал и встал между ними, демонстративно поедая свои чипсы. Чудесным образом двое ссорящихся мужчин успокоились, и мир был восстановлен. Герой дня стал известен в Интернете как "человек еды".
Существует психологическое объяснение тому, что произошло в тот день. Приём пищи ассоциируется с расслаблением и спокойствием. Вероятность того, что человек нападёт на того, кто ест, очень мала. Теперь конфликт разрешился сам собой в мгновение ока.
Эффект несчастного случая
Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему люди всегда останавливаются, чтобы посмотреть на аварию, которая уже произошла на дороге? Непричастные люди находят вид такого происшествия тревожным, и все же они смотрят.
Такое любопытство к ситуациям подобного рода контролируется нашей древней частью мозга. Поскольку этот орган отвечает за наше выживание, такая реакция является нормальной, поскольку он безостановочно сканирует окружающую среду в поисках вещей, которые можно разделить на 3 области.
"Могу ли я это есть?", "Могу ли я вступить в половую связь/создать семью?". И " Могу ли я погибнуть от него?". Еда, секс и опасность по сей день являются для нас фундаментальными вопросами, которые обеспечивают наше выживание. Поэтому мы не можем не обращать внимания на такие вещи.
Негативное тело
Негативное тело – это состояние, в котором человек думает, что он отталкивающий, и поэтому его личная жизнь – это катастрофа. В общем, вся жизнь – сплошная неудача.
Часто такие люди очень привлекательны. Проблема заключается в неуверенности в себе, а не в недостатке тела. Самосознание происходит исключительно в мозгу и не имеет ничего общего с телом. Есть люди, которые имеют инвалидность и стали уверенными в себе, несмотря на неё или даже благодаря ей.
То же самое происходит и с лишним весом. Более того, другие люди очень быстро чувствуют, уверен человек в себе или нет, и когда другие люди чувствуют это, это влияет на их поведение по отношению к застенчивому человеку и часто усиливает негативный образ, который застенчивый человек имеет о себе.
Поэтому подумайте, каким Вы хотите показаться другим людям: уверенным или застенчивым? Все дело в Вашем мозге.
Эффект зевоты
Если Вам кажется, что кто-то смотрит на Вас, просто зевните. Как это ни смешно, но зевать – это все равно, что просить других тоже зевать. Существует феномен заразной зевоты.
Для людей и шимпанзе типично зевать, когда Вы видите или слышите, как кто-то зевает, или даже просто думаете об этом. Некоторые люди менее впечатлительны от других людей, которые зевают, но из 325 участников исследования, проведённого Медицинской школой Университета Дьюка, 222 участника зевнули, когда увидели видео, на котором был запечатлён зевающий человек.
Вы тоже только что зевнули? Поэтому Вы с гораздо большей вероятностью увидите, как кто-то зевает, когда он или она наблюдает за Вами. Просто зевните, а затем посмотрите вокруг себя.
Если после этого кто-то тоже начнёт зевать, то вполне вероятно, что этот человек наблюдал за Вами.
Отношение к режиму выживания
Чаще всего мы судим о ситуации только по успешным людям ("выжившим") и поэтому знаем только одну её сторону. Например, мы завидуем бизнесмену, который разбогател, продавая "бенгальский свет", но мы не знаем, сколько бизнесменов потерпели неудачу с этой бизнес-идеей.
Вы всегда должны стараться смотреть на вещи с разных сторон. Если кто-то чего-то добился, это не значит, что Вы автоматически добьётесь этого.
Вы должны полностью отождествить себя с успешными людьми, чтобы иметь шанс двигаться вместе с ними. Всякий раз, когда Вы встречаете успешного человека, спросите себя, готовы ли Вы пожертвовать хотя бы тем же, чем пожертвовал этот успешный человек.
Поэтому, когда Вы видите успешного человека, не судите его слишком легко. Часто за этим стоит очень многое.
Эффект слишком большого выбора
В рамках исследования учёные установили два стола в супермаркете. На первый стол положили 6 разных видов варенья. На втором столе эти учёные разложили 26 видов варенья.
В результате 60% покупателей у первого стола с 6 видами варенья остановились, чтобы попробовать их. Однако, когда дело дошло до покупки этого варенья, оказалось, что стол с 26 видами варенья был в четыре раза популярнее.
Поэтому варенье покупали со стола, на котором было более чем в четыре раза больше разного варенья, чем на первом столе. Почему это произошло?
Как мы уже узнали, наш мозг может концентрироваться или запоминать только 3-4 вещи одновременно. Поэтому нам легче принять решение, когда есть ограниченное количество информации или вещей, например, 6 видов варенья. Тем не менее, мы требуем широкий спектр вещей. Нам нравится возможность выбирать между большим количеством вещей.
Поэтому вполне вероятно, что мы остановимся у столика с 26 сортами варенья, даже если в итоге купим марку, которую покупали уже много раз.