Но вернемся к Эмилии. Что думали о ней герои романа Теккерея? Они считали ее «милой, свежей, улыбающейся, безыскусственной, нежной маленькой домашней богиней, которой готовы поклоняться мужчины».
Вы никогда не удивлялись тому, что конкретный мужчина нашел в какой-то девушке? Вам она кажется совершенно заурядной, но мужчина явно по уши влюблен. Влюбленность мужчин в тех или иных женщин остается вечной загадкой для остальных представительниц женского пола. Даже когда мужчину спрашивают, что его привлекло, ему трудно объяснить секрет очарования. И вам наверняка знакомы девушки, которые, казалось бы, обладают всеми качествами, привлекательными для мужчин, но почему-то остаются незамеченными и непопулярными.
Женщины не осознают собственного обаяния – вот почему им часто бывает трудно понять, чего же хотят мужчины.
Я знаю очень красивую девушку, которая к тому же прекрасно одевается. Ее мать тратит огромные деньги на ее наряды, но девушке никак не удается обратить на себя внимание молодых людей. В минуты отчаяния она смотрит в зеркало и печально спрашивает себя: «Что со мной не так?» Девушка эта слепа. Она не видит, чего не хватает в ее обаянии, потому что смотрит на себя глазами женщины. Такая слепота заставляет женщин тратить уйму времени на свою внешность, которая оставляет мужчин равнодушными. Внешность очень важна – но это не главное. Если женщина хочет завоевать сердце мужчины, то она должна предложить ему не только привлекательную внешнюю оболочку.
Присмотритесь, и вы увидите множество красивых девушек в великолепных нарядах, которым не удается пробудить интерес мужчин. А если вы присмотритесь получше, то заметите других, не столь привлекательных с нашей женской точки зрения. Однако этих девушек мужчины буквально осаждают. Изучая, женщин какого типа хотят видеть рядом с собой мужчины, мы должны помнить, что они оценивают нас по другой системе ценностей.
Каковы же ценности мужчины и что кажется ему привлекательным?
Несмотря на различия, в своих основных желаниях все мужчины похожи.
Я постараюсь создать в вашем представлении образ желанной для мужчины женщины, ИДЕАЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЫ, с мужской точки зрения. Когда вы будете читать эти страницы, старайтесь мысленно нарисовать этот образ. Когда он четко сформируется, вас потянет к нему – и вы захотите стать именно такой.
Вам может показаться, что такой «идеал» должен быть разным для разных мужчин. Да, конечно, у мужчин разные вкусы. Некоторые хотят провести жизнь рядом со спокойной, уравновешенной женщиной. Других больше привлекают общительные хохотушки, а кто-то мечтает о гламурной даме. Одни мужчины любят высоких блондинок, другие – пухленьких брюнеток. Кто-то ценит в женщине умение готовить и шить, а для кого-то важнее всего чувство юмора. В мире много разных мужчин, и они не мечтают об одинаковых женщинах. Но, несмотря на различия, в своих основных желаниях все мужчины похожи.
Есть ряд качеств, обладающих универсальной привлекательностью, но лишь некоторые из них способны воспламенить истинную любовь. Именно эти качества мы с вами и будем изучать.
Ангельское и Человеческое
Качества желанной для мужчин женщины можно разделить на две части. Первая часть – это качества духовные. Мы назовем ее Ангельской. Другая часть – качества человеческие, женственность и обаяние, тело, его особенности и движения. Эту часть мы назовем Человеческой.
Человеческая сторона очаровывает, изумляет, вызывает желание оберегать и защищать. Ангельская сторона включает в себя истинный характер женщины, ее способность понимать мужчин, ответственность за свою женскую роль и все те добродетели, которыми она обладает.
Человеческая сторона – это внешность, манеры, поступки. Это сияющие глаза, теплая улыбка, нежная женственность и зависимость от мужчины – защитника и наставника. Эти качества сливаются в единое целое и создают идеальную, с мужской точки зрения, женщину. Они жизненно важны для пробуждения в мужчине интереса и любви.
Две стороны женской натуры будят в мужском сердце разные чувства. Ангельское пробуждает чувство, близкое к поклонению. Человеческое же очаровывает и изумляет. Ангельское дает мужчине ощущение понимания и счастья. Человеческое будит в его сердце нежность, желание оберегать и защищать. Сочетание этих чувств и является истинной любовью.
Дэвид Копперфилд
Прекрасной иллюстрацией сочетания в женщине Ангельского и Человеческого может служить роман Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфилд». Но здесь идеал воплощен не в одной, а в двух женщинах – в Агнес и Доре.
Агнес
Агнес воплощает собой Ангельскую сторону нашего идеала. Она вызывает поклонение. Дэвид был знаком с Агнес с детства и поклонялся ей с того момента, когда увидел ее впервые. Вот как они встретились:
«Мистер Уикфилд (отец Агнес) постучал в дверь, находившуюся в углу этой комнаты, обшитой панелью; тотчас же выбежала девочка, приблизительно моя ровесница, и поцеловала его. На лице ее я сразу же уловил то ласковое и безмятежное выражение, какое уже видел внизу, на портрете леди (ее матери). И мне представилось, будто леди на портрете выросла и превратилась в женщину, а оригинал остался ребенком. Хотя лицо девочки было радостным и веселым, но и в нем было какое-то спокойствие, и такое же спокойствие она разливала вокруг, и сама она была словно дух умиротворения и покоя, добрый дух, которого я никогда с тех пор не забывал. И никогда не забуду.
Мистер Уикфилд сказал, что это его маленькая хозяйка, его дочь Агнес. Когда я услышал, как он сказал это, и когда увидел, как он держит ее руку, я догадался, какова его единственная цель в жизни.
На поясе у Агнес висела миниатюрная корзиночка, в которой она хранила ключи, и вид у нее был степенный, скромный, подобающий хозяйке такого старинного дома. Мило улыбаясь, она выслушала рассказ отца обо мне и, когда он закончил его, предложила моей бабушке подняться наверх и посмотреть мою будущую комнату. Мы отправились, предшествуемые Агнес. Комната была чудесная, старинная – тоже с дубовыми балками, с оконными стеклами ромбической формы, и сюда тоже вела лестница с широкими перилами.
Не могу вспомнить, где и когда, в детстве, я видел в церкви окно с цветными стеклами. Не помню я и сцен, изображенных на витраже. Но знаю, что, когда я увидел Агнес, поджидавшую нас наверху в полумраке старинной лестницы, я подумал об этом окне; и знаю еще, что с той поры я всегда связывал его мягкий и чистый свет с Агнес Уикфилд».
Дэвид и Агнес стали лучшими друзьями. Она дарила ему утешение, понимание, истинную симпатию и верную дружбу. «Казалось мне, что в любви, в радости и печали, в надежде и разочаровании – словом, во власти любого чувства – сердце мое невольно обращается к ней и там находит свое пристанище и лучшего друга».
Агнес всегда оказывала священное, умиротворяющее влияние на Дэвида. В сложные и напряженные моменты жизни он вспоминал о ней: «И вот, когда я писал Агнес, сидя у открытого окна в чудесный вечер, и вспомнил ее ясные, спокойные глаза и кроткое лицо, при этом воспоминании такой мир и покой снизошли на мою смятенную и взволнованную душу, – а в этих треволнениях я жил последнее время и с ними отчасти было связано мое счастье, – что я расплакался». Но, хотя он знал Агнес с детства и поклонялся ей с самого первого взгляда, хотя он понимал, что только она может подарить ему чувство истинной симпатии и дружбы, – Дэвид безумно влюбился не в нее, а в Дору.
Дора
Дора символизирует Человеческую сторону нашего идеала, ту сторону, которая очаровывает, захватывает и вызывает в мужском сердце пронзительную нежность и желание защищать и оберегать. Вот что ощутил Дэвид:
«Это была фея, сильфида, не знаю кто – то, чего никто никогда не видел и о чем все мечтают. […] У нее был невыразимо нежный детский голосок, заразительный детский смех, милые, очаровательные детские ужимки, и от всего этого юноша мог потерять голову и стать ее рабом. И вся она была так миниатюрна! […] она была слишком восхитительна. Видя, как она прижимает цветы к милому подбородку с ямочкой, я терял все присутствие духа и дар речи, погружаясь в неумеренный восторг».
Детское поведение, милые шалости и капризы, детская доверчивость, абсолютная зависимость от других делали Дору безумно привлекательной для рыцарского сердца Дэвида. Она очаровывала его: «Я мог только сидеть перед камином, кусать ключ от своего саквояжа и думать о Доре, о ее пленительной юной красоте, о ее сверкающих глазах. Какая у нее фигурка, какое личико, какие грациозные манеры!»
Женившись на Доре, Дэвид обращается к Агнес
И все же, даже когда чувства Дэвида к Доре находились на пике, ему не хватало комфорта, понимания, теплоты и благородного влияния Агнес. Он говорил Агнес: «На Дору трудновато положиться… я не хочу сказать, что на нее нельзя опереться, потому что она – сама верность и чистота, но… Право же, Агнес, я не знаю, как это выразить!.. Когда вас не было со мной, Агнес, чтобы с самого начала дать мне совет или одобрение, я как будто терял голову и попадал из одного затруднительного положения в другое. Но как только я приходил, наконец, к вам (а я всегда приходил), на меня нисходил мир, и я обретал счастье».
Дора-домохозяйка
Дора оказалась ужасной хозяйкой. В доме постоянно царил беспорядок: «Более красивой маленькой жены, сидящей за столом против меня, я не мог бы пожелать, но, когда мы все уселись, я, несомненно, хотел бы, чтобы нам было не так тесно. Я не знал, чем это объяснить, но нам бывало тесно даже тогда, когда мы оставались вдвоем, и одновременно места было так много, что вещи все время где-то терялись. Полагаю, происходило это потому, что каждая из них была не на своем месте». Дора не умела управляться ни с домашними финансами, ни с хозяйством – как бы она ни старалась. Она не умела готовить, хотя Дэвид купил ей дорогую поваренную книгу. Зато как мило стояла на этой книге на задних лапках ее собачка!
Пустота в жизни
Женившись на Доре, Дэвид не перестал любить ее. Она очаровывала и изумляла его, он испытывал к ней нежные чувства. Но это не была полная, истинная любовь. Она не приносила ему настоящего счастья. Он говорил: «Знакомое тяжелое чувство тяготело надо мной. Пожалуй, оно даже углубилось, но оставалось таким же неясным, как и раньше, и преследовало меня, словно печальный музыкальный мотив, звучавший где-то далеко в ночи. Я горячо любил свою жену и был счастлив, но это было не то счастье, о котором я когда-то мечтал, – и мне всегда чего-то не хватало». Дэвид мечтал: «Мне хотелось, чтобы моя жена была мне советчиком с характером сильным и решительным, поддерживала бы меня, направляла и обладала способностью заполнить пустоту, которая, казалось мне, возникала вокруг меня». Дора умерла, и Дэвид нашел утешение в Агнес.
Ни в одной из женщин Ангельское и Человеческое не соединилось идеально.
Женившись на Агнес, Дэвид обрел истинный покой и счастье. Ей удалось заполнить пустоту в его жизни. Она была великолепной домохозяйкой и по-настоящему понимала своего мужа. У них появились дети. Они были счастливы. Любовь Дэвида к Агнес была возвышенной, но – она не была полной. В браке с Агнес он сохранил нежные воспоминания о Доре, которые будили его эмоции. Думая о ней, он писал: «Просьба Доры произвела на меня сильное впечатление. Я гляжу назад, в прошлое, и из туманных его далей вызываю образ невинного существа, которое я страстно любил, и снова Дора обращает ко мне свое нежное лицо».
Однажды его маленькая дочка подбежала к отцу, чтобы похвастаться колечком на пальчике – оно было очень похоже на то обручальное кольцо, что он подарил Доре: венок из незабудок, голубые камешки – они напомнили ему о Доре, и у него «защемило сердце!».
Сравнение двух женщин
Если бы Агнес обладала живостью, восхитительными детскими манерами Доры, ее полной зависимостью от мужчины – защитника и наставника, Дэвид никогда не женился бы ни на ком другом. Его поклонение Агнес переросло бы в более глубокую и полную любовь. С другой стороны, если бы Дора умела понимать, сочувствовать и разделять высокие идеалы мужа, если бы она обладала глубиной характера Агнес, умела поддерживать в доме покой и порядок, то безумная влюбленность Дэвида смогла бы превратиться в вечное обожание и любовь. Но, к сожалению, ни в одной из женщин Ангельское и Человеческое не соединилось идеально. Каждая совершала ошибки, каждая завоевывала и теряла Дэвида. Мы с вами должны взять лучшее у обеих.
Анализируем Агнес
Что у нее было:
Агнес обладала четырьмя замечательными качествами, привлекательными для мужчин. Все они относятся к Ангельской стороне нашего идеала.
1. Она обладала чистым и милым характером, за который Дэвид всегда сравнивал ее с «витражом в церкви». Он чувствовал, что она оказывает на него возвышенное влияние. Пожалуй, самым серьезным испытанием ее характера стала женитьба Дэвида на Доре. Хотя Агнес любила Дэвида, она не стала обижаться и злиться на него. Она продолжала бескорыстно дружить с ним и стала верной подругой для Доры. Она сумела сохранить свою любовь в тайне и жить активной жизнью, несмотря на все разочарования. Доказательством силы ее характера служит преданность отцу и готовность пожертвовать собственным благом ради него.
2. Агнес понимала мужчин и по-настоящему понимала Дэвида. Она умела вместе с ним радоваться его победам и сочувствовать его трудностям. Она дарила ему комфорт, покой и искреннюю дружбу.
3. Она была превосходной домохозяйкой. С самого детства Агнес была «умелой маленькой хозяюшкой». Она заботилась о кухне, о доме, о своем отце, словно взрослая женщина.
4. Внутреннее счастье. Благодаря чистоте своего характера Агнес обладала «неким умиротворением и добрым, спокойным духом», что говорило о ее истинном внутреннем счастье.
Чего Агнес недоставало:
1. Она была слишком независимой. Она не спешила за помощью к Дэвиду, не показывала, что нуждается в нем. Она была чересчур бескорыстной. Дэвид говорил ей: «Агнес! Вы всегда были моим наставником и моей главной поддержкой. Если бы вы думали о себе больше, чем обо мне, когда мы вместе здесь росли, мои мечты были бы прикованы к вам». Агнес старалась ни о чем не просить Дэвида, и это делало ее слишком независимой. Он даже не понимал, что ей нужна его мужская забота и защита.
2. Ей недоставало игривости, детскости, доверчивости.
3. Ей не хватало нежных, очаровательных, милых манер, способных тронуть мужское сердце.
Анализируем Дору
Что у нее было:
1. У нее были очаровательные манеры.
2. Она была сущим ребенком, милым и доверчивым. Недаром Дэвид называл ее своей «девочкой-женой». Иногда она встряхивала локонами, совсем как маленькая девочка. Она была полна детского доверия к мужу и ко всему миру.
3. Она была милой кокеткой. Дэвида очаровывало то, как она прижимала цветы к подбородку с ямочкой, гладила лошадей и шлепала свою маленькую собачку.
4. Она была веселой. У нее был очаровательный смех, нежный голосок и милая манера говорить.
5. У нее были сияющие глаза.
6. Она была беспомощной и нуждалась в мужской защите и совете.
Чего Доре недоставало:
1. Она была плохой хозяйкой. Она не умела вести дом, готовить, следить за расходами.
2. Она не обладала сильным характером. Дора была доброй, чистой, милой женщиной, но страшной эгоисткой. Дэвид говорил: «Мне хотелось, чтобы моя жена была мне советчиком с характером сильным и решительным». Дора была слишком поглощена собственными мелкими проблемами, заботами и капризами, чтобы из нее вышла хорошая жена.
3. Она не понимала мужчин – и это был ее главный недостаток.
Дора не умела выражать симпатию и понимание, она не обладала даром интеллектуального товарищества. Неудивительно, что Дэвид говорил: «Было бы лучше, если бы моя жена могла больше мне помогать и разделяла многие мои мысли, в которых у меня не было партнера».
Чувства Дэвида по отношению к каждой из них
Чувство Дэвида к Агнес было близко к поклонению. Она оказывала на него возвышенное влияние, дарила ему покой и счастье, а без нее он «жил в треволнениях». Мысли о ней повергали Дэвида в слезы. Он чувствовал, что она – часть его, «один из элементов моего истинного дома».
Дора вызывала у него совершенно иные чувства. Она очаровывала и изумляла его: «она была для меня больше, чем человек», «она была феей и сильфидой». Дэвид говорил: «Не знаю, кем она была – кем-то таким, кого никто никогда не видел, и всем тем, о чем все мечтают». Ее нежность и хрупкость вызывали в нем непреодолимое желание защищать и оберегать ее.
Мне хотелось бы подчеркнуть, что к этим девушкам Дэвид Копперфилд испытывал два разных типа любви. Он любил Агнес, но любовь эта была недостаточно сильной, чтобы привести его к браку. И хотя такая любовь приносит мужчинам величайший покой и глубокое счастье – это не самый мощный стимул.
Любовь Дэвида к Доре была сильной и всепоглощающей. При мысли о ней ему хотелось «кусать ключ своего саквояжа». С ней он попадал в настоящую сказку. Он был «пленником и рабом». Но и эта любовь неполная. Она не принесла ему истинного счастья, потому-то он и говорил: «Знакомое тяжелое чувство тяготело надо мной. Пожалуй, оно даже углубилось, но оставалось таким же неясным, как и раньше, и преследовало меня, словно печальный музыкальный мотив, звучавший где-то далеко в ночи. Я горячо любил свою жену и был счастлив, но это было не то счастье, о котором я когда-то мечтал, – и мне всегда чего-то не хватало».
Истинное счастье в браке зависит от того, сумеете ли вы развить в себе обе стороны женского идеала.
Женившись на Агнес, Дэвид ощутил покой и счастье. Он искренне любил ее и все же сохранил нежные воспоминания о Доре. Эти чувства постоянно жили в глубине его сердца. Дэвид Копперфилд так и не испытал удовлетворения идеальной любви, поскольку чувства его будили две разные женщины. Ни одна из них не была идеальной, и ни одна не могла дать ему полной и абсолютной любви.
В этой жизни есть много женщин, похожих на Агнес. Они обладают сильным характером, становятся замечательными матерями и домохозяйками. Они – прекрасные члены общества. Их любят и ценят, но им недостает тех восхитительных человеческих качеств, которые так очаровывают мужчин. Поэтому им не всегда удается пробудить интерес и любовь мужчин, за которых им хочется выйти замуж. Мужчине нужно нечто большее, чем ангел.
Но в мире не меньше женщин, похожих на Дору. Это нежные, игривые, счастливые малышки, которым недостает глубины и силы характера. Они слишком эгоцентричны, чтобы стать хорошими домохозяйками и матерями. И поскольку они не умеют понимать мужчин, то им достается лишь часть мужской любви.
Женщина вполне может стать одновременно и Агнес, и Дорой, соединив в себе Ангельскую и Человеческую сторону. Эти качества не конфликтуют между собой. Все они – естественная часть женственности и жизненно необходимы для истинного женского обаяния. Ангельские и человеческие качества привлекают мужчин и делают их счастливыми в браке. Они помогают сохранить мужскую любовь и преданность. Истинное счастье в браке зависит от того, сумеете ли вы развить в себе обе стороны женского идеала.
Дерюшетта
Примером девушки, в которой идеальным образом сочетались ангельские и человеческие качества, может служить Дерюшетта, героиня романа Виктора Гюго «Труженики моря».
Описывая Дерюшетту, Виктор Гюго сравнивает ее с маленькой птичкой, которая порхает с ветки на ветку – так и она переходит из комнаты в комнату, входит и выходит, останавливается, чтобы поправить волосы, словно птичка, расправляющая крылышки, и, производя «нелепый шорох и шум», щебечет и лепечет в невыразимом наслаждении. Она «свежа и весела, словно жаворонок». Наблюдая за Дерюшеттой, каждый готов был сказать ей: «Привет тебе, мадемуазель пташка!» Гюго пишет о ней с нежностью: «Та, которой суждено материнство, пока не вступит в жизнь, долгое время – дитя».
Вам может показаться, что Дерюшетта столь же безжизненна, как и Эмилия из «Ярмарки тщеславия». Но вспомните, что Виктор Гюго был настоящим мужчиной, писавшим суровые морские истории. И говорил он на мужском языке, а не на языке женщин. А это описание дает нам представление об истинной женственности, какой ее воспринимают мужчины.
Когда молодой священник сделал предложение Дерюшетте, он оценил ее ангельские качества. Он сказал: «Для меня существует на земле лишь одна женщина: это вы. Мои мысли о вас – молитва. Святая невинность – это вы. Вы моя повелительница. Вы – живое воплощение божьей благодати». А потом Гюго снова рассказывает нам о Дерюшетте: «Ее присутствие озаряет, приближение греет; она проходит мимо, и вы довольны; она останавливается, и вы счастливы: видеть ее – значит жить; она – утренняя заря в облике человеческом; ее призвание – существовать, и этого достаточно, она превращает ваш дом в Эдем, она полна райского обаяния, она дарует радость, сама того не сознавая. Ее улыбка – кто знает отчего? – облегчает ту огромную, тяжкую цепь, которую влачат сообща все смертные; в этом, как хотите, есть нечто божественное. Вот так улыбалась Дерюшетта. Скажем больше: сама Дерюшетта была такой улыбкой.
У Дерюшетты были прелестнейшие в мире ручки, а под стать им и ножки. Весь ее облик дышал добротою и нежностью; вместо семьи и богатства у нее был дядя, вместо труда – жизнь в свое удовольствие, вместо таланта – несколько песенок, вместо образования – красота, вместо ума – невинность, вместо сердца – неведение; то была она томна, как креолка, то ветрена и резва, то по-детски весела и задорна, то задумчива и грустна; одевалась она во вкусе гернсейских модниц, красиво, но пестро, круглый год носила шляпки с цветами; у нее были каштановые волосы, чистый лоб, гибкая соблазнительная шейка, белая, летом чуть-чуть веснушчатая кожа, полные, свежие губы, а на губах сияние обольстительной и опасной улыбки. Такова была Дерюшетта».
В этом мире нет задачи более важной, чем очарование – способность «излучать радость, изливать счастье, искриться светом среди мрака, быть позолотой судьбы, быть самой гармонией, самой грацией, самой миловидностью». Разве эта цель не достойна служения?
Анализируем Дерюшетту
Ее ангельские качества:
1. Ее характер: «Весь ее облик дышал добротой и нежностью». Она была беззаботна и не думала о нуждах других, но в то же время «искрилась светом среди мрака» и обладала улыбкой, способной «облегчить огромную, тяжкую цепь». Влюбленный в нее мужчина называет ее «святой невинностью», «молитвой», «живым воплощением божьей благодати».
2. Умение заниматься домашним хозяйством: Дерюшетта умела вести дом. Единственным ее занятием была повседневная жизнь, и само ее присутствие озаряло все вокруг.
3. Внутреннее счастье: Как и Агнес, Дерюшетта светилась внутренним счастьем, иначе она не обладала бы способностью излучать его вокруг себя.
Ее человеческие качества:
1. Непосредственность: Как и Дора, Дерюшетта была сущим ребенком. «Та, которой суждено материнство, пока не вступит в жизнь, долгое время – дитя». Она оставалась девочкой, с веселыми, озорными глазами, обладала живостью и соблазнительной игривостью.
2. Переменчивость. Дерюшетта просто не может оставаться одинаковой. Иногда она искрится счастьем и живостью, в другие моменты становится опасной соблазнительницей. Хотя она – девушка добрая и милая, порой в ее глазах загорается проказливый огонек. Иногда она игрива, в другие моменты ею овладевает меланхолия. Переменчивость – типично детское качество.
3. Свежая внешность: «Она свежа и игрива, как малиновка».
4. Мягкость: Мягкость Дерюшетты сквозит в ее голосе, «нашептывающем вам что-то неизъяснимое».
5. Лучащееся счастье: Главнейшее качество Дерюшетты – ее способность излучать счастье. Счастье – это часть ее характера, манер и поведения,
а. Она свежа и весела, как малиновка.
б. Она дарует радость, сама того не сознавая.
в. Она полна райского обаяния.
г. Ее присутствие озаряет.
д. Ее приближение греет.
е. Она проходит мимо, и вы довольны.
ж. Она останавливается – и вы счастливы.
з. Ее улыбка облегчает ту огромную, тяжкую цепь, которую влачат сообща все смертные – опасная улыбка, которая и есть сама Дерюшетта.
и. Иногда она – сама живость и игривость.
6. Изящество: Мы не говорили об этом раньше, но изящество сродни мягкости и нежности. Дерюшетта была воплощением изящества и гармонии и обладала «томностью креолки». У нее была белая, соблазнительная шейка.
Эмилия
Еще одна литературная героиня, в которой сочетается Ангельское и Человеческое – Эмилия из романа Теккерея «Ярмарка тщеславия».