В монографии исследуются основные понятия, проблемы, методология, инструменты и механизмы такой разновидности внутреннего контроля как комплаенс, то есть контроля соответствия деятельности экономических субъектов внешним и внутренним нормативным требованиям. Обобщаются сведения о соотношении понятий "внутренний контроль", "аудит" и "комплаенс". Также изучаются предпосылки и эволюция методологии комплаенс-контроля. Раскрываются вопросы соотношения комплаенса с правовым регулированием (его предназначением в рамках данного соотношения), правовым регулированием самого комплаенса на различных уровнях, а также локальным нормативным регулированием комплаенса. По результатам проведенного анализа формулируется концепция институционального комплаенс-контроля, целью которого является контроль соответствия нормативным требованиям с учетом институциональной среды и соответствующих трансакционных издержек. Анализируются классификация направлений комплаенс-контроля и возможности оптимальной организационной структуры комплаенс-контроля. Монография может быть полезна научным работникам, специалистам, занятым в сфере внутреннего контроля и аудита, руководителям организаций всех форм собственности, а также преподавателям и аспирантам вузов экономического профиля.