Семейные сказки. Беседы с детьми о семье и семейных ценностях
Авторы-составители Татьяна Шипошина, Наталья Иванова
Авторы:
Р.П. Алдонина, О.Н. Аленкина, Н.М. Ананьченко, Е.Н. Арсенина, А.Д. Беляева, И.Н. Боголей, Л.Я. Брайловский, К.Л. Валаханович, Т.В. Варламова, А.М. Вербовская, К.И. Вуколов, С.И. Гриченко, Л.Н. Гусева, Д.С. Иванов, Н.В. Иванова, М.М. Ионина, И.А. Калиш, Н.К. Капустюк, Р.И. Куликова, М.М. Ламбертц-Симонова, Е. Михаленко, В.Г. Нестеренко, Ю. Нечипоренко, Е.Д. Овсянникова, Л.Г. Огурцова, Н.В. Пикулева, Ю.Н. Пусов, Т.Л. Попова, Н.Ю. Радченко, Э.В. Смелик, М.М. Стародуб, М.М. Шипошина, Т.В. Шипошина, Е.С. Шутилова, О.В. Фалько, Е. Янге.
© ООО «ТЦ Сфера», оформление, иллюстрации, 2019
© коллектив авторов, текст, 2019
От авторов
В этой книге рассказывается о главной ячейке нашего общества – семье. В авторских стихах и сказках говорится об особенностях каждого члена семьи: о материнской любви, заботе и нежности, о мужественности и надежности отца, о мудрости и доброте бабушек и дедушек.
Авторы хотели показать детям, что надо быть добрыми и терпимыми и к младшим и к старшим членам семьи: братишкам и сестренкам, бабушкам и дедушкам.
В книге также говорится о необходимости помощи тем, кому трудно, кто заболел или не очень здоров от рождения, а также тем, кто воспитывается в неполных семьях, детских домах.
Авторские сказки и стихи направлены на формирование чувства любви и уважения, верности, порядочности, честности, общности, взаимной помощи в разных жизненных ситуациях. Ведь тот, кто научился любви в своей семье, сможет полюбить всю нашу планету.
Дорогие ребята и уважаемые взрослые – преподаватели, воспитатели и родители! На планете Земля нет такого человека, у которого не было бы мамы и папы.
По-разному складываются человеческие судьбы, по-разному растут и воспитываются люди. Но никто в нашем обществе не сможет отменить традиционных человеческих ценностей и одну из важнейших из них – семью – «ячейку общества», в которой человек рождается, растет и постигает, как устроен мир, что такое добро, а что – зло.
В наше время в обществе многое меняется. Расплываются понятия добра и зла. Маленький человек может растеряться, выходя в большую жизнь, если с малых лет в нем не будут заложены некоторые базовые понятия, как «семья», «взаимная любовь», «взаимопомощь», «взаимовыручка».
Герои книги – учительница Мария Ивановна и ученики учатся быть сильными, добрыми, любить своих близких. А сказочный профессор Помогай Научаевич Семейкин помогает им в этом, рассказывая много интересного, читая стихи, рассказы и сказки.
В книге содержатся произведения членов Международного творческого объединения детских авторов (МТОДА).
Тема урока – семья!
Учительница Мария Ивановна вошла в класс.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь, – сказала она ученикам.
– Здравствуйте! – ответили дети.
– Сегодня у нас необычный урок, – произнесла Мария Ивановна.
– Да-да, очень необычный! – вдруг раздался голос откуда-то сверху.
Мария Ивановна обернулась. На школьном шкафу сидел… Вы не поверите кто – небольшой человечек в костюме-тройке и круглых «профессорских» очках с тросточкой и с маленьким портфелем. Лицо человечка обрамляла красивая белая бородка.
– З-з-здравствуйте, – заикаясь, произнесла Мария Ивановна. – А-а-а кто вы такой? И как здесь оказались?
Ребята в классе затаились и во все глаза глядели на человечка.
– Имею честь представиться: сказочный профессор! – произнес человечек приятным голоском. – Доктор всевозможных наук Помогай Научаевич Семейкин! Начинайте, Мария Ивановна, свой необычный урок, а я вам помогу! Ведь я принес ребятам столько стихов и сказок, что только с помощью волшебства их можно включить в один урок.
Мария Ивановна посмотрела на шкаф и подумала про себя: «Хорошо, что появился сказочный профессор, а не сказочный двоечник!»
– Давайте-ка, Мария Ивановна, загадаем ребятам загадку, – предложил профессор. – Итак, слушайте. Она бывает у всех, но у каждого – своя; она разная, но в то же время в чем-то одинаковая. В ней мы родились и выросли; в ней сделали первые шаги. В ней мы научились говорить. В ней мы узнали, что такое хорошо и что такое плохо. В ней – наши самые близкие люди. Что это, ребята?
– Ну… не понятно. Не знаем… – задумались ребята.
– Придется вам, профессор, подсказать, – сказала Мария Ивановна.
– Чудесное название у нее – семь «я», сплетенные в одно. Что это? – спросил Семейкин.
– Семья! – закричали ученики.
– Верно! Сегодня я расскажу вам о том, что такое семья. Вот послушайте стихотворение, – произнесла учительница.
Замечательный остров
Мой дом – замечательный остров.Когда мой причалит фрегат,На шею мне бросятся сестрыИ стиснет в объятиях брат.Я только что был капитаном,Грозой всех пиратов вокруг,А тут я мальчишкою стану,Который «отбился от рук»…Мне скажут: «Ну, где тебя носит?Ведь все тебя любят и ждут!»Про рифы и мели расспросят,На чай с пирогом позовут.Мы рядом усядемся с мамой,И спорить с кем хочешь готов,Что остров мой солнечный самый!Он лучший из всех островов!М. Ламбертц-Симонова
– Помогай Научаевич, раз уж вы у нас появились, поможете? Расскажите ребятам, откуда происходит слово «семья», – попросила профессора Мария Ивановна.
– Расскажу с удовольствием. Слово «семья» имеет индоевропейское происхождение и означает, как ни удивительно, общность территории, собственности. Если вы внимательно вслушаетесь в звучание слов «семья» и «Земля», вы это почувствуете. Оказывается, изначально человечество – одна большая семья! В течение веков понятие «свадьба» стало обозначать всех членов рода, живущих совместно, включая и слуг, и домочадцев, – ответил Семейкин.
– Ребята, попробуйте рассказать мне с Помогаем Научаевичем, что отличает семью от простого собрания нескольких людей, – обратилась к ученикам Мария Ивановна.
– В семье – все родственники. Все вместе живут. В семье дети рождаются. Все друг друга любят. Все деньги в семье общие, – наперебой стали говорить ученики.
На первой парте сидели Маша и Ваня. Маша – потому что отличница, а Ваня потому что, как говорит Мария Ивановна, за его поведением нужен «глаз да глаз».
– В семье родители детей ругают, – сказал Ваня.
– Ай-ай-ай! Наверное, не просто ругают, а воспитывают, – ответил профессор.
– Иногда и ремнем воспитывают, – произнес мальчик.
– Все, что вы сказали – верно. Я, конечно, против ремня, и поэтому ответственно заявляю: семья – это содружество людей, основанное на любви. Запомнили? – поинтересовался Семейкин.
– Да! – ответили ученики.
– А кого мы можем назвать членами семьи? – спросила Мария Ивановна.
– Маму, папу, бабушку, деда, сестру, брата, – ответили ребята.
– Кошку и собаку! – произнес Ваня.
Ребята засмеялись, а профессор покачал головой.
– Молодой человек не прав. Хоть мы и любим своих домашних питомцев, а все-таки семья – это люди. В счастливой семье людей связывает самое прекрасное чувство – любовь. А кто детям ближе всех на свете? – поинтересовался Помогай Научаевич.
– Мама! Папа! Родители! – ответили ученики.
– Семья – самое дорогое, что дается человеку с рождения. Это теплый дом, в котором живут родители, дедушки и бабушки, братья и сестры. Но не всегда бывает так, иногда в этом доме кого-то из них не хватает. Бывает даже, что у маленького человека нет своего дома, и он живет в общем – детском доме. Но и там могут поселиться тепло, уют и доброта, как в доме по имени «семья». Все зависит от отношения людей друг к другу, взрослых – к детям, детей – к взрослым. Главное – умение любить и понимать. Сегодня мы поговорим о семье, – сказал профессор Семейкин.
_________ ♦♦♦♦ _________Вопросы
1. Что такое семья?
2. Что отличает семью от простого сообщества людей?
3. Кто может быть членом семьи? Могут ли считаться членами семьи кошки, собаки и другие животные, наши питомцы?
4. Какие вы знаете пословицы и поговорки о семье?
5. Какое происхождение имеет слово «семья»?
6. Какое чувство связывает членов счастливой семьи?
7. Чему учится в семье маленький ребенок?
Дорогие наши мамы
– Расскажите о том, какие у вас мамы, – обратилась Мария Ивановна к ребятам.
– Хорошие! Добрые! – воскликнули ученики.
– А почему маму называют мамой? – поинтересовался Ваня.
– Хороший вопрос задал молодой человек. Наверно, когда вырастет, будет исследователем. Слово «мама» на разных языках звучит почти одинаково. Возможно, потому, что это первое, что говорит ребенок, независимо в какой точке Земли он бы ни родился. Вот как звучит слово «мама» на разных языках: на испанском и итальянском – «мадрэ», на французском – «маман», на персидском – «мадар», на голландском – «мёдер», на иврите – «има», на украинском – «мати», «мамо», на киргизском – «апа», на литовском – «мама», «мамитэ», на турецком – «ана», на болгарском – «мама», «майка», на шведском – «мама», «мор», на корейском – «омма», на греческом – «мама», на азербайджанском – «ана», на чеченском – «нана», на китайском – «мути», «нян», – рассказал ребятам профессор Семейкин.
– На всей Земле мамы тревожатся и заботятся о своих детях. Как бы мама ни устала, она всегда накормит, напоит, выслушает, приласкает, даст добрый совет. Верно? – произнесла Мария Ивановна.
Тут профессор раскрыл свой портфельчик и достал книжечку.
– Послушайте! – обратился он к ученикам.
Хорошо!
Хорошо на белом свете —Оттого и солнце светит!Ветер хлопает в ладоши,Оттого и день хороший!Я бегу навстречу маме —Вот какое счастье с нами!Н. Пикулева
Солнечная мама
– Лови! Лови!
– Сейчас как поймаю! Да как съем!
Солнечный зайчик скакал по шкафам, стенам, дивану, столу и стульям, а мама прыгала следом. Митя хохотал, управляя лучом, и думал, что у него самая лучшая мама на свете. Только его мама с удовольствием играет в мяч и прыгает через скакалку. Она разрешила купаться в пруду под дождем, а потом они вместе радовались радуге. И только с мамой он ходил ночью на берег искать забытую кепку и нашел ее, да еще и ежа увидел на обратном пути. Митя задумался, вспоминая, улыбнулся и не успел отвести зайчика в сторону. Мама прыгнула и…
– Ам! Съела! – объявила она и встала, слегка запыхавшаяся, напротив раскрытого окна.
Солнце осветило ее, выделило силуэт, а волосы в растрепавшейся прическе вдруг вспыхнули, словно протуберанцы в солнечной короне.
– Ты что, правда, его съела? – удивился Митя.
– Конечно! Теперь мне будет всегда тепло, даже зимой, – ответила мама.
– И светиться будешь в темноте? – поинтересовался мальчик.
– Только тогда, когда это будет нужно! – произнесла мама.
С того дня Митя все ждал, когда же мама вдруг засветится. Однажды вечером выключилось электричество, и это случилось. Митя обрадовался, выскочил навстречу ей, но увидел в маминой руке горящую свечу.
– Мама, ну когда же ты покажешь, как светиться умеешь?! – воскликнул мальчик.
Мама улыбнулась, обняла сына свободной рукой, поцеловала его в вихрастую макушку.
– Всему свое время, сынок, – ответила она.
Папа, когда узнал, чего желает сын, вдруг стал серьезным.
– Люди светиться не умеют, – сказал он. – Ты большой уже, понимать должен.
– Люди не умеют, – согласился Митя, – а мама может все!
И продолжал ждать. Каждый вечер, когда мама обнимала его перед сном, мальчик чувствовал исходящее от нее солнечное тепло. А когда она гасила ночник, смотрел ей вслед, пытаясь уловить солнечный отблеск.
Однажды Митя увидел, как мама, стоя у зеркала, стала рассматривать и поглаживать свой округлившийся живот.
– Что случилось? – спросил он.
– У тебя скоро будет братик, – ответила мама.
Она посмотрела на Митю, ее взгляд лучился счастьем.
– Это солнечный зайчик вырос у тебя внутри, – понял Митя. – Скоро ты станешь мамой солнышка!
Мальчик обнял мамин животик и подумал, что, когда родится братик, мама точно засияет!
Ю. Пусов
После ссоры
Как же это хорошоНикуда не торопиться,Не молчатьИ не сердиться —Так вот простоРядом с мамой,С мамой рядышком идти,В небе солнышко увидеть —И домой его нести!Н. Пикулева
Берегите маму
Берегите маму! Радуйте, лелейте.Мама – самый близкий в мире человек.Вы своим вниманьем сердце ей согрейте.Мамочка – наш главный в жизни оберег.Мама приголубит, мама пожалеет,Даже если дома дел невпроворот.Вовремя с обедом вкусным подоспеетИ нальет домашний ягодный компот.Мама, как ребенок, весело смеется,Если сын пятерку в школе получил.А когда у дочки вдруг слеза прольется,Мама в беспокойстве – ей и свет не мил.Теплыми словами успокоит душуИ, как добрый ангел, заслонит от бед.Вылечит от жара и согреет в стужу.Нежно поцелует и помашет вслед.Берегите маму. Дай, Господь, ей силы!Нам никто не сможет маму заменить.– Мамочка, родная! Как же ты красива! —Постарайтесь чаще это говорить…Т. Варламова
Мужчина лет шести
Кто часто плачет просто так,Тот называется слабак.Не даст он в драке сдачу.А у меня совсем не так.Я никогда не плачу!Вот только, если мамы нет,И я один, и гасят свет.Иль, если обещали,Потом с собой не взяли,Когда поехали в Москву…Тогда, конечно, поревуВ досаде и обиде…Но, чтоб никто не видел!Р. Алдонина
– Мама учит сына или дочку добру. Так что дети сами начинают понимать, что надо помогать маме в домашних делах, – сказал профессор Семейкин. – А сейчас я хочу дать несколько советов взрослым.
Советы профессора Семейкина
Как помочь маленькому помощнику
• Никогда не ругайте ребенка, если он что-то делает не так.
• Не надо стоять над душой, комментировать каждый шаг ребенка.
• Не поручайте ребенку одновременно много дел. Дайте ему выбор: «Вымой посуду или пропылесось».
• Никогда не используйте домашнюю работу в качестве наказания. Ее выполнение – обязанность всех членов семьи, а о том, кто что будет делать, нужно договориться.
_________ ♦♦♦♦ _________– А сейчас послушайте стихи и рассказы, – сказал Помогай Научаевич.
«Радости не скрою…»
– Данилка! Данилка! – позвала мама.
Но Данилка не услышал, он играл с новой пожарной машиной. Он – главный пожарный, а под кроватью – пожар. Но вот беда: вода в машине закончилась. Тогда главный пожарный вызывает по мобильнику подмогу.
– Данилка! – строго сказала мама и вошла в детскую.
– Т-р-р-р-р-р… Ну что тебе, мамуль? – недовольно спросил главный пожарный, не отрываясь от тушения пожара.
– Даня, почему ты опять не помыл за собой посуду? – возмущенно проговорила мама. – Мы же с тобой сто раз договаривались.
– Женщина, не подходите близко, сгорите! – строго предупредил главный пожарный.
– Не волнуйтесь. Женщина сделана из несгораемого материала, – вздохнула мама. – Давай поговорим, сын. Ты же серьезный человек – главный пожарный.
– Да, я – главный, – произнес гордо Данилка. – Поэтому мне некогда разговаривать. Главного пожарного срочно вызвали в Америку на совещание по пожарам. Вон, видите: самолет уже прилетел… Т-р-р-р-р-р-р-р-р…
– Задержитесь на минуточку, господин главный пожарный. Самолет подождет. Давайте сначала проведем совещание по посуде, – улыбнулась мама, усаживая сына на диван. – Почему ты не моешь ее за собой, Даня?
– А ты не можешь помыть? Ты же работаешь мамой, – сказал мальчик.
– Я могу, но у меня много дел. А ты – мой главный помощник. Не забыл? – спросила мама.
– Помню. Но мыть посуду, мамулечка, такая скучная работа. Это же… это же тебе не пожары тушить, – ответил Даня.
– Воробышек, послушай. У каждой работы есть две стороны. Одна скучная, а другая интересная, веселая. Поэтому надо в любом дело искать что-то интересное. Тогда оно быстрее делается, – сказала мама.
– Да? – спросил мальчик.
– Да! А у посудомоечной работы, между прочим, есть даже чудесная сторона! – произнесла мама.
– Что-то мы ее совсем не видим, – вздохнул Даня. – Где это чудо прячется?
– А вот где! – таинственно прошептала мама. – Грязная посуда превращается в чистую, на глазах молодеет. Разве это не чудо? Для этого только и надо ее помыть. А чтобы тебе было веселее, я сочинила посудомоечную песню… От твоего имени, конечно.
– Лучше бы ты, мама, от моего имени, посуду помыла, – сказал Данилка.
Мама улыбнулась. Она вместе с мальчиком пошла на кухню. Мама села на табурет и стала петь:
Ра-ра-дости не скрою.Я посуду мою, мою:Две тарелки, поварешку,Чашку, блюдечко и ложку.Это чудо! Просто чудо!Стала чистою посуда!– Тра-ра-ра… – подхватил Данилка. Песенка ему понравилась. Но мыть посуду надо…
– Вот здесь потри и здесь… – подсказала мама.
– Ладно… Тру! Тру! – проговорил Даня.
– Это чудо, просто чудо, стала чистою посуда, – пропела мама, а Данилка продолжил:
«Чудо. Чудо. Чудо. Чудо…»
– Мама, мама, выходит, ты рада, и я рад, и вымытая посуда радуется, что стала чистой! Целый вагон радости приехал к нам домой! – воскликнул мальчик.
– Целый вагон! – улыбается мама. – И только оттого, что ты помыл посуду. Разве это не чудо, сынок? Разве не чудо?
Р. Куликова
Мама отдохнет
Если я играть устану,Я сложу свои игрушки.И капризничать не стану,Просто лягу на подушку.И закрою тихо глазки,Песню мне сверчок споет.Мишка мне расскажет сказку,Ну а мама – отдохнет!Л. Брайловский
Подарок маме
В день Восьмого мартаВстану утром рано,Праздничный подарокНарисую маме.Нарисую мореИ летящих чаек,Маленькое солнцеС теплыми лучами,Горы и полянку,Где растут фиалки…Мне для милой мамыНичего не жалко!Л. Огурцова
Теплые слова
Мама вечером вздыхает:«Мир неласков и суров.Ох, сыночек, не хватаетМне простых и теплых слов!»Подбираю я скорееМаме теплые слова:«Одеяло, батарея,Шапка, варежки, дрова».Замелькал веселый лучикВ глубине любимых глаз.Значит, маме стало лучше —Я ее от грусти спас!Н. Иванова
– Сколько дел у мамы! С утра – застелить постель, приготовить завтрак. Проводить детей в школу. Потом мама идет на работу. Затем успевает сходить в магазин и приготовить обед и ужин, убраться в квартире, почитать детям книжку, поиграть с ними. Помыть и уложить детей в постель. Какая-то мама еще постирает, какая-то – что-то свяжет, сошьет. Ни одна сказочная волшебница не успеет за день переделать столько дел. А мама успевает пошутить и посмеяться и всех домашних заразить своим весельем! – сказала Мария Ивановна.
– Вы еще одно пропустили, Мария Ивановна! – воскликнул Ваня.
– Что, Ванюша? – поинтересовалась учительница.
– По пути мама еще сына в угол поставит, – сказал мальчик.
– А потом из угла и вызволит! А что скажет профессор по поводу наказаний? – произнесла Мария Ивановна.
– Я сам никого наказывать не люблю. Но, как и в каждом деле, в наказаниях есть правила. Их нужно соблюдать и родителям, и учителям, и старшим братьям, и сестрам. Я сейчас расскажу эти правила. Пусть их изучат взрослые, – сказал профессор Семейкин.
Советы профессора Семейкина
Кое-что о наказаниях
• Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
• Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний на всякий случай.
• За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено много, наказание может быть суровым, но только одно.
• Недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
• Ребенок не должен панически бояться расправы. Его должно волновать не наказание, а то, что родители расстроятся.
• Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно затрагивать чувства собственного достоинства.
• Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
• Нельзя обзывать ребенка, ставить надолго в угол, бить, наказывать в публичном месте, повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком.
• Не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься как наказание.
• Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать, когда он болеет; перед сном и сразу после сна; во время еды, работы и игры; непосредственно после душевной или физической травмы; когда он искренне старается что-то сделать, но у него не получается.
_________ ♦♦♦♦ _________– А сейчас, ребята, послушайте рассказы о том, что иногда человека и наказывать не нужно, достаточно показать ему его самого, как в зеркале. Иногда одно мудрое мамино слово помогает понять больше, чем час стояния в углу, – сказал профессор Семейкин.
Кукушкин хлеб
Калитка со стуком распахнулась, Павлик вкатил велосипед на дачный участок.
– Мама! Мам! – позвал мальчик. – Можно мне с ребятами на речку?!
– Мама в гамазине, – откликнулась из песочницы Аленка. Она выстукивала из ведерка новый куличек.
– Это пирожок. А это тортик, – приговаривала девчушка, выкладывая поверх куличика желтые цветки одуванчиков.
«Ну вот, опоздаю. Теперь ребята без меня уйдут», – расстроился мальчик.
– Мама за кукупузным хлебом пошла, – сообщила Аленка.
– За каким, за каким? – ехидно переспросил Павлик.
– За кукупузным, – старательно повторила Аленка.
– Не бывает такого хлеба! – заявил Павлик.
– Бывает! Он для птички! – ответила девочка.
– Нет, не бывает! Глупая ты, малявка еще, – сказал Павел.
Мальчик только собрался подразнить младшую сестру, как калитка распахнулась, и во двор вошла мама с двумя большими продуктовыми сумками.
Ребята побежали ей навстречу, позабыв о начавшемся споре.
– Мама, можно я с ребятами на рыбалку пойду?! – тут же спросил Павлик.
– С кем? – спросила она.
– С Лешкой и с соседским Мишкой, – ответил сын.
– Можно, – разрешила мама. – Только пусть Миша сначала к нам зайдет.
– Ладно, – неохотно согласился мальчик.
Опять мама попросит Мишку, как самого старшего в их компании, присматривать за ним.
Павлик немного обижался на маму. Он осенью пойдет в школу, а его по-прежнему опекают как маленького. Перед ребятами стыдно.
Аленка вертелась у стола и нетерпеливо заглядывала то в одну, то в другую сумку.
Когда мама извлекла последнюю покупку, девочка спросила:
– Мама, а где хлеб?
– Вот же он, Аленушка, – показала мама на пышную буханку.
– Это хлеб для птички? – поинтересовалась девочка.
– Мы с птичками немножко поделимся, – пообещала мама.
Аленка постояла немного, потом опять спросила:
– Мама, где кукупузный хлеб для птички?
– Какой хлеб? – удивилась мама.
– Кукупузный, – тихо повторила Аленка.
– Сама ты ку-ку-пузная! Нет такого хлеба! – громко сказал Павлик.
– Есть, – еще тише сказала Аленка.
– А я говорю, что нет! Есть кукурузный, потому что его из кукурузы пекут. Правда, мам? Нет хлеба для твоего пуза, – вдруг выпалил мальчишка.
– Это не для моего… пуза, – еле выговорила девчушка и тут же горько разрыдалась.
Мама сердито посмотрела на Павлика – опять он дразнит сестру! И что делать с этим мальчишкой!
Мама подняла Аленку на руки и стала ее уговаривать:
– Не плачь, Аленушка. Лучше скажи мне, для чьего животика этот кукупузный хлеб?
– Для ку-ку-кукушки, – наконец выговорила Аленка, не переставая плакать.
– Кукушкин хлеб! Ха-ха, – нарочито громко рассмеялся Павлик.
– Ну, хватит! – совсем рассердилась мама. – Павел, прекрати смеяться над сестрой!
Мама всегда звала сына полным именем, если сердилась на него или говорила о чем-то важном.
– Знаете, на самом деле есть кукушкин хлеб, – неожиданно сказала мама. – И я вам его покажу. Только завтра. Договорились?
Аленка перестала плакать и закивала головой. А Павлик от удивления ничего не смог ответить, он не совсем поверил маме. «Это она для Аленки сказала, чтобы успокоить», – решил мальчик.
На следующий день у мамы было много работы: она кормила детей завтраком, готовила обед, помогала бабушке в огороде, ходила с большим эмалированным ведром за водой к колодцу…