Откровенно говоря, начало разговора его несколько разочаровало. Цифры и аргументы, которые приводили визитеры, он и без того слышал. Впечатлял, конечно, сам факт возможности случайных, в общем-то, людей, пришедших едва ли не «с улицы», провести исследования, сравнимые по эффективности с работой целого отдела генштаба. При этом сделано это было куда быстрее, а главное, в десятки раз дешевле. Разница имелась в мелких деталях, но кто их учел точнее, следовало еще проверить. Так что встреча в любом случае небесполезна – этих людей следовало привлечь к работе. Но все же ничего нового министр пока не услышал.
Впрочем, то, что повторяется ситуация полувековой давности, и они медленно проигрывают, он понимал изначально. Одна страна, сколь бы она ни была хороша, не может до бесконечности противостоять всему миру. Да, стереть человечество с лица Земли можно хоть сейчас, но это всего лишь отсрочка. У врагов – а сейчас всех, кто расположился за границами России, приходилось считать врагами – просто в разы больше ресурсов. И исправить положение не получалось. Оставалось надеяться лишь на изворотливость политиков да какие-то прорывные решения. А так… В общем, припертые к стенке, русские всегда сражаются до конца. Только вот расклады выглядели практически безнадежными.
– Я понял вас, господа, – он слегка хлопнул ладонью по полированной дубовой столешнице, прерывая собеседника. – То, что вы сделали, впечатляет, но эти сведения мне уже известны. Что-нибудь еще?
– Да. Мы предлагаем решить вопрос повышения эффективности наших вооруженных сил с привлечением меньшего количества ресурсов при ускорении времени подготовки резерва. И имеем для этого необходимые наработки.
Это было уже интереснее. Россия все еще не вышла из демографического провала, в который ее столкнули лихие девяностые, и потому имела серьезные проблемы с качеством призывного контингента. Что же, министр сделал большой глоток крепчайшего кофе из простецкого вида кружки нереальных габаритов, и кивнул собеседнику:
– Продолжайте.
– Один вопрос. Скажите, вы смотрели такой фильм – «Геймеры»?
Дальнейшее казалось бредом, если бы не видео-материалы, которые визитеры принесли с собой, и готовность их продемонстрировать все сказанное вживую. Если отбросить научную терминологию, предполагалось, что человек, длительное время играющий в компьютерные игры, развивает определенные рефлексы. В обычной жизни они не очень-то и нужны, но вот если приспособить их к делу…
Через неделю министр с интересом наблюдал, как по полигону лихо рассекает дистанционно управляемый автомобиль, а пацан лет двенадцати, сидя у экрана и вооружившись обычной на вид игровой приставкой, безо всяких усилий заставляет его выписывать леденящие кровь виражи. Повторить такое, разумеется, можно и вживую. Водителю-профессионалу, который не один год оттачивал свое мастерство, сжигая бензин кубометрами. Потом над ними пролетел легкомоторный самолет, сделал мертвую петлю, лихо приземлился… В салоне не было никого.
Что же, это и впрямь стоило испытать масштабнее. Хотя бы потому, что чрезмерно крупных вложений не требовалось, а выхлоп грозил стать серьезным. Даже потому уже, что технике все равно, управляет ею реальный профи или малолетка. Главное, чтобы справлялся. А попадет в машину снаряд – что же, самое ценное в ней, человек, уцелеет. Мобилизационный потенциал таким образом возрастет кратно.
Разумеется, есть нюансы, требующие осмысления. К примеру, пропорет автомобиль колесо. Что дальше? Однако это можно решить в организационном порядке, да и для особо ценных грузов оставить живых людей. А вот текучкой виртуальные шоферы заниматься вполне могут. Перехват управления противником? Реально, но есть специалисты, которые этого не допустят. Много вопросов, которые, тем не менее, решаемы… В общем, обдумать предложение, безусловно, следовало, но перспективы впечатляли. В тот же вечер о результатах испытаний было доложено президенту, и работа пошла.
Естественно, возможности государства куда выше, чем у любителей, пускай даже они оказались способны родить и довести до стадии воплощения гениальную идею. Вот только и хотелки у страны куда масштабней. Те, кто создал «игровые войска», как в шутку называли их посвященные, были обычными, в общем-то, людьми. В чем-то идеалистами, в чем-то меркантильными циниками. Слава, признание, деньги – все это им было обеспечено, но во главе проекта встали совсем другие люди. Куда лучше представляющие себе, что они хотят получить. И циники с государственной мотивацией, мягко отодвинув коллег-любителей, преуспели.
Вначале, правда, загибов хватало. Ну, это и неудивительно, учитывая, что участники проекта и сами толком не знали, что хотят получить на выходе. Нет, с дистанционным управлением техникой все ясно. Берется мальчишка, выдается ему игровая приставка – и вперед! Дети любят играть, простимулировать это несложно, а между современными играми и автотренажерами всего-то и разницы, что игры делают качественнее, интереснее, разнообразнее, да и реалистичнее, чего уж там. А вот что еще можно выжать из технологии? Этого никто толком не знал, планов было громадье, и у некоторых умников фантастика в головах переплеталась с реальностью столь причудливо, что хоть в дурку таких мечтателей отдавай.
Один, например, решил в точности воплотить технологию, что видел в фильме, ставшую когда-то отправной точкой для их изысканий. И ведь не пошлешь – этот молодой гений был одним из ведущих разработчиков, это его идеи закладывались в основу процесса, он их позже и развивал, потому что в шизе многих его мыслей нормальным людям было попросту не разобраться. Так что дали ему возможность попытаться – и он сумел-таки воплотить идеи в жизнь. И что же дальше?
А дальше получилось вполне ожидаемо. Да, можно «оцифровать» выдуманные рефлексы и заставить организм принять их как часть себя. И что? Если ты не спортсмен по жизни, то все равно не сумеешь их использовать. Человек, всю жизнь просидевший за компьютером, не имеет мышечной массы, эластичности, скорости реакции, да и просто банальной растяжки для того, чтобы делать трюки из симуляторов рукопашного боя. И не сможет шустро бегать со всей амуницией, которую так легко навьючивают на персонажа в любой бродилке-стрелялке. А вот порвать ту желеобразную субстанцию, которую по недоразумению называет мускулами, он при этом способен запросто.
Куда перспективнее выглядел проект, в котором игрок натаскивается, а потом его рефлексы, оцифровав, накладывают, как матрицу, на других, однако это было невероятно сложно – каждый человек индивидуален, и найти универсальный алгоритм не получалось. А вот поступить наоборот и, посадив за компьютер уже подготовленного солдата, наработать у него соответствующие навыки, не получалось вовсе – уже вбитые рефлексы упорно перебивали те, что можно получить от игры. Слишком уж разная мотивация, пускай даже на подсознательном уровне. Так что работы продолжались, но крайне вяло и лишь потому, что деньги уже вложены и бросать дело на полпути жалко. Учитывая, что сам создатель, как это порой случается с излишне азартными гениями, после первых неудач к ним охладел, перспективы если и вырисовывались теперь, то ну в о-очень далеком времени.
Но этот вариант хотя бы имел какой-то выхлоп. А были повороты и еще интереснее. Нашелся один… умник. Решил, начитавшись книжек, спасти Россию вмешательством в прошлое. Сумел обосновать, наверное, в первую очередь потому, что имелся неосвоенный финансовый резерв и банальное любопытство руководства. И ведь сумел добиться переноса матрицы сознания в прошлое. Фантастический результат! Провели несколько экспериментов… Да уж, лучше бы не проводили.
Отодвинув в сторону пустую бутылку из-под пива, Александр откинулся в кресле и с улыбкой посмотрел на экран. Вот так вот, будут еще спорить. С его-то опытом форумного общения, подкованностью (правда, чаще с чужих слов, самому-то даже в армии побывать не довелось) в вопросах военного дела, он победит в любом споре. И сейчас он только что всем доказал, что любой попаданец, офисный хомячок с теоретическими знаниями о каратэ и автомате Калашникова, легко станет над серой массой солдат Отечественной войны и добьется победы куда легче, чем Сталин. И вообще, попробуйте справиться с человеком, прошедшим больше ста боев в крутом танковом симуляторе!
Додумать Александр не успел. Мигнул свет, слегка ударило током, а потом в уши ворвался оглушительный гул.
– Семенов, мать твою, вперед! – и что-то тяжелое ударило его в спину. – Заснул, что ли?
Александр огляделся и… наверное, он был готов к тому, что увидит. Попал! Кругом тесная железная коробка, и сапог мужика в дырявом комбинезоне, сидящего позади и выше, нещадно пинает его – снова.
– Вперед!
Александр повернулся – и замер. Лоб в лоб им шло бронированное чудовище, в котором он с трудом признал немецкий «Тигр». Черт, черт, черт, в каком он танке? Неважно, с такой дистанции немец их…
Что сделает немец, Александр думал уже на бегу – люк механика-водителя был открыт, и он выбрался из него, как пробка из бутылки с шампанским. Впрочем, додумать так и не успел. Короткая злая очередь перерубила тело попаданца, и он рухнул, глядя невидящими глазами в перепаханную гусеницами землю. А его Т-34 тем временем глухо взревел и ринулся в атаку – шел второй день боев под Прохоровкой.
Вот так… Как оказалось, перенос возможен относительно недалеко, иначе не хватит мощности, на крайне ограниченный круг людей и, главное, лишь в момент жесточайшего стресса того, в чей организм закидывается матрица. Фактически единственный момент – война, бой, в мирные и относительно сытые годы ничего не получится. Соответственно, и времени на раскачку нет. Ну а дальше есть всего два варианта. Или матрица подавляет сознание носителя, или он ее подавляет. Наглухо. Третий вариант, когда они оказываются примерно равными, заканчивается тяжелой формой шизофрении, психушкой и быстрой смертью. А первые два…
В общем, люди или не справлялись, или справлялись, но не могли подняться выше уровня своего носителя. Их отслеживали аппаратно, сумели проследить судьбы после войны. Результат примерно одинаковый. Взводному никто не доверит армию, и этим все сказано. Да, если ты хорошо и успешно воюешь, то тебя заметят и продвинут. Дослужишься до комбата, может, и до комполка. Вот только те, кто воюет рядом, как показала практика, умеют это делать не хуже. И дело даже не в том, что ты офисный хомячок, возомнивший себя вершителем судеб. Пробовали снимать матрицы и с опытных, подготовленных офицеров. Результат такой же. Предки были не глупее потомков и воевать умели, как оказалось, практически так же. Не выделялись особенно засланцы из общей массы, и этим все сказано.
Те же, чья матрица оказалась слабей носителя, точнее, его характера, попросту распадались. Практически мгновенно и бесполезно. Внедренца не успели почувствовать ни адмиралы Макаров с Рожественским, ни Сталин с Жуковым, ни многие другие. Их, кстати, оказалось в разы больше, чем тех, кого матрица подмяла под себя. То ли люди в массе своей были крепче нынешних, то ли не все смогли учесть. И даже, казалось бы, беспроигрышный вариант с подменой Николая Второго не сработал – этот… орел… вообще стресса не испытывал. И даже в последний момент перед смертью так и не понял, что все, конец. Вот же, действительно, образование великолепное, а мозги подкачали.
Были и иные варианты, но в конечном итоге стало ясно, что результаты либо сомнительные, либо их слишком долго ждать, либо они вообще отсутствуют. И в результате все вернулось на круги своя, к первому, самому проверенному варианту дистанционного управления техникой. Только вот номенклатуру ее решили малость расширить, включив в нее боевую. Ну и еще один момент, важный, хотя и не всеми учитываемый.
Результаты, которые показывает человек на учениях, чаще всего выше тех, что можно наблюдать в реальном бою. Почему? Да потому, что здесь не только ты стреляешь, но и в тебя лупят из чего попало. Потому что рядом взрываются снаряды. Потому что ты всю ночь месил ногами грязь на разбитой дороге, а с утра, уставший, пошел в атаку. Потому что война пахнет кровью и дерьмом, в конце концов! Все это, как ни крути, серьезно давит на психику любого, даже самого подготовленного человека. Разумеется, если он воюет уже несколько лет, восприятие меняется, а как быть тем, кто вот только-только попал на фронт и никогда в жизни не стрелял в настоящего, движущегося, матерящегося, все чувствующего человека?
Вот поэтому и было принято решение не открывать будущим солдатам истинный смысл происходящего на экране. Для них все это должно было остаться игрой, спортом. Фраги, которых требовалось валить, чужая техника – набор пикселей… А замаскировать – так чего проще? Киберспорт набирает популярность, соответственно, появились в нем серьезные профессионалы, так почему бы и не замаскироваться под таких же? А люди поверят. Они вообще склонны верить в то, что согласуется с их мироустройством. Особенно когда за это еще и платят.
Оставалось только определиться с техникой. И здесь вне конкуренции оказались танки. Почему? Да тут все просто. Изначально техника должна была соответствовать критериям массовости, дешевизны, неприхотливости и ограниченности функций. Есть предел возможности человеческого мозга. Именно поэтому мгновенно отпали корабли – их мало, они дорогие, с первой до последней минуты нуждаются в квалифицированном обслуживании, а телеметрия, которую необходимо отслеживать, несет такой поток данных, что человеческий мозг с ней полноценно не справится.
Чуть позже отпали самолеты. Пока что пилот, годами подготовленный, превосходил по эффективности любого геймера. Просто потому, что любой необычный полет – из точки «А» в точку «Б», а настоящий бой – это миллион нестандартных ситуаций. Ни один геймер с таким не справится. То, что простит ему компьютер, не простит небо, да и не будет он до последнего вытягивать машину – не та психология. Учитывая же, что это в авиасимуляторе самолетов бесконечное число, а в реалии их не так и много, да и стоят они бешеных денег, рисковать не хотелось.
Зато танки – самое то. Наклепали их кучу, характеристики у машин неплохие, стоят, по сравнению с теми же самолетами, дешево, пространство боя и, соответственно, поток данных сравнительно невелики. Всего-то и надо установить в боевую машину соответствующую аппаратуру, обеспечивающую обзор и передачу данных, что технически просто, создать сервоприводы, управляющие автоматом заряжания, поворотом башен, режимами двигателя, что тяжелее, и, наконец, создать защищенный, неперебиваемый средствами РЭБ[3] канал связи танка с оператором. Последнее было, кажется, и вовсе на грани фантастики, вот только на вооружении армии уже не первый год стояли боевые роботы. Примитивные, конечно, однако наработки по связи имелись более чем серьезные. К тому же, когда возились с попытками переноса матриц сознания через время, попутно изобрели много чего интересного. Вот и пригодилось, тем более задействованные при этом частоты никем и никогда не использовались. А потому танки-автоматы создали довольно быстро, за полгода всего.
Ну и еще один фактор нашелся. Многопользовательский сетевой танковый симулятор, уже не первый год (да что там, не первое десятилетие) являющийся хитом игроманов, давал огромную массу фанатов, имеющих представление о том, что и как делать в бою. В игровом бою, разумеется, но главное – база, а приблизить игру к реальности смогли, всего лишь немного поменяв вводные. И вот, процесс тронулся с мертвой точки. И очень скоро будет ясно, станет ли проект с красивым названием «Ангара» реальной помощью стране или же так и останется выброшенными на ветер деньгами с весьма незначительным выхлопом в лице разработанных под него сопутствующих технологий.
Первоначально испытания провели как и положено, на обезьянах. Или, в данном случае, на неграх, что, с точки зрения циничных белых людей, практически одно и то же. В Африке как раз очередная войнушка организовалась. Очень кстати, если забыть, что там постоянно кто-то с кем-то воюет, и потому разговор идет не о времени, а о привязке к местности.
Если отбросить малозначимые нюансы, две карликовые армии губастых и кучерявых черномазых диктаторов бестолково мотались по джунглям, вступая время от времени в боестолкновения. Особого вреда они при этом друг другу не наносили, зато местное население грабили со страшной силой. Ну и убивали тех, кто пытался сопротивляться освященному веками процессу, разумеется. Правда, естественную убыль населения через девять месяцев должны были восполнить народившиеся в тех деревнях малыши. Солдаты – они и юбки молодухам позадирать не дураки, внося тем самым свою лепту в решение демографического вопроса. Словом, обычный бардак, мутная вода, в которой умные и небрезгливые люди всегда поймают свою рыбку. И если раньше этим промышляли в основном европейцы и американцы, то сейчас в процесс активно включились русские. От конкурентов они за последние десятилетия научились быть циничными, и неудивительно, что мысль о том, чтобы обкатать на местных новую технику, ни у кого не вызывала отторжения.
Вот тогда же случилась и первая накладка. Танков по африканским джунглям бегало неожиданно много. А куда деваться? Наследие советской эпохи, когда Советский Союз, активно помогая всевозможным дикарям, «вставшим на социалистический путь развития», массово оказывал им помощь. Чаще всего, как водится, поставками военной техники. Хотя, конечно, и школы строили, и больницы, и заводы с мостами…
Прошли годы, великая империя почила в бозе, негры тут же передумали насчет пути развития и скатились обратно, в феодализм с примесью тотального беспредела. Заводы встали, больницы и школы обветшали, но танки остались. И даже продолжали ездить и стрелять, поскольку делали их русские по старой, еще военной привычке качественно и просто. Да и механики здешние оказались не столь криворукими, как арабы. А потому нарваться на активно используемую, стреляющую и прущую напрямик через лес бронированную махину можно было запросто. Вот только был один нюанс.
Танки, обычные для этих мест, по меркам России стали уже жуткой экзотикой. Т-54/55, которых наклепали в свое время целую кучу, на Родине можно было встретить разве что на каком-нибудь богом забытом складе, в консервации. Рядом с ними Т-90, на которых обкатывалась технология, смотрелись как призовые рысаки перед ломовыми клячами. Тем более, учитывая, что обвес последней модификации придавал «девяностым» вид не просто футуристичный, а какой-то вообще неземной. Хорошо еще, когда размахнувшиеся во всю ширину необъятной русской души испытатели от полноты чувств попросили «Армату», министр обороны по-простонародному сложил им фигуру из трех пальцев и выгнал взашей. И правильно сделал, на эти танки и в более цивилизованных странах посмотреть даже белки сбежались бы. Здесь же чуду техники (сырому, кстати, и пока не слишком надежному) взяться было попросту неоткуда. И что тогда делать с секретностью?
В общем, испытали. И тут же нарвались на вторую проблему. По полигону игроки-танкисты катались на удивление неплохо, но в джунглях два танка моментально утопили, еще три пришлось вытаскивать группе обеспечения. Хорошо еще, те, кто все это затеял, понимали, что совсем уж без живых людей не обойтись, и выделили соответствующее подразделение. Однако и это был еще не конец.
Бой в густом лесу или в тех же джунглях имеет одну маленькую, но крайне неприятную особенность. Обзор здесь ограничен до безобразия. Местные кадры, не первый год устраивающие друг на друга засады, это учитывать умели. Игроки – нет. А ведь надо понимать, что негров все же когда-то учили воевать европейские инструкторы. Потому основами тактики они вполне владели, и танки без пехотного прикрытия не посылали. В результате преимущество в разведке оказалось на их стороне, и инициативу они перехватили с легкостью. Выручала намного лучшая, многоуровневая защита современных танков, и все равно потери росли. Пришлось в спешном порядке подгребать (министр обороны кряхтел и шипел от злости, затраты росли, как на дрожжах) под себя еще и спутник. Окончательно проблемы это не решило, но все же вопрос с обзором местности и контролем пространства улучшился, потери сократились в разы. Да и геймеры натаскались в конце концов так, что через месяц после начала испытаний было принято решение о переходе ко второй фазе.
Скорее всего, получившему русскую помощь диктатору было бы обидно узнать, что его разыграли. Не в смысле кинули, а в смысле выбрали именно его по принципу случайных чисел. А почему бы и нет? Русским было горячо наплевать, кого поддерживать. Более того, для них оба негра были на одно лицо, тупое и наглое. России нужен был полигон для испытаний технологий в условиях, приближенных к боевым. А сопутствующие плюшки – поставки дешевой медной руды и контроль за небольшим месторождением алмазов – даст им любой, кто победит. И не обманет, заметьте – в последнее время миру очень качественно объяснили, что обманывать русских чревато. Были прецеденты с кучей трупов, морем крови и полным отсутствием улик. Страх оказался более удобным и эффективным механизмом, чем порядочность, и превратившиеся в законченных циников русские использовали его без зазрения совести.
По слухам, министр обороны, будучи с президентом на рыбалке, махнул сто граммов и со смехом предложил ему разыграть диктаторов в «камень-ножницы-бумагу». Тот юмор воспринял адекватно, но до крайностей решил не доводить, поэтому они просто и без затей подбросили монетку. Так это было на самом деле или нет, история умалчивает, но одному черномазому выпало «жить», а второму – совсем наоборот. И испытания новой технологии в условиях, приближенных к боевым, состоялись.
Шли они две недели (потом кончились противники) и были признаны «частично успешными». Успешными потому, что бронетехнику противника выбили полностью. Да и пехоты накрошили неплохо, причем все это без потерь. Научились и спутниковым наведением пользоваться, и в джунглях маневрировать, и мгновенно реагировать на угрозу. Ну а частично… Все дело в том, что все же противник оказался так себе, и раскрыть весь потенциал своей техники и мастерство игроков не получалось. Однако же лиха беда начало!
Следующий раунд учений прошел в Аравийской пустыне, где внезапно и словно бы ниоткуда по-явившиеся «девяностые» вдребезги разнесли элитную танковую бригаду саудитов. Так уж получилось, что в последние десятилетия нефтяные шейхи стали очень много на себя брать, и это надоело всем. И американцам, которые привыкли, что мир прогибается под них, и не понимали, почему хвост, сиречь накопившие капитал арабы, вертит собакой. И русским – этим надоело, что каждый раз приходится согласовывать цены на нефть с территориально и военно ничтожными конкурентами. Да и соседям чрезмерно много возомнившие о себе дикари уже давно стали поперек горла, и все ждали только повода объяснить им «правила общежития». Расклады просчитали, риск сочли приемлемым. В общем, решение было принято и реализовано в ставшей уже привычной за последние годы для русских наглой манере.
На этот раз все получилось куда интереснее. Ночной марш-бросок через пустыню, ровное, как стол, место боя и уже имеющие какой-никакой опыт игроки. С другой же стороны, и противник был посерьезнее. Во всяком случае, с технической точки зрения – «Абрамсы», чтоб их! Не последней модификации, разумеется, кто ж последнюю-то продает, она идет в собственные войска. Американцы и эти-то продают со скрипом – у них там, в США, большие трудности с производством. Однако же и то, с чем пришлось столкнуться, считалось лучшим на рынке вооружений. До того дня.
Игрокам, конечно, только бы пострелять, а вот тем, кто ими командовал, изображая суровых менеджеров, пришлось всерьез потрудиться. Операцию планировали тщательно, учитывая и местность, и технику, и национальный колорит. И, разумеется, тот факт, что данная конкретная часть имела неплохой по местным меркам боевой опыт, уже который год участвуя в вялотекущих боевых действиях на территории Йемена. Надо сказать, они оказались на высоте, сумев задействовать не только своих подопечных, но и спутниковую группировку и системы РЭБ. И результат не замедлил сказаться.
Командная игра прошла четко, как по нотам. Арабы молились, утренний намаз – дело святое, особенно учитывая, что боестолкновений не было уже более месяца и все изрядно расслабились. Именно в этот момент их и начали жечь. Ну а заодно уж, чтобы усилить эффект, игрокам сообщили: за фрагов – двойные очки. И элитная бригада потеряла практически всю технику и более половины личного состава.
Конечно, совсем без накладок дело не обошлось. Броня «Абрамсов» – это не жестянка, а прочнейший слоеный пирог из стали, керамики, обедненного урана, а может, и еще чего, американцы о своих секретах закономерно не распространяются. Но раз уж испытывается секретная техника, то почему бы не испытать и новейшие снаряды?
Атаку начали внезапно и разом, игроков сурово предупредили: работа командная, зачет «по последнему», невыполнение приказов – штрафные очки, гонорар четко в зависимости от результата. В общем, нашли нужные слова, игроки – народ порой не от мира сего, но хотят вкусно есть, мягко спать и катать девчонок на красивых машинах. Там, где реальному солдату помогают вбитая годами дисциплина и желание выжить, ими двигал меркантильный интерес. Ну и азарт, разумеется. И игра прошла четко, как по нотам.