4. Составление плана.
5. Решение задачи.
6. Проверка решения задачи.
1) «прикидка» ответа (установление границ искомого числа)
2) решение задачи другим способом (если возможно)
3) составление и решение обратной задачи
4) установление соответствия между числами, полученными в результате решения и данными числами.
7. Работа над решенной задачей. Существует 2 вида:
1) Элементарные исследования. Постановка по задаче вопросов, которые позволяют проследить, как изменяется одна величина с изменением других. Определяются области возможных числовых данных, при которых задача имеет решение.
2) Преобразование задачи
а) изменение вопроса задачи так, чтобы задача решалась другим количеством действий
б) изменение вопроса задачи так, чтобы задача решалась другим количеством способов
в) изменение числовых данных так, чтобы задача решалась другим количеством способов
г) преобразование задачи в обратную
д) составление аналогичной или подобной задачи.
8. Запись ответа.
Д/з: №1 стр.98
Ко дню Советской армии октябрята подготовили альбом. В нем было 10 открыток, а вырезок из газет на 3 меньше. Сколько всего картинок в альбоме?
9 марта
Домашняя работа
Задача №1, стр.94 (1 класс)
1. Знакомство с условием задачи
а) словарная работа
б) чтение задачи учителем и учащимся.
2. Работа по усвоению условия задачи
а) Составление краткой записи
О. – 10
В. – ? на 3 меньше
?
б) разбор данных по вопросам
У: – Что за картинки были в альбоме, подготовленном октябрятами?
у: – Открытки и вырезки из газет.
У: – Сколько было открыток?
у: – 10.
У: – А известно ли, сколько было вырезок из газет?
у: – Нет.
У: – А что сказано о них?
у: – Что их было на 3 меньше.
У: – Что требуется найти в задаче?
у: – В задаче требуется найти, сколько всего картинок было в альбоме.
в) повторение задачи
У: – повторите задачу.
3. Разбор решения задачи
У: – Что требуется указать в задаче?
у: – Сколько всего было картинок в альбоме.
У: – А можем ли мы сразу найти это?
у: – Нет.
У: – Почему?
у: – Потому что нам неизвестно, сколько было вырезок из газет.
У: – А можем ли мы сразу найти, сколько было вырезок из газет?
у: – Можем.
У: – Почему?
у: – Потому что нам известно, что открыток было 10, а вырезок из газет на 3 меньше.
4. Составление плана
У: – Что мы узнаем в 1-м действии?
у: – Сколько было вырезок из газет.
У: – Что мы узнаем во 2-м действии?
у: – Сколько всего было картинок.
5. Решение задачи
У: – Как мы узнаем, сколько было вырезок из газет?
у: – 1) 10 – 3 = 7 (в.)
У: – Как мы узнаем, сколько было всего картинок в альбоме?
у: – 2) 10 + 7 = 17 (к.)
Ответ: всего 17 картинок.
Классная работа
Задача №22, стр. 173 (1 класс)
Было
Сломалось
Осталось
С. – 12 кл.
5 кл.
?
Н. – 18 кл.
(12 + 18) – 5 = 25 (кл.)
Работа над решенной задачей.
1. Элементарные исследования
У: – Сколько клюшек осталось бы, если бы старых было не 12, а 13?
у: – 26
У: – Сколько клюшек осталось бы, если бы новых было не 18, а на 1 меньше?
у: – 24
У: – Сколько клюшек осталось бы, если бы сломалось не 5, а на 1 больше?
у: – Осталось бы на 1 меньше.
У: – При каком условии клюшек не осталось бы?
у: – Если бы сломалось 30.
Этот вопрос можно поставить иначе. Какое наибольшее количество клюшек могло сломаться?
2. Преобразование задачи
а) У: – Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась 3-мя действиями.
у: – На сколько больше клюшек осталось, чем сломалось?
1) 12 + 18 = 30 (кл.)
2) 30 – 5 = 25 (кл.)
3) 25 – 5 = 20 (кл.)
б) У: – Измените числовые данные так, чтобы задачу можно было решить 2-мя способами.
у: – (12 + 18) – 13 =
У: – Измените числовые данные так, чтобы задачу можно было решить одним способом.
у: – (12 + 18) – 20 =
в) У: – Составьте задачу, обратную данной.
у: -
Было
Сломалось
Осталось
С. – 12 кл.
Н. – 18 кл.
? кл.
25 кл.
С. – ? кл.
Н. – 18 кл.
5 кл.
25 кл.
С. – 12 кл.
Н. – ? кл.
5 кл.
25 кл.
г) У: – Составьте аналогичную задачу.
у: – На ветке сидело 7 воробьев и 5 синиц. 4 птички улетели. Сколько птичек осталось?
Д/з: №1 стр.99
1-5 этап устно, 7 этап письменно.
На складе погрузили в машину 6 ящиков апельсинов и 5 ящиков яблок. У магазина выгрузили 7 ящиков. Сколько ящиков с фруктами осталось в машине?
12 марта
Домашняя работа
Задача №1, стр.99 (1 класс)
погрузили
выгрузили
осталось
А. – 6 яиц
7 яиц
?
Я. – 5 яиц
(6 + 5) – 7 = 4 (я.)
Работа над решением задачи
1. Элементарные исследования
У: – Сколько ящиков осталось бы, если бы ящиков с апельсинами было 6, а не 7?
у: – 5
У: – Сколько ящиков осталось бы, если бы яблок было не 5 ящиков, а на 1 меньше?
у: – 3
У: – Сколько ящиков осталось бы, если бы выгрузили не 7, а на 1 больше?
у: – Осталось бы на 1 меньше.
У: – При каком условии ящиков не осталось бы?
у: – Если бы выгрузили 11 ящиков.
2. Преобразование задачи
У: – Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась 3-мя действиями.
у: – На сколько меньше ящиков осталось, чем выгрузили?
1) 5 + 6 = 11 (ящ.)
2) 11 – 7 = 4 (ящ.)
3) 7 – 4 = 3 (ящ.)
У: – Измените числовые данные так, чтобы задачу можно было решить 2-мя способами.
у: – (6 + 5) – 6 = 5
У: – Измените числовые данные так, чтобы задачу можно было решить одним способом.
у: – (6 + 5) – 8 = 3
У: – Составьте задачу обратную данной.
у: -
Погрузили
Выгрузили
Осталось
А – 5 ящ.
Я – 6 ящ.
? ящ.
4 ящ.
А – ? ящ.
Я – 5 ящ.
7 ящ.
4 ящ.
А – 6 ящ.
Я – ? ящ.
7 ящ.
4 ящ.
У: – Составьте аналогичную задачу.
у: – В цехе работало 5 мужчин и 3 женщины. Поступило еще 4 рабочих. Сколько всего рабочих стало в цехе?
№2. У продавца было 4 ящика апельсинов, привезли со склада еще 2 ящика лимонов и 5 ящиков яблок. Сколько всего ящиков с фруктами стало?
16 марта
Домашняя работа
Задача №2, стр.99 (1 класс)
1. Знакомство с условием задачи
а) словарная работа
б) чтение задачи учителем и учащимся.
2. Работа по усвоению условия задачи
а) Составление краткой записи
было
стало
А. – 4 ящ.
Л. – 2 ящ.
Я. – 5 ящ.
?
б) разбор данных по вопросам
У: – Какие фрукты привезли продавцу?
у: – Апельсины, лимоны, яблоки.
У: – Сколько ящиков апельсинов было?
у: – 4 ящика.
У: – Сколько лимонов?
у: – 2 ящика.
У: – Сколько яблок?
у: – 5 ящиков.
У: – Что требуется узнать в задаче?
у: – Сколько всего ящиков с фруктами стало?
в) повторение задачи
У: – повторите задачу.
3. Разбор решения задачи
У: – Что требуется узнать в задаче?
у: – Сколько всего фруктов стало.
У: – Можем ли мы сразу найти, сколько всего фруктов стало?
у: – Можем.
У: – Почему?
у: – Потому что нам известно, что апельсинов 4 ящика, лимонов 2 и яблок 5 ящиков.
4. Составление плана
У: – Что мы узнаем в 1-м действии?
у: – Сколько было апельсинов и лимонов.
У: – Что мы узнаем во 2-м действии?
у: – Сколько было всего фруктов.
5. Решение задачи
У: – Как мы узнаем, сколько было апельсинов и лимонов?
у: – 1) 4 +2 = 6 (ящ.)
У: – Как мы узнаем, сколько было всего ящиков фруктов?
у: – 2) 6 + 5 = 11 (ящ.)
Ответ: 11 ящиков.
Классная работа
Роль и место устных и письменных вычислений в 1-3 классах
При обучении математике учитель должен формировать твердые навыки устных и письменных вычислений. Приемы устных и письменных вычислений основаны на знании нумерации, свойств арифметических действий, на знании взаимосвязи между компонентами и результатами действий, на знании изменения результатов действий с изменением одного из компонентов.
Между приемами устных и письменных вычислений имеются существенные различия:
1) При устных вычислениях действие выполняется, начиная с единиц
старшего разряда, при письменных – с единиц низшего разряда.
536 + 241
+536
241
2) При устных вычислениях промежуточные результаты сохраняются в памяти, при письменных – сразу записываются.
3) Приемы устных вычислений для одного и того же действия над парой чисел могут быть разными, письменные же вычисления по неизменным правилам.
а)
36*25 = 36*(20 + 5) = 36*20 + 36*5
36*25 = (30 + 6)*25 = 30*25 + 6*25
36*25 = (36*5)*5
36*25 = (6*6)*25 = (25*6)*6
36*25 = (4*9)*25 = (25*4)*9 = 900
36*25 = 36(100:4) = (36:4)*100 = 900
б)
х36
25
180
72
900
4) При устных вычислениях запись ведется в строчку, при письменных в столбик.
Значение устного счета 1) развивает сообразительность, наблюдательность, математическую зоркость; 2) облегчает письменные вычисления.
569 + 864 + 431
3) решение задач нового вида начинается с задач, решаемых устно.
Место устного счета на уроке
1. в начале урока с целью закрепления ранее изученного и подготовке к изучению нового.
2. в середине урока после изучения нового с целью его закрепления.
Виды упражнений для устного вычисления:
1. нахождение значений математических выражений;
2. решение задач;
3. сравнение математических выражений;
4. решение уравнений.
Формы проведения устного счета:
1. по таблицам, учебнику, дидактическому материалу;
2. математический диктант;
3. в форме игры.
Формы ответов при устном счете:
1. устные ответы;
2. запись в тетрадях;
3. показ ответа на карточках;
4. запись на индивидуальных досках.
Требования к устному счету:
Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.
Б. стр. 167-177. Ромашка, ребусы рис., задачи-шутки, логические упражнения.
19 марта
Классная работа
Проверка и оценка усвоения учебного материала для учащихся 1-3 класса
Учет знаний – это система приемов, при помощи которых объективно устанавливается состояние знаний и навыков класса и каждого учащегося в отдельности.
Цели учета:
1) выявление качества знаний учащихся;
2) определение степени подготовки детей к самостоятельной работе;
3) выявление качества работы учителя.
Требования к учету:
1) учет должен производиться систематически;
2) учет должен быть индивидуальным;
3) учет должен быть углубленным;
4) формы учета должны быть разнообразными.
Виды учета:
1) предварительный учет проводится в начале года или перед изучением новой темы, чтобы выяснить, готовы ли учащиеся к изучению нового материала;
2) текущий проводится в ходе учебного процесса, дает возможность проверить, как идет освоение материала;
3) итоговый – в конце изученной темы, раздела, четверти, учебного года.
Цель – выявить результаты обучения, проверить качество приобретенных знаний, умений, навыков.
Формы учета:
1) устный опрос;
2) письменные работы
а) самостоятельные работы;
б) контрольные работы.
Б. стр.43-46, №1 стр.100
В автобусе ехали 9 мальчиков и 4 девочки. На остановке 3 из них вышли. Сколько детей осталось в автобусе?
1-5 этап письменно, 7 устно.
23 марта
Домашняя работа
Задача №1, стр.100
1. Знакомство с условием задачи
а) словарная работа
б) чтение задачи учителем и учащимся.
2. Работа по усвоению условия задачи
а) Составление краткой записи
Было
Вышли
Осталось
М – 9 чел.
Д – 4 чел.
3 чел.
?
б) разбор данных по вопросам
У: – Кто ехал в автобусе?
у: – Мальчики и девочки.
У: – Сколько было мальчиков?
у: – 9.
У: – Сколько было девочек?
у: – 4.
У: – Сколько человек вышло на остановке?
у: – 3.
У: – Что требуется узнать в задаче?
у: – Сколько человек осталось в автобусе.
в) повторение задачи
У: – повторите задачу.
3. Разбор решения задачи
У: – Что требуется узнать в задаче?
у: – Сколько человек осталось в автобусе.
У: – Можем ли мы сразу это найти?
у: – Нет.
У: – Почему?
у: – Потому что мы не знаем, сколько всего людей было в автобусе.
У: – А можем ли мы сразу найти, сколько людей было в автобусе?
у: – Можем.
У: – Почему?
у: – Потому что нам известно, что девочек было 4 человека, а мальчиков 9.
4. Составление плана
У: – Что мы узнаем в 1-м действии?
у: – Сколько всего было детей.
У: – Что мы узнаем во 2-м действии?
у: – Сколько людей осталось после того, как вышло 3.
5. Решение задачи
У: – Как мы узнаем, сколько всего было детей?
у: – 9 + 4 = 13 (чел)
У: – Как мы узнаем, сколько детей осталось в автобусе?
у: – 13 – 3 = 10 (чел)
Ответ: осталось 10 человек.
Классная работа
Основные вопросы организации внеклассных занятий по математике
Внеклассная работа по математике является составной частью всего учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Задачи внеклассной работы: расширение, углубление знаний учащихся, развитие сообразительности, смекалки, математической зоркости, привитие интереса к математике.
Виды внеклассной работы:
1) час занимательной математики проводится со всем классом 1-2 раза в месяц на 25-30 минут;
2) математический утренник, КВН проводится с параллельными классами;
3) математические олимпиады, конкурсы;
4) математический кружок проводится 2 раза в месяц с учащимися, проявляющими интерес к математике;
5) математический уголок (математическая газета, различные задачи, выставка лучших тетрадей, пособий, подбор материалов из газет и журналов).
Б. 316-327. №3, стр.101
В булочной на одной полке лежала 8 буханок хлеба, а на другой 9. Из них 10 буханок продали. Сколько буханок хлеба осталось?
26 марта
Домашняя работа
Задача №3, стр.101 (1 класс)
1. Знакомство с условием задачи
а) словарная работа
б) чтение задачи учителем и учащимся.
2. Работа по усвоению условия задачи
а) Составление краткой записи
Было
Продали
Осталось
1 – 8 б.
10 б.
?
2 – 9 б.
б) разбор данных по вопросам
У: – Что лежало на полках в булочной?
у: – Буханки хлеба.
У: – Сколько было на одной полке?
у: – 8 буханок.
У: – Сколько было на второй полке?
у: – 9 буханок.
У: – Сколько буханок продали?
у: – 10.
У: – Что требуется узнать в задаче?
у: – Сколько осталось.
в) повторение задачи
У: – повторите задачу.
3. Разбор решения задачи
У: – Что требуется узнать в задаче?
у: – Сколько буханок хлеба осталось.
У: – Можем ли мы сразу это узнать?
у: – Нет.
У: – Почему?
у: – Потому что мы не знаем, сколько буханок хлеба лежало на 1-ой и 2-ой полке вместе.
У: – А можем ли мы узнать это?
у: – Можем.
У: – Почему?
у: – Потому что нам известно, что на 1-ой полке 8 буханок, а на 2-ой 9 буханок.
4. Составление плана
У: – Что мы узнаем в 1-м действии?
у: – Сколько было буханок хлеба на 1-ой и 2-ой полке всего.
У: – Что мы узнаем во 2-м действии?
у: – Сколько буханок осталось.
5. Решение задачи
У: – Как мы узнаем, сколько было буханок хлеба на двух полках
у: – 1) 8 + 9 = 17 (б.)
У: – Как мы узнаем, сколько осталось?
у: – 2) 17 – 10 = 7 (б.)
Ответ: осталось 7 буханок хлеба.
№3 стр.102
У мальчика было 10 и 5 руб. Он купил значок за 5 руб. Сколько рублей у него осталось?
30 марта
Домашняя работа
Задача №3, стр.102
1. Знакомство с условием задачи
а) словарная работа
б) чтение задачи учителем и учащимся.
2. Работа по усвоению условия задачи
а) Составление краткой записи
Было
Отдал
Осталось
10 руб
8 руб
?
5 руб
б) разбор данных по вопросам
У: – Какие монеты были у мальчика?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги