Лев Криштапович, Александр Филиппов
БССР и Западная Белоруссия. 1919-1939 гг. (сравнительный анализ)
Введение
История народа – это не летопись частной жизни человека. Об истории народа нельзя сказать: это было, это прошло. История имеет дело с вечным – с духом народа, его делами. Корень ошибок всех «белорусизаторов» в данном вопросе – это непонимание специфики проявления национального самосознания белорусского народа.
Исторический путь развития Белой Руси проходил в русле национального, культурного, цивилизационного единства с «большой» Русью-Россией. Для белорусов и великороссов характерны языковое родство, единство образа жизни и территории, одна и та же социальная система ценностей, одни и те же мировоззренческие и политические убеждения, общность исторической судьбы.
Объективно белорусская государственность сформировалась в условиях общерусского цивилизационного пространства. Такова специфика ее исторического формирования.
Это рельефно проявляется, в том числе, на примере попытки создания во время немецкой оккупации Белоруссии в 1918 году т.н. Белорусской Народной Республики (БНР). Почти все авторы, анализирующие обстоятельства, связанные с БНР, делают упор на различные частные моменты и сообразно казусной логике исторического мышления подразделяются на две группы: одни считают, что БНР не была государством, а представляла собой только идею белорусской государственности, поскольку у нее не было реальной власти и реальных признаков государственности: армии, полиции, Конституции, судебных органов, финансовой системы и т.п. Другие же доказывают, что БНР все-таки была белорусским государством, поскольку имела флаг, герб, «государственную печать». Несмотря на свои расхождения, обе группы означенных исследователей, тем не менее, считают, что БНР следует рассматривать как явление, которое все-таки способствовало формированию национального самосознания белорусского народа, развитию его языка и культуры, осуществлению государственной самостоятельности и независимости.
Некорректность такого вывода заключается в том, что он основывается на хронологических и формально-юридических признаках. Для постижения феномена БНР важна не формально-юридическая, а философско-историческая точка зрения. А философско-историческую подкладку БНР как раз и составлял комплекс антирусских, антисоюзных идей, которые шли вразрез с белорусской ментальностью и культурой.
Один из важнейших деятелей БНР Вацлав Ластовский в своих работах доказывал, что «белорусы и русские две разные расы, а белорусское движение по существу является не просто сепаратным от России, а движением национально-расовым»1. Находясь в Каунасе, Вацлав Ластовский с 1923 по 1927 годы, издавал русофобский и антисоветский журнал «Кривич», где «обосновывал» принадлежность белорусов к особой «кривской расе».
Вернувшись из эмиграции в Минск в 1927 году и став руководителем исторической и этнографической науки в Советской Белоруссии, он продолжал проповедовать теорию волото-кривского происхождения белорусов, согласно которой они имеют расово-антропологическое превосходство над русскими. Им была создана так называемая концепция о «Кривии» – огромном белорусском государстве в прошлом, где доказывалось, что белорусский народ должен называться «кривичским», так как он принципиально отличается от русских, а название Белоруссия должно быть заменено Кривией.
Другой деятель БНР Аркадий Смолич в учебнике для средних школ БССР «Кароткі курс геаграфіі Беларусі» пытался всячески обосновать антропологическое (физическое) отличие белоруса от русского. А Язэп Лесик – третий деятель БНР – принимал все меры к тому, чтобы противопоставить белорусский язык русскому, выступал в печати против употребления белорусскими писателями и учеными любого, даже извечно белорусского слова, если оно хотя бы по внешней форме совпадало с русским словом. В то же время Язэп Лесик охотно включал в белорусский литературный язык всевозможные полонизмы, а также навязывал нашему народу несвойственное для белорусского языка произношение, употреблявшееся только в среде ополяченной шляхты в Белоруссии. Один из крупнейших лингвистов того времени И.В.Волк-Леонович писал, что усилиями Я.Лесика, В.Ластовского и их единомышленников народным массам преподносился такой «белорусский» литературный язык, который для них почти совсем непонятен2.
Такая «белорусизация» на помогала, а мешала белорусскому народу получать образование, в том числе и на своем же языке.
Идеологи БНР всячески стремились разотождествить и противопоставить белорусов и русских, развести Белоруссию и Россию по разные стороны исторического и цивилизационного развития. И такая идеология была не только антироссийской, но и антибелорусской, поскольку она была чужда белорусскому национальному характеру, в ложном свете рисовала взаимоотношения между белорусами и русскими в целом, а поэтому абсолютно не воспринималась нашим народом.
Совсем не случайно, что БНР была провозглашена в период немецкой оккупации Беларуси в 1918 г., так как она не имела поддержки среди белорусского народа, а лишь рассчитывала на «хаўрус с Германской империей», т.е. с оккупантами. Вот почему БНР никакого отношения к белорусскому национальному самосознанию и к белорусской государственности не имеет.
Историческое значение образования БССР заключается в том, что БССР нельзя ограничивать лишь советской государственностью и рассматривать ее в качестве преходящего этапа в истории белорусской государственности. Советскость белорусской государственности – это лишь форма, сущность же БССР заключается в союзности. Форма – преходяща, сущность – постоянна. БССР лежит в основании дальнейшего развития белорусского государства именно как Союзного государства.
Раздел I.
Белорусская Советская Социалистическая Республика: социальные и культурные достижения
Глава 1.
Образование Белорусской Советской Социалистической Республики
1. Cоциально-политическая ситуация накануне образования БССР
Для первых послереволюционных лет характерно возникновение большого числа культурно-просветительных обществ и объединений учащихся различных учебных заведений, провинциальной интеллигенции и др., ставивших целью объединение белорусов вокруг воспитания национального самосознания, изучения белорусской истории, экономики и культуры, пропаганды белорусской литературы и искусства, помощи белорусскому национальному движению. Созданные новыми властями хоровые и драматические кружки, белорусские библиотеки, организованные беседы и вечеринки становились важным фактором общественной и культурной жизни в городах и провинции.
Из объединений белорусских учащихся 1918-20 гг. наиболее известны Белорусский студенческий союз при Виленском университете, Громада белорусской молодёжи в Гродно, кружок «Прасвета» при Несвижской учительской семинарии, ученический кружок «Асвета» в Могилёве, Бобруйское культурно-просветительное общество, белорусские секции студентов Горецкого сельскохозяйственного института, общество учащихся Слуцкой земской гимназии «Папараць-кветка», минские белорусская ученическая громада и научно-педагогическое общество. При общей устремлённости к становлению белорусской государственности их политическая ориентация была разнообразной – от коммунистической до национально-демократической.
Большевики широко использовали это вкупе с культурно-просветительной деятельностью для пропаганды и воспитания населения в духе своей идеологии. Средствами этой деятельности были митинги, лекции, постановка агитпьес, распространение большевистской литературы. С 1918 такой работой занимались многочисленные агитпункты и местные народные клубы, при которых работали библиотеки, хоровые и драматические кружки, велась работа по ликвидации неграмотности.
В годы Первой мировой войны в результате занятия зданий учебных заведений военными учреждениями и воинскими частями, а также принудительной эвакуации более 200 гимназий, прогимназий, реальных училищ, учительских семинарий и институтов в Россию общее число школ всех типов на территории Белоруссии значительно сократилось, в т.ч. (по данным за 1914-16 гг.) в Гродненской губернии на 63%, Могилёвской – 28%, Минской – 40%, Витебской – 22%3. Часть эвакуированных учебных заведений после окончания Первой мировой и гражданской войн не была возвращена на родину.
Февральская революция 1917 убрала в сфере образования национальные, политические и религиозные ограничения. На неоккупированной германскими войсками территории Белоруссии со 2-й половины 1917 г. действовали белорусские начальные школы в Минске и Игуменском уезде, Слуцкая белорусская земская гимназия. Начатая после Октябрьской революции 1917 г. советизация системы образования на Минщине дважды прерывалась германской и польской оккупациями, а в западных районах первые её попытки предприняты только в 1919 г. В соответствии с Декларацией и Положением о единой трудовой школе, утверждёнными декретом ВЦИК от 16.10.1918, упразднялись прежние типы школ (около 30), принадлежавшие 17 ведомствам, и вводилась единая школа с делением на 2 ступени: 1-я (5 лет обучения) для детей 8-13 лет и 2-я (4 года) – для детей 13-17 лет.
Образование на белорусском языке провозглашалось неотъемлемым правом всех граждан. Вводилась выборность школьных директоров и педагогов. В учебные планы включались общественно-политические дисциплины, расширялось преподавание естественнонаучных предметов. Прекращалось изучение Закона Божьего и древних языков. Отменялись аттестаты, экзамены, оценки в школах, иностранные языки переходили из разряда обязательных предметов в факультативные. Обучение становилось бесплатным, детям из бедных семей советские органы должны были оказывать помощь в виде бесплатных завтраков, выдачи одежды, обуви и денежных пособий. Процедура поступления в вузы упростилась. Расширялась сеть профессионального образования. Уже в 1918 г. в неоккупированных частях Витебской и Могилёвской губерний открылся ряд профессионально-технических школ и курсов.
Ещё до начала германского наступления, в декабре 1917 – феврале 1918 г. в Минской, Могилёвской и Витебской губерниях было открыто более 2300 начальных школ. Декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди взрослого населения» от 26.12.1919 обязывал всех неграмотных граждан в возрасте от 8 до 50 лет научиться читать и писать на родном или русском языке (на выбор). При библиотеках, красных уголках, клубах, избах-читальнях, на предприятиях создавались школы грамоты, пункты ликвидации безграмотности (ликбезы), которые обучали грамоте взрослых людей.
На общегосударственном уровне этой деятельностью с июля 1920 г. руководила Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности и малограмотности при Наркомате просвещения. Члены комиссии могли привлекать в порядке трудовой повинности нужных лиц к работе по ликбезу. В течение первого года работы комиссией изданы 39 видов букварей для взрослых, национальных школ, красноармейцев и др. В 1918/19 учебном году на базе ранее существовавших учительских институтов созданы педагогические институты в Витебске, Могилёве и Минске. В 1919-20 гг. прежние учительские семинарии были преобразованы в 3- и 1-годичные педагогические курсы по подготовке учителей советской школы. В 1919 возобновил деятельность закрытый в 1864 царскими властями Горецкий сельскохозяйственный институт. Политехнический институт открылся в 1920 г. в Минске на базе уже существовавшего политехникума.
В соответствии с декретом СНК РСФСР «О централизации библиотечного дела» от 3.11.1920 библиотеки различных наркоматов и учреждений включались в единую библиотечную сеть, подчинённую Главполитпросвету. Созданием библиотек и изб-читален на местах занимались библиотечные секции внешкольных подотделов местных Советов. Развёртывалась сеть библиотек-передвижек. К концу 1920 г. в БССР открылось 445 библиотек. Вскоре после окончания гражданской войны и военной интервенции в Минске была основана первая научная библиотека в Белоруссии – Фундаментальная библиотека Белорусского государственного университета (1921).
Провозглашённая Февральской революцией 1917 свобода слова, несмотря на тяжёлые условия военного времени, создала благоприятные условия для развития белорусской литературы. В 1917-20 гг. появилось значительное число белорусских художественных, литературоведческих и критических произведений, делались переводы, создавалась собственная научная и учебная литература. Основными литературными центрами являлись Вильно и Минск, где была сосредоточена большая часть белорусской националистически настроенной интеллигенции. Произведения белорусских писателей печатали виленская газета «Гоман» (произведения Я.Купалы, М.И.Горецкого, Т.Гартного, А.Гаруна, З.Бядули и др.), минская «Вольная Беларусь» (М.А.Богдановича, отрывки из поэм «Новая земля» и «Сымон-музыка» Я.Коласа и др.).
В годы Первой мировой и гражданской войн происходило становление белорусского профессионального театра, создавались первые в Белоруссиии музыкальные учебные заведения. В репертуаре белорусских театральных трупп этого времени были спектакли по произведениям Э.Ожешко («Хам», «В зимний вечер»), Я.Купалы («Павлин-ка», «В купальскую ночь», «Разорённое гнездо»), Ф.К.Алехновича («В деревне»), К.Каганца («Модный шляхтич») и др. В конце 1918 г., после изгнания из Белоруссии германских оккупантов, на основе театров Ф.К.Алехновича и Ф.П.Ждановича был создан Белорусский пролетарский театр, позже преобразованный в Белорусский советский театр (распался в марте 1919 г.).
Прерванное советско-польской войной 1919-20 гг. развитие и становление белорусского советского театра возобновилось вскоре после освобождения от польских оккупантов Минска, где 14.9.1920 по инициативе отдела искусства Наркомата просвещения открылся Белорусский государственный театр. В других городах Белоруссии также организовывались театральные и музыкальные учреждения. В Витебске в годы гражданской войны и военной интервенции работали 4 театра, музыкальная школа, 2 симфонических и 5 духовых оркестров4. При народных домах (прообразы будущих домов и дворцов культуры) существовали самодеятельные театральные студии и музыкальные коллективы.
В 1918-19 гг. в Минске, Витебске и Гомеле открылись первые профессиональные музыкальные учебные заведения – народные консерватории (в 1920-е гг. преобразованы в музыкальные техникумы). Открывались музыкальные школы. В 1919 г. советской властью были национализированы кинотеатры и кинопроизводство. Кино использовалось большевиками как эффективное средство политической пропаганды, его наиболее популярным жанром стал в это время агитационный фильм.
В новых условиях действовали белорусские музеи. В 1918 г. объединены Могилёвский (при губернском статистическом комитете) и Могилёвский церковно-археологический музеи, и в 1919 г. на их основе создан Государственный исторический музей. В Гомельском дворце Румянцевых— Паскевичей на базе национализированных коллекций князя И.Ф.Паскевича 7.11.1919 открыта постоянная музейная экспозиция. На основе уцелевших к тому времени материалов дореволюционных музеев 20.1.1919 начал работу Минский музей. В конце 1918 г. создан Витебский губернский музей, в основу которого положены коллекции краеведа А.Бродовского и Виленского военного собрания (эвакуированы в Витебск во время Первой мировой войны).
2. Образование БССР
Северо-западный областной комитет РСДРП(б) провел большую организаторскую и массово-политическую работу по созданию БССР.
30-31 декабря 1918 г. в Смоленске состоялась VI Северо-западная областная партийная конференция. На конференции присутствовали делегаты партийных организаций Минской, Могилевской, Витебской, Смоленской, части Виленской и Черниговской губерний. Конференция объявила себя I съездом Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии.
Первый съезд избрал высший руководящий орган КП(б)Б – Центральное Бюро КП(б)Б. В его состав вошли И.Я.Алибегов, Д.Ф.Жилунович, М.И.Калманович, В.Г.Кнорин, А.Ф.Мясников, Я.Ф.Перно, В.С.Селезнев и др. Председателем ЦБ КП(б)Б был избран А.Ф.Мясников, секретарем – В.Г.Кнорин.
I съезд КП(б)Б организационно оформил образование Компартии Белоруссии, как составной и неотъемлемой части РКП(б), и заложил основы советской государственности Белоруссии. 31 декабря 1918 г. было создано Временное революционное Рабоче-крестьянское правительство Белоруссии, в состав которого вошли Д.Ф.Жилунович, А.Ф.Мясников, А.Г.Червяков и др.
Временное революционное правительство уделило большое внимание укреплению обороны республики. 21 января был организован Военно-революционный Совет, его председателем стал А.Ф.Мясников. В тот же день был принят Декрет о всеобщем военном обучении и мобилизации в армию.
В декабре 1918 г. – январе 1919 г. после изгнания немецких оккупантов из Белоруссии и восстановления Советской власти были проведены выборы в городские, уездные, волостные и сельские Советы на основе Советской Конституции, принятой V Всероссийским Съездом Советов.
Выборы в Минский Совет рабочих депутатов завершились к началу декабря 1918 г. И хотя в них приняли участие ряд политических сил, большевики одержали победу. Из 200 депутатов, избранных в Совет, 98 являлись коммунистами и им сочувствующими. Фракция коммунистов в Совете была самой большой, значительно превосходящей вместе взятые эсеровскую, бундовскую и меньшевистскую.
Большую помощь в создании БССР оказал Наркомнац РСФСР и созданный при нем Белорусский национальный комиссариат. В конце 1918 г. принято решение об образовании БССР. 27 декабря были обсуждены вопросы о территории республики, структуре и составе ее правительства подготовлен проект Манифеста, провозглашавшего образование БССР.
1 января 1919 г. Временное революционное Рабоче-крестьянское правительство Белоруссии опубликовало Манифест об основных принципах государственного устройства республики.
2-3 февраля 1919 г. состоялся I Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянских депутатов. В работе съезда принял участие председатель ВЦИК Я.М.Свердлов. Он огласил постановление Президиума ВЦИК о признании независимости Белорусской Социалистической Советской Республики. Съезд законодательно закрепил ее образование, принял первую Конституцию БССР и Декларацию об установлении федеративной связи с РСФСР.
Огромную роль для становления БССР сыграло оформление военно-политического союза советских республик, участником которого была и Белоруссия. Этот союз сыграл важную роль и позволил Советскому государству весной и летом 1920 г. провести успешную мобилизацию материальных и людских ресурсов для победы на фронтах гражданской войны.
Стрекопытовский мятеж и его разгром. Многие внутренние и внешние силы выступали против образования БССР. 24-29 марта 1919 г. в Гомеле вспыхнул мятеж под руководством эсера, полковника М.А.Стрекопытова. Организаторы воспользовались недовольством части солдат из крестьян нехваткой продовольствия и поднялись на борьбу против Советской власти. 24 марта восставшие захватили Гомель, а 26 марта – Речицу. В Гомеле были расстреляны захваченные в плен председатель ревкома С.С.Комиссаров и секретарь Б.Я.Ауэрбах, председатель уездной ЧК И.И.Ланге, главный редактор газеты «Известия Гомельского Совета» Н.С.Билицкий и другие.
Для подавления восстания был создан военно-революционный штаб, который запросил помощь из других городов.
Подошедшие части Красной Армии, батальон ВЧК и курсанты пехотных курсов Могилева, рабочие отряды Минска, Бобруйска, Новозыбкова, Унечи и других городов 29 марта подавили мятеж. М.А.Стрекопытова, часть его сторонников бежали в Польшу, затем в Эстонию и оказались в армии Юденича.
3. Война с Польшей. Рижский мирный договор 18 марта 1921 года
Немецкая оккупация сменилась польской интервенцией, которая сочеталась с усилением наступления белогвардейских армий и войск Антанты против советских республик с юга, а затем с востока страны.
К началу 1919 г. международное положение Советского государства усложнилось. С востока наступала армия Колчака, с юга и севера – другие белогвардейские армии. Польша начала военные действия против страны Советов во второй половине февраля 1919 г. Наряду с Южным и Восточным фронтами был образован Западный фронт. К середине марта были захвачены Брест, Волковыск, Слоним, Скидель, Щучин, Пинск, Барановичи. Поддерживаемые странами Антанты, польские войска развивали наступление по всему фронту. В это время главные силы Красной Армии были сконцентрированы на Восточном фронте – против армии Колчака и на Южном – против Деникина.
Обстановка во второй половине 1919 г. на Западном фронте для Советской Белоруссии сложилась неблагоприятная. Польские войска наступали превосходящими силами. 8 августа они захватили Минск. Продолжая продвигаться на восток, поляки оккупировали территорию Белоруссии до реки Березина. Только сопротивление красноармейцев и белорусского населения заставило польские войска приостановить наступление на этом водном рубеже.
Партизанская война. В оккупированных районах Белоруссии польские власти ликвидировали все завоевания Советской власти. На предприятиях были восстановлены капиталистические порядки, запрещены профсоюзы и другие организации. Возвращались помещики и с помощью оккупационных властей отнимали у крестьян землю, собранный урожай, скот.
Оккупированная часть Советской Белоруссии была объявлена восточной окраиной Польши («восточными крэсами») в границах 1772 г. Поляки вывозили из Белоруссии сырье, оборудование предприятий, жестоко расправлялись с коммунистами, революционными рабочими и крестьянами. На оккупированной территории был установлен режим национального угнетения. Белорусские и русские школы заменялись польскими. Государственным языком был объявлен польский.
На оккупированной территории развернулось массовое партизанское движение. В его развертывании значительную роль сыграла Минская районная повстанческая организация и ее штаб во главе с В.Ф.Шаранговичем. Этот штаб руководил деятельностью партизанских отрядов нескольких уездов. В прифронтовой полосе, особенно в Борисовском и Бобруйском уездах, партизанские отряды действовали в тесной связи с частями Красной Армии.
Большие потери наносил врагу партизанский батальон имени Бобруйского ревкома, который объединил три крупных партизанских отряда, сформированных в Бобруйском и Речицком уездах (около 600 человек). Под командованием большевиков С.Вилюги и В.Олешкевича партизаны батальона совершали смелые рейды по тылам врага, нанося ему значительные потери.
Борьба белорусского народа против оккупантов охватила всю территорию Белоруссии. Осенью 1919 г. во многих городах прошли выступления рабочих. Под их влиянием развернулись крестьянские выступления.
В конце 1919 г. – начале 1920 г. страны Антанты делают ставку на войска генерала Врангеля и вооруженные силы Польши. Для осуществления агрессии страны Антанты оказали Польше огромную помощь. Только Франция предоставила Польше долгосрочный кредит на сумму 1 млрд. франков и передала сотни самолетов, около 1500 орудий, 2500 пулеметов, сотни тысяч винтовок, 10 млн. снарядов. Из Франции была переброшена в Польшу 70-тысячная армия генерала Ю.Галлера, сформированная из поляков в 1917–1918 гг. В результате к весне 1920 г. Ю.Пилсудский имел армию, которая значительно превышала численность Красной Армии.
В начале марта 1920 г. польская армия перешла в наступление в районе Полесья, захватила Мо-зырь, Калинковичи и Речицу. А 25 апреля поляки совместно с петлюровцами начали наступление на всем протяжении фронта от р. Припять до р. Днестр. Возникла серьезная военная угроза советскому государству.
ЦК РКП(б) разработал программу борьбы против польских агрессоров и призвал народ мужественно защищать свою Родину. Для отпора врагу советское командование в срочном порядке перебросило воинские части с Урала, Кавказа и Сибири. К июню Западный фронт пополнили более 40 тыс. бойцов.
Значительно улучшилось снабжение оружием, боеприпасами и всем необходимым. Одновременно во вражеском тылу широко развернулось партизанское движение. Партизаны нападали на вражеские гарнизоны, взрывали мосты и железнодорожные пути. Поляки вынуждены были сокращать военные перевозки. Крупные партизанские отряды действовали на территории Слуцкого уезда. Отважно сражались с врагом рудобельские партизаны во главе с М.А.Левковым. Они успешно отбили атаки большой карательной экспедиции. Около местечка Дукоры на Минщине активно действовал партизанский отряд под командованием матроса Андрея Блажко.
Активно действовал в районе Петрикова на Полесье партизанский отряд, которым командовал 70-летний крестьянин В.И.Талаш. Партизаны совершали смелые налеты на польские гарнизоны, помещичьи имения, железнодорожные станции. За боевые заслуги и отвагу В.И.Талаш был награжден орденом Красного Знамени. Дед Талаш – главный герой широко известной повести Якуба Коласа «Дрыгва» («Трясина»)5.