В 361 году до н. э. новый циньский правитель Сяо-гун занял престол. Он планировал расширить свою власть до срединной равнины. Сначала он искал таланты, а затем издал приказ: «Любой человек, местный житель или иностранный гость, который сможет найти способ сделать Цинь богатым и сильным, получит высокий пост и землю вместе с зарегистрированными жителями». В результате многие талантливые люди приехали в Цинь.
Приказ Цинького Сяо-гуна о поиске талантов привлек аристократа по имени Вэй Ян из царства Вэй. Он прибыл в царство Цинь, попросил рекомендовать его Сяо-гуну и ему дал высокий пост. Вэй Ян сказал циньскому Cяо-гуну: «Если царство жаждет процветания, то необходимо уделять внимание сельскому хозяйству, силе – вознаграждению солдат, мудрому управлению – четкой системе поощрения и наказания. Через поощрения и наказания формируется авторитет власти, и реформы внедряются легко». Циньский Сяо-гун полностью согласился, поэтому он попросил Вэй Яна разработать план реформирования.
Когда аристократы и министры государства Цинь услышали, что циньский Сяо-гун назначил Вэй Яна на ответственный пост, и планировал реформировать систему, чтобы улучшить положение крестьян и солдат, все они восстали против этого, что очень смутило циньского Сяо-гуна. Он полностью согласился с подходом Вэй Яна, но противников было так много, он только взошел на трон, поэтому побоялся протестов, пришлось на время отложить реформу. Спустя два года, чем больше он думал об этом, тем больше чувствовал, что реформирование пойдет на пользу государству Цинь, и его трон прочно стабилизируется. Он назначил Вэй Яна левым шучжаном (титул высокого класса для заслуженных военных чинов) и сказал министрам: «С сегодняшнего дня реформами будет управлять левый шучжан. И противостоять ему значит противостоять мне!» Те, кто выступал против реформ, больше не осмеливались говорить.
В 359 году до н.э. (третий год правления циньского Сяо-гуна) Вэй Ян составил предварительный указ о реформировании и представил его циньскому Сяо-гуну. Циньский Сяо-гун полностью согласился и попросил его опубликовать уведомление, чтобы люди по всей стране могли действовать в соответствии с новым указом. Вэй Ян боялся, что люди не будут доверять ему и не будут соблюдать новые указы, поэтому он попросил установить бревно у южных ворот и издал приказ: «Тот, кто сможет донести это бревно до северных ворот, получит вознаграждение пятьсот грамм золота».
Через некоторое время у южных ворот собралось много людей, и все шептались и разговаривали. Некоторые говорили: «Любой может перенести этот кусок дерева, десять лянов – это очень много!» Некоторые говорили: «Может быть, левый шучжан хочет пошутить с нами». Все смотрят на дерево и смотрят на других. Все они хотели увидеть, кто будет обманутым. Вэй Ян слышал, что все только смотрят со стороны, но никто не хочет перенести его. Он увеличил сумму награды сразу в пять раз и сказал: «Тот, кто сможет донести этот кусок дерева до северных ворот, будет вознагражден пятьюдесятью лянами золота». Неожиданно, чем выше было вознаграждение, тем больше люди сомневались, наблюдавшие за всем. Все даже не осмеливались прикоснуться к этому куску дерева, не говоря уже о том, чтобы перенести его.
Пока все подозревали всех и вся, внезапно из толпы вышел человек. Он наклонил голову, чтобы оценить, насколько тяжелым было дерево, и сказал: «Я могу понести его, я понесу сейчас!» Он действительно взял дерево и ушел. Все расступились, словно дети наблюдающие за обезьянами, и, хихикая, последовали за ним до северных ворот. Вэй Ян попросил передать слова тому, кто перенес дерево: «Ты действительно хороший законопослушный человек, который подчиняется приказам императорского двора». Его награждили пятьюдесятью лянами золота. Видя, что тот человек действительно был вознагражден, наблюдавшие со стороны люди были ошеломлены. Все они сожалели, что не взяли дерево и упустили такую хорошую возможность. Если завтра будет еще дерево, обязательно его перенесут! Новость сразу распространилась, и внезапно об этом узнала вся страна. Все люди говорили: «Левый шучжан действительно держит свое слово и его приказы должны быть обязательно исполнены».
На следующий день все побежали к городским воротам посмотреть, лежит ли там дерево. На этот раз их ожидал сюрприз, дерева там не было, но на том месте, где было дерево, была большая доска с объявлением. Они не могли прочитать иероглифы и понять, что там было написано. К счастью, низкий чиновник прочитал им. Что-то они поняли и что-то не поняли, что-то чувствовали хорошее, а что-то нет. Однако они знали, что приказ левого шучжана необходимо соблюдать. В новый указ вошли всего три пункта:
Он действительно взял дерево и ушел
1. Внедрение системы Баоцзя. Каждые пять семей объединяются в «маленькую группу», а десять семей объединяются в «большую группу». Семьи в группе контролируют друг друга. Если одна совершила преступление, остальные девять должны сообщить об этом. Тот, кто не сообщает, считается таким же преступником как совершивший преступление, а тот, кто сообщает, будет награжден как герой, убивший врагов. Каждый житель должен получить удостоверение жителя. Те, у кого нет удостоверения, не могут путешествовать или регистрироваться для временного проживания.
2. Награда за убийство врагов. Стандартом для определения класса чина и уровня титула стали количество убитых врагов и важности заслуг. Убивший врага получает одно очко и переходит на следующий уровень. Чем больше заслуга, тем выше статус. Поля, дома, повозки и лошади, рабы, одежда и т.д. распределяются в соответствии со статусом. Людям, которые не добились военных успехов, не разрешается быть расточительными, даже если у них есть деньги. Титулы аристократам также распределяются на основании их заслуг в военных делах.
3. Поощрение сельского хозяйства и производства. Простые люди, которые производят больше продуктов питания и сукна, освобождаются от повинностей. Те, кто беден и все ленивые, вместе со своими женами и детьми, станут рабами правительства. После достижения совершеннолетия, мужчины должны жить отдельно и создавать свои собственные семьи и платить налоги. Если такой мужчина не хочет покидать семью, то обязан заплатить двойной налог.
После объявления нового указа в государстве Цинь произошло ряд изменений. В первую очередь, аристократические землевладельцы, не имеющие военных заслуг, потеряли свои привилегии. Даже те, у кого были деньги, потеряли политический статус. Те, кто добился военных заслуг, были вознаграждены, самая высокая награда – присвоение титула. Однако после этого они могут взимать налог только на пожалованных землях, запрещается напрямую командовать простым народом. В результате царство Цинь с аристократической системой с тех пор превратилось в царство с земледельческой системой. Такая огромная перемена не могла не вызвать противодействия со стороны аристократических представителей. Циньский Сяо-гун твердо доверял Вэй Яну и наказал высокопоставленных чиновников, выступавших против нового закона.
Через три года люди начали осознавать пользу нового указа. Отмечали рост производства и качества жизни. Самым приятным для людей был факт, что в результате увеличения производства они освобождались от повинностей. Каждый предпочел бы усерднее заниматься сельским хозяйством и ткачеством, производить больше продуктов питания и тканей. Никто не хочет покидать свои семьи, пастбищные угодья, жену и детей и быть призванным в отдаленные места для выполнения поручений. Солдаты, благодаря благосклонному отношению и боевым подвигам, могут быть повышены в звании, и каждый хочет быть храбрым воином.
После начала реформы Вэй Яна в государстве Цинь увеличилось сельскохозяйственное производство и укрепилась военная мощь. Оно несколько раз подряд нападало на западную часть государства Вэй, от западного берега Реки до восточного, к тому же, столица государства Вэй, Аньи, также была оккупирована. В 350 году до н. э. царство Вэй, которая первоначально считалась первоклассной державой, было вынуждено заключить мир с царством Цинь. Для того, чтобы продолжать реформу, циньский Сяо-гун также был готов идти на компромисс. Он провел встречу с вэйским правителем Хуэй-ваном и заключил соглашение о возвращении большей части западного берега реки и столицы Вэя Аньи. Циньский Сяо-гун показал свою дальновидность. Вэйский Хуэй-ван думал, что циньский правитель добрый человек и является хорошим другом, поэтому он перестал беспокоиться о вторжении царства Цинь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги