Тысячи замечательных мест, которые хочется увидеть, узнать, унести и сохранить в памяти своей. Путешествовать можно по разному и любящий это занятие, всегда найдёт способ добраться до интересующего его места на планете Земля, исходя из личных возможностей и желаний.
Существует множество классификаций различных видов туризма.
По основным функциям различают туризм: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ.
А есть еще и экологический, религиозный, горнолыжный, пивной, кулинарный,…. Хотя, с моей точки зрения, в любом виде путешествия всегда присутствуют все составляющие этих разновидностей.
По способу организации различают:
•организованный туризм («путёвочные», через турагентство);
•самодеятельные путешествия (всё сам).
В зависимости от среды и способа путешествия:
1.По земле – на своих двоих, то есть пешие путешествия –или с помощью механических (колёсных) средств передвижения: – на велосипеде; на мотоцикле; на автомашине (автобусе);
2.По воде – на всём, что плавает (плот, байдарка, яхта, …);
3.По воздуху – на всем, что летает (самолёт, вертолёт, воздушный шар, космический корабль,..);
4.Смешанный вариант (прилетел-поехал, приехал-поплыл, …).
Главной средой обитания человека является земля и именно на ней находится все интересное и значительное, созданное природой и человеком и потому, вне зависимости от выбранного способа перемещения, целью любого путешествия является что-то, расположенное на земле.
Пешком и на велосипеде – медленно и комфорт очень спартанский, то есть просто никакой. На самолёте – быстро, но что можно увидеть.
Разглядывая глобус, и то больше увидишь, узнаешь (это не путешествие, это наиболее быстрый способ перемещения из одной точки в другую, для того, чтобы там совершить путешествие).
Путешествовать надо ПО ЗЕМЛЕ, а не по воздуху. Большой опыт лич-ных путешествий всех видов, – пеший, водный, велосипедный, мото- и авто, включая такие необычные, как полёты на воздушных шарах, утвердил меня во мнении, что наиболее эффективным способом путешествий, по соотношению цена/качество/комфорт/количество освоенных километров (пространства) и соответственно увиденного, является автотуризм(!!!).
Что же такое автотуризм? Обратимся к классикам. Вот как определяет понятие и сущность автотуризма «Энциклопедия Туризма» (Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993 год): «Автомобильный (мотоциклетный) туризм – самодеятельные туристические путешествия на автомобилях (мотоциклах). Для автотуризма характерны: путешествия по маршрутам большой протяжённости в различных природно-климатических зонах, сравнительно малая зависимость от погодных условий, возможность обеспечения высокой автономности группы, меньшие по сравнению с другими видами туризма затраты физического труда, поскольку основная нагрузка приходится на транспортные средства. Для путешествия на автомобиле необходимо наличие дорог на большей части маршрута, отсутствие или плохое состояние которых ограничивает развитие автотуризма в ряде регионов страны…».
Извините за длинную цитату.
Но ведь классика и лучше (точнее) не скажешь.
Преимущества путешествия на автомобиле очевидны (для меня).
Несомненно, что этот вид путешествий самый мобильный и индивидуально адаптированный, самый активный, самый познавательный, самый удобный, самый свободный, самый разнообразный,…
И ещё десять тысяч определений с приставкой самый, то есть во всех смыслах самый лучший. Кто не согласен с таким взглядом, я заранее с ним согласен и пусть он познаёт мир, как ему нравится.
А я предпочитаю в свободном режиме, увидеть всё своими глазами.
Автотуризм прекрасен! Ты независим! Ты едешь туда, куда хочешь, смотришь на то, что тебе нравиться, бываешь в том или ином месте ровно столько, сколь хочется быть, сколько понравилось. Максимум свободы во всём – куда ехать, как быстро ехать, где остановиться, что по-смотреть, сколько стоять, что есть, что пить, сколько спать. Всё зависит от ваших личных возможностей и главной цели вашего путешествия.
Автотуризм малобюджетен, вернее он всегда адаптирован под ваш индивидуальный бюджет. Вы составляете программу своего путешествия, с учётом ваших возможностей и пожеланий, – от мест, где останавливаться на отдых или ночёвку (от пятизвёздочных гостиниц или замков, до палатки на двоих на берегу укромной бухты или ночёвки прямо в машине).
Главное – увидеть то, что хотели и мечтали увидеть. Общие сроки пребывания в путешествии определяются только вашими финансовыми и временными возможностями. И, что немаловажно, – проходит в составе приятных для тебя людей, членов твоей семьи или друзей.
А прямой, постоянный контакт с природой! Это тебе не пыльный и шумный городской отель.
Как замечательно засыпать под шепот волн морского прибоя и просыпаться утром от щебета птиц и солнечных лучей, пробивающихся сквозь тент палатки! Вместо туалетной раковины, прямо из палатки (салона машины) запрыгнуть в море (озеро, реку, кемпинговый бассейн), а потом, не торопясь пить душистый кофе со свежими булочками на травке перед палаткой, наблюдая как восходит (или заходит) солнце над морем (над озером, над рекой, в горах, в пустыне, в тайге, в тундре)! Вот пишу и так хорошо себе это представляю, что хоть сейчас прыгай в машину.
Из личного опыта. Автопутешествия
«Автотурист – человек, который проехал 5 000 км для того, чтобы сфотографироваться на фоне своей машины.»
Ц. Меламед.
Суть одна: автотуризм – путешествие в автомобиле. Можно в прокатном, а лучше в своем! И, конечно лучше, если оно происходит с максимальным комфортом, хотя я точно знаю, что удовольствие, которое человек получает, путешествуя, мало зависит от комфорта места, в котором ты спишь. Ведь истинному путешественнику (туристу) ни для чего более отель и не нужен. И в этом смысле я предпочту палатку в каком-то необычном месте, чем роскошный отель рядом с густо заселённым пляжем.
А автомобиль как раз и обладает таким свойством.
Ведь любой автомобиль это в сущности ваш «дом на колёсах» и он очень быстро адаптируется для максимально возможно удобного обустройства под нужды вашего путешествия (кухня, спальня).
Итак, договоримся, что нас интересует только автотуризм, автопутешествия и в этой книге мы будем рассматривать вопросы, связанные только с этой разновидностью путешествий. Опуская из рассмотрения такие разновидности автотуризма как:
1.Маршруты выходного дня в ближайшее Подмосковье или еженедельные поездки на дачу.
2.Скоростные перемещения в пространстве из пункта А (городская квартира) в пункт В (дача), – по делу, на отдых, с кем-то повидаться за 1500 км от дома, любой вариант типа: Доехал – Побыл– Вернулся.
Это не путешествие, это пробежка, что-то типа добровольной командировки за свой счёт. Да и что в этом случае планировать. Время выезда и возвращения фиксировано, программа пребывания в пункте назначения известна и стандартна, согласована и отработана для данного индивида или коллектива до мелочей. Есть некоторое количество свободного времени и есть желание, – запрыгнул в машину и поехал.
Я говорю об организации АВТОПУТЕШЕСТВИЯ(!!!), то есть о достаточно длительном во времени и протяжённом в пространстве перемещении через некоторое множество, заранее определённых пунктов, в которых ещё не бывал.
Для меня это обычно кольцевой маршрут – более разнообразный и интересный, не повторяющийся вариант. Я всегда, по возможности, стараюсь планировать свои, даже самые короткие путешествия, именно таким образом. Например, Селигер, туда – по Новорижскому шоссе, через Ржев, обратно – через Тверь, по Ленинградскому шоссе.
А стоит ли все это затевать, когда в любую точку планеты можно попасть более комфортабельным, быстрым способом? Купить готовый тур, загрузиться в самолет или поезд и – смотри, наслаждайся красотами и чудесами по заранее составленному маршруту и расписанной программе.
Для меня такого вопроса нет, потому что мне нравиться именно самостоятельные путешествия, «сконструированные» самим. Сотвори свое путешествие сам! Внеси в него элементы творчества и приключения. Напиши собственную книгу путешествия.
Во-первых: лично я получаю физическое удовольствие от поездки в автомобиле, свободном «полете» в пространстве и созерцании сменяющихся видов в окнах автомобиля. Это не скоротечное одномоментное перемещение в самолете. Разница почти такая же, как настоящее путешествие и разглядывание почтовых открыток с видами различных мест (или через объектив телевизионного оператора).
Дорога всегда ведет тебя куда-то. Дорога никогда не повторяется.
Даже один и тот же ее участок каждый раз воспринимается совершенно по другому. Ты едешь, а вокруг тебя бесконечное кино, живые картинки.
Меняется пейзаж за окном. Деревья и трава растут, строится дом, восстановили церковь, ты ехал быстрее или медленнее, солнце светило, а сейчас идёт дождь, была весна, и всё было свежезелёное, а потом ты ехал осенью. Такие разные поселки, деревни, станицы, города, обгоняемые и обгоняющие автомобили, такие одинаковые и такие неповторимо-разнообразные придорожные базарчики и трактирчики, заправки, посты ГАИ – всё это твоё прикосновение к бескрайному разнообразию мироустройства.
Во-вторых: вы абсолютно свободны и в любом, понравившемся месте своего путешествия, вы можете остановиться и устроить себе маленький праздник для души, созерцая окружающий пейзаж и для тела, попивая кофе и поедая бутерброды.
В-третьих: в автомобильном путешествии вы ощутите себя настоящими путешественниками-первооткрывателями. А дух романтических приключений, авантюризма, импровизации, неожиданных встреч и открытий? Дорога всегда такая разная и значит всё, что вы видите сегодня, есть ваше открытие нового, неизвестного, незнакомого, неизведанного. Новые места, незабываемые встречи…
Наркоз дальней дороги, поглощения и покорения пространства.
«…Счастлив, кому знакомо.
Щемящее чувство дороги.
Ветер рвет горизонты
И раздувает рассвет....»
1.2. Автопутешествия, туризм.
«Кто владеет информацией, – владеет миром»
Наверное Б. Гейтс
Автотуризм, это всего лишь одна из многочисленных разновидностей большого общего явления – туризма вообще, во всех его видах и проявлениях. В туризме накоплен огромный опыт по разработке маршрутов, организации походов, комплектации снаряжения, который востребован и при организации автопутешествий.
Запрос в поисковиках по общей тематики «Туризм. Путешествия», выдает адреса нескольких десятков тысяч сайтов и страничек в интернете на эту тему. В справочнике я собрал некоторое количество сайтов, в которых рассматриваются вопросы организации путешествий (автопутешествий) и которые помогут при разработке маршрута и планировании отпуска.
Все ссылки на спавочные информационные ресурсы других товаров и услуг в этой книги, по требованию модератора данной платформы, были удалены, из-за запрета размещения рекламы посторонних организаций и фирм.
«…О, Интернет, – ты самое лучшее, что придумал человек в области обмена информацией!!!»
«…О, Интернет, – ты самое ужасное, что придумал человек в области обмена информацией!!!»
Перефразируя Эзопа.
Готовясь к своему Кругосветному путешествию, я не мог не воспользоваться ресурсами Интернета. Это такая копилка разнообразной, нужной (но часто и ненужной) информации, что решение любого вопроса, чаще всего начинаешь с анализа общей информации, полученной из Интернета. Надо что-то купить или продать, надо посоветоваться, надо обсудить идею – садишься за компьютер, заходишь в интернет и … четыре часа пролетает незаметно. И так каждый раз.
Давно известно, что человечество использует только 10 % от производимой им информации. Все остальное – мусор, макулатура.
Газеты и журналы, которые никто не читает; фильмы, которые никто не смотрит; диссертации, которые пылятся в архивах, ни разу никем, кроме автора, не прочитанные.
Яркий пример этому утверждению – интернет. Ты можешь найти в нем ответ на любой вопрос – где купить, сколько стоит, продать самому,….– все, что угодно. Но на любой из запросов ты получаешь 1500 ссылок и – гуляешь полдня, пока просмотришь, сравнишь и выберешь из предложенного списка нужную тебе информацию.
Тысячи сайтов, на которые никто никогда не заходит, до которых ни один пользователь никогда не добредет. Любой поисковик на ваш общий запрос «выбрасывает» несколько тысяч сайтов. Хотя нужен вам какой-то один, тот единственный, который дает точный и короткий ответ на ваш конкретный запрос. Но вот найти именно этот сайт – это искусство, это опыт работы с информацией вообще и с интернетом в частности.
А впрочем, умение работать с информацией как раз и отличает опытного пользователя от новичка. Умение поймать «свою волну» в этом серфинге по волнам интернета, очень важно.
Длительная практика работы в интернете показала, что существует всего 3-5 сайтов, которые нужны и полезны для меня в реализации проектов своих путешествий. Как правило, все это сайты самостоятельных путешественников, на которых достаточно быстро и четко находятся ответы на большинство возникающих у меня вопросов.
Из русскоязычных более всего мне нравятся, наиболее полезны и познавательны сайты Академии вольных путешествий и Винского (особенно форум), «Русский бэкпекер».
Из англоязычных: Lonely Planet и Virtual Tourist. Хотя если задаться целью, то по каждой стране можно найти странички, созданные людьми, влюбленными в ту или иную страну.
А лучше всего, взять с собой эту книгу, которая всегда под рукой и в которой можно найти ответ по необходимому вопросу.
1.3. Автопутешествия зарубежные.
«…Копоть, сажу – смыл под душем,
Съел холодного язя.
И инструкцию послушал,.
Что там можно, что нельзя».
В. Высоцкий «Загранкомандировка»
Большая часть моих советов в этой книге, ориентирована на желающих совершить дальнее зарубежное путешествие, в просторы распахнувшего нам свои двери мира.
С некоторого времени весь мир открылся нам, стал доступен и понятие – «Зарубежный туризм», для нас, жителей России, сильно расширилось.
Теперь у нас появились такие разновидности зарубежного туризма как – страны СНГ, ближнее (Европа, Азия) и дальнее (Америки, Африка, Австралия) зарубежье.
Автотуризм, как разновидность туризма вообще, зародился на асфальтированных дорогах Запада, в комфорте его скоростных магистралей, небольших расстояний, развитой инфраструктуры и индустрии туризма.
Для нашей страны поездка за границу на машине, это пока еще не-обычное и эксклюзивное путешествие. Но зато вы получаете возможность посмотреть страну не с парадного входа, а «изнутри».
Вы сами разрабатываете маршрут, выбираете по своему вкусу кемпинги и отелии не посещаемые по стандартным путевкам интересные места, в которых хотели бы побывать.
Первый опыт зарубежных поездок на своей машине большинство из нас приобретает, совершая автопутешествие по близкой и знакомой нам Европе и схема организации такой путешествий очень похожа на организации дальнего путешествия по России, за исключением нескольких специфических пунктов, связанных с организацией любых поездок за границу. Всё то же самое:
1. Задумали. 2. Подготовились. 3. Собрались. 4. Поехали. 5. Вернулись. Рассказываете о поездке. Делитесь опытом и впечатлениями.
Чуть больше проблем по каждому из пунктов, но ведь и за рубеж мы ездим не каждый месяц, а раз в год и этого времени вполне достаточно, чтобы подготовиться к самым сложным поездкам.
Описаний конкретных вариантов таких поездок вы можете увидеть в интернете теперь уже не десятки, а сотни. На любой вкус, протяжённость и длительность.
Путешествовать на автомобиле за рубежом приятно во всех отношениях и Европа идеально подходит для автомобильного туризма.
Граница вот она, 200 км (финская, от Петербурга), есть что посмотреть, стран много и все очень разные, виза одна, почти на всю Европу, дороги отличные (правда кое-где – платные), кемпингов и мотелей – полно, полиция вежливая и не надоедает. Что еще надо для автотуриста! Путешествовать на автомобиле по зарубежью можно тремя способами:
1. По схеме «рент-кар» (см. 3.9).
Покупаете стандартный 10–14-дневный тур (отдых, пляж, море) у одного из туроператоров (агентов). Прилетаете к месту будущего отдыха. Отдыхаете первую неделю, осматриваетесь, определяетесь с программой своего будущего автомобильного путешествия по стране, присматриваете наиболее выгодные и удобные для вас условия аренды.
Составляете свой, оригинальный маршрут осмотра страны пребывания, берете на прокат автомобиль на необходимое количество дней и – едете. Такую схему я использую обычно в случаях, когда выезжаю на отдых к морю семьей.
2. По системе «прилетели-поехали» («fly&drive») (см. 1.4).
Появляется все больше туристических агентств оказывающих услуги по варианту «fly&drive». В таком агентстве вам разработают подробный маршрут вашего путешествия, снабдят детальными картами, посоветуют, где лучше заправиться и что посмотреть, где остановиться на ночлег и забронируют отели или кемпинги.
Фирма может предложить вам несколько стандартных вариантов автопутешествия по интересующей вас стране или разработать индивидуальный маршрут, с учётом ваших пожеланий. Туроператор воплощает разработанную программу в жизнь, то есть оформляет необходимый пакет документов (визы, страховки, доверенности), бронирует номера в отелях (кемпингах, замках,…) на маршруте. Помощь турагентства намного облегчает жизнь туристов и существенно экономит время.
3. Самостоятельно спланированной и организованной поездке, которая начинается и кончается в родном для вас городе, на принадлежа- щем вам автомобиле. Вариант – «от порога – до порога». В этом случае вы, вооружившись данной книгой, шаг-за-шагом, все делаете сами.
Каждый из этих вариантов организации автопутешествия имеет свои преимущества и недостатки.
Собираясь в поездку:
1.Продумайте программу и маршрут вашего путешествия.
2.Оформите визы и все необходимые для поездки документы.
3.Узнайте больше о тех местах, которые вы собираетесь посетить.
Советую почитать путеводители (см. 1.18) по местам ваших посещений. Чтение путеводителей полезно, очень образовывает и развивает, даже если вы почему-то и не поедете в эту страну. Узнаешь много нового и необычного. Покопайтесь в Интернете. Каждая страна имеет свои сайты, на которых бывает много полезной и интересной информации.
4.Подготовьте автомобиль и всё необходимое для него (часть 3).
5.Просмотрите и подготовьте необходимое снаряжение (часть 4).
6.Запаситесь простейшим разговорником (купить или скачать из интернета) на языке страны посещения. Всегда приятно, если вы знаете (произносите) хотя бы 15–20 слов на языке страны вашеготеперешнего пребывания. «Спасибо» или «Здравствуйте» —способствует очень быстрому установлению приятных контактов.
Можно ехать! И ничего не бойтесь. Большая часть нашей планеты населена гостеприимными, добрыми, любознательными и улыбчивыми людьми. Такими, какими являетесь вы сами.
Из личного опыта. Мои зарубежные путешествия
“Проникновенье наше по планете,
особенно заметно вдалеке.
В общественном Парижском туалете,
есть надписи на русском языке»
В. Высоцкий
Первое мое зарубежное путешествие состоялась аж в 1967 году.
Это был мотопоход «Знамя Октября», по семи социалистическим странам Европы. Мероприятие было организовано государством в первый (и последний) раз за 50-лет существования Советской власти.
Волею судеб и невероятного стечения разнообразных обстоятельств, я попал в список участников этого мероприятия.
От каждой республики выставлялась команда из трех человек и двух мотоциклов – одиночного и с коляской.
Входил я в состав команды от Киргизии. Команда была интернациональная – русский (это я), осетин – мой друг Аслан Жантиев и, наш третий друг, еврей – Николай Эзафович. От Киргизской ССР! Как вам нравится? Вот это советский интернационализм в действии.
Мероприятие было политически-парадным и принимали нас официально-торжественно. Телевидение, приемы у градоначальников, посещение всяческих достопримечательностей, от мемориальных кладбищ, до Дрезденской галереи.
Потом долго попасть за границу возможности не было. Но зато была возможность колесить по необъятным просторам и многочисленным республикам Советского союза, которые теперь, между прочим, тоже стали зарубежьем, хоть и ближним. Что я и делал.
Исколесил все – от Прибалтики, до Средней Азии; от Карелии, до Кавказа. Мой любимый кольцевой маршрут, по которому я проехал не-сколько раз, это: Москва – Питер – вся Прибалтика (Эстония – Латвия – Литва) – через Друскиникай (Литва) и Гродно (Белоруссия) – в Украину – далее, вдоль границы и через Львов – в Молдавию – в Одессу, а оттуда – на Днестровсие лиманы, отдыхать. Обратно – через Тирасполь – Кишинев – Киев – в Москву. Очень хороший маршрут и очень мне нравился. За свой преподавательский отпуск (2 месяца) я «наматывал» 5-7 тысяч километров, проезжая по территории 9 теперешних самостоятельных государств.
И все это без виз, границ, разных полиций и напряженных политических отношений. Вот какие были возможности раньше.
А уж когда открылись внешние границы, я, как и все, начал активно осваивать дальнее Зарубежье, прежде всего – Европу.
Проникнуть в цивилизованное содружество европейских стран на своём автомобиле можно сухопутным путем – через западные ворота бывшего СССР – Брест (Белоруссия) или южные – Чоп (Украина). Можно выбрать комбинацию автомобиль – паром, через Выборг,в Финляндию. Какой вариант проникновения в зарубежье выбрать – решать вам.
Самый цивилизованный и комфортный – через Финляндию. Но он несколько более затратный, большой крюк, если сама Финляндия вас не интересует. И ещё, финны не любят, если их страну используют в качестве «окна» для проникновения в Центральную Европу, то есть для транзитного проезда. Готовьте обоснованное опровержение таким подозрениям (например – едете на своем автомобиле в Африку, в безвизовую для россиян страну – Марокко), а то либо визу не дадут, либо на границе не пустят.
Если вы едете в Центральную или Юго-Восточную часть Европы (Германия, Франция, Италия), то самый простой вариант – Минское шоссе и КПП «Брест». Шоссе вполне европейское, особых проблем по дороге не будет и можно спокойно идти по нему до упора (лучше со сменным водителем), в удобном для вас режиме. Проблемы обычно возникают на границе – очереди, поборы, унижающее человеческое достоинство отношение.
Везде, не просто. Но, какой бы вариант вы не выбрали, несомненно, это будет самый предпочтительный и удобный для вас вариант.
Посещая какую-либо страну, даже с кратковременным визитом, я обязательно, хотя бы на короткое время, старался взять машину напрокат и поездить по стране, осматривая ее в свободном режиме и по собственной экскурсионной программе. Самым эффективным способом знакомством со страной, является автомобильное путешествие по ней, позволяющее за относительно короткое время увидеть и узнать много об этой стране. Так, постепенно, я привыкал к вождению автомобиля в других странах.
На сегодня я побывал уже в 128 странах мира, в некоторых из них – по несколько раз.
Имея большой опыт вождения автомобиля в Москве, Московской области и России вообще, я на практике убедился, что ездить за рулем машины в других странах ничуть не сложнее, а чаще много проще, чем то, с чем вам приходится сталкиваться в родной стране или городе.
И если у вас достаточно практики путешествий по России, то в дальнем зарубежье, на просторах сельских финских, шведских, норвежских, германских дорог, вы будете чувствовать себя намного комфортнее, чем на своих федеральных трассах.
Хотя, и здесь есть исключения. К примеру, в Англии, Кипре, странах Юго-Восточной Азии, Африки и других государствах с левосторонним движением, если у вас нет практики управления праворульных автомашин, лучше брать машину с шофером или (как минимум) с автоматической коробкой – непривычное движение, большая интенсивность, дорожные указатели на непонятном языке и своя, часто весьма своеобразная (Юго-Восточная Азия) культура вождения. Не просто ездить за рулем автомобиля во многих крупных городах Китая и Вьетнама.