Ольга Николаевна Платонова
Мы из Дачкино. Советы без занудства для новых дачников
© Платонова О.Н., текст, 2022
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2022
Обращение к читателям
Когда мне в голову только пришла мысль о том, чтобы написать эту книгу (отнюдь не первую в моем авторском списке), я сразу поняла, что хочу создать нечто особенное. Подать материал в принципиально новом формате; построить повествование, если возможно, в неизвестном до сих пор жанре. «Амбициозно! Смело! Самонадеянно!» – скажете вы. Быть может! Но я не боюсь рисковать и играть ва-банк! Тем более для того, чтобы получить лавры первооткрывателя! Поэтому я с невероятным азартом приступила к работе. Я ложилась спать и просыпалась с мыслями о новой книге. Выстраивала непростую ее структуру; придумывала нетривиальные сюжетные ходы; с любовью создавала образы персонажей.
Передо мной стояла непростая задача – рассказать о ландшафтном дизайне, садоводстве и агротехнике, об уходе за домом и занимательной кулинарии в нестандартной, интригующей манере. Мне хотелось, чтобы книга была, несомненно, полезной, но ни в коем случае не скучной. Чтобы чтение любой главы захватывало читателя и при этом помогало сделать жизнь на даче проще, комфортнее, интереснее. Чтобы мои любимые садоводы и огородники собирали богатый урожай, на их участках пышно цвели цветы, а на кухнях готовились вкусные и полезные блюда. Чтобы каждый день, проведенный на даче, вдохновлял и делал жизнь радостной, счастливой, глубокой и многообразной.
Справилась ли я с поставленной задачей, судить вам, мои дорогие!
«Мы из Дачкино» – это книга-эксперимент. Проза, созданная на стыке жанров и стилей. Это и художественная, и научно-популярная литература, и сборник практических рекомендаций в виде мастер-классов по садоводству и кулинарии. Здесь, следуя за развитием сюжета, мы находим множество полезных знаний и советов. Узнаем, к примеру, как получать урожай огурцов в течение всего лета; как сделать пруд для разведения карпов; как вырастить в саду грибы, спасти увядающую орхидею, создать симпатичный арт-объект на участке; как приготовить хрустящий весенний салат из примулы и многое-многое другое.
Итак, вам предстоит прочесть увлекательные истории о моих героях. А в канву повествования я встроила подробные рекомендации, которыми вы можете безотлагательно воспользоваться на практике. Никакого занудства! Только забавные ситуации, любовные интриги, животрепещущие драмы. Нашлось место и детективным сюжетам, и расследованиям, и гаданиям, и криминалу, и предательству, и вероломным изменам. В книге «Мы из Дачкино» каждый найдет что-то лично для себя – поддержку, урок, совет, просто развлечение – и с удовольствием скоротает вечер за приятным чтением. Поверьте, я старалась, чтобы вы не заскучали.
Почему мне пришла идея написать книгу на тему дачной жизни? Ответ прост! Я живу за городом, в Пушкино, в 18 км от МКАД. На обширной территории площадью один гектар я разбила сад с декоративными и плодовыми деревьями, кустарниками. Есть на участке и два больших водоема.
Все чаще я обращаю внимание на то, что число москвичей, которые выбирают жизнь за городом, неуклонно растет. Но поскольку многие из них никогда раньше не жили на лоне природы, они часто испытывают разного рода сложности. Моя книга как раз и призвана решить эту проблему – пополнить копилку знаний горожан, преподнести полезную информацию об уходе за дачным домом и садом в простой, легкой (и зачастую ироничной!) манере. Вы узнаете, в какие специфические ситуации попадают владельцы частных угодий и как из них выходят; с какими подводными камнями может столкнуться неискушенный в садоводческих вопросах хозяин участка.
В новеллах о дачной жизни я попыталась изменить некоторые издавна сложившиеся о ней неверные представления. К примеру, доказать: шуточка «По одежде дачников можно определить, что было в моде 10 лет назад» устарела. Сейчас за городом люди, живущие в ногу со временем, выглядят отлично; они, как говорится, в тренде: носят стильную красивую одежду, пьют хорошие вина, наслаждаются эстетикой обустроенной жизни на природе.
«Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя» (М. Пришвин).
Сегодня люди переезжают в частные дома для неспешной счастливой жизни. Поэтому явно устарел стишок-пародия о том, как супружеская пара купила дачу, после чего муж описывает их времяпровождение за городом таким образом: «Я разогнулся посмотреть, не разогнулась ли она, чтоб посмотреть, не разогнулся ли я». Беспросветные времена, когда с утра до вечера, во вред своему здоровью, люди проводили на грядках, также канули в Лету.
В моей книге девять основных персонажей. Некоторых из них я взяла, как говорится, из жизни, но вдобавок щедро наградила вымышленными качествами; других целиком придумала. Получилось этакое сообщество дачных соседей – «коммуналка» на природе, в которой каждый из жильцов имеет своеобразный характер и привычки.
Главная героиня книги – я сама, Ольга Платонова, телеведущая, ландшафтный дизайнер, увлеченный садовод, домохозяйка, мама четверых детей. Остальные восемь героев – мои соседи по поселку. Они частенько обращаются ко мне за помощью по созданию ландшафтных объектов, высадке рассады, подбору семян, перекопке грядок. А также за психологической поддержкой: изливают душу и спрашивают совета в любовных делах и семейных перипетиях.
Самый неоднозначный персонаж, как мне кажется, – моя соседка Паулина. Своим поведением она вызывает эмоциональные реакции чрезвычайно широкого спектра: от негодования и раздражения до опустошенного принятия и снисходительного сострадания. Она хвастлива, нагловата и абсолютно бесцеремонна. Паулина живет одна, считает себя центром вселенной, постоянно подглядывает за тем, что я делаю на своем участке, и при этом дает негативные комментарии и отпускает язвительные шуточки. Она – мастер интриг, делает все возможное, чтобы перессорить соседей и от этого получить свою дозу эндорфинов.
Прямая противоположность Паулине – Иван Никифорович, которого я ласково, за глаза, называю Кефирыч. Он значится в статусе вдовца, но никаких свидетельств того, что мой сосед когда-то был женат, нет. Поэтому приходится верить ему на слово. Кефирыч – деликатный, скромный и очень порядочный человек. Он часто рассказывает о своей супруге, что, впрочем, не мешает ему ухаживать за мной, дарить сирень и делиться навозом. Однако он настолько стеснителен, что так и не решается признаться мне в своих чувствах.
Самая энергичная, решительная, волевая и неунывающая моя соседка по Дачкино – это Люська. Она бизнес-леди, человек с врожденной коммерческой жилкой, хозяйка нескольких сетевых магазинов. Дела у нее идут хорошо, она умеет договариваться с нужными людьми, нанимать умелых работников и закупать то, что пользуется 100-процентным спросом. В общем, она на своем месте. По жизни Люська большой рационализатор и новатор, эдакий «Кулибин в юбке». Но у нее есть одна проблема, с которой ей никак не удается справиться: ее муж Виталик любит сильно выпить. Когда-то он служил в ВДВ. Теперь о тех доблестных годах напоминают тельняшка, которую он носит, не снимая, развевающийся флаг десантных войск над домом да частые визиты сослуживцев, от которых Люська приходит в бешенство. Еще бы – ведь они выливаются в недельные запои мужа! Виталик обожает бренчать на гитаре и исполнять песни Высоцкого, а также цитировать великого барда к месту и не к месту.
Самый интеллигентный персонаж – Анна Францевна. Бывшая актриса, настоящая аристократка; обращается ко всем людям, даже близким, исключительно на «вы». Она считает себя дамой голубых кровей и зачастую смотрит на других свысока, как госпожа на свою нерасторопную свиту. Но, ради того, чтобы в ее саду все было идеально, нередко «наступает на горло собственной песне» и обращается ко мне за советом. Францевна страдает от неразделенной любви к своему помощнику по хозяйству, таджику Джимми (по паспорту – Изатулло). Он прекрасно знает, что является предметом страсти актрисы, и бессовестно использует ее, играет чувствами. Джимми практически забросил дела по уходу за участком, ведет праздный образ жизни, лакомится деликатесами из дорогого гастронома, коими его потчует Анна Францевна. Более того, он еще умудряется ухлестывать за Люськой: частенько прибегает к ней под предлогом помощи по дому, когда Виталик пьян и спит во дворе на качелях. Францевна же довольствуется тем, что читает французские романы и целует себе руки, представляя, что это делает ее чернобровый красавец Джимми.
Еще одна интересная пара – грузин Иван Иванович Иванов (до смены фамилии, имени и отчества – Бакакидзе Мамиа Годердзиевич) и его жена-грузинка Манана. Иван Иванович – статный, симпатичный и любвеобильный мужчина, не пропускающий ни одной юбки. На этой почве у него часто возникают скандалы с супругой, которая, несмотря на долгое проживание в России, так и не научилась говорить по-русски. Единственное выученное ею русское слово – «хорошо». В общих беседах она вставляет его к месту и не к месту. Манана часто прибегает ко мне за советом, так как я – единственный человек в Дачкино, за исключением ее мужа, который владеет грузинским языком. Иван Иванович постоянно отсутствует, у него всегда дела в городе, а Манана плачет от ревности, бессилия и невозможности что-либо поменять. У грузинской четы нет дома – в классическом понимании этого слова. Иван Иванович когда-то привез на участок два ржавых судовых контейнера, которые где-то приобрел по дешевке, – в них-то они и живут. Хозяин попытался преобразить их удручающее на вид жилище и приделал к контейнерам колонны из труб. В такой же манере он «украшает» и участок: то в покрышках БелАЗа клумбы разобьет, то бассейн выкопает, а его стенки донышками от пивных бутылок выложит.
Мои соседи зовут меня не иначе как Дачная Фея и часто обращаются ко мне за советами. Обычно действие разворачивается на моем участке, но порой перемещается и в сады соседей. Между героями то и дело возникают разногласия, вспыхивают ссоры и локальные войны. Описание этих событий перемежается моими рассуждениями и воспоминаниями; иногда я читаю своим соседям лекции, но намного чаще провожу для них мастер-классы на ту или иную «садовую» тему. Как правило, в одной главе разыгрывается один сюжет и даются два мастер-класса. Такова, в целом, структура книги.
«Мы из Дачкино» – первая книга большого цикла. В ближайшей перспективе планируется издание новых дачных новелл с теми же героями, которые, надеюсь, станут для вас, мои дорогие читатели, любимыми и родными.
Желаю вам приятного и полезного чтения!
Итак, занавес поднимается! Мы начинаем!
Искренне вашаОльга ПлатоноваГлава 1. Цветочная кража и поимка с поличным. Январь
Утро я провела в телестудии – отсняли сразу несколько выпусков программы, – и хотя чувствовалась усталость, она была приятной. Сработали слаженно, четко, на позитиве. Я уже подъезжала к дому, мечтая сварить в турке кофе и принять душ, как раздался звонок на мобильный. Судя по мелодии, желание пообщаться со мной возникло у человека, не входящего в круг моей семьи или друзей. На экране высветилось имя Паулины:
– Оля, привет! Ты где? У меня тут к тебе вопросик есть, но по телефону сложно объяснить, зайду?
– Привет, Паулина! Через полчаса, хорошо?
– Ладно, начну собираться, – недовольно буркнула соседка.
Паулина, проигнорировав мою просьбу о времени визита, появилась на пороге минут через десять. Зная, что правила хорошего тона – не ее конек, я не стала упрекать почтенную даму в нарушении этических норм, все равно бесполезно, да и без моего выговора выглядела она не лучшим образом. Паулина, пока бежала ко мне, изрядно запыхалась, лицо у нее покраснело, а шляпка так забавно съехала набок, что она больше походила на клоуна, состарившегося в стенах цирка. В руках у бесцеремонной соседки был небольшой пакет. Она поспешила за мной в гостиную и, поставив полиэтиленовый мешок на стол, выпалила:
– Ты представляешь, как торгаши обнаглели! Уже не знают, как получше втюхивать товар, на что только не идут!
Далее последовала тирада в лучших традициях коммунистической идеологии, ярой сторонницей которой и была моя гостья. Смысл бурного монолога сводился к тому, что раньше спекулянтов сажали, а теперь они стали настоящими героями, успешными людьми, на которых стоит равняться. Казалось, что Паулина забыла о цели своего визита, поэтому мне пришлось возвращать ее в реальность:
– Насколько я понимаю, ты пришла ко мне не о социальных проблемах поговорить? О чем хотела посоветоваться?
Я неслучайно использовала глагол с корнем «совет». Паулина не привыкла прислушиваться к кому-либо, только свое мнение она считала единственно правильным и верным, поэтому мой вопрос отрезвил ее, вернул из сонма советских воспоминаний:
– Почему сразу посоветоваться? Ты, может, просто это в силу возраста знаешь, а я за всеми новинками уследить не поспеваю, понятно? В общем, рассказываю. Давеча была в магазине и увидела там новый вид тюльпанов, купила одно растение – пророщенную луковицу со стеблем и цветком. Приехала домой и посадила его как положено. Взяла большой горшок, отмерила, на какую глубину высаживать луковицу. Ее высота 5 сантиметров – значит, нужно было помножить на 3. Я упрятала луковицу на 15 сантиметров под грунтом. И что ты думаешь? Время проходит. Головка со стеблем легла, а луковица сгнила. И это у меня, у садоводницы со стажем! Сначала хотела к этим проходимцам бежать, чтобы деньги вернули, а потом подумала: зачем? Лучше свое возьму, от них не убудет!
– Не совсем тебя поняла, поясни, что же ты сделала?
– Да все просто! Пришла в отдел, там этих тюльпанов на поддоне уйма стоит. Я сумкой поддон задела – они все попадали. А когда продавец подбежал их на место ставить, я один незаметненько в сумочку и положила.
– То есть украла?
– Нет, какая ты непонятливая. Свое взяла, не понимаешь что ли?!
Как бы в доказательство своих слов, Паулина извлекла содержимое пакета. На столе появился краденый трофей.
– Паулина, неудивительно, что у тебя не получилось его пересадить! Ведь это не тюльпан, а гиппеаструм!
Паулина вскинула на меня удивленный взгляд:
– Вот оно что! Странно!.. Не знаю, какой такой гипастрий – может, ты путаешь его с граммофоном?
– Это растение только непросвещенные так именуют, а официальное научное название – гиппеаструм семейства амариллисовых.
– Да называй ты как хочешь этот хоботочек с граммофончиком, скажи лучше, что с ним делать, чтобы не загнулся?
– Нужно запомнить этот день: впервые в нашей дачной истории моя всезнающая соседка просит меня провести мастер-класс!
– Хватит язвить, рассказывай давай!
– Возьми ручку и запиши, чтобы ничего не забыть.
1. Прежде всего, вынимаем растение из пластикового горшка. Он категорически не подходит гиппеаструму, так как его корни должны дышать. Пересаживать его будем в глиняный горшок, в котором есть невидимые поры, необходимые для того, чтобы растение свободно дышало.
2. Удаляем увядший бутон, но цветонос не срезаем, потому что соки из него переходят в луковицу. Он пожелтеет и сам отпадет (как в случае с нарциссами и тюльпанами).
3. Освобождаем луковицу от земли. Проверяем состояние корней: обрезаем мертвые и гнилые. Избавляемся от них как от источника грибковых заболеваний корневой системы. Укорачиваем длинные корни, чтобы они не мешали посадке. Оставляем только хорошие, светлые и молодые.
4. Если стебель увядший, мы его аккуратно складываем и скрепляем шпилькой для волос.
5. Обрабатываем каждую луковицу сверху донизу фунгицидом, чтобы она не пострадала от гнили. Я обычно пользуюсь средством «ПРОТОН». Развожу его по инструкции и обрызгиваю внешнюю кожицу.
6. Очень важно подготовить почву, сделать правильный субстрат. Берем в качестве основы 1 часть плодородной садовой земли, добавляем 1 часть крупнозернистого песка, 2 ч.л. суперфосфата (чтобы восполнить силы на цветение) и 2 ст. л. древесной золы. Все тщательно перемешиваем.
7. Застилаем дно глиняного горшка обычной салфеткой, чтобы грунт не высыпался, и наполняем приготовленным субстратом на 2/3 емкости. Никакого дренажа не нужно, так как много места занимает сама луковица.
8. Высаживаем луковицу так, чтобы она на 1/3 торчала из земли. Хорошо уплотняем только первый слой грунта вокруг корней для лучшей приживаемости. Оставшийся субстрат сильно утрамбовывать не следует, лучше встряхнуть горшок, чтобы земля легла естественным образом.
9. Обильно поливаем, чтобы канальцы в почве встали на свои места. В дальнейшем полив прекращаем. Листья и цветонос желтеют. Гиппеаструм засыпает, и мы оставляем его в покое до весны. Спит он обычно не менее трех месяцев.
Важные дополнения:
• Образование корней в мелкой емкости происходит быстрее, чем в крупной, поэтому слишком большие горшки не подходят.
• Если появится дочерняя луковичка, ее нужно отсадить. Почву вокруг растений с молодой луковицей лучше сверху присыпать песком, чтобы снизить риск загнивания при поливе, так как у молодежи защитной кожицы нет.
• Традиционным способом (сверху) мы поливаем гиппеаструм только при пересадке. После того как растение отдохнет, мы будем готовить его к цветению. Набираем в тазик воды и погружаем в него горшочки с растениями «по плечики». Два раза в неделю ставим гиппеаструмы в таз с водой, чтобы они напились, т. е. верхний слой почвы стал влажным.
• Подкармливаем растения комплексным минеральным удобрением перед цветением и во время. Для этого растворяем его в воде, налитой в тот же самый тазик.
• Стараемся пересаживать гиппеаструмы ежегодно, так как мощному растению нужны силы, и за год оно высасывает из почвы все питание и полезные вещества.
Паулина облегченно вздохнула и отложила ручку.
– С гипиастриями этими все ясно, я это быстренько сделаю.
Она уже собиралась уходить, как в комнату вошла Люся:
– Приветствую собравшихся! Олечка, мне дверь дочка твоя открыла. Я только из магазина вернулась, у нас там ЧП!
– А что произошло? – встревожилась я.
– Да цветок украли!
– Это что-то новенькое, – отметила я. – Обычно у вас школьники чипсы, жвачки и шоколадки подворовывают, а тут цветоводы обнаглели!
Паулина робко пыталась засунуть цветок в свой пакет, но ее неловкую попытку пресекла громогласная Люська:
– Позволь-ка посмотреть, а что это ты в мешок прячешь?
– Не твое дело.
Люся, посчитав лишним вступать в дальнейшую перепалку, выхватила пакет из рук Паулины и стала внимательно осматривать растение.
– Ну надо же, точно мой!
– С чего это он твой? Я в магазине купила! – парировала Паулина.
– Да на нем маркировка моего магазина стоит! Сегодня продаж цветов не было, только украли один. Вот он и нашелся! Ты что, карга старая, совсем одурела?!
– Замолчи, перестань оскорблять меня! – завизжала Паулина. – Сама давно не девочка! Если уж так, то ты сама виновата, продаешь не пойми что, люди деньги на ветер выбрасывают, а ты еще лаешь, как собака!
Люся опешила. Паулина была взята с поличным и при этом не то что раскаяния не чувствовала и извинений не приносила, так еще и обиделась, и во всех тяжких ее обвинила!
Чтобы сгладить ситуацию, я попыталась выступить миротворцем:
– Люсенька, дело в том, что Паулина первое растение честно купила. Но она думала, что приобрела не гиппеаструм, а тюльпан, и ухаживала за ним соответствующим образом. Естественно, растение погибло – она разозлилась и решилась на сделку с совестью.
Люся с нескрываемым раздражением обратилась к Паулине:
– На ценнике же было написано название. Ты что, не читала?
– Да кто ж без очков ваши мелкие буквы разглядит? У меня их с собой не было! Могла бы для пенсионеров бумажку с крупными буквами на горшок наклеить да еще по-человечески рекомендации по уходу написать!
– Сама бы в Интернете посмотрела.
– Нет у меня никакого Интернета! Я глаза попусту не порчу и Интернету вашему не доверяю – туда разные бездари да лодыри пишут. Там все вранье! Занятым людям некогда в нем сидеть, у них дел по горло!
Я больше не в силах была слушать Паулинину околесицу и вмешалась в разговор:
– Паулина, зачем ты берешься рассуждать о том, о чем не имеешь ни малейшего представления?! Интернет – способ получить ценную информацию, площадка для обмена опытом! Откуда, как ты думаешь, я так много всего знаю? Благодаря всемирному разуму в том числе! Я каждый день общаюсь с садоводами-единомышленниками через приложение «Инстаграм»! Как бы я это делала без Интеренета, скажи мне, пожалуйста, на милость?
– Какое такое приложение? Куда его прикладывать-то?!
– Никуда его не прикладывают! Как же тебе объяснить попроще? Понимаешь, это огромная социальная сеть! Каждый день я снимаю видеоролики по садоводству, показываю, как правильно ухаживать за растениями, участок оформлять, необычные блюда готовить. Мои подписчики задают мне вопросы, я им подробно все объясняю. Представь, что ты зашла к подруге попить чай, поболтать. Так вот, в Инстаграме можно побывать в гостях, не выходя из дома. Нужен только телефон и Интернет, понимаешь?
– Ну вроде. А как к тебе в гости по Интернету попасть? Что сделать-то надо?
– Думаю, у тебя самой это не получится. Попроси своего внука Кирилла, он установит тебе это приложение, найдет мою страничку @platonovaolechka и подпишется на мои новости!
– Ты сказала «собака Платонова Олечка»? Какая еще собака? В вашем Интеренете вместо имен клички, что ли, дают?
– Ой, Паулина, как же тяжело с тобой! Это не кличка, а никнейм! Нажав на него, ты сможешь посмотреть мои видеосюжеты.
– Никнейм какой-то, час от часу не легче! Понаберут иностранщины, а потом хвастаются, по-русски скоро говорить разучитесь!
– Паулина, попроси внука установить приложение, он тебе все объяснит! Зайдешь в Инстаграм, нажмешь на лупу, напечатаешь название моей странички @platonovaolechka и станешь моей виртуальной гостьей!
– Ладно, скажу Кирюхе, чтоб этот Инстаграм собачий мне сделал, посмотрю, какой ерундой вы страдаете! Пойду я, некогда мне с вами лясы точить! А ты, Люська, впредь запомни: не продавай то, о чем сама понятия не имеешь! Хватит людей дурить и цветы непонятные втюхивать! Все, некогда мне. Провожать не надо, сама дорогу найду!
Паулина посеменила к выходу. Мы не стали ее задерживать. Люся обескураженно вздохнула:
– Ну что ты будешь с ней делать! – развела она руками. – Не пойду же я заявление писать! Чем бы дитя ни тешилось, как говорится.
Люська ненадолго замолчала, задумавшись, но, усмехнувшись чему-то своему, продолжила:
– Мне тут одна история вспомнилась, по случаю. Мужик украл петуха и спрятал его за пазуху. Однако в самый неподходящий момент петушиный хвост, как нарочно, вылез из-под его куртки… – Она засмеялась. – А вообще-то, пришла я к тебе, Олечка, по делу, за советом.
– Внимательно слушаю, надеюсь, что смогу помочь.
– Я тут на оптовой базе увидела крошечные гиппеаструмы, хотела для себя купить, на пробу, но не рискнула – они такие хилые. Некоторые уже отцвели. Побоялась, что не выживут. А ты случайно не знаешь, как их в чувство привести? Больно цена хорошая – я б за ними мигом съездила.
– Люся, можешь смело покупать, у меня есть проверенный рецепт по экспресс-спасению.
– Поделишься? А то не знаю, смогу ли я вырваться к тебе в ближайшие дни, – работы по горло.
– Записывай.
Люся включила диктофон на телефоне, и я рассказала, какие манипуляции надо проделать.
Есть два варианта спасения погибающего гиппеаструма:
А. Если бутон на растении еще закрыт, подождем, когда он раскроется и отцветет.
Б. Если растение уже отцвело, пересадим его и дадим отдохнуть.
Перейдем к деталям:
А. Если выбираем вариант без пересадки, тогда оставляем растение в покое и удобряем его гуматом калия. Так цветение будет обильным и красивым.
Б. Если решимся пересаживать, аккуратно складываем стебель и скрепляем канцелярской скрепкой. Убираем гнилые корни, внимательно осматриваем луковички и промываем в растворе марганцовки. Пересаживаем в новый субстрат, который состоит из трех частей: плодородной земли, крупнозернистого песка и торфа в равных пропорциях. Луковичку сажаем так, чтобы она возвышалась над землей и чтобы корни встали в прямом положении. Поливаем. И забываем про водные процедуры до будущего года, чтобы растение отдохнуло и пышно зацвело!
– Оля, – поинтересовалась у меня Люся, – а что произойдет, если продолжать поливать гиппеаструм?