Книга Египетские мифы - читать онлайн бесплатно, автор А. Н. Николаева
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Египетские мифы
Египетские мифы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Египетские мифы

А. Николаева

Египетские мифы

В оформлении обложки использованы иллюстрации:

Zvereva Yana, MasaMima, KsanaGraphica, Transia Design / Shutterstock / FOTODOM

Используется по лицензии от Shutterstock / FOTODOM

Во внутреннем оформлении использованы фотографии:

Anton_Ivanov, Creativity lover, Sailingstone Travel, hemro, bumihills, Mistervlad, WH_Pics, evgris, dimbar76, Mitzo, Kseniia Zagrebaeva, Viktor Fedorenko, Sandro Zahra, Jaroslav Moravcik, AlexAnton, Joey_Danuphol, Guido Vermeulen-Perdaen, Wirestock Creators, Ewa Studio, Sean M Smith, Regien Paassen, Ivan Vasylyev, Sailingstone Travel, frantic00, akimov konstantin, Maciek67, Emanuele Mazzoni Photo, Alexandree, Daria Volyanskaya, WML Image, Ferda Demir, ImAAm, sujesh, bumihills, WitR, Alex Cimbal, Melinda Raduly, Guillermo Gonzalez, kosmos111, g_reg / Shutterstock / FOTODOM

Используется по лицензии от Shutterstock / FOTODOM



© Николаева А.Н., текст, 2023

© ИП Москаленко Н.В., оформление, 2023

© Давлетбаева В.В., обложка, 2023

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023

Введение

Что такое мифы, когда и как они рождаются? Первое, что приходит нам в голову: миф – это что-то связанное с историями о древних богах и героях. Так что же, можно поставить знак равенства между мифом и сказкой, мифом и религией? Не совсем так.

В отличие от сказки и религиозного предания, миф – понятие гораздо более широкое. Это не конкретное представление о ком-то или о чем-то, это целостная картина мира.

Зачатки мифа появились еще в первобытное время, когда человек пытался объяснить непонятную ему суть явлений природы и проявлений собственной натуры. Почему отделены друг от друга небо и земля, почему небо не падает вниз? Кто перемещает по небосводу солнце и меняет форму луны? Почему гремит гром? Почему на море начинается буря? Почему сменяют друг друга времена года? Почему, в конце концов, мы испытываем гнев, любовь, обиду, почему нам бывает смешно или грустно? Не имея возможности объяснить все это с научной точки зрения, человек объяснял непонятное воздействием каких-то могущественных сил. Силы эти в каждой культуре назывались по-своему, богами их начали именовать уже ученые-исследователи и тем самым немного подменили понятия, смешав миф и религию. Дело в том, что эти самые силы-боги в представлении древнего человека существовали рядом с ним и взаимодействовали с ним самым непосредственным образом. В этом и заключается основная примета мифологической картины мира: несмотря на то, что человек неизмеримо слабее богов и не обладает их способностями и бессмертием, он существует в одной плоскости с ними. Вспомним хотя бы древнегреческих Зевса, Аполлона, Афродиту. Да, они управляют миром и людьми, но в то же время принимают непосредственное участие в Троянской войне, дают людям советы и, более того, у людей и богов даже рождаются общие дети.

Против судьбы не попрешь

Интересный факт: в большинстве древних мифологических систем даже боги не имели сил и полномочий противоречить судьбе. Судьба обычно тоже представлялась в виде некоей божественной силы или даже целой группы богов или богинь. Классический пример – это древнегреческие мойры, римские парки, скандинавские норны. Именно они, а не верховные божества, определяли будущее.

Когда на смену мифу приходит религия, бог (или боги) уже не воспринимается как персона с личными приметами и особенностями характера, существующая рядом с человеком. Он превращается в силу, стоящую НАД миром, требующую безусловного подчинения и не поддающуюся земным и человеческим измерениям. Замысел бога бесполезно пытаться предугадать, он уже не так прост и понятен, как сверхъестественные силы мифа, с которыми можно было пообщаться и договориться. Но зато на смену «языческим» жертвоприношениям и переговорам приходят каноны и догмы – жесткие правила, соблюдение которых может спасти человека и уберечь его от божьего гнева.

В любой цивилизации достаточно сложно отследить момент, когда на смену мифологическому сознанию приходит религиозное. Это всегда был длительный процесс, в ходе которого совершались научные открытия, менялась картина мира, а старые боги, олицетворявшие природные силы и даже душевные порывы человека, заменялись новыми, всеведущими и всемогущими. Позднее религиозное мировоззрение сменяется философским, но это, как говорится, уже другая история.

Все сказанное выше характерно и для древнеегипетских мифов, которым посвящена эта книга. Поэтому, говоря о сотворении мира, действующие силы мы будем привычно называть богами, а религиозную реформу фараона Эхнатона, создавшего новый «солнечный культ», рассмотрим в рамках бесед о мифологии.

В противовес распространенному мнению, иероглифы были не единственной формой письменности в Египте. Но для важных текстов, например сакральных, использовались в основном именно они.

…Древнеегипетская система мифов, которой посвящена эта книга, одна из самых запутанных и сложных для изучения. Безусловно, вклад цивилизации Древнего Египта в мировую культуру огромен. Но в ее истории есть множество пробелов. Иероглифическое письмо, в отличие от, например, китайской письменности, исчезло на рубеже нашей эры и более не возобновлялось. После греко-македонского, римского, а затем и арабского завоевания была утрачена преемственность: современное население страны не имеет практически никакого отношения к подданным Тутанхамона, Эхнатона и Нефертити. В течение многих веков история Древнего Египта изучалась бессистемно, и египтология как наука возникла достаточно поздно. В отличие от культуры и, соответственно, мифологии Древней Греции и Рима, которые были восприняты Византией, Европой и дошли до нас в относительно целостном виде, культура египетская была надолго забыта и многое утратилось безвозвратно.

В любом крупном музее мы видим сотни картин на темы мифологии Древней Греции или Рима. А много ли перед нами предстанет полотен, иллюстрирующих, например, сказания древних египтян о создании мира или о воскрешении Осириса? В общем, с пиаром древним египтянам тоже не очень повезло… Впрочем, это можно объяснить все тем же недостатком информации.


Вид на пирамиды Гизы. Современное фото


Но тем интереснее могут стать попытки создать из разрозненных «кирпичиков» по возможности более стройную картину, отдать должное древней цивилизации, которая для многих, к сожалению, ограничивается лишь фотографией трех Великих пирамид в туристическом буклете. А еще – сюрприз! – узнать, что мифы не умерли вместе с ветхозаветными цивилизациями, что в современном мире их ничуть не меньше…

Глава 1

То ли небо, а то ли… корова. Сотворение мира

Древний Египет и его мифы: сложно, загадочно, увлекательно!

Прежде чем рассматривать собственно мифы, родившиеся на земле Древнего Египта, нужно разобраться с тем, что это была за цивилизация, каковы ее особенности и когда она, собственно, существовала.

Словосочетанием «Древний Египет» мы обозначаем и историко-географический регион, и государство, и культуру, просуществовавшую в этом регионе примерно с IV тысячелетия до нашей эры до V–VII веков нашей эры, хотя то, что представляла собой египетская цивилизация в первые века нового тысячелетия, уже практически ничем не напоминало времена фараонов и пирамид… В целом же можно сказать, что на берегах Нила родилось одно из самых ранних и самых могущественных государств древности, создавшее очень интересную культуру, совершившее множество научных открытий и – куда же без этого – породившее множество загадок. Основные периоды древнеегипетской истории можно представить примерно так:

1. Додинастический период[1]. Примерно с конца V тысячелетия до нашей эры до 3100 года до нашей эры Возникает социальное неравенство, складываются первые небольшие государства в долине Нила (Египет далеко не сразу стал единым). Ну а признаки государства мы все помним по школьному курсу истории, не правда ли? Это появление органов власти, налогообложения, законов, профессиональных воинов и бюрократического аппарата. Это, конечно, не все, но нам пока хватит. В Египте развивается земледелие, скотоводство, системы орошения (египтяне рано научились использовать в своих целях регулярные разливы Нила). Этот период завершается объединением государства, которое приписывают фараону Нармеру.


Палетка Нармера. Каменная пластина для ритуального растирания красок с изображением побед фараона. Ок. XXXII в. до н. э.

Кто дал название?

Название «Египет» было придумано вовсе не самими египтянами. Оно происходит от слова, которым обозначали эту землю древние греки, – «Айгиптос». Происхождение слова точно неизвестно, возможно, это одно из греческих названий Нила. Сами египтяне обычно называли свою территорию «Та-Кем» или «Та-Кемет», то есть Черная земля.

2. Династический период, во время которого Египтом управляли последовательно представители тридцати династий! Это очень продолжительный период, в котором принято выделять следующие этапы (не пугайтесь, запоминать их вам не придется, это просто шпаргалка, на которую мы при необходимости будем ссылаться):

● Раннее царство. XXXII–XXVIII века до н. э. В это время полностью складывается письменность и система представлений об основных божествах. От этого периода до нас дошли гробницы-мастабы – относительно небольшие усеченные пирамиды с подземными погребальными камерами. Столицей является Мемфис.

● Древнее царство. Конец XXVIII – 2-я половина XXIII века до н. э. Уже полностью сформирован культ почитания фараона как воплощения бога Хора (Гора) или Ра; также на этом этапе возводятся Великие пирамиды в Гизе. Все завершается Первым переходным периодом: ослаблением власти фараонов и политической анархией.


Александр Македонский. Римская мозаика из Помпеев. Ок. 100 г. до н. э.


● Среднее царство. Примерно XXI–XVII века до н. э. Расширение государства, развитие обработки металлов, многочисленные завоевания территорий. Расцветает древнеегипетская литература. Создаются скальные гробницы в Долине царей; столичные функции в это время принимают на себя Фивы. Эпоха Среднего царства заканчивается Вторым переходным периодом, в ходе которого государство снова распадается на отдельные административные единицы – номы.

● Новое царство. XVI–XI века до н. э. К этому периоду относится «солнечная реформа» Аменхотепа IV (Эхнатона), которую некоторые исследователи именуют попыткой перехода к единобожию. Древнеегипетская цивилизация находится в стадии расцвета, возводятся грандиозные храмовые комплексы и памятники. Именно к этому периоду относится кратковременное правление Тутанхамона, прославившегося не столько своими деяниями, сколько своей гробницей. Этап завершился продолжительным Третьим переходным периодом, во время которого государство сильно ослабело и утратило значительную часть завоеванных некогда территорий.

● Поздний период или Позднее царство. VII–IV века до н. э. Мрачная эпоха: постоянная борьба за независимость, экономические и политические проблемы. Период завершается завоеванием Египта сначала персами-ахеменидами, а затем Александром Македонским.

3. Эллинистический Египет. Примерно с 305 года до н. э. по 30 год до н. э. В Египте воцаряются родственники и соратники Александра, а позднее – их потомки. Столицей в это время является основанная Александром Македонским Александрия Египетская. Наступает этап эллинизации Египта, то есть на него начинает оказывать решающее влияние греко-македонская культура, египетская самобытность в это время практически утрачивается. В Александрии работают известнейшие ученые античности – Евклид, Архимед, Страбон, Эратосфен и другие. Александрийская библиотека (к сожалению, уничтоженная впоследствии) становится одним из самых крупных научных центров античного мира. Известнейшим персонажем этого времени является египетская царица Клеопатра, которая по своему происхождению вовсе не была коренной египтянкой, она относилась к македонской династии Птолемеев (Лагидов).

4. Римский Египет. С 30 года до н. э. до IV века н. э. Территория Египта в это время превращается в одну из римских провинций.

5. Византийский Египет. От распада Римской империи до завоевания территории Египта арабами в VII столетии. В это время господствующей религией в Египте становится христианство. После арабского вторжения египетская территория исламизируется. Наступают века… ну не то чтобы полной безвестности древнеегипетской культуры, но как минимум слабого ее изучения.

Ученые споры

Приведенная здесь периодизация не единственная, но одна из самых популярных в египтологии. Конечно, нужно учесть, что моменты переходов от одного этапа к другому не были мгновенными. Также некоторые ученые предлагают выделить в отдельный период так называемый «Ахеменидский Египет» – времена владычества персов.

Исходя из темы, нас более всего интересуют Додинастический период и Династический, примерно до этапа Нового царства, в более поздние времена о каком-либо развитии египетского мифа говорить сложно. Но все же, по мере необходимости, мы будем обращаться к самым разным моментам его истории. В том числе и к последующим «открытиям» Древнего Египта – там тоже было очень много интересного!

Пока остановимся на том, что уже в глубокой древности египетская цивилизация была весьма развитой и интересной. Сложная система земледелия и орошения, активно используемые данные математики и астрономии (в первую очередь они требовались в сфере строительства и предсказаний разливов Нила), невероятно мудреные похоронные ритуалы…

Уже упоминалось, что древнеегипетская мифология чрезвычайно сложна для современного исследователя: это пресекшееся развитие цивилизации, долгий перерыв в ее изучении, иероглифическая письменность… Но это не все. Есть и еще важные нюансы. Они не представляли бы собой особой сложности, если бы у нас не было пробелов в изучении древнеегипетской истории и культуры. И все же давайте о них упомянем.

● У древних египтян не было сколько-нибудь определенных канонов в изображении тех или иных богов. Божество могло быть представлено и в виде человекоподобной фигуры с неким характерным атрибутом (скажем, богиню истины Маат изображали с перышком в руках или на голове), и в образе посвященного ему животного, и как антропоморфное создание с головой животного или птицы.


Амулет в виде скарабея. Подобные до сих пор популярны в Египте, правда, уже как сувениры. Современное фото


● Один и тот же образ, одно и то же божество, олицетворявшее то или иное явление природы, могло иметь несколько имен и представать в нескольких обличиях в течение одного дня! Классический пример: бог-творец Атум, который долгое время отождествлялся с вечерним заходящим солнцем, в то же время воспринимался как одна из ипостасей бога Ра – солнца дневного, находящегося в зените. А утреннее светило связывалось с богом Хепри – именно его часто представляли в виде жука-скарабея, «выкатывающего» солнечный диск на небесный свод. Хотя, как известно, в реальной жизни скарабеи катают отнюдь не солнце. Отдельная история – это родственные отношения богов. Кто кому брат, сват, сын, муж или жена не всегда можно разобраться, и версии относительно родства порой высказываются диаметрально противоположные. Не говоря уже о том, что, как и в большинстве древних мифологических систем, братья и сестры могли быть в то же время и супругами! Кстати, тем же самым грешили и сами древние египтяне в первую очередь из правящих династий.

● Почиталось множество богов, функции которых довольно сложно определить. Более того, сложно даже понять, боги это или какие-то сущности, не имеющие отношения к основному пантеону. Например, некий (некая?) Сехем, который в разных переводах определяется то как божество, покровительствующее жизненной силе, то как одна из составляющих человека… А этот самый человек, по представлениям египтян, состоял то ли из девяти, то ли из шести, то ли из четырнадцати составных частей, включая тело, душу и одухотворяющую силу! Но об этом чуть позже.

● К одному и тому же богу в разных мифах могло высказываться разное отношение. Скажем, бог-крокодил Себек предстает то как сугубо отрицательный, то как положительный персонаж. Еще один пример: злой и жестокий Сет, убивший своего брата Осириса, казалось бы, был стопроцентно негативным героем. Но имена в его честь носили многие фараоны!

● Египетская мифология очень символична. Это касается и текстов, которые в свое время с большим трудом переводили с иероглифических табличек, и сохранившихся иллюстраций к ним. В них многое иносказательно, многое нужно додумывать, складывая из многочисленных элементов по возможности цельную картину. Например, у древних греков образы богов были более или менее однозначны (хотя тоже могли немного трансформироваться с течением времени): Афину мы узнаем по наличию копья, по доспехам, по сопровождающей ее сове, Диониса – по венку из хмеля и виноградных кистей и так далее. У египтян же процесс восхода солнца, изображенный на фреске, – это сложная композиция, на которой мы видим и стоящих на «солнечной ладье» богов (каждого со своими атрибутами), и приветствующих солнце то ли животных, то ли других божеств в зверином обличье, и разнообразные растения, изображения которых также имеют свое специальное прочтение… А сопровождается все это обширной иероглифической надписью.

● Многие египетские мифы дошли до нас не благодаря переводам собственно египетских текстов (иероглифических или каких-то еще). Они сохранились в исторических документах, созданных учеными эллинистического, римского либо византийского периодов, греками или римлянами по происхождению. Они могли просто не понимать каких-то тонкостей и излагали предания «страны Та-Кем» в силу своего разумения. Это усугубляет путаницу.

Трудность древнеегипетских текстов объясняется не только сложностью письменности, но и тем, что в Египте придавали колоссальное значение слову и силе заклинаний. А значит, важно не наговорить лишнего!

Конечно, часть перечисленных сложностей в изучении древнеегипетской мифологии можно объяснить. Например, разночтения в образах богов, вероятно, возникали потому, что в истории государства было много периодов раздробленности, когда в разных городах и разных номах могли складываться свои тонкости и свои правила почитания сверхъестественных существ. Также их образы могли измениться с течением времени. Еще одна причина – в Древнем Египте огромной силой являлось жречество. В руках жрецов подчас концентрировались не только дела духовные и вопросы служения богам (а вопросы эти были первостепенны по важности), но и функции государственного управления, особенно если очередной правитель был малолетним или отличался слабым здоровьем. Одной из характерных примет египетского искусства и культуры было то, что можно назвать сакрализацией, когда многие действия и явления, достаточно простые и земные в своей основе, предстают чем-то таинственным, загадочным, значимым. Так, практический процесс изготовления мумии представал как олицетворение пути в мир мертвых, а жрец, надевавший в ходе бальзамирования маску бога Анубиса, воспринимался воплощением самого божества, сопровождающего умершего «на ту сторону». Мы, конечно же, не хотим принизить искусство древнеегипетских бальзамировщиков: изготовление мумии – процесс весьма ответственный и трудный. Речь в первую очередь о том, что многие моменты, связанные с религией, мифом, служением богам и с их историей, запутывались и покрывались мраком сознательно. В общем-то, это не такое уж редкое явление, во многих религиозных системах существует понятие «таинства» или «мистерии». Но в Древнем Египте эти секретность и загадочность достигали апогея.

Более того, в Египте было несколько религиозных центров – не путать со столицами! – например, Иуну, или Гелиополь, как потом назвали его греки, Инбу-Хедж (он же – Хет-Ка-Птах; греки позднее назвали его Мемфис) и так далее. У жрецов разных городов отличались точки зрения на то, кто именно из богов является творцом мира и человечества.

Так что разобраться в древнеегипетской мифологии действительно очень сложно. Не верите? Возьмите в библиотеке или скачайте академические издания по культуре Древнего Египта. На полстранички текста собственно мифа будет несколько страниц примечаний и пояснений. Но мы с вами пока не ставим перед собой цель совершить научное открытие или что-то опровергнуть, нам нужно просто познакомиться с самыми главными и самыми интересными историями в общих чертах. И в этой книге излагается наиболее простая и популярная версия основных древнеегипетских мифов. Начнем, конечно же, с сотворения мира.

«Да что же вы творите?», или Версии о происхождении Вселенной

В городе Иуну – Гелиополе – служители богов рассказывали об этом так. Много миллионов лет назад не было ни государства Египет, ни знаменитых пирамид, ни пальм, ни сфинксов… Непроглядный мрак расстилался от горизонта до горизонта, и плескались во мраке волны океана-хаоса, холодного и бездонного. Океан этот назывался Нун.

И вот однажды расступились воды океана, и из них явился бог Атум. Велики, неисчерпаемы были его силы, он смог сотворить сам себя из тьмы и небытия и теперь обдумывал возможность сотворить других богов и заселить землю людьми.

– Но как мне это сделать? – задумался Атум. – Вокруг нет ни одного сухого клочка земли, нет ничего, кроме мрака.

Взлетел он над поверхностью бездонного океана, произнес необходимые заклинания, и среди черных волн появился островок, которому Атум дал название Бен-Бен.

Атум сел посреди острова на землю и начал размышлять, что же делать ему дальше. Заселить этот островок людьми? Но они не смогут ни прокормить себя, ни выжить посреди мрачного хаоса. Ведь нет на острове ни сладких фруктов, ни колосьев, ни животных, которые помогали бы людям пахать землю. Одним словом, работы у бога впереди было столько, что он понял: один он вряд ли справится. А значит, ему нужны боги-помощники. И Атум решил для начала создать бога ветра, чтобы он немного разогнал воды Нуна, и богиню влаги, чтобы воды океана подчинились ей.

Первой парой богов, созданных Атумом, были бог Шу – покровитель ветра и богиня влаги Тефнут – женщина с головой львицы. Очень был рад бог-творец тому, что отныне он не один на свете.


Скульптура Атума. Ок. XVI–XIII вв. до н. э.

По одной из версий, Атум, создавая Шу и Тефнут, просто выплюнул их из собственного рта. Об этом говорит одно из толкований имени Тефнут – «выплюнутая», или «порожденная ртом».

Но недолго он радовался. Так как мрак вокруг еще не был рассеян, Атум, едва успев создать Шу и Тефнут, сразу потерял их из вида.

– Где же вы? – звал он их, вглядываясь в окружающую темноту. – Уж не погибли ли вы в водах мрачного океана-хаоса?

Но не слышал ответа.

И тогда Атум вытащил из глазницы свой глаз и приказал ему:

– Пойди и разыщи моих детей, Тефнут и Шу, и верни их ко мне.

Глаз отправился на поиски, а бог Атум сделал себе новый глаз, еще лучше, чем предыдущий, и вставил в глазницу.

Прошло много дней. Атум постоянно вглядывался в бездны хаоса, но не слышал ничьих голосов и не видел даже тени созданных им детей. Он уже потерял всякую надежду, но вот однажды перед ним предстали Тефнут и Шу, которых разыскал глаз в глубинах хаоса и привел снова к отцу. Радость Атума не имела пределов! Но тут глаз заметил, что у него появилась замена.

– Вот, значит, как? – злобно спросил он Атума. – Ты посылаешь меня в бездны хаоса разыскивать твоих детей, а сам делаешь себе новый глаз? Получается, я тебе больше не нужен? Вон она, благодарность!

– Не сердись, – ответил ему бог-творец. – Я размещу тебя посередине моего лба. Это самое почетное место! Ты будешь видеть все и заранее сообщать мне об опасности.

Но глаз не хотел ничего слушать – очень уж он был обижен. Он превратился в ядовитую змею-кобру и, злобно шипя, начал нападать на Атума. Но бог не дрогнул: он спокойно взял в руки кобру, раздувшую капюшон на шее, и обвил ее вокруг своей головы. С тех пор змея, всевидящая и всезнающая, украшает короны богов и правителей Египта. Змея эта называется урей

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.