Книга Проблема депортации армян в годы Первой мировой войны в турецко-армянских отношениях - читать онлайн бесплатно, автор Эмма Владимировна Осерская. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Проблема депортации армян в годы Первой мировой войны в турецко-армянских отношениях
Проблема депортации армян в годы Первой мировой войны в турецко-армянских отношениях
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Проблема депортации армян в годы Первой мировой войны в турецко-армянских отношениях

30 сентября – 2 октября 1895 г. в Константинополе состоялась многочисленная демонстрация армян, требовавших осуществления реформ. Примечательно, что накануне армянский революционный комитет партии «Гнчак» обратился к французскому консулу в Константинополе с нотой, где гнчакисты уведомляли, что демонстрация их будет мирной, но они не отвечают за последствия, если произойдет вмешательство полиции. Такие же ноты были направлены председателю Верховного суда и генеральному прокурору Османской империи. 12 октября 1895 г. по указанию партии «Гнчак» армянские националисты напали на турецкий гарнизон в Зейтуне Алеппского вилайета Османской империи. Над казармами был поднят красный флаг с надписью «Независимый Зейтун». В городе было создано правительство восставших, которое возглавил гнчакист Агаси. За его подписью рассылались воззвания к армянскому населению с призывом свергнуть турецкое правительство. В районах, примыкавших к Зейтуну, спешно создавались армянские вооруженные формирования, и вскоре весь вилайет оказался охваченным восстанием. О размахе армянских выступлений в Зейтуне можно судить по тому факту, что в течение четырех месяцев регулярные турецкие войска не могли добиться решающих успехов в борьбе с повстанцами. Это было вызвано тем, что в критический момент хода восстания резко обострились отношения между Турцией и Грецией, которая двинула свои войска к турецкой границе, из-за чего пятая турецкая армия была срочно отозвана из Зейтуна и переброшена к границе с Грецией. В этих условиях правительство османского султана было вынуждено лавировать в отношении восставших, и в результате переговоров, при посредничестве великих держав, 30 января 1895 г. было достигнуто соглашение, в котором предусматривалась частичная автономия для армянского населения Зейтуна и амнистия участникам антиправительственных выступлений. 20 октября 1895 г. султаном был, наконец, подписан указ о проведении реформ в шести вилайетах, где проживали армяне.[73]

Среди создаваемых армянами политических партий и организаций наибольшую известность получила партия «Дашнакцутюн». Главной отличительной особенностью этой партии было то, что она выражала интересы наиболее радикально настроенных представителей армянского населения.[74]

«Дашнакцутюн» («Союз», Армянский революционный союз, Союз армянских революционеров, Армянская революционная Партия) была создана в 1890 г. в Тифлисе. Основателями и лидерами партии являлись С. Заварян, С. Зорьян, К. Микаэлян. В момент своего создания «Дашнакцутюн» объединила революционные кружки и организации, действовавшие среди армян на Кавказе в 10-х гг. XX века. К концу 1890-х гг. была создана весьма сложная структура внутренней организации партии: общее собрание, ЦК, Западное и Восточное бюро, районные собрания, комитеты, подкомитеты и ячейки (хумбы). По данным на 1907 г. партия имела в своем составе 3233 группы, из которых 2311 действовали в Российской империи, а остальные в странах проживания армянской диаспоры. В это время дашнаки насчитывали в своих рядах около 100 тыс. чел. Социальный состав партии был неоднородным: национальная буржуазия, интеллигенция, крестьянство, служащие, рабочие. Центральный печатный орган – газета «Дрошак» («Знамя»). В 1890 г. правление партии (Х. Микаэлян, С. Заварьян, А. Датакян, А. Лорис-Меликян) выработало ее программу. Эта программа и устав «Дашнакцутюн» были приняты на первом Учредительном собрании, в присутствии делегатов из Турции и Персии, состоявшемся в Женеве в 1892 г. Главной задачей партии провозглашалось достижение с помощью западных держав и России, а также, в случае необходимости, посредством вооруженных выступлений, освобождения Западной Армении от Порты. Программа партии выдвигала также требования всеобщего избирательного права среди населения Порты, равенства национальностей, свободы слова, наделения безземельных землей, отмены подоходного налога, всеобщего обязательного обучения. Основной целью «Дашнакцутюна» было провозглашение в Турецкой Армении демократической республики. Вооруженное восстание должно было быть, по мнению авторов программы, подготовлено следующими способами: путем революционной пропаганды не только среди армян, но и среди других народов, населяющих Турцию; вооружением армян; террором; разорением и ограблением правительственных учреждений.[75]

Так, в 1896 г., осуществляя свою программу, вооруженная группа, состоявшая из членов партии «Дашнакцутюн», захватила здание Оттоманского банка. 25 дашнаков, вооруженных маузерами и бомбами, ворвались в помещение Константинопольского банка, вызвав страшную панику, и, захватив заложников, очистили его от посетителей. Террористы заявили, что взорвут здание со всеми находившимися там ценностями и документами, если европейские державы немедленно не вмешаются в события, происходящие в Турции, и не настоят на немедленном проведении реформ в пользу армянского населения.

В 1907 г. была принята в силу новая программа партии. Для Турецкой Армении в программе выдвигалось требование политической и экономической свободы, основанной на началах местной автономии во всей Турции. Среди инструментов достижения цели, обсуждаемых на съезде, были организация и дисциплина, пропаганда, политическая деятельность и вооруженное восстание. В программе шла речь о необходимости ежегодно готовить как минимум «50 вооруженных товарищей», в разделе «Боевые группы» говорилось о формировании в рядах дашнаков боевых групп для революционных предприятий. Отдельное внимание дашнаки уделяли структуре боевых групп, создаваемых на основе партии. Одна из них – группа «Самооборона», формировавшаяся из волонтёров с соблюдением условия иметь собственное оружие и выполняющая роль государственной милиции. «Самооборона» действовала в случае народных волнений и массовых столкновений. Другие боевые группы создавались специально в целях организации тайных убийств. Так, например, существовал орган, состоящий из трёх человек, «Подготовительный террористический комитет», занимавшийся подготовкой террористических актов. Была также и законспирированная организация «Дели», созданная в дополнение «Подготовительному террористическому комитету» и ведущая тайную разведывательную деятельность. Их главной обязанностью было «устанавливать, преимущественно при помощи чинов полиции, лиц, чья деятельность вредит «Дашнакцутюну», и вести за ними наблюдение». Боевые отряды, создаваемые армянами в 1900-е годы в больших количествах, отличались и степенью своей подготовки. Зинворы (вооруженные отряды дашнаков) были оснащены самым современным оружием. Помимо всего прочего в 1907 году в Болгарии было создано специальное военное училище, из стен которого выпустились 53 офицера – армянина.[76]

Таким образом, основание партий армянских националистов, поставивших себе целью создание независимой Армении, стало одной из предпосылок депортации армян младотурецким режимом в годы Первой мировой войны. Для достижения этой цели на протяжении длительного периода представители армянских партий, как на территории Османской империи, так и за ее пределами, непрерывно вели активную деятельность, в ходе которой прибегали к совершенно разнообразным методам и средствам. Среди используемых ими методов выделялся террор.[77]

Христианские меньшинства, в том числе и под влиянием Французской буржуазной революции, приступили к национально-освободительной борьбе и один за другим отторглись от империи. Эти отторжения были оценены господствующей нацией как предательство по отношению к ней. Восстания национальных меньшинств против османского государства приводили к взаимным кровавым побоищам между различными этническими и религиозными группами. Все приготовления армянских партий, а также поднятые ими восстания, начали представлять серьёзную угрозу турецкому населению и государству. Эти восстания позволили империалистическим кругам вмешиваться во внутренние дела Османской империи, и почти каждая этническая или религиозная группа нашла себе определенного защитника. Тот факт, что национальные меньшинства благодаря поддержке великих держав и капитуляциям приобрели ряд привилегий, которых были лишены мусульмане, и при помощи своих покровителей добивались все новых привилегий, пробудил глубокую ненависть мусульман к христианам.[78]

В рамках политических факторов, способствовавших депортации армян, необходимо отметить рост национального самосознания армян и антиосманскую подрывную деятельность армянских национально-освободительных групп с начала и до конца Первой мировой войны, их открытое вооруженное противостояние против властей османской Турции с целью образования, при поддержке царской России, армянского государства. Также причинами депортации армян явились: сепаратистские настроения, дезертирство армян из османской армии, оказываемая им помощь со стороны иностранных держав, в частности России, США и стран Европы.[79]

Успешное наступление русских и англо-французских войск в 1914–1915 гг. приближало освобождение Западной Армении и Киликии, что, в свою очередь, способствовало активизации политики геноцида в отношении армянского народа Османской империи. Получив отказ армянских политических организаций от совместного участия в войне против России и блока Антанта в целом, правительство младотурок в 1915–1918 гг. осуществило уничтожение и депортацию более 1,5 миллионов армян.[80]

Богос Нубар Паша (1851–1930), глава армянской делегации в 1919 году на Парижской мирной конференции ясно заявил, что армяне были воюющей стороной, и отметил, что они внесли жизненно важный вклад в разгром Османской империи. Более того, армяне признают, что, будучи подданными Османской империи, они предали её и воевали против османов на стороне русских оккупантов ещё до событий 1915 года. Так же он отметил, что в 1916 г. в Сирии и Палестине армянские добровольцы вступили в Восточный Легион по приглашению французского правительства.[81]

Когда было объявлено о вступлении Османской Империи в войну, армяне начали мобилизацию. Анатолийские армяне, которые предварительно перешли на сторону России, снова вернулись на территорию Османской Империи для того чтобы руководить партизанскими отрядами. Одна армянская банда, состоявшая более чем из тысячи человек, была организована бывшим армянским представителем в Парламенте Османской Империи, Гаро Пасдермаджяном (он же Армен Гаро). Лидеры армянских банд стали организаторами анатолийских революционеров и зарегистрировали еще тысячи новичков, включая иранских армян. На Кавказе партия дашнаков завербовала еще людей для партизанских банд, которые должны были вторгнуться в Османскую Империю со стороны России. Банды включали как российских, так и турецких армян, хотя для партизан такое различие не имело смысла.

Армянские планы захвата восточных городов Османской империи были осуществлены как только началась война.[82] Османское правительство не могло потерпеть подобных действий и посягательств, так как стоял вопрос о жизни или смерти государства. Вот почему оно посчитало своим долгом распустить все политические организации и не допускать впредь существования этих комитетов.[83]

Как XIX век, так и начало XX века прошли для турок в постоянном страхе. Как руководители империи, так и простой народ ждали, что если не сегодня, то завтра империя рухнет. Суть проблемы, известной как «Восточный вопрос» и в течение всего XIX века занимавшей европейскую дипломатию, состояла в предстоящем разделе Османской империи между империалистическими державами. Как правительство, так и оппозиция отлично сознавали, что будущее империи, ее дальнейшая судьба находится в руках внешних сил. Османскому руководству оставалось только ждать, какой приговор ему будет вынесен. Безысходность и постоянный страх перед скорым концом, охватившие государственных деятелей империи, оказали определенное воздействие и на турецкий национализм. Все силы и энергия направлялись на преодоление распада империи. Страх распада и исчезновения государства вызвал особенную панику в среде младотурок. Этот страх и стал одним из факторов, определивших их дальнейшие действия, в том числе депортацию армян. В результате среди турецкой интеллигенции появился психоз непрерывного ожидания гибели государства. Естественным следствием формирования подобного душевного состояния стали поиски лиц и кругов, виноватых в этих неудачах. Как и следовало ожидать, не пришлось тратить больших усилий, чтобы вину за свою слабость и угрозу исчезновения возложить на национальные меньшинства. Между процессом распада империи и ростом национальных движений существует прямая связь. Поэтому демократические требования входивших в состав империи народов, в том числе армян, были восприняты младотурками как угроза собственному существованию.[84]

Конечно, армянский вопрос не может рассматриваться отдельно от европейской политики. В частности он тесно связан с соперничеством России, Великобритании и Франции на Востоке. Великие державы использовали армянский вопрос как повод для вмешательства во внутренние дела Османской империи. И для предотвращения такого вмешательства было проще ликвидировать вопрос (а в реальности 1,5 млн. армян) изнутри.[85] Так же, в рамках соперничества великих держав свою роль сыграла и Германия. В соответствии с точкой зрения адмирала Узедома, одного из крупных немецких экспертов по ВМФ Турции в годы Первой мировой войны, именно немцы посоветовали туркам произвести депортацию армян. Кроме того, Германия пыталась спасти Турцию от развала, от одолевающей ее агонии. Османская империя не собиралась умирать, не сделав последней попытки спастись, пусть даже ценой кровопролития.

По мнению Энвера-паши, военного министра Османской империи в 1913–1918 гг., причиной армяно-турецкого конфликта было открытое и активное поощрение американцами армян и их национально-освободительной программы. Армяне чувствовали защиту со стороны США и поэтому пропагандировали идеи сепаратизма.[86]

Еще одной причиной депортации армян было их значительное присутствие во властных структурах Османской империи. Численность армян в Османской империи на протяжении рассматриваемого периода оценивалась приблизительно в 2,5 миллиона человек, причем 80 % из них проживало в сельских районах, в основном, в восточной Анатолии и регионах Аданы и Мараса на юге. В крупном городском центре – Стамбуле, к началу XX века количество армян составляло приблизительно двести тысяч. Менее крупные армянские общины были сосредоточены в Измире на западном побережье Турции, в Эрзеруме, Карсе и Ване на востоке, городах Сивас и Амасья в северном и центральном регионах, Адане, Мерсине и Диярбекире на юго-востоке. При этом, в каждом из таких городов проживало от десяти до ста тысяч армян, которые, в целом, присутствовали практически в каждом из вилайетов (провинций) империи. Основная масса армянского городского населения была представлена неквалифицированными работниками и мастеровыми, организованными в цеховые союзы или гильдии («эснаф»), представители же элиты (с эмирами во главе) занимали ключевые позиции в государственных институтах Османской империи и обществе, контролируя, кроме того, и саму армянскую общину изнутри.[87]

Эмиры на протяжении длительного времени были представлены армянскими правительственными чиновниками. Их появление было обусловлено следующим. Правительство назначало турецкого пашу главой исполнительной власти, последний назначал менялу-армянина, который был гарантом сбора налогов; меняла, облеченный властью, брал на себя расходы двора. Эмиры, как правило, были выходцами из провинции и, как наиболее значимые люди в империи, принимали участие в решении всех национальных вопросов.

Другая группа армянских магнатов состояла из высокопоставленных правительственных чиновников различных государственных институтов, в том числе и министерств, а также лиц, возглавлявших ряд государственных экономических структур (например, таможню, монетный двор, пороховые заводы, шахты, интендантские учреждения и т. п.). Управление имперским казначейством всегда находилось в руках армян (имеется в виду личная казна султана).

Таким образом, к началу двадцатого столетия армянская элита непосредственно оказывала влияние на структуру власти Османской империи, во многом благодаря своему доминирующему положению в экономике и государственных структурах. Влияние эмиров в Османской империи привело к росту враждебности со стороны турецкого населения, состоявшего, в основном, из националистически настроенной интеллигенции и высшего командного состава армии. Враждебное отношение к армянской общине привело к погромам и насилию по отношению к ней в 1894–1896 гг. и к массовой депортации армян в годы Первой мировой воны.

В рамках религиозно-идеологического блока причин необходимо упомянуть религиозную принадлежность армян, основная масса которых была христианской, что, по сути, могло явиться одной из причин депортации армян младотурецким режимом. Это подтверждается религиозным фанатизмом турок, который являлся следствием идеологии пантюркизма.[88]

В основе доктрины пантюркизма лежала шовинистическая идея объединения всех тюркоязычных народов в единое государство под эгидой Турции – Великий Туран, который должен был включить в себя территорию Турции, Закавказья, Северного Кавказа, Крыма, Поволжья и Средней Азии.[89]

В контексте распада Османской империи и роста влияния турецких националистических сил, направивших свои усилия на спасение осколков разваливающейся империи, реакция младотурок на национальные движения приняла наиболее жестокую форму. Турция встала на путь установления военной диктатуры, при этом «отуречивание» стало доминирующей идеологией комитета «Единение и Прогресс» (турецкая политическая партия, находившаяся у власти в 1908–1918 гг.). Пантюркизм являлся крайним выражением неадекватной реакции турецких националистов на экспансию Запада и ее деструктивное влияние на целостность Османской империи. Теоретики идеологии пантюркизма рассматривали турок в качестве «нации хозяев» и предвосхищали насильственное создание великой империи – «Турана», которая должна была объединить все тюрко-арийские народы Азии.[90]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Барсегов Ю. Г. Геноцид армян – преступление по международному праву. М., 2000.

2

Фадеева И. Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи: османизм – панисламизм (XIX – н. XX вв.). М., 1985.

3

Лэнг Д. Армяне. Народ-созидатель. М., 2006.

4

Бербероглу Б. Национализм и этническое соперничество в начале двадцатого столетия: акцент на армянской общине в Турции эпохи Османской империи/Б. Бербероглу – Режим доступа: http: www.genocid.ru/brb.htm.

5

Вагнер А. О гибели армян в пустынях Месопотамии/А. Вагнер – Режим доступа: http: www.genocid.ru/vg.ar/ne.htm.

6

Гарибджанян Г. Первый геноцид XX века и мировая общественность//Литературная Армения. 1988. № 4. С. 74–87.

7

Карлиян М. Геноцид армян. Установление младотурецкого режима/М. Карлиян – Режим доступа: http: www.genocid.ru/krl.htm.

8

Миллер А. Ф. Краткая история Турции. М., 1948.

9

Киракосян Дж. С. Младотурки перед судом истории. Ереван, 1989.

10

Акчам Т. Турецкое национальное «Я» и Армянский вопрос/Т. Акчам – Режим доступа: http: www.hayastan.com/akch.htm.

11

Тарле Е. В. Европа в эпоху империализма. 1871–1919 гг. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 5. М., 1958.

12

Фитц. А. О геноциде армян и об убийстве Талаата-паши Согомоном Тейлиряном/А. Фитц – Режим доступа: http: www.rusgermany.org.ru/fit/al/htm.

13

Сахиб Д. История против псевдогеноцида/Д. Сахиб – Режим доступа: http: www.azernews.ru/sah.

14

Маккарти Д., Маккарти К. Тюрки и армяне. Руководство по армянскому вопросу/Д. Маккарти, К. Маккарти – Режим доступа: http: www.azernews.ru/Armenian allegations: myth and reality.htm.

15

Фирман султана Махмуда II//Фадеева И. Л. Указ. соч. С. 237–241.

16

Хатт-и хумаюн (1856 г.)//Коряков В. П., Старостина С. А. История мусульманского государства и права. Калининград, 2002. С. 177–179.

17

Сан-Стефанский прелиминарный мирный договор (19 февраля/3 марта 1878 г.)//Геноцид армян: ответственность Турции и обязательства мирового сообщества. Документы и комментарии: в 2 т. Т. 1./Сост. Ю. Г. Барсегов. М., 2002. С. 91.

18

Телеграмма посла США в Оттоманской империи Г. Моргентау государственному секретарю Р. Лансингу (10 июля 1915 г.)//Геноцид армян… С. 244–246.

19

Парламентские дебаты в Палате Лордов Великобритании (от 6 октября 1915 г.)//Геноцид армян… С. 264–266.

20

Выдержки из стенограммы судебного процесса, проходившего в окружном суде Берлина по делу Согомона Тейлиряна, застрелившего бывшего Великого Визиря Оттоманской империи Талаата-пашу 15 марта 1921 г. (2–3 июня 1921 г.)//Геноцид армян… С. 714–762.

21

Согласованная Резолюция Сената США (9 февраля 1916 г.)//Геноцид армян… С. 275.

22

Декларация правительств России, Великобритании и Франции о квалификации действий турецкого правительства в отношении армян как «преступления против человечества» и уголовной ответственности его организаторов и исполнителей (от 24 мая 1915 г.)//Геноцид армян… С. 238–239.

23

Нансен Ф. Армения и Ближний Восток/Ф. Нансен – Режим доступа: http: www.armenianhouse.org.ru/nansen/ft.htm.

24

Журавский А. В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога / А. В. Журавский—URL: http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/juravskui_hristianstvo/index.htm

25

Лэнг Д. Армяне. Народ-созидатель. М., 2006. С. 259.

26

Бербероглу Б. Национализм и этническое соперничество в начале двадцатого столетия: акцент на армянской общине в Турции эпохи Османской империи / Б. Бербероглу – URL: http: www.genocid.ru/brb.htm.

27

Джаварли М. Жизнь армян в Османской империи // Дайджест. 2007. № 4–5. С.58.

28

Там же.

29

Барсегов Ю. Г. Геноцид армян – преступление по международному праву. М., 2000. С. 24.

30

Фадеева И. Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи: османизм – панисламизм (XIX – н. XX вв.). М., 1985. С. 8.

31

Ортайлы И. Система миллетов в Османской империи: особенности формирования и устройства // Вестник Московского университета. Серия: Востоковедение. 1995. № 3. С. 66.

32

Там же.

33

Маккарти Д., Маккарти К. Тюрки и армяне. Руководство по армянскому вопросу. Баку, 1996. С. 22.

34

Кастри А. Ислам и христианство в эпоху завоеваний и владычества арабов. С-Пб., 1915. С. 56–58.

35

Там же. С. 25.

36

Бербероглу Б. Указ. соч.

37

Инджикян О. Г. Буржуазия Османской Империи. Ереван, 1977. С. 11–14.

38

Джаварли М. Указ. соч. С. 60.

39

Jaber E.S. A. The Millet System in the Nineteenth Century Ottoman Empire. // The Muslim World. 1967 – Vol. LVII. – № 3. – P. 214.

40

Петросян И. Е., Петросян Ю. А. Османская империя: реформы и реформаторы (к. XVIII – н. XX вв.). / И. Е. Петросян, Ю. А. Петросян. – М.: 1993. – С. 24.

41

Родионов М. А. Ислам классический. С-Пб., 2008. С. 47.

42

Фирман султана Махмуда II//Фадеева И. Л. Указ. соч. С. 237–241.

43

Захарян К. Генезис катастрофы (Становление Армянского вопроса в XIX в.) / К. Захарян – URL – http://www.bvahan.com/zakharyan/genezis1.asp

44

Хатт-и хумаюн (1856 г.)//Коряков В. П., Старостина С. А. История мусульманского государства и права. – Калининград: 2002. – С. 178.

45

Там же. С. 179.

46

Там же. С. 179.

47

Фадеева И. Л. Указ. соч. С. 64.

48

Ортайлы И. Указ. соч. С. 68.