banner banner banner
Говори красиво, выступай легко. Простые правила публичных выступлений
Говори красиво, выступай легко. Простые правила публичных выступлений
Оценить:
 Рейтинг: 0

Говори красиво, выступай легко. Простые правила публичных выступлений

Рассказчик, который глядит в пол или потолок, теряет слушателей. Люди чувствуют: эта история не для них. И… уходят. Иногда в свои мысли, иногда – к другому рассказчику.

Нужно смотреть на людей. Причем здесь важен такой момент. Например, рядом с вами стоят пять человек. Но, рассказывая историю, вы смотрите по очереди только на двоих, потому что это наиболее близкие вам люди, вы их не стесняетесь. А посмотреть в глаза другим людям робеете.

Те трое, на кого вы не смотрите, уйдут. У них возникнет ощущение, что ваша история не для них.

Никому не хочется чувствовать себя ненужным. Чтобы избавиться от этого ощущения, они перейдут к другому рассказчику – тому, кто будет смотреть на всех.

И тот, другой, станет по очереди глядеть то на одного, то на другого, то на третьего «зрителя». И слушатели останутся с ним.

Это важно!

Не глядите в глаза одного человека дольше двух секунд. Иначе человек почувствует себя неловко. Займите позицию, с которой вам будет хорошо видно всех слушателей, и держите их глазами – как цветы, собранные в букет. Ваши глаза – это та самая «рука», что удерживает «букет» слушателей.

Инструмент 4. Слова в начале истории

Правильно подобранные слова важны всегда, но особенно – в начале и в конце истории. Ваша задача – мгновенно ухватить внимание слушателей и больше его не отпускать. Поэтому долгое вступление и реверансы оставьте для более подходящего момента. История должна стартовать сразу.

Есть волшебные слова, которые помогают слушателям почувствовать: «Ого! Тут интересно! И это интересное уже началось!» Самое сильное волшебное слово – «однажды». Еще одно сильное слово – «сегодня» или «сейчас». Чуть менее сильное – «вчера». Чем ближе событие к людям на временно?й шкале, тем более сильный интерес оно вызывает.

После того как крючком «однажды» вы подхватили внимание слушателей, ведите их прямиком к кульминации, не отвлекайтесь на пространные рассуждения и лишние подробности.

Инструмент 5. Тайминг

Как ни странно, у людей есть другие дела, кроме слушания ваших историй. С их стороны это, конечно, хамство, но они хотят есть, в туалет, идти домой… В общем, они бы рады слушать вас долго, но дела, дела.

Начиная историю, будьте готовы ее закончить через три минуты. Три – это максимум. Идеальная история укладывается в одну минуту.

Однажды на курсах кто-то из участников рассказал про знакомого. Парень настолько любил говорить, что в какой-то момент от него все начали шарахаться. Увидят его – и тут же делают вид, что страшно заняты.

– Причем он ведь интересно говорит! Но так долго! – смеялся участник курсов.

Не будьте как тот знакомый, не попадайте в состояние вынужденного одиночества.

Инструмент 6. Сдержанные эмоции

Слушатели пусть хохочут или рыдают: вы для этого и говорите. Но сами всегда держи?те покер-фейс.

Посмотрите выступления любимых комиков – тех, от которых вы готовы хохотать на весь город. Как они выглядят, когда говорят?

Лица комиков не выражают ничего. Или принимают слегка трагическое выражение. Или же мы видим на них легкую улыбку – не более.

Знаете почему? Потому что в истории плачет (или смеется) кто-то один – или рассказчик, или слушатель. Задача рассказчика – вызвать эмоцию у зрителей, а не продемонстрировать ее самому.

На телевидении про людей со слишком богатой мимикой говорят: «Он хлопочет лицом». Учитесь не хлопотать! И здесь вам лучше всего поможет зеркало. Расскажите историю самому себе и обратите внимание на свою мимику.

Инструмент 7. Паузы

Умейте держать паузу. Да, нам тоже хочется рассказать все и сразу, чтобы слушатели уже хохотали вместе с нами. Но история без пауз – это все равно что слить в одну тарелку первое, второе и компот. Некрасиво, невкусно, и совершенно не хочется это есть. Особенно необходимы паузы для самого важного момента, который мы называем кульминацией.

«И тогда он…» – Пауза.

«И тут он видит…» – Пауза.

«И тут мне отец говорит…» – Пауза.

Инструмент 8. Картинки или фотографии

По возможности подкрепляйте истории изобразительным материалом.

Если вы рассказываете, как первый раз встали на горные лыжи и ехали по пологой «зеленой» трассе, которая вдруг прервалась трамплином, – лучше схематично нарисовать трамплин. Пусть ваши слушатели видят, насколько он был крутым. Это поможет им «почувствовать» историю.

Инструмент 9. Юмор

Сейчас модно шутить – над всем подряд. Но, рассказывая истории, старайтесь в первую очередь шутить над собой. Во-первых, за такие шутки на вас никто не обидится. А во-вторых, ваш рейтинг в обществе только вырастет. Люди намного сильнее уважают тех, кто над собой смеется, чем тех, кого распирает от собственной важности.

Инструмент 10. Метафоры

Метафора – это образ. Можно долго объяснять, как вы тихонечко, осторожно, боясь что-нибудь задеть, крались из спальни, чтобы открыть дверь, не разбудив ребенка, а можно сказать: «Я прошел как на кошачьих лапах» – и все. Никаких объяснений не надо, люди мгновенно представили себе этот образ.

Практическое задание

Составьте и расскажите зеркалу и диктофону историю, которая случилась с вами за последние 24 часа. Даже если вам кажется, что совершенно ничего не происходило, подумайте. Что вам вспомнилось первым? Вот про это и рассказывайте!

«…»

Анастасии довольно часто приходилось выступать на совещаниях. И каждый раз ее выступление оказывалось крайне неудачным. Анастасию не слушали, к ее словам придирались, ее мнение не учитывали… В какой-то момент она даже попросила своего руководителя избавить ее от этой обязанности и перешла на письменный формат общения. К сообщениям Анастасии в рабочей переписке всегда относились благосклонно, нередко ее благодарили за умение коротко и точно описать суть проблемы и предложить нестандартные варианты решения.

– Настя, у вас светлая голова, но пока слабоваты навыки оратора, – ответил руководитель. – Может быть, вам не отказываться от выступлений, а просто научиться им? Не хотите пройти курс ораторского мастерства?

На первом же занятии курса Настя вышла перед аудиторией, чтобы сказать речь. Она отлично знала предмет, она понимала, что именно нужно сказать, а о чем умолчать. Она знала, как сформулировать фразы, – вся речь у нее уже была мысленно написана.

Через тридцать секунд Анастасия поняла: ее не слушают. Совсем не слушают, тотально.

– Да в чем дело?! – Настя прервала сама себя. – Почему меня игнорируют?!

– Анастасия, рада, что вы это заметили, – ответила ей тренер. – Давайте начистоту. Ваше выступление только началось, но вы уже совершили несколько критических ошибок. Первая – вы не подождали, пока аудитория начнет вас слушать. Перед вами выступал другой человек, люди еще обсуждали его выступление – а вы начали говорить.

Вторую ошибку Анастасия поняла сама – она не смотрела в глаза своим слушателям. Ей было неловко и стыдно, поэтому она всегда отводила взгляд: рассматривала окна, стены, потолок…

– А третья ошибка – вы не держали паузы. – Тренер включила видеозапись выступления Анастасии. – Ваша речь оказалась такой быстрой и нечеткой, что разобрать ее было довольно сложно.

Настя краснела. Ей хотелось убежать с тренинга «здесь и сейчас» и больше никогда не возвращаться к ораторскому искусству.

– Поздравляю, – завершила тренер, – вы сделали ровно те ошибки, что сделал на первом занятии лучший выпускник нашей школы. Только он еще и формулировал мысли крайне путано и непонятно. Поэтому, уверяю, к окончанию обучения вы почувствуете, как это – получать удовольствие оттого, что вы говорите, а вас слушают.

Настя осталась. Она выполняла все задания тренера. Ей было сложно «переформатировать» себя, но вместе со сложностью включился и азарт: я смогу! Я все равно смогу!

Она смогла. Ее выступление на выпускном было признано лучшим из всего курса.