banner banner banner
Говори красиво, выступай легко. Простые правила публичных выступлений
Говори красиво, выступай легко. Простые правила публичных выступлений
Оценить:
 Рейтинг: 0

Говори красиво, выступай легко. Простые правила публичных выступлений

И Денис рассказал, что девушка была копия его неслучившейся невесты. И ребенок как у Наташи. И стоял он столбом, и смотрел, и не понимал, что с ним происходит.

– Но все нормально. Я здесь. Клянусь, больше такого не повторится. Готов за 10 минут полностью отчитаться по итогам нашей работы, а потом пойду извиняться перед своими сотрудниками, которых я жутко подвел, – резюмировал Денис.

– Ну уж совсем-то не извиняйся, – ответил вдруг генеральный, – бывает, дело молодое.

И вздохнул – так, что стало понятно: рассказ Дениса тронул тонкие струны генеральной души.

История имела продолжение: позднее Денис нашел свою неслучившуюся невесту Наташу. Выяснил, что в браке она совсем не так счастлива, как выглядело со стороны.

Через полтора года Денис и Наташа поженились. А потом с разницей еще в полтора года родили двоих замечательных детей.

ЭТО ВАЖНО

Думаем, вы догадались: нас цепляют чужие истории, потому что они на самом деле про нас. У каждого из нас когда-то случалось что-то непредвиденное, что рушило все планы. И у каждого из нас когда-то были душевные терзания.

Есть лишь одно но: история Дениса сработала потому, что она была «из ряда вон». И потому, что до этого Денис никогда не опаздывал. Если бы его опоздания случались каждый день и если бы он на офисной кухне постоянно рассказывал про личную жизнь, никакого «вау-эффекта» не произошло бы.

История, выходящая за рамки дозволенного, – как сильнодействующее лекарство: ее можно применять, только когда вы точно понимаете, что другие методы не сработают.

Сейчас в нашей речи появилось не очень грамотное, но часто употребляемое выражение «мне это отзывается». Так вот, хорошая история – это та, что отзывается. Та, про которую человек может сказать: «Ой, а у меня тоже похожее было!» И та, которая будит в слушателях множество мыслей и эмоций.

Схема Аристотеля

Но вернемся к Аристотелю. Схема его описана довольно сложным языком, но мы коротко перескажем основные моменты.

В любой истории есть герой. И во время истории с ним всегда что-то случается, причем неожиданно. Плохое, хорошее, веселое, трагическое – любое.

Вспомните фильмы с Чарли Чаплином. Этот гениальный актер и режиссер снимал свое кино в 20–30-е годы XX века, когда фильмы шли без звука. Зрители видели только черно-белое изображение и слышали музыку, в кинотеатре ее играл на пианино специально нанятый музыкант – тапёр.

Но даже истории без слов трогали зрителей настолько, что они выходили из кинотеатра в слезах. Они бесконечно сопереживали героям Чарли Чаплина, смешным и нелепым. Герои вечно попадали в передряги, за ними гонялись злодеи. Зрители так сильно переживали и страдали, что равнодушных среди них не оставалось.

Кроме героя, в любой истории есть конфликт. Вовсе не обязательно, чтобы кто-то с кем-то спорил или дрался.

Например, в истории Дениса конфликт был между его необходимостью идти на совещание и внезапно нахлынувшими воспоминаниями. И в любой истории есть кульминация и финал. Иногда они могут совпадать (например, в анекдотах кульминация и финал – это одно и то же), но чаще кульминация возникает почти перед финалом.

Если можно было бы измерить интенсивность всех эмоций, которые испытывают люди, когда слушают истории, то самые сильные эмоции были бы как раз на кульминации. А финал – это как выдох после нее.

Если все это есть – значит, история удалась. И совершенно не важно, трагическая она, комическая или романтическая.

Практическое задание

Для хорошей истории, как для строительства хорошего дома, нужны две вещи. Первая – это качественные материалы. Для истории материал – это правильно подобранные слова. Вторая – это качественная конструкция. Для истории конструкция – это ее сюжет. Но особенно важна практика. «Умение» рассказывать истории приходит методом проб и ошибок.

Мы верим: у вас получится. Мы много раз проводили тренинги и видели: люди, которые ужасно стеснялись произнести хотя бы слово, вдруг начинали рассказывать потрясающие истории.

Вспомните, какую интересную историю вы слышали или видели недавно? Историю в фильме, в книге, в видеоблоге – любую. Перескажите ее своим друзьям – так, чтобы и им она показалась такой же интересной, как вам.

«…»

Олег, владелец и генеральный директор довольно крупной компании, очень хорошо знал, что мешает развитию его фирмы.

Его характер.

За глаза подчиненные называли его Дракула. И он оправдывал свое прозвище на сто процентов: резкий, вспыльчивый, угрюмый, не терпящий возражений… От него уходили лучшие сотрудники. Приходили новые – Олег никогда не скупился на зарплату, но и они уходили.

И однажды на совещании после жуткого разноса подчиненных он вдруг обвел их взглядом, улыбнулся кривоватой улыбкой (потому что улыбаться он не умел) и сказал:

– Я знаю, что вы меня терпеть не можете. Но я знаю, что не изменюсь. Я рано остался без отца – меня воспитывал отчим. Он никогда меня не хвалил. Максимум, что мог сказать доброго: «Терпи, зато будешь лучшим». И я действительно стал лучшим в школе, потом лучшим в институте. Построил своими руками дом – он меня этому научил. Хотя так ни разу и не похвалил. Я не изменюсь. Но могу вам обещать одно: мы станем лучшими. И каждый из вас станет лучшим. А потом, когда вы будете лидерами своих команд и хозяевами своих фирм, не ведите себя так, как я.

С тех пор словно изменилось что-то. Олег так и остался Дракулой. Но его сотрудники перестали писать заявления на увольнение. А работать стали так, словно на карту поставлена вся их жизнь.

10 инструментов хорошего рассказчика

Инструмент 1. Внятная речь

Как ни странно (хотя чего тут странного?), все начинается с голоса. Если вы привыкли говорить тихо и не напрягать свои связки, то люди вас просто не услышат. Точнее, они услышат: вы что-то рассказываете, но им придется прислушиваться, чтобы разобрать ваши слова. Будут ли они это делать? Кроме вас есть еще масса людей, готовых рассказывать истории, слушатели просто переместятся к другому оратору.

Однажды Вячеслав, участник наших курсов, сказал: «В обычной жизни я говорю нормально, но, как только начинаю что-то рассказывать и вижу, что все на меня смотрят, сразу начинаю говорить тихо из-за того, что сильно волнуюсь. Что делать?»

Знайте: если вы стесняетесь, вы не одиноки. Статистика говорит, что до 70 % людей боятся или боялись выступать публично. Но большинство из них смогли преодолеть этот страх.

А бывают и другие проблемы. Наверняка вы знаете таких людей: они вроде бы говорят полезные вещи, но во рту такая каша из налезающих друг на друга звуков, что половину не поймешь. Или и каши нет, но голос ужасно визгливый.

Лучше не мириться с этими недостатками, а исправлять их. Хорошие логопеды и мастера по технике речи помогут улучшить дикцию и поставить голос, и вы не раз (и даже не тысячу раз) скажете им спасибо.

А как понять, красивый у вас голос или нет?

Запишите себя на диктофон, а потом включите и послушайте. Ваш настоящий голос – тот, что вы слышите в диктофоне. Когда мы разговариваем, мы слышим себя не так, как окружающие. Поэтому поставить верный «диагноз» поможет гаджет.

Поначалу голос вам не понравится – просто потому, что он будет отличаться от того, что вы привыкли слышать. Но вслушайтесь в него и постарайтесь понять, что в этом голосе красиво, а что нужно менять.

Даже опытные ведущие телевидения и радио перед эфиром всегда проводят гимнастику для артикуляции: говорят специальные пословицы и поговорки, зевают (это хорошее упражнение на речевую разминку), корчат гримасы, складывают губы в трубочку и водят этой трубочкой налево-направо.

Такая гимнастика помогает им в эфире четко произносить все звуки и не глотать окончания. Если вы сможете ввести такую гимнастику себе в привычку, это будет очень полезно. Потому что любому успешному человеку приходится выступать много и по самым разным поводам. Значит, и хороший голос ему нужен постоянно.

Инструмент 2. Интонация

Вы, конечно, можете говорить монотонно. Например, если ваша цель – усыпить слушателей, лучшего варианта вообще не придумаешь. Но если хотите, чтобы у слушателей горели глаза, надо менять интонацию.

Интонация не бывает правильной и неправильной. Точнее так: любая интонация становится неправильной, если ее не менять. Надо рассказывать то быстро, то медленно. То громко, то тихо… Да, в самый важный момент можно перейти почти на шепот – и слушатели будут бояться пошевелиться, чтобы не пропустить ни слова. Но и шептать можно секунд 5–7, а потом вернуться к обычному голосу. Или воскликнуть.

Отрепетировать интонации снова поможет диктофон. Запишите свой голос, выражающий самые разные эмоции, и послушайте, что получилось.

Инструмент 3. Ваши глаза

В то время, когда вы будете рассказывать историю, ваши глаза будут выполнять работу не менее важную, чем голос.

Подумайте, куда вы обычно смотрите, когда рассказываете истории.