banner banner banner
Говори красиво, выступай легко. Простые правила публичных выступлений
Говори красиво, выступай легко. Простые правила публичных выступлений
Оценить:
 Рейтинг: 0

Говори красиво, выступай легко. Простые правила публичных выступлений

Какие детали интересны слушателям? Людям интересно то, что вызывает эмоции. Про что можно сказать: «Ничего себе!» Или ахнуть: «Вот это да!», или вздохнуть: «Бедолажечка…», или восхититься: «Вот это герой!», или… Да можно привести тысячи этих «или».

Фраза «Возведение собора велось по чертежам его первого архитектора баумайстера Герхарда фон Риле» точная, но не вызывает эмоций. А фраза «И я подумал: вот архитектор собора – он же понимал, что не увидит собор построенным» эмоции вызывает.

Коллега не говорил, что именно чувствовал архитектор. Он обрисовал ситуацию, которую мы рефлекторно на себя примерили: а правда, что этот архитектор чувствовал? Вот если бы я так создал чертежи… я бы что?

А как только слушатель начинает примерять ситуацию на себя – все, он ваш. Вы полностью завладели его вниманием, и он теперь никуда от вас не денется – пока вы не закончите историю.

Да, ту самую историю, в которой нет никакого развития сюжета – сплошные, казалось бы, описания.

Когда участники нашего тренинга поняли, как делать рассказы-описания, истории из них посыпались как из рога изобилия. Всем вдруг стало легко и просто. А мы по-настоящему наслаждались отличными рассказами и переживали только об одном – как все запомнить.

«…»

– А однажды мы с подругой ездили отдыхать на Красное море, – рассказала Ксения. – Я первый раз попробовала нырять с аквалангом. Было немного страшно, но под водой оказалось настолько красиво, что я забыла о страхе. Там плавали рыбки в горошек! Это не преувеличение – рыбка была точь-в-точь как мое платье, которое я надевала накануне. И еще я видела кораллы. Но не стала подплывать к ним слишком близко – они могли оказаться хищниками. Есть кораллы, которые пожирают медуз. И водятся эти кораллы как раз в Красном море! Они всасывают в себя медузу, причем медуза по размерам сама может быть почти как коралл. Я, конечно, покрупнее медузы, но на всякий случай решила к ним не слишком приближаться. Не люблю, когда на моих глазах кого-то едят.

Ксения нас не только удивила, но и рассмешила – своей фразой «Я, конечно, покрупнее медузы». Вообще, юмор – отличное изобретение человечества. Он подходит для рассказов «про себя», и для баек, и для длинных историй – в том числе для описаний.

Практическое задание

Вспомните свою поездку – в отпуск, в поход, в другой город… И придумайте рассказ про то, что вам там больше всего запомнилось. Может быть, необычное здание. Или редкой красоты закаты. Или трамвай, который ходит в метро. (Бывали в Волгограде? Там можно спуститься на станцию метро – и вдруг увидеть, как к платформе подъезжает обычный трамвай! У туристов он вызывает бешеный восторг.)

Расскажите про это! Сначала диктофону, а потом друзьям. Если же тема туризма вам не близка, подумайте: как вы могли бы представить свой рабочий проект – так, чтобы им заинтересовались люди, принимающие решения.

«…»

Молодые сотрудники крупной нефтяной компании учились на программе МВА. Им предстояло защищать проект по добыче нефти: новые способы, новые перспективы, новые возможности.

Презентация была готова: развернутая, обстоятельная, на 25 минут. Скучная.

И вдруг им сказали:

– Хронометраж – 7 минут. Как хотите, но надо уложиться.

Как 25-минутную презентацию переделать в семиминутную? Причем переделать так, чтобы слушатели прониклись их идеями насчет новых способов добычи нефти.

И они начали с картинки.

Первый слайд их презентации был без цифр, без графиков, без текста. Просто фотография города.

– Это город Муравленко, – сказали молодые нефтяники. – Он строился в вечной мерзлоте как город будущего, как город, который будет качать нефтяные деньги. Но сейчас это дотационный город. Почему? Наш проект даст вам ответ на этот вопрос. А главное – мы знаем, как избежать этого в других нефтяных городах.

Их расчет полностью оправдался. В зале сидели люди, хорошо знакомые с историей этого города. Им было достаточно увидеть его фотографию – и сразу понять, о чем пойдет речь в презентации (и главное – понять, что авторы презентации по-настоящему «в теме»).

После из этих молодых нефтяников организовали рабочую группу, которая и вела весь проект.

Как рассказывать истории в незнакомой компании?

Как быстро освоиться в новой компании?

Большинство людей предпочли бы оказаться в компании, где никто никого не знает, чем в той, где все давно знакомы и только вы – белая ворона. Даже если вы гениальный рассказчик, первое время лучше вести себя достаточно незаметно. Сначала присмотритесь.

В каждой компании распределены роли. Кто-то – лидер, кто-то – всеобщий весельчак, кто-то – мастер страшных историй… Эти роли нигде не записаны (и вряд ли сами члены компании скажут: «Да, вот у нас Вася главный, Маша всех смешит, а Петя – мастер хорроров»), но они подсознательно чувствуются каждым.

И теперь представьте: в компанию, где все всех знают, вдруг приходит совершенно незнакомый человек и начинает ломать привычный ход вещей. Понравится ли это компании? Скорее она постарается мягко, но настойчиво избавиться от нечуткого пришельца.

Это обидно: вы начали рассказывать историю, но вас демонстративно не слушают. Кто-то утыкается в телефон, кто-то разговаривает друг с другом, кто-то встает и уходит. У пришельца в такой ситуации потом еще долго болит самолюбие.

Это важно

Если пришелец сначала побудет в компании в роли зрителя и почувствует стиль общения, интересы, примерно поймет, как распределяются роли, – и лишь после этого будет рассказывать истории…

Вот в этом случае ему будут бесконечно рады. Потому что, с одной стороны, он вписался, а с другой – принес свежие темы. Такое любая компания оценит!

Как правильно себя вести в компании, где никто никого не знает?

Здесь ситуация противоположная. Представьте: вы поехали в фитнес-тур один. Все приехали из разных городов, никто ни с кем не знаком. Все смотрят друг на друга, заводят первые короткие разговоры: «О, чувствую, нам предстоят отличные тренировки». – «А я тут в прошлом году был». – «А не знаете, где наш корпус?» Кто-то называет свое имя, большинство его тут же забывают…

И вот в такой ситуации молчать и прятаться за спины других совсем нельзя. Потому что перед вами открывается лучшая возможность взять на себя роль главного «сказителя историй». Того человека, вокруг которого всегда будет группа людей, уверенных, что с вами интересно. Будьте активным! И лучше всего подготовьте несколько своих историй заранее.

Какие истории подходят для первого дня в новой компании?

Но начнем с другого вопроса: а как вообще освоиться в новой компании или новом офисе?

Некоторые психологи приравнивают выход на новое место работы к разводу – и в первом, и во втором случае человек испытывает примерно одинаковый уровень стресса.

Чтобы минимизировать стресс и как можно быстрее влиться в коллектив, советуем короткое руководство к действию. Оно состоит всего из двух глаголов: слушать и говорить.

Какой из этих глаголов важнее? Оба одинаково важные.

Как сотрудники воспримут человека, который в первый день своей работы не проронит ни слова и будет лишь сидеть за столом, уткнувшись в ноутбук? Вряд ли они примут его за своего.

Как сотрудники воспримут человека, который в первый же день расскажет всем в подробностях о своем опыте работы, а заодно раздаст десяток советов, как необходимо изменить организацию труда в этом офисе? Тоже – вряд ли доброжелательно.

Поэтому начать лучше с того, чтобы внимательно слушать все, что говорят. Пытаться как можно скорее уловить неписаные законы офиса, традиции, понять логику общения (в каждом офисе она своя). Но при этом не уходить от общения.

Ваше оружие – доброжелательность, тактичность и оптимизм. Пусть даже вы не относите эти качества к своим сильным сторонам, постарайтесь в первые дни быть максимально доброжелательным и тактичным.

Прежде чем взять чашку на офисной кухне, уточните, общие ли это чашки? Или у каждого сотрудника есть своя, персональная?

Предлагая свою идею (а идеи нужно предлагать!), используйте оборот «мне кажется, что…». Таким образом вы избавите свое сообщение от ноток безапелляционности, которые могут в нем проскочить.

Смотрите на людей – вы обязательно заметите того, кто улыбнется вам в ответ.

Кто придет на помощь, объяснит, где находится офисная кухня и где брать чистую бумагу для принтера. Поддерживайте с ним разговор, покажите, что цените его заботу: именно этот человек станет для вас «проводником» в офис.

Вполне возможно, что в будущем ваши отношения не перерастут в дружбу. Но в первые дни и недели в офисе поддержка такого человека будет вам очень кстати.

Особенно если вы приходите в офис на самую сложную для «вливания» должность менеджера среднего звена. У вас есть начальники. У вас есть подчиненные. У вас есть коллеги. И с каждой этой группой вам нужно оперативно выстроить отличные отношения (причем выстроить таким образом, чтобы другие две группы их внутренне одобрили).