banner banner banner
Говори красиво, выступай легко. Простые правила публичных выступлений
Говори красиво, выступай легко. Простые правила публичных выступлений
Оценить:
 Рейтинг: 0

Говори красиво, выступай легко. Простые правила публичных выступлений

Ну а теперь переходим к историям, которые вы вполне можете рассказать на офисной кухне (а возможно, даже на офисной оперативке).

ПЕРВОЕ – ЭТИ ИСТОРИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КОРОТКИМИ.

Не истории даже, а байки. Конечно, люди с удовольствием будут слушать и длинные истории, но попозже, когда все уже познакомятся и схлынет волна впечатлений от знакомств. В первые часы пребывания в новой среде на всех сваливается так много разной информации, что длинную историю никто просто не дослушает.

ВТОРОЕ – ЭТИ ИСТОРИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЕСЕЛЫМИ.

Истории про путешествия и хобби поберегите для посиделок за ужином, драматические сюжеты – для задушевных бесед под вино. А в момент знакомства лучше всего рассказать что-то веселое. Шутка – это универсальное «оружие» оратора, ее никто не захочет пропустить.

ТРЕТЬЕ – ЭТИ ИСТОРИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЫСТРО СВОРАЧИВАЕМЫМИ.

Первые часы пребывания в новой компании – время полной непредсказуемости. Вы вроде только сели в беседке – всех зовут на тренировку. А вы только-только начали рассказывать. Что делать? Бросать на полуслове? Нет, быстренько досказать историю, сократив все, что можно. Или наоборот – вашей короткой историей все увлеклись, никто никуда не торопится, так хорошо слушают. Тогда вы добавляете в историю детали, плавно подводите к кульминации и даже затягиваете ее появление, чтобы все прочувствовали момент по максимуму…

Может быть, вы даже ошибетесь с выбором истории в первый раз. Может, вас не будут слушать так внимательно, как хотелось бы. Но зато во второй раз будет уже лучше. А в третий еще лучше.

Это как учиться вождению: сначала не получается, потом – получается, но с трудом. Потом – получается, но крепко вцепившись в руль. И вот вы уже получили права и смело совершаете мотозабеги, проезжая сотни километров.

Подумайте, кто ваша аудитория и зачем вы рассказываете свою историю именно сейчас. Какая у вас цель?

Цели могут быть очень разными. Но каждый раз, начиная историю, вы ставите перед собой только одну.

Например:

• заполнить паузу;

• развеселить людей;

• сообщить им важную информацию;

• поделиться своей историей на ту же тему, когда кто-то другой только что закончил рассказ;

• обратить на себя внимание.

Рассказывать историю без цели нет никакого смысла – ее все равно не станут слушать. Такая история не готова, она как сырое тесто. Кто захочет вместо пирогов есть сырое тесто?

И еще один важный момент.

История не может быть всегда хорошей или всегда плохой. Она может подходить или не подходить аудитории и моменту.

«…»

На встрече школьных выпускников был аншлаг. Приехали все: и бывшие отличники, и бывшие двоечники. С удивлением заново знакомились друг с другом: оказалось, что школьные оценки почти никак не коррелировали с карьерными успехами. И отличники, и «почти-двоечники» обнаруживались и в стане руководителей, и в стане рядовых исполнителей с нереализованными мечтами.

Вадим оказался где-то посередине. Он и в школе был таким. «Не ругали, не хвалили», – обычно говорила его мама, возвращаясь с родительского собрания.

Но тут Вадим обнаружил: один из его школьных приятелей, Игорь, – большой руководитель. Причем именно в той компании, в какой Вадим мечтал работать. Надо просто обратить внимание Игоря на себя. Просто… рассказать историю из прошлого, объединяющую их.

И Вадим вспомнил ее! Историю о том, как Игорь подбил весь класс выпрыгнуть из окна, чтобы избежать контрольной работы. Он прорепетировал ее мысленно, расставил акценты так, чтобы Игорь в этой истории выглядел героем (но при этом не почувствовал неприкрытую лесть).

– А помните, как мы от контрольной в окно сбежали? – вдруг произнесла его одноклассница Аня. – Игоряш, это ведь ты всех подбил, да?

Аня рассказала ту историю. Совсем не идеально, Вадим подготовил ее гораздо лучше.

И после того, как все отсмеялись, он пошел ва-банк.

– Да, я тоже об этом сразу вспомнил! – произнес Вадим. – Игорь, помнишь, как ты…

Вадима уже почти не слушали.

Как вы думаете, какую ошибку он совершил?

Он начал говорить о том, что все уже только что пережили, обдумали, обсудили. Фактически он ухватился за уходящий тренд и попытался его реанимировать. Но людям это уже не интересно! Они только-только насытились этой историей, им хочется чего-то другого!

Как поступить в случае, когда другой рассказчик буквально уводит историю у вас из-под носа?

Сократите свой спич до реплики. Но сформулируйте эту реплику так, чтобы она привносила в историю крайне важную деталь. В идеале реплика должна придать истории иной смысл, сообщить то, чего слушатели не знали.

Если бы Вадим сказал: «Я тогда никому не рассказывал, но после нашего побега я пошел к учителю физики. И попросил его не сердиться на наш класс. И учитель физики мне ответил: “Я не сержусь только на одного человека в вашем классе. На Игоря. Он – лидер и повел за собой. А вы – исполнители. Что сказал лидер, то и сделали. А когда своей-то головой будете думать?!”» – если бы Вадим это добавил, ему был бы гарантирован успех.

Но увы. Он всего лишь пересказал своими словами то, что недавно сообщила Аня.

Есть и еще один вариант: рассказать другую историю. Да, отправляясь на событие, где наверняка придется говорить тост, лучше подготовить сразу несколько историй и поздравительных речей. Так вы обезопасите себя от ситуации «Мою историю уже рассказали, я не знаю, что делать».

Это важно

Как же понять: стоит или не стоит рассказывать историю? Оцените, что сейчас делают люди, которым вы собирались ее рассказывать.

Вы сидите у костра и кто-то взял в руки гитару? Придержите историю при себе – гитара уже стала центром внимания.

Вы сидите у костра и уже два часа поете песни под гитару? Можете смело предлагать свою историю: все подустали от песен и охотно послушают «разговорный жанр».

Вы едете в метро? Однозначно нет. Вас просто не услышат.

Вы едете в поезде? Отлично, да. Долгая дорога прекрасно монтируется с длинными историями.

Вы готовитесь к началу футбольного матча с серьезным противником? Возможен только очень короткий анекдот. Историю будут слушать вполуха – все сосредоточены на себе.

Вы выиграли футбольный матч и теперь празднуете победу в кафе? Прекрасный момент для коротких веселых историй, а вот длинные по-прежнему берегите до другого случая: слушатели слишком взбудоражены победой, чтобы долго следить за перипетиями сюжета. Словом, учитывайте момент!

Практическое задание

В течение дня отмечайте для себя, в какие моменты было бы удобно рассказать своим коллегам, друзьям, знакомым длинную историю. В какие – короткую. А в какие лучше вообще ничего не рассказывать.

Если окажетесь в незнакомой компании, проанализируйте, кто в ней главный «сказитель»? Кто лидер? К чьим словам прислушиваются?

«…»

Марина сама говорила: «Я вечно все делаю невпопад!» Она была умной девушкой, но ее ум тяготел к точным наукам. А со сферой эмоций ей было сложнее. Несмотря на то что Марина умела рассказывать истории, она часто промахивалась с форматом и начинала свою «тронную речь» ровно в тот момент, когда речь была вовсе не нужна.