banner banner banner
Системное управление на практике. 50 историй из опыта руководителей для развития управленческих навыков
Системное управление на практике. 50 историй из опыта руководителей для развития управленческих навыков
Оценить:
 Рейтинг: 0

Системное управление на практике. 50 историй из опыта руководителей для развития управленческих навыков

Если же вы скорее довольны тем, «как работают ваши подчи ненные», но видите потенциал для улучшения их работы – найдете в историях полезные для себя управленческие приемы, решения, рекомендации. Я насчитал их в книге значительно более 50 штук.

На страницах книги вы узнаете, как руководителю:

• составить пошаговую инструкцию для сотрудников, чтобы они перестали «ходить по граблям» и совершать болезненные ошибки;

• делегировать работу подчиненным, чтобы вместо «просиживания штанов» и «перекладывания ответственности друг на друга» люди проявляли инициативу и самостоятельно работали на результат;

• реагировать на нарушения сотрудниками правил и договоренностей, чтобы избавиться от «ручного контроля за каждым чихом».

И многое другое. Просто посмотрите оглавление – названия историй говорят сами за себя.

2. Для руководителей подразделений и отделов, которые мало знакомы с системным подходом в управлении, но обогащают свой опыт новыми приемами и техниками. Для тех, кто желает добиться больших результатов, заинтересован в профессиональном и карьерном росте.

3. Для руководителей-экспертов, которые хорошо ориентируются в системном управлении и применяют его на практике. Чужой опыт в виде историй поможет взглянуть на типовые «управленческие проблемы» под иным углом, найти новые решения или доработать уже используемые.

4. Для добросовестного специалиста, который претендует сейчас или целится в будущем на должность руководителя. Многие решения из этой книги не используют те, кто годами занимает управленческие должности. У вас есть хороший шанс выиграть конкуренцию с ними. Освойте хотя бы несколько приемов, и ваши перспективы занять руководящую должность сильно вырастут – вы будете бесценной находкой для топ-менеджеров. Это же касается руководителей среднего звена, которые рассчитывают стать директорами.

5. Если же вы считаете себя «зубром в управлении», в вашем бизнесе (подразделении) нет проблем и/или «точек роста», а внутренний голос постоянно твердит «у нас все прекрасно и не может быть лучше», – подарите эту книгу своим знакомым руководителям! ?

Какую пользу можно извлечь из книги и как это сделать?

1. Улучшить собственные навыки в области системного управления. Прочтите управленческие истории. Выполните короткие задания. Для этого нет надобности в специальных знаниях – все написано простым языком и в виде пошаговых алгоритмов действий. Адаптируйте для своей компании/ подразделения и начните использовать на практике.

2. Обучить и оценить руководителей, которые вам подчиняются. Попросите их во время изучения книги письменно выполнить все задания – в электронном документе. Такая работа станет для менеджеров отличным управленческим практикумом, а для вас – материалом для оценки их знаний, навыков и возможностей развития.

3. План действий по внедрению системного управления в компании/ подразделении. Выберите истории и решения к ним, которые наиболее актуальны для вашей компании/подразделения. Составьте на их основе стартовый план действий.

4. Материал для внутреннего тренинга руководителей.

Выберите несколько историй и попросите каждого участника:

• вспомнить аналогичные истории из личной практики;

• подготовить предложение, «какой стандарт и договоренности помогут разрешить проблемы и не допустить их возникновения в будущем»;

• сформулировать ключевые тезисы стандарта.

Обсудите результат в группе ключевых сотрудников и вместе сформируйте единые правила для компании. Люди будут не только вовлечены в разработку правил, но и получат понимание, как применять системное управление на практике.

5. Образец для ценностей компании и программы обучения руководителей и сотрудников в формате реальных управленческих историй (кейсов). По аналогии напишите свои истории. Ваши сотрудники «проживут» их, поймут, как те или иные правила связаны с реальностью и опытом компании, а значит, будут более активно нацелены на выполнение регламентов и стандартов без принуждения. Когда перечень ошибок заранее известен широкому кругу лиц, согласитесь, некомфортно их повторять?

6. Подарок партнерам или своим знакомым руководителям. Сделайте сотрудничество, взаимодействие и общение более комфортным. Кто владеет основами системного управления – соблюдает договоренности. Согласитесь, с такими людьми работать приятнее.

Введение, или Что потребуется для внедрения рекомендаций из книги на практике и извлечения максимальной пользы

Концепция книги и как с ней работать – почему именно в виде коротких историй и примеров, а не «учебника по менеджменту»?

Перед вами сборник проблем, решений, рекомендаций и кейсов, рассмотренных с позиции системного подхода к управлению. С ними повседневно сталкиваются собственники, топ-менеджеры и руководители. Обобщенно я называю их историями.

Откуда я их взял? Мой личный опыт управления людьми – 18 лет (совершеннолетие пройдено! ?) на разных руководящих должностях и в разных компаниях. Девять лет я консультирую собственников и топ-менеджеров по внедрению системного управления и за это время работал более чем с 240 компаниями.

Каждая история – это реальная ситуация, которую «прожил с болью» лично я в повседневной работе как руководитель и/или мои клиенты – со своими подчиненными.

В книге нет «универсального пошагового алгоритма для построения системного бизнеса», нет «комплекта шаблонов регламентов для сотрудников на все случаи жизни» (впрочем, образцы документов вы сможете получить, но об этом в свое время). У книги другая цель – показать применение системного подхода к управлению на практике, в конкретных ситуациях.

Собственники и топ-менеджеры – занятые люди. Многим некогда читать «талмуды». Моя книга для тех руководителей, кто не может или не готов выделить большое количество времени на внедрение системного управления, а хотел бы идти маленькими шагами в форме практических микродействий.

Книга состоит из 50 историй-кейсов. Каждая представляет собой обучающий мини-модуль из пяти логических блоков:

1. История в формате управленческой ситуации, проблемы или бизнес-задачи, которая произошла с конкретным руководителем (все имена, само собой, изменены). В истории я целенаправленно подсвечиваю типовые ходы руководителей, совершаемые в рамках «повседневного» (интуитивного) управления, а также порождаемые ими риски и проблемы. У каждой истории есть продолжение: ее решение руководителем с точки зрения си стемного управления + итоговый результат. Речь идет о реальных историях, поэтому далеко не у всех хеппи-энд.

2. Блок «Тренировка управленческой мышцы». Поможет адаптировать ситуацию в форме истории-кейса к реалиям собственной компании/подразделения. Содержит список вопросов для проработки и развития управленческих навыков.

3. Блок «Системный подход к управлению». Здесь вы найдете принципы и краткие пошаговые алгоритмы разрешения ситуации из истории-кейса с точки зрения системного управления. Опираясь на них, вы сможете решить не только идентичную управленческую задачу в своей компании (подразделении), но и целый пласт родственных проблем.

4. Блок «Моя личная история». Я делюсь своим опытом столкновения с аналогичной проблемой, который содержит немало провалов и ошибок.

И стараюсь замечать ошибки, анализировать причины, исправлять. Не всегда получается, но недаром говорят: «Увидеть проблему – на 50 % ее решить». Да, опыт на ошибках самый болезненный, но и самый ценный – надолго запоминается. Нет смысла бояться ошибок, они неизбежны. Важно находить силы их признать, приложить требуемое усилие по изменению своего поведения, изучению нового и формированию дополнительных навыков. Чтобы получить что-то новое, необходимо начать что-то делать по-новому. Другая формула мне неизвестна.

5. Блок «Анализ текущей ситуации и план действий». Поможет запланировать конкретные шаги по внедрению системного подхода к управлению в компании/подразделении на основе проработанной истории-кейса. Не только заполняйте сами, но и подарите экземпляр книги подчиненному. Его зафиксированные планы о многом расскажут.

Два слова об общей схеме работы с книгой. Тем, у кого бумажная версия, будет удобно делать пометки «не отходя от кассы» (после каждой истории есть специальная мини-таблица). Если же вы – приверженец работы с электронными документами, я приготовил для вас специальный шаблон таблицы в формате Excel и Google-таблиц.

В шаблоне для каждой из 50 историй созданы удобные разделы, чтобы вы могли зафиксировать идеи и проблемы, составить на их основе план действий. Сбор информации в едином месте – это тоже системный подход. Так легче расставлять приоритеты, последовательно реализовывать планы на практике.

Чтобы получить таблицу, напишите мне через социальные сети (их просто найти, достаточно ввести в «Яндексе» запрос «Евгений Севастьянов системное управление» – и вуаля) или на почту tab@50stories.ru (ответ по почте придет быстрее).

Не правда ли, интересно посмотреть, как поработают с книгой подчиненные вам руководители и коллеги на аналогичном уровне управления? Коллегам предложите сравнить результаты, а под чиненным дайте официальное задание изучить книгу и по итогам отправить заполненную таблицу (формат соревнования тоже уместен: у кого более ценные идеи и планы – получает премию).

В рамках управления ожиданиями предупредите о том, что «профанация» и «формальный подход» к выполнению задания незавидным образом охарактеризуют реальное отношение к работе и профессиональному развитию. Принцип «за разницей в действиях стоит разница в компетенциях, целях и ценностях» поможет увидеть расхождения между «устными заверениями» и действительными намерениями и возможностями человека.

Попутно решается задача проведения аудита. Вы узнаете много интересного! Только не ругайте за правду, а зафиксируйте полученную информацию в качестве отправной точки роста. А вот если человек не начнет исправлять выявленные проблемы, тут уже стоит поругать «от души».

В каком количестве и порядке рекомендуется читать истории? Если вы будете просматривать по два-три кейса из книги в неделю и выполнять прилагающиеся к ним упражнения применительно к своей компании/подразделению, подчиненным, ситуациям – уверен, в аналогичных случаях у вас появится способность действовать с позиции системного управления «на автомате».

Не забывайте проверять составленные планы по чек-листу, который прилагается в конце книги (раздел «Заключение»). После прочтения всей книги, если есть желание, пройдите итоговый тест на «готовность к системному управлению». Как получить на него ссылку, сказано там же, в «Заключении».

А там и сотрудники «подтянутся». Вначале адаптируются под создаваемую вами среду, затем системный подход станет частью корпоративной культуры – когда люди руководствуются принципами не «потому что так принято», а «потому что так привыкли». Как чистить зубы каждый день.

В целях тренировки вы можете читать кейсы подряд или записать в ежедневник задачу, например: «По вторникам и четвергам открывать случайную страницу книги и разбирать посланную “богом менеджмента” ситуацию».

А где научное определение системного управления?!

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: «Стоп! А где научное определение системного управления?! Где доказательства его эффективности?! Где?..»

Сначала я написал восемь страниц теоретических выкладок о том, «что такое си стемное управление» и «как оно полезно-замечательно». Потом вспомнил, что эта книга про практику, и безжалостно сжал все в пару абзацев (они перед вами). Получилось как «дважды два = четыре пункта».

Суть системного подхода к управлению: