banner banner banner
Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга
Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга
Оценить:
 Рейтинг: 0

Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга


Но для здоровья ребенка важно, что в детском саду, школе удовлетворяются не только его познавательные, но и социальные потребности – в уважении к его человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям (причем не только в учебной деятельности). Забота о психологическом здоровье требует внимания взрослых (родителей, воспитателей, учителей) к этому внутреннему миру ребенка. Психолог понимает, что для обеспечения психического и психологического здоровья ребенка особое внимание следует уделить сохранению и поддержанию его эмоционального благополучия, так как переживания, чувства детей всегда оказывают существенное влияние на любую выполняемую ими деятельность и на развитие личности.

Педагог-психолог анализирует и оценивает любую учебно-воспитательную программу, любую систему отношений и взаимоотношений в учебном учреждении с точки зрения того, обеспечивают ли они условия, необходимые для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья детей и школьников. Только в этом случае он действительно представляет и защищает интересы ребенка как растущего человека, развивающейся личности и индивидуальности.

По большому счету, главная цель психологической службы созвучна по смыслу с высказыванием академика В. В. Краевского на международных лихачевских научных чтениях:

«Содействие становлению человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представлениям иных культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для другого мнения и неожиданной мысли» (2001).

Задачи психологической службы

Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования:

• реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка на каждом возрастном этапе;

• подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка со ступеньки на ступеньку в процессе непрерывного образования;

• учет и развитие индивидуальных особенностей детей – их интересов, способностей, склонностей, характера, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и пр. Недоучет сложного комплекса субъективных переживаний ребенка ведет к нарушению его психического и личностного развития;

• создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата (в детском саду, школе, гимназии, интернате, колледже и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех ступенях онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой. Успех или неуспех в значимой для человека (любого возраста и в соответствии с возрастом) деятельности влияет на развитие его личности, формирует личностное достоинство, закладывает основу жизненной позиции, в том числе и нравственной, определяет смысл жизни;

• профилактика и выявление различных психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, подростков, учащейся молодежи;

• оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям;

• осознание педагогом-психологом границ своей профессиональной компетенции, понимание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия;

• приобщение детей разного возраста, их родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений к психологической культуре.

Одной из центральных задач практической психологии в системе образования является привнесение в эту систему психологической культуры, в контексте которой всех взрослых субъектов образовательного пространства (от министра образования, от управленцев всех уровней до любого воспитателя, учителя, родителя) объединяют взаимное уважение, взаимная ответственность и осознание главной цели образовательной деятельности. А цель – ребенок, его нормальное детство и отрочество, полноценное обучение, воспитание и развитие, подготовка его к самостоятельной достойной жизни в современном обществе.

Основные средства решения задач психологической службы

Достижение главной цели и решение задач психологической службы обеспечиваются созданием и соблюдением в образовательном учреждении психологических, социально-психологических и психолого-педагогических условий, гарантирующих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

При определении оптимальных условий развития необходимо учитывать возраст ребенка. Ранее уже обращалось внимание на то, что тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Каждый возраст является сензитивным, а потому и благоприятным для определенных психологических образований, которые служат опорой, базой, стартовым плацдармом для последующего развития.

Тот или иной возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе социальных отношений.

Младенчество, раннее, дошкольное и школьное детство, отрочество, ранняя юность, в целом вся жизнь детей на всех этих возрастных этапах должна быть наполнена особым содержанием:

• особыми взаимоотношениями с окружающими – взрослыми, сверстниками;

• особыми способами познания окружающего мира;

• ведущей деятельностью (игровой, учебной, общением), в наибольшей степени способствующей психическому и личностному развитию именно на данном возрастном этапе;

• особым соотношением осознания прошлого, настоящего и будущего;

• особой системой прав и обязанностей ребенка, которые он должен знать, понимать и выполнять, и многим другим.

Однако возраст не определяет стандарта психического развития ребенка. Мы уже отмечали, что возрастные особенности существуют в единстве с особенностями индивидуальными. В практической работе с ребенком любого возраста возрастной подход неотделим от подхода индивидуального. Человек в принципе «нестандартен». Внутренний мир каждого человека имеет огромное количество неповторимо своеобразных вариантов, признаков, различных проявлений, которые зависят от возраста, пола, типа нервной системы, особенностей среды и условий воспитания, накопленного опыта, конкретной жизненной ситуации и пр. Поэтому педагогу-психологу необходимо уметь распознавать и учитывать индивидуальные варианты возрастного развития, индивидуальные пути и темпы взросления ребенка.

Нарушение выше обозначенных условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специальной развивающей работы с ними.

Педагог-психолог осуществляет психологический анализ образовательных программ (программ обучения и воспитания) и вносит в них совместно с педагогом те или иные коррективы с целью соотнесения содержания этих программ и способов освоения с интеллектуальными и личностными возможностями и особенностями детей и учащихся разного возраста. Психолог содействует решению центральной задачи обучения и воспитания как единого процесса образования человека. Эта задача заключается в том, чтобы сформировать и развивать у ребенка, школьника те психические особенности, свойства и качества, которые, с одной стороны, характеризуют высокий уровень развития на данном возрастном этапе, а с другой – подготавливают закономерный переход к следующей возрастной стадии, более высокому уровню психического и личностного развития.

Психолог должен уметь производить анализ психолого-педагогических условий в контексте возрастных задач культурного развития ребенка в детстве, отрочестве, ранней юности.

Необходимо понимать и помнить, что в условия нормального развития ребенка дошкольного и школьного возраста непременно входит культурное взаимодействие воспитателей и родителей, учителей и родителей. При этом приоритетом взаимодействия образовательного учреждения и родителей должны стать не дисциплина и успеваемость детей, а развитие и укрепление общей и нравственной (психологической) культуры взрослых. Ведь образ жизни и поведение родителей в значительной степени предопределяют нравственную позицию формирующейся личности ребенка; профессионализм и культура педагогов являются условием развития и формирования позитивных способностей и личностных качеств воспитанников.

Педагог-психолог может реализовать сущностный смысл такого взаимодействия. Именно психолог принимает каждого ребенка не только как воспитанника данного детского сада или ученика данной школы, конкретного класса, но и как сына (или дочь) определенной семьи, члена этой семьи. Не зная семьи, ничего понять о ребенке нельзя. Ребенок растет, переходит из одного социального института в другой. Его жизнь начинается в семье, затем подключаются детский сад, школа, улица, группа сверстников, СМИ, учреждения дополнительного образования, колледж, вуз и пр. Но семья как базовый социальный институт неизменно присутствует на всех жизненных этапах ребенка, оказывает на него свое влияние, не учитывать этого нельзя.

Наверное, самое ценное, что получает ребенок в семье, – ощущение себя нужным, любимым. Это дает ему спокойствие и уверенность в отношениях с окружающим миром, он к нему тоже относится с любовью. Можно сказать, что ребенок вырастает из наших к нему отношений, из нашей любви к нему. Он самостоятельно чувствует, думает, любит, если мы всему этому научили его. К сожалению, в жизни многих детей отсутствует любовь как явление культуры, как тип нормальных отношений между людьми. Отсутствие в жизни ребенка любви, ощущение ненужности взывают соответствующие душевные качества – ложь, грубость, лицемерие, хулиганство, агрессию, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, бесчувственность и пр., что проявляется в отношении ребенка к миру и людям, его окружающим. Эти симптомы Ю. М. Лотман назвал симптомами социально-психологической болезни. Он писал: «За этими симптомами – психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому» (2001, с. 475).

Поэтому психологу очень важно суметь пробудить или укрепить у педагогов и родителей желание сотрудничать друг с другом, найти пути и способы организации такого сотрудничества. Именно это поможет воспитателям и учителям успешно взаимодействовать с ребенком в процессе его воспитания и обучения. Важно не дать угаснуть, поддержать эмоциональную предрасположенность к миру и людям у одних детей и окружить любовью других, дав им возможность соприкоснуться с абсолютной ценностью человеческих отношений как любовных отношений в широком смысле слова.

Глава 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В деятельности психологической службы можно выделить три направления – актуальное, пропедевтическое (профилактическое) и перспективное.

Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в детских садах, школах, гимназиях, лицеях и других образовательных учреждениях много таких проблем, поэтому конкретная помощь детям, школьникам, воспитателям, учителям, родителям – существенная задача службы сегодняшнего дня.

Пропедевтическое направление – чрезвычайно важное направление деятельности психологической службы. Оно заключается в том, что психолог на основе профессиональных знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка, по созданию психолого-педагогических условий, максимально благоприятных для этого развития. Основная сложность этой работы – в психологической неготовности педагогического коллектива, родителей, общества в целом к пониманию ее необходимости. Почему это происходит? В семье, в детском саду, в школе столько явных проблем и с отдельными детьми, и с группами и классами, и со взрослыми, а тут психологи говорят о каких-то трудностях, которые еще только могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли не возникнут, – думают родители, воспитатели, учителя, общество, – нам бы с имеющимися трудностями справиться».

Однако психологическая служба не сможет развиваться и приносить ощутимую пользу образованию, основываясь только на решении сиюминутных проблем. Работники психологической службы всех уровней должны уметь предусматривать, предупреждать возможность появления этих проблем и проводить работу в том направлении, чтобы они не возникали или возникали не в таком угрожающем количестве.

Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индивидуальность – это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях (Б. Г. Ананьев). Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности ребенка и ориентировано на своевременное и полноценное психическое и личностное его развитие. Здесь в центре профессионального внимания психолога – развитие способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития и содержательная специфика способностей у детей будут различными, различными будут и задачи, которые решает психолог совместно с педагогами и родителями по отношению к каждому ребенку.

Эти три направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, проводит психопрофилактический анализ условий обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям.

Достижение главной цели психологической службы образования – психологического здоровья детей – связано, прежде всего, с реализацией и взаимодействием всех направлений ее деятельности. Кроме того, эта цель может быть достигнута только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах его жизни, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста (младшего), и взрослых, работающих с детьми другого возраста (более старшего). Переходные периоды в системе непрерывного образования (с одной образовательной ступеньки на последующую) особенно остро нуждаются в теснейшем взаимодействии всех направлений деятельности психологической службы.

При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить дополнительную развивающую работу. Поэтому именно взаимодействие специалистов-психологов, работающих с детьми разного возраста, составляет основу профилактического и перспективного направлений деятельности психологической службы. Взаимодействие этих направлений, по существу, защищает (обеспечивает) право каждого родившегося человека на полноценное психическое и личностное развитие.

В лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО разработана примерная, «идеальная» модель развития современного человека на этапах дошкольного и школьного детства, отрочества, ранней юности. Быть может, она будет полезна для реализации психологами идеи преемственности в недрах психологической службы образования.

Авторы исходят из представления о том, что «идеальная» модель развития современного человека характеризуется психологическими новообразованиями, наиболее значимыми для каждого возрастного периода.

Дошкольное детство. Здесь происходят:

– формирование игровой деятельности: совместных игр со сверстниками, режиссерской и ролевой игры, игры по правилам;

– развитие произвольности, способности подчинять свое поведение определенным задачам, правилам и требованиям;

– формирование наглядно-образного, наглядно-схематического мышления;

– развитие элементарных форм словесно-логического мышления;