– развитие воображения, фантазии;
– обогащение конкретно-чувственного опыта;
– развитие эмоциональной сферы: формирование механизма эмоционального предвосхищения, развитие на этой основе эмоциональной регуляции действий;
– развитие эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию;
– формирование индивидуальной мотивационной системы ребенка, мотивационной иерархии, выделение доминирующих мотивов;
– высокая самооценка как отражение принятия со стороны взрослых;
– возникновение «первичных» моральных инстанций, представлений о добре и зле, чувства стыда.
Переход от дошкольного к школьному возрасту. Важнейшим новообразованием этого этапа и вместе с тем итогом дошкольного периода развития следует считать сформированность психологической готовности к школьному обучению, понимаемой как достижение необходимого и достаточного уровня психического развития ребенка для успешного развития в ходе школьного обучения.
Психологическая готовность к школьному обучению характеризуется развитостью следующих психологических образований:
– интеллектуальное развитие: дифференцированное восприятие; концентрация внимания, способность постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания;
– тонкая моторика руки, сенсомоторная координация «глаз-рука»;
– «внутренняя позиция школьника», «социальное Я»;
– мотивация учения;
– внеситуативно-личностное общение со взрослым, формирование отношения к взрослому как к учителю;
– произвольность: умение сознательно подчинять свои действия требованиям, правилам, ориентироваться на заданную систему требований; слушать и точно выполнять задания, даваемые в устной форме, действовать по образцу;
– умение общаться со сверстниками, навыки сотрудничества, товарищеских отношений.
Младший школьный возраст. Переход из начальной в среднюю школу. К моменту окончания начальной школы у учащегося должны быть сформированы следующие психологические образования:
– основные элементы учебной деятельности;
– необходимые учебные умения и навыки, умение учиться;
– мотивация компетентности;
– трудолюбие;
– уверенность в себе, в собственных способностях и возможностях;
– представление о собственных склонностях, способностях;
– широкий круг интересов;
– произвольность психических процессов – восприятия, памяти, мышления, внимания;
– произвольность поведения, развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
– дифференцированная, адекватная самооценка в деятельности;
– усвоение социальных норм, критериев нравственного развития;
– развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов;
– укрепление моральных чувств, развитых форм сочувствия и сопереживания другим людям.
Подростковый возраст. Переход от подросткового к юношескому возрасту. К окончанию средних классов школы у подростков отмечается развитие следующих образований:
– полноценного общения со сверстниками, средств и способов этого общения, интереса к другому человеку как к личности;
– чувства взрослости, адекватных форм и способов утверждения самостоятельности, развития;
– теоретического, дискурсивного мышления, самостоятельности мышления, гипотетико-дедуктивных процессов;
– рефлексии;
– интеллектуальной активности, любознательности;
– логической памяти;
– избирательного, устойчивого внимания;
– самосознания, «Я-концепции»: стремление понять себя, свои способности и возможности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость;
– широкого спектра способностей и интересов, выделение устойчивых интересов;
– волевых процессов, способов достижения цели;
– саморегуляции поведения, эмоциональных состояний;
– позитивного и адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося;
– форм и способов группового общения.
Ранний юношеский возраст. Окончание школы. Основное новообразование, которое должно быть сформировано к окончанию школы – психологическая готовность к личностному и профессиональному, жизненному самоопределению, что подразумевает сформированность следующих психологических образований:
– общих способов теоретического мышления, рефлексии;
– устойчивой системы ценностных ориентации, моральных убеждений как критериев собственного поведения, жизненной философии;
– чувства собственного достоинства; личностной целостности, личностной определенности (идентичности);
– психосексуальной идентичности – осознание себя и самоощущение как достойного представителя определенного пола;
– профессионального самоопределения – самостоятельного и независимого определения жизненных целей, выбора будущей профессии;