banner banner banner
Аудит организаций различных видов деятельности. Настольная книга аудитора
Аудит организаций различных видов деятельности. Настольная книга аудитора
Оценить:
 Рейтинг: 0

Аудит организаций различных видов деятельности. Настольная книга аудитора


В альбомах унифицированных форм первичных учетных документов отсутствует типовая форма документа о предоставлении скидки. Поэтому этот документ может быть назван и составлен организацией в произвольной форме. Например, этот может быть акт (протокол) о предоставлении скидки или расчет суммы скидки. При этом он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете».

Из акта должно следовать, что покупатель выполнил условия, предусмотренные договором. В нем должна присутствовать информация о реквизитах отгрузочных документов (накладных), о количестве и сумме проданного товара, о размере скидки. Кроме того, акт должен содержать расчет суммы скидки.

На практике нередки случаи, когда в договоре поставщика (оптового продавца) с покупателем (магазином розничной торговли) предусмотрен ряд скидок с совершенно различными формулировками (за размещение товара на полках магазина в оговоренных местах, за выделение дополнительного места для размещения товаров, за увеличение ассортимента, за вход в сеть, за открытие торгового комплекса и т. д.). При этом необходимо иметь в виду следующее. Не вызывает сомнений правомерность уменьшения облагаемой прибыли путем предоставления скидок (либо выплаты премий) покупателю за выполнение определенных условий поставок по договору (ст. 264, п. 1, подп. 19.1 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 02.05.2006 г. № 03-03-04/1/411), к которым, как показывает практика, могут относиться:

• премия за достижение определенного уровня товарооборота;

• премия за отсутствие возврата;

• премия за изменение ассортимента;

• скидка за продвижение товара;

• скидка на товары, участвующие в рекламной акции;

• премия за достижение согласованного объема закупок (либо доли закупок позиций товаров);

• премия при приобретении товаров для новых магазинов;

• премия за приобретение товаров, участвующих в промоакциях;

• прогрессивный ретробонус за объем поставок;

• бонус за ввод в ассортимент нового товара;

• бонус за распродажу выведенного из ассортимента товара и другие подобные скидки.

Скидки, не связанные с выполнением определенных условий поставок (например, за открытие торгового комплекса), не должны уменьшать облагаемую прибыль.

На практике нередко оптовый поставщик по условиям договора поставки должен предоставлять покупателю (магазину розничной торговли) скидки, бонусы, премии за такие услуги (фактически являющиеся услугами по рекламе), как:

• размещение информации о товарах поставщика в рекламной брошюре покупателя;

• размещение логотипа поставщика на пакетах, форменной одежде покупателя;

• размещение рекламных материалов в магазинах покупателя;

• размещение рекламы товаров поставщика в торговом зале, на плакатах, в журналах и др.

По поводу рекламы товаров поставщика покупателем Налоговый кодекс каких-либо указаний не содержит. Есть две точки зрения по этому вопросу:

а) расходы поставщика на рекламу товаров, осуществляемую покупателем, уменьшают облагаемую прибыль (Письмо УФНС по Москве от 14.02.2006 г. № 20–12/11376.2; Постановление ФАС Московского округа от 24.11.2006 г. по Делу № А 40-13738/06118-132);

б) расходы поставщика на рекламу товаров, осуществляемую покупателем, уменьшают облагаемую прибыль только в том случае, если реклама содержит информацию о поставщике (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.09.2004 г. по Делу № А 31-6609/7).

Очевидно, что исходя из принципа осмотрительности более предпочтительна позиция «б».

Весьма часто договоры поставки предусматривают предоставление скидок, бонусов, премий поставщиком покупателю за услуги по продвижению товаров (предоставление более выгодных мест выкладки, предоставление специальных зон, демонстрация товара в магазинах покупателя, включение в список поставщиков, в ассортиментную матрицу и т. д.).

Налоговый кодекс не содержит указаний по данному вопросу, арбитражная практика отсутствует.

В 2007 г. Минфин РФ высказал свою позицию по данному вопросу (Письмо от 22.05.2007 г. № 03-03-06/1/286).

Мнение Минфина РФ заключается в следующем: если целенаправленные оговоренные в договоре действия покупателя способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемого поставщиком, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе. Соответственно данные услуги уменьшают облагаемую прибыль в пределах норматива по рекламе, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ.

Следует отметить, что ранее Минфин РФ не разрешал относить подобные услуги на уменьшение облагаемой прибыли (П исьмо от 17.10.2006 г. № 03-03-04/1/677), но действует более позднее Письмо.

При этом следует иметь в виду, что покупатель товаров (например, магазин розничной торговли), согласно ст. 250 НК РФ (п. 8), включает полученные скидки, бонусы в состав прочих доходов. Однако как отмечает Минфин РФ в Письме от 26.07.2007 г. № 30-07-15/112, если из договора между продавцом и покупателем следует, что предоставляемые продавцом скидки, бонусы, премии связаны с оказанием покупателем продавцу конкретных услуг (например, таких, как указанные выше услуги по рекламе, продвижению товаров продавца), то подобные скидки (бонусы, премии) являются оплатой этих услуг, а поэтому кроме налога на прибыль они должны еще облагаться у покупателя НДС в общеустановленном порядке.

Включение в налоговые расходы затрат на услуги мерчандайзеров. Торговые организации – поставщики товаров нередко прибегают к услугам фирм, осуществляющих мерчандайзинг. Эти услуги состоят в том, что мерчандайзеры посещают торговые точки покупателей товаров заказчика (оптового поставщика) и контролируют выкладку товаров на полках розничных магазинов.

По мнению представителей налоговых органов, высказываемому на консультациях, семинарах, такие расходы экономически не обоснованы, так как они непосредственно не связаны с производством и реализацией.

Известна арбитражная практика первой инстанции, в которой судьи согласились с доводами инспекции, указав, что спорные услуги не соответствуют критериям, установленным подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ, так как они непосредственно не связаны с реализацией продукции налогоплательщика.

Вместе с тем ФАС Поволжского округа (Постановление от 16.09.2008 г. № А49-395/08) признал доначисление налога на прибыль неправомерным по следующим основаниям. Налогоплательщик представил доказательства того, что мерчандайзинг необходим для повышения рентабельности и улучшения результатов продаж. Суд принял во внимание доводы, изложенные в научной литературе по маркетингу, в которой говорится, что поставщик не должен терять интерес к товару, как только продаст его. Наоборот, он должен обеспечивать сбыт этого товара в розничных магазинах. Кроме того, необходимость услуг мерчандайзинга для налогоплательщика обусловлена договорными отношениями с поставщиками – производителями реализуемой продукции. Суд указал что, общая цель – продать максимальное количество товара – достигается в совместной работе (каждого на своем уровне).

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.08.2008 г. № Ф04-4721/2008 (9200-А46-40).

Отражение операций, связанных с заменой или возвратом товара. В соответствии с Федеральным законом от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель (физическое лицо) при продаже ему товара ненадлежащего качества организацией розничной торговли вправе потребовать:

• безвозмездного устранения недостатков;

• соразмерного уменьшения покупной цены;

• замены товара на такой же товар аналогичной либо другой марки (модели, артикула);

• расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной денежной суммы.

Такие же требования может предъявить организация-покупатель к организации оптовой торговли, поскольку аналогичные Закону № 2300-1 последствия поставки товара ненадлежащего качества предусмотрены ст. 475 ГК РФ.

При возврате сторнируются операции по реализации возвращенного покупателем товара. При замене товара операции возвращенного товара также сторнируются, затем отражается реализация товара, выдаваемого взамен.

При этом, согласно Методическим рекомендациям по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (Письмо Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5), прием товара от покупателя должен быть оформлен накладной в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, другой – вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы за сданный товар (п. 10.3 Методических рекомендаций).

В налоговом учете необходимо скорректировать доход от реализации и соответствующий ей расход на суммы выручки и расходов по возвращенной продукции. На это указано, в частности, в Письме УФНС России по Санкт-Петербургу от 24.03.2006 г. № 02–06/07199: при поставке товара ненадлежащего качества и его возврате не происходит его реализации. В связи с этим нет оснований для отражения налогоплательщиком в составе доходов выручки от реализации бракованной продукции и нет оснований для отражения ее стоимости в составе расходов. Причем если реализация и возврат продукции произведены в разных налоговых периодах, то налогоплательщик должен подать уточненную декларацию за тот период, в котором была отражена реализация бракованной продукции.

Суммы НДС, уплаченные в бюджет при реализации товаров, возвращенных покупателем, подлежат вычету на основании п. 5 ст. 17 1

НК РФ после отражения в учете операций по корректировке, но не позднее одного года с момента возврата (п. 4 ст. 172 НК РФ).

После возврата некачественного товара покупателем магазин, в свою очередь, вправе вернуть данный товар поставщику и потребовать уплаченную за него денежную сумму.

Виртуальная торговля. На сегодняшний день все большую популярность приобретают так называемые интернет-магазины. Интернет-магазин представляет собой не что иное, как обычный сайт, на котором представлена подробная информация по ассортименту продаваемого товара, цены, условия покупки. Чтобы приобрести понравившуюся вещь, покупателю необходимо сделать заказ, для чего он может воспользоваться определенными сервисными приложениями, которые позволяют заполнить заявку на приобретение товара. В заявке покупатель указывает фамилию, имя, адрес доставки, контактный телефон, способ оплаты. Менеджер интернет-магазина обрабатывает полученный заказ, уточняет время и адрес, а затем организует доставку товара.

Таким образом, особенность интернет-магазинов – это отсутствие личного контакта продавца и покупателя. В связи с этим возникают сложности, связанные с оплатой покупок.

Из практики известны следующие способы оплаты: