banner banner banner
Аудит организаций различных видов деятельности. Настольная книга аудитора
Аудит организаций различных видов деятельности. Настольная книга аудитора
Оценить:
 Рейтинг: 0

Аудит организаций различных видов деятельности. Настольная книга аудитора


• осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;

• применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

• выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

• обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

• производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники в ведение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

В соответствии с Положением о регистрации и применении ККТ (Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 470) используемая торговой организацией ККТ должна:

• быть включенной в Государственный реестр;

• иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;

• обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;

• обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

• обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

• обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

• эксплуатироваться в фискальном режиме;

• регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

• блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

• иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

• быть исправной;

• обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;

• соответствовать образцу, представленному в Федеральное агентство по промышленности при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр;

• иметь паспорт установленного образца;

• иметь идентификационный знак установленного образца;

• иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;

• иметь знак «Государственный реестр» установленного образца;

• иметь знак «Сервисное обслуживание» установленного образца.

Продажа товаров за наличный расчет без применения ККТ в установленных законом случаях влечет наложение на организацию административного штрафа в размере от 30 до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП РФ).

Законом № 54-ФЗ установлено также, что ККТ может не применяться, если при наличных денежных расчетах предусмотрено использование бланков строгой отчетности (Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359). Кроме того, ККТ могут не применяться при продаже газет и журналов в киосках, продаже ценных бумаг, лотерейных билетов, при торговле вразнос, вразвал и в некоторых других случаях (ст. 2, п. 3 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ).

Особый вопрос, связанный с соблюдением законодательства о контрольно-кассовой технике, возникает при торговле с помощью торговых автоматов (вендинг). Торговый автомат – устройство, предназначенное для выдачи покупателю штучного товара (или приготовления напитков) и приема наличных денег, обеспеченное соответствующим программно-техническим комплексом. После приема денег автомат дает покупателю отпечатанный чек или квитанцию, вследствие чего возможны определенные проблемы.

В свое время Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Постановление Правительства РФ от 30.07.1993 г. № 745) были установлены требования к реквизитам кассового чека, которые в данном случае отсутствуют. Поэтому в Письме ФНС России от 20.09.2006 № 06-9-10/322 указано, что в подобном случае имеет место правонарушение – продажа товаров без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5 КоАП РФ).

Указанное Письмо, однако, не соответствует Закону № 54-ФЗ, выделющему три группы контрольно-кассовой техники, использование которой обязательно:

• контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью;

• электронно-вычислительные машины, в том числе персональные;

• программно-технические комплексы.

Государственный реестр в настоящее время содержит только модели ККМ, но не модели ЭВМ или программно-технических комплексов.

Поэтому, как следует из п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 г. № 16, в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных в Законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины. Кроме того, ВАС РФ в Определении от 21.11.2007 г. № 12785/07 указал, что торговля товарами через автоматы возможна без применения ККТ на основании п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.

Оформление, учет, налогообложение торговых скидок, премий, бонусов. Торговые скидки чрезвычайно широко применяются торговыми организациями, как оптовыми, так и розничными, поскольку являются эффективным инструментом в борьбе за увеличение товарооборота. Аудитор должен убедиться в обоснованности применения скидок, отражения их в учете и обоснованности налогообложения.

Из практики известно, что все скидки можно разделить на две группы:

• скидки, связанные с изменением цены товара после заключения договора (п. 2 ст. 424 ГК РФ);

• скидки, не связанные с изменением цены товара.

Скидка в виде уменьшения цены товара может быть предоставлена в случаях и на условиях, предусмотренных договором (ст. 424 ГК РФ), что может иметь место, например, при продвижении товаров на новые рынки (п. 3 ст. 40 НК РФ). Обоснованием применения таких скидок может быть, например, документ, устанавливающий маркетинговую политику фирмы (Письмо Минфина от 18.07.2005 г. № 03-02-07/1-190).

При предоставлении скидки в виде уменьшения цены товара, отгруженного в прошлом периоде, организация-продавец должна исправить накладные и счета-фактуры периода отгрузки. Исправления в накладных должны быть заверены подписями лиц, подписавших накладные, с указанием даты внесения исправлений (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ). Аналогичным образом должны быть исправлены счета-фактуры, но в них исправления должны быть еще заверены печатью организации-продавца (п. 29 Правил учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914). Выставление счетов-фактур на отрицательные суммы (что нередко имеет место на практике), по мнению Минфина РФ, неправомерно (Письмо от 21.03.2006 г. № 03-04-09/05). Сумма выручки периода отгрузки должна быть в периоде изменения цены отсторнирована на сумму скидки (п. 6.1, 6.5 ПБУ 9/99 Минфина РФ). Если же период отгрузки имел место в прошлом отчетном году, то в текущем году (в котором была предоставлена скидка) в учете следует отразить убыток прошлых лет.

При предоставлении скидки без изменения цены товара (путем списания части задолженности либо выплаты премии) корректировка первичных документов не производится, исправления в счета-фактуры не вносятся. В учете продавца операции по реализации товара не корректируются, т. е. налоговая база по НДС и налогу на прибыль не пересчитывается (Письмо Минфина РФ от 20.12.2006 г. № 03-03-04/1/847). Согласно ст. 265 НК РФ (п. 1, подп. 19.1), скидки включаются в прочие расходы продавца, но при этом они должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Продавец может подтвердить предоставление скидки:

• маркетинговой политикой;

• договором с покупателем, предусматривающим условия и порядок предоставления скидки;

• актом о предоставлении скидки (расчетом суммы скидки, кредит-нотой и т. д.).

Пункт 1 ст. 265 НК РФ позволяет учитывать в целях налогообложения прибыли затраты в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие определенных условий договора, в частности объема покупок.

В договоре или в дополнительном соглашении к нему должно быть указано следующее:

• условия, дающие покупателю право на получение скидки;

• сумма скидки или порядок ее расчета;

• порядок предоставления (выплаты) скидки.