Евгений Шельмин, Анна Резниченко
Оружие против ГИБДД. Личный юрист водителя
5-е издание, обновленное
© ООО Издательство "Питер", 2014
* * *Глава 1. Водитель и инспектор. Основы взаимодействия
Права и обязанности водителя
Прежде чем начать разговор о том, какие права и обязанности имеют водители, следует выяснить, кто является водителем, то есть на кого распространяются все эти права и обязанности.
В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 (с изменениями от 9 февраля 2012 г.) говорится: «При определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю также приравнивается лицо, обучающее вождению.
В случае фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото– и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото– и киносъемки, видеозаписи, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства, независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом.
Под транспортным средством понимается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, в том числе с прицепом, подлежащее государственной регистрации, трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы».
Таким образом, если вы сели за руль и управляете автомобилем, даже не имея права управления, будьте любезны соблюдать требования Правил дорожного движения (ПДД), поскольку согласно закону вы все равно являетесь водителем. Если же вы просто пребываете за рулем автомобиля, в том числе с включенным двигателем, сидите на переднем либо заднем сиденье, находитесь возле автомобиля или ремонтируете его, водителем вы не являетесь и при наличии достаточных на то оснований сотрудник полиции может предъявить вам претензии только как к гражданину, но не как к водителю, а следовательно, на требование предъявить документы вы можете предъявлять исключительно паспорт. Кто является собственником автомобиля, в данном случае значения не имеет: право собственности вовсе не означает наличия права управления, и наоборот.
На водителя возлагается достаточно много обязанностей, и связано это с тем, что он является лицом, управляющим средством повышенной опасности. Итак, вы обязаны в первую очередь иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:
• водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
• регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа – и на прицеп;
• в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
• страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена федеральным законом.
С 1 января 2012 г. порядок прохождения технического осмотра изменен, в связи с чем водитель больше не обязан возить с собой талон техосмотра и наказывать за его отсутствие не будут. Кроме того, талон о прохождении техосмотра теперь заменен диагностической картой, которая потребуется только для получения полиса ОСАГО.
При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, вы обязаны пристегиваться и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом водитель должен быть в застегнутом мотошлеме, так же как и перевозимые им пассажиры.
Перед выездом водитель обязан проверить техническое состояние транспортного средства и обеспечить его исправность. Запрещено движение при поломках рабочей тормозной системы, рулевого управления, негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Являясь водителем, вы также обязаны проходить по законному требованию сотрудников полиции освидетельствование на состояние опьянения.
В ПДД даны четкие указания относительно того, как водители должны действовать при дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Если вы стали участником ДТП, то первое, что вы должны сделать, – это остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Если в ДТП имеются пострадавшие, то вы должны принять возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном автомобиле в ближайшее лечебное учреждение.
В последнее время все чаще возникают случаи, когда сотрудники дорожно-патрульной службы (ДПС) вызывают эвакуаторы и убирают поврежденный в результате ДТП автомобиль с проезжей части. Оплату услуг эвакуатора, разумеется, приходится производить водителям данных транспортных средств. В подобных случаях следует знать, что обязанность освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, закон возлагает именно на вас, а не на сотрудника полиции. Причем делать это вы можете как самостоятельно, так и вызвав эвакуатор, но в любом случае вы сами принимаете решение о том, как лучше поступить. Вы обязаны сообщить в полицию о дорожно-транспортном происшествии, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников органов внутренних дел.
Казалось бы, обязанностей и запретов на вас возложено уже достаточно, но нет, это еще не все. Вам, как водителю, также запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому вы причастны, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования; передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или – в случае его изъятия в установленном порядке – временного разрешения, кроме случаев обучения вождению; пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них; управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха; пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
Об обязанностях и запретах можно говорить до бесконечности, но коснемся и другой «стороны медали», а именно прав, которыми наделено лицо, управляющее транспортным средством.
Ваши права вступают в силу с того момента, как вас останавливает инспектор ГИБДД. Во-первых, вы вправе не прекращать движение, если в темное время суток вне населенного пункта на машине без опознавательных знаков вас останавливает человек, похожий на инспектора. Рекомендуется доехать до ближайшего поста и сообщить о произошедшем. Во-вторых, до или после проверки документов инспектор может потребовать, чтобы вы вышли из автомобиля, что вы делать совершенно не обязаны, так как ничем не обоснованное требование инспектора ГИБДД нарушает ст. 5 Закона «О полиции», в которой указано, что всякое ограничение граждан в их правах и свободах полицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом.
С того момента, как инспектор начнет составлять в отношении вас протокол, вступает в силу ваше право пользоваться услугами защитника или адвоката в соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ. Статья 48 Конституции РФ гарантирует вам право на юридическую помощь при рассмотрении дела. Кроме того, ст. 49 Основного закона закрепляет, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Таким образом, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
На случай остановки транспортного средства (ТС) и предъявления вам обвинения в совершении административного правонарушения, с которым вы не согласны, рекомендуется иметь при себе диктофон и использовать его для записи разговора с инспектором. Как частное лицо, вы можете производить любые диктофонные записи. Изъятие диктофона, видеокамеры или мобильного телефона запрещено. Конфискация предусмотрена только в случае, если предмет стал или может стать орудием правонарушения, чего в описываемом нами случае не происходит.
Законность использования диктофона регулируется Законом РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно ст. 3 которого правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободном доступе к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами. Закона, запрещающего записывать разговор с инспектором, равно как и с другим сотрудником полиции, нет.
Кроме того, вы можете производить видеосъемку совершаемых сотрудниками ГИБДД действий, а также всего пути вашего следования. При этом ваши фото, аудио– и видеозаписи могут и должны приниматься в суде как доказательства. Согласно ст. 26.7 КоАП такие материалы могут приниматься в качестве доказательства, и при этом неважно, в какой форме зафиксированы сведения. Так, к документам могут быть отнесены материалы фото– и киносъемки, звуко– и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Конституцией вам предоставлено право на свободное получение информации (п. 4 ст. 29) и право обжалования действий должностных лиц в суде (п. 2 ст. 46). Таким образом, вы вправе знать, каким образом, согласно закону, должен поступать инспектор, и требовать от него исполнения его обязанностей. Каждое действие сотрудника ГИБДД должно документально фиксироваться, что закреплено в Кодексе об административных правонарушениях.
Согласно ст. 51 Конституции РФ вы вправе не свидетельствовать против самого себя, а следовательно, не давать объяснения, которые может требовать инспектор ГИБДД при составлении протокола об административном правонарушении.
Важен и еще один момент. Необходимо выяснить, кто же может предъявлять претензии за нарушение Правил дорожного движения. Согласно Приказу МВД РФ контроль за соблюдением водителями транспортных средств Правил дорожного движения в системе органов внутренних дел Российской Федерации является исключительной компетенцией сотрудников Госавтоинспекции МВД России и участковых инспекторов полиции.
Сотрудники других служб полиции могут осуществлять указанный контроль в случаях введения в действие специальных планов, а также выполнения совместно с сотрудниками ГИБДД задач, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, по решению руководителя органа внутренних дел.
Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных контрольных пунктах – также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Проверку технического состояния могут проводить только сотрудники технадзора, прошедшие соответствующую подготовку. Однако имейте в виду: право регулировать дорожное движение также предоставлено дорожным рабочим.
Права и обязанности водителя в первую очередь указаны в Правилах дорожного движения. Но знания одних ПДД и приложений к ним недостаточно для того, чтобы не попасть «под раздачу» инспектора. Действуя в соответствии с известной поговоркой «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», многие, помимо Правил, открывают другие нормативно-правовые акты, только когда уже составлен протокол. Запаситесь литературой и на первом этапе действуйте по принципу «сам себе адвокат». Необходимо хотя бы поверхностно знать некоторые пункты Административного регламента по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения и Закона «О полиции», а также основные главы КоАП, да и возить это все в автомобиле было бы нелишним. Особое значение имеют также постановления Пленума Верховного Суда РФ, которые толкуют и разъясняют те или иные нормы законов. Данные постановления, кроме того что они полезны для водителей, регламентируют деятельность судей и некоторых должностных лиц.
Казалось бы, что может быть проще, чем управлять автомобилем и получать от этого процесса удовольствие (или доход), но для того, чтобы это «проще» не превратилось в постоянное «выкладывание» денег, в регулярные встречи с судьями, необходимо знать огромное количество нормативных документов, которые отражают не только ваши обязанности и права, но и права и обязанности сотрудников ГИБДД. О них мы и поговорим в следующем разделе.
Обязанности инспектора ГИБДД
«Подошедший к автомобилю инспектор, невнятно представившись и не назвав причину остановки, потребовал предъявить документы». Вот она, та самая фраза, которую мы чаще всего используем в своих жалобах на незаконные действия сотрудников ГИБДД.
Существует такое мнение: «В стремлении к власти у любого – от депутата до какого-нибудь менеджера – есть что-то патологическое. Любая власть влияет на человека: у него меняется походка, манера говорить и даже почерк. Человек до и после назначения на должность – совершенно разные люди». Каким же образом это относится к рассматриваемому нами случаю? Замечали ли вы, как, к примеру, изменился ваш знакомый, который пошел работать в полицию? Люди меняются, и причем разительно. Связано это с тем, что сотрудники полиции наделяются законом правом контролировать определенные сферы нашей жизни и вмешиваться в них.
Однако сотрудники полиции наделяются не только правами, но и обязанностями, в том числе и вести себя с гражданами определенным образом.
Если инспектор при общении с вами вел себя грубо и неуважительно, то данными действиями он нарушил приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185 (ред. от 13 августа 2012 г.) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», п. 19 которого гласит: «Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам. В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на “Вы”, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку». Или п. 20: «При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса. Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности».
По требованию участников дорожного движения инспектор ДПС обязан сообщить номер нагрудного знака (уточним, что сам нагрудный знак должен быть виден) и предъявить, не выпуская из рук, служебное удостоверение. С полученными же от водителя документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких бы то ни было отметок. Если в документах, передаваемых, например, в бумажнике водителя, обнаружатся деньги или какие-либо ценности, инспектор должен предложить владельцу самому взять их.
Главная же обязанность инспектора ДПС исходя из вышеупомянутого Приказа МВД заключается в обеспечении бесперебойного, беспрепятственного и безопасного движения. Об эффективности выполнения данной обязанности мы говорить не будем: и без того понятно, насколько это больная тема.
Право останавливать ваш автомобиль и проверять документы на него, а также на перевозимый груз дано сотрудникам только на стационарных постах, контрольных постах полиции и в контрольно-пропускных пунктах. Законодательно это закреплено в Административном регламенте по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденном приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
• установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
• наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
• наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
• необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
• необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
• выполнение распорядительно-регулировочных действий;
• необходимость использования транспортного средства (абзац 5 п. 4 Административного регламента);
• необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
• проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
• проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских прав и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.
Как мы видим, такой причины остановки, как «проверка документов», просто не существует, а ведь это первое, что заявляют водителю на его вопрос «Какова причина остановки?».
Если же инспектор остановил ваш автомобиль не на стационарном посту и не назвал в качестве причины остановки один из указанных выше пунктов, его поведение расценивается как нарушение служебной дисциплины. Самое стандартное объяснение действий по остановке автомобиля вне стационарного поста, встречаемое на практике, – антитеррористические мероприятия. В данном случае необходимо знать, что Закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 8 ноября 2011 г.) «О противодействии терроризму» устанавливает следующее: решение о введении режима контртеррористической операции и перечень применяемых мер подлежат немедленному обнародованию (ст. 11 и 12). В то же время Административный регламент гласит, что запрещается останавливать транспортные средства без необходимости, а нарушение данного требования влечет привлечение к ответственности по ст. 12.35 КоАП – штраф в размере 20 000 руб.
На основании п. 66 Административного регламента инспектору запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий. При подаче жалобы на действия сотрудников ГИБДД вам следует отразить, какие нарушения были допущены.
Что же подразумевается под стационарным постом, о котором сказано чуть ранее? Стационарный пост – это не то место, где сотрудники ГИБДД припарковали свой автомобиль и где стоит инспектор с жезлом. Стационарный пост ДПС – «место несения службы нарядами ДПС, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также прилегающий к нему участок дороги (местности), в пределах которого наряд ДПС выполняет свои функциональные обязанности». Стационарным постом является также и контрольный пост полиции, входящий в систему розыска автомобилей. Посты, не отвечающие подобным требованиям, стационарными не являются.
Как было отмечено в предыдущем разделе, право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 («Пункт контроля международных автомобильных перевозок») контрольных пунктах – также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Ее работники должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо световозвращателем. Для привлечения внимания водителей они могут пользоваться дополнительным сигналом-свистком.
Регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных ПДД, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Если инспектор требует, чтобы вы вышли из автомобиля, он нарушает ст. 5 Закона «О полиции», в которой указано, что всякое ограничение прав граждан в их правах и свободах полицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Административный регламент закрепляет, что сотрудники ДПС при остановке транспортных средств с целью проведения дальнейших действий должны подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителей. Сотрудники ДПС на законных основаниях требуют от водителей выйти из кабины (салона) транспортного средства только в следующих случаях:
• для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
• когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;