Там же. С. 152–153.
105
Глинский Б. Б. С. 153.
106
Рюльер К. К. История и анекдоты революции в России в 1762 году // Россия XVIII века глазами иностранцев. – Л., 1989. – С. 264. Далее – Рюльер К. К.
107
Рюльер К. К. С. 295.
108
Там же. С. 295–296.
109
См.: Знаменский П. Чтения из Истории Русской церкви за время царствования Екатерины II // Православный собеседник. – 1875. – Ч. I. – С. 9.
110
Грот Я. К. Екатерина II в переписке с Гриммом. – СПб.: Типография АН, 1884. – С. 64. Далее – Грот Я. К.
111
См.: Записки императрицы Екатерины Второй. – Ставрополь: Орбита, 1989.
112
Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 102.
113
Екатерина II по рассказу современника-немца // Русский архив. – 1911. – Кн. 2. – Вып. 7. – С. 331.
114
См.: Ибнеева Г. В. Формирование имперской политики России во второй половине XVIII в.: опыт политического взаимодействия Екатерины II и имперского пространства. Дисс… д-ра ист. наук. – Казань, 2007.
115
Павел I Петрович (1754–1801) – император Всероссийский с 1796 г.
116
Цит. по: Хорватова Е. В. Русский Гамлет. Павел I, отвергнутый император. (Серия: Сюрпризы истории). – М.: АСТ-Пресс книга, 2011. – С. 2.
117
Вернадский Г. В. Начертание русской истории. – СПб.: Лань, 2000.
118
Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II до нашего времени. – СПб., 1867–1870. Ч. 1–2. Далее – Морошкин М.; Знаменский И. Положение духовенства при Екатерине II и Павле I. – СПб., 1880.
119
Лабзин А. История ордена святого Иоанна Иерусалимского. – СПб., 1799.
120
Зарин Я. С. 96.
121
Платон (Левшин) (Петр Георгиевич Данилов, 1737–1812) – митрополит, автор первого по времени систематического курса русской церковной истории «Краткая Церковная Российская История» в 2 ч. – М., 1802.
122
Обращение «владыко» относится к представителям высшей иерархии Русской Православной Церкви, начиная с сана епископа; обращение «отец» относится ко всем остальным рукоположенным клирикам, начиная с сана дьякона.
123
Приведем лишь некоторые из них: Дмитриев Д. С. Платон, митрополит Московский и его обитель. – М., 1898; Четыркин Ф. В. Платон, митрополит Московский. 2-е изд. – СПб., 1899; Надеждин А. Митрополит московский Платон как проповедник. – Казань, 1893; Н. П. Розанов. Московский митрополит Платон (1737–1812 гг.). – СПб., 1913. Далее – Розанов Н. П.
124
См.: Беляев А. А. Хозяйственная деятельность митрополита Платона. – М., 1899.
125
Горский М. Русский Златоуст // Русский паломник. – 1912. – № 49.
126
Беляев А. А. Митрополит Платон как строитель национальной духовной школы. – М.: Сергиев Посад, 1913.
127
Статью о Платоне (Левшине) как проповеднике при Российском императорском дворе см.: Электронный ресурс: Elise Kimerling Wirtschafter. Religion and Enlightenment In Eighteenth-Century Russia. Father Platon at the Court of Catherine II // SEER, Vol. 88, Nos. V2, January/ April 2010, pp. 180–203 // http://alpha.as.huji.ac.il/. Далее — Кимерлинг Виртшафтер Э.
128
Первая по времени подробная биография Платона (Левшина) была опубликована в кн.: Снегирев И. М. Начертание жития митрополита Платона. – М., 1831. См. также: Платон (Левшин), митрополит // Русский биографический словарь / Под ред. А. А. Половцова. T. XIV. – СПб., 1905. – С. 49–54. Далее – РБС.
129
См.: Автобиография Платона, митрополита Московского / Предисл. и примеч. прот. С. К. Смирнова. – М., 1887. – С. 25–26. Далее – Автобиография Платона.
130
Петров День – праздник святых апостолов Петра и Павла, по старому стилю 29 июня. Интересно заметить, что день его тезоименитого святого совпадает с Днем ангела императора Павла I.
131
См.: Всеподданнейшее предъявление слабого понятия и мнения о воспитании Его Императорского Высочества, государя великого князя Павла Петровича. Записка графа Н. И. Панина. 1760 г. / Сообщил Т. А. Сосновский // Русская старина. – 1882. – Т. 35. – № 11. – С. 313–320. Далее – Панин Н. И.
132
Панин Н. И. С. 317.
133
Полное название сочинения «Инструкция обергофмейстеру при Его Императорском Высочестве государе великом князе Павле Петровиче, господину генералу-поручику, камергеру и кавалеру Никите Ивановичу Панину».
134
Наставление императрицы Елизаветы Петровны графу Н. И. Панину о воспитании великого князя Павла Петровича // Русский архив. – М., 1881. – Кн. 1. Далее – Наставления графу Панину.
135
Наставления графу Панину. С. 18.
136
В Троице-Сергиевой лавре молодой царевич Петр Алексеевич нашел убежище во время Стрелецкого бунта. Когда императрица Елизавета Петровна взошла на престол, она дала обет, что по приезду в Москву всегда будет возобновлять это событие. Этот обычай посещения Троице-Сергиевой лавры переняла и Екатерина II.
137
Снегирев И. М. Жизнь московского митрополита Платона. – М., 1891. Ч. 1. – С. 39. Далее – Снегирев И. М.
138
Автобиография Платона. С. 26.
139
Розанов Н. П. С. 77.
140
Платон (Левшин), митрополит Московский. Из глубины воззвах к тебе, Господи. – М.: Паломник; Русский двор, 1996. – С. 22.
141
Камер-фурьерский журнал за 1763 год. С. 223.
142
Примерно то же правило практикуют католики, у которых первое причастие (оно же таинство конфирмации) формально совпадает с началом сознательного возраста, то есть в 7–9 лет.
143
Бывший деревянный Зимний дворец, спроектированный архитектором Растрелли (1754–1755), располагался на углу реки Мойки и Невского проспекта и служил в качестве временной императорской резиденции.
144
«1000 рублей жалование, 300 рублей на стол, по штофу водки в неделю, по бутылке рейнвейну на день, меду, полпива, кислых щей, дров и свеч неоскудное число, белье столовое и посуда всякая дворцовая, да истопник и работник; а сверх того карета дворцовая с парой лошадей и с конюхом». См.: Автобиография Платона. С. 29.
145
Снегирев И. М. С. 21.
146
Православное учение или сокращенная христианская Богословия для употребления Его Императорского Высочества Пресветлейшего Всероссийского Наследника благоверного государя Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича, сочиненная Его Императорского Высочества учителем иеромонахом Платоном. – СПб., 1765. Далее – Катехизис.
147
Катехизис в настоящее время хранится в фондах отдела редкой книги Научной библиотеки Государственного Эрмитажа.
148
См.: Сводный каталог русской книги Гражданской печати XVIII века. 1725–1800. Том И. – М., 1964. – С. 426. № 5361.
149
Катехизис. Глава II «О вере евангельской». Параграф 29 «О правительстве церковном».
150
Катехизис. С. ХХ2 об., ХХЗ.
151
Там же. С. 1.
152
Катехизис. С. 6.
153
См.: Дневник митрополита Платона // Из бумаг митрополита Платона. – М., 1882. – С. 84. Далее – Дневник митрополита Платона.
154
Катехизис. С. 3–4.
155
Там же.
156
Дневник митрополита Платона. С. 57.
157
Там же. С. 58.
158
Катехизис. С. 29–38.
159
Дневник митрополита Платона. С. 60.
160
Катехизис. С. 61
161
Там же. С. 60–61.
162
К внутреннему почитанию относятся любовь, страх, прославление имени Бога, благодарение за Его благодеяния, признание своей немощи и бедности, призыв к помощи. Внешнее поклонение – это чтение молитв, коленопреклонение, воздыхание и слезы при исповедании, хождение в храм, исполнение всех таинств и образов Церкви. См.: Катехизис. С. 15–16.
163
Катехизис. С. 17–18.
164
Дневник митрополита Платона. С. 57.
165
Катехизис. С. 41.
166
Там же. С. 80–82.
167
Там же. С. 82.
168
Там же.
169
Катехизис. С. 83–87.
170
Дневник митрополита Платона. С. 79.
171
Катехизис. С. 45–49.
172
Там же. С. 87.
173
Дневник митрополита Платона. С. 68.
174
Там же.
175
Там же. С. 69.
176
Дневник митрополита Платона. С. 73.
177
Там же. С. 69.
178
Там же.
179
Катехизис. С. 107–145.
180
Дневник митрополита Платона. С. 70.
181
Там же.
182
Там же.
183
Дневник митрополита Платона. С. 61.
184
Автобиография Платона. С. 30.
185
Дневник митрополита Платона. С. 71.
186
Там же. С. 80.
187
Дневник митрополита Платона. С. 71.
188
Розанов Н. П. С. 70.
189
Катехизис. С. ХХХЗ.
190
В частности, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев неоднократно в своих отчетах писал императору Александру III о недопустимо поверхностном религиозном образовании народа. См.: Всеподданнейший Отчет обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода К. Победоносцева по Ведомству Православного Исповедания за 1884 год. – СПб., 1886.
191
Виноградов В. П. Платон и Филарет – митрополиты московские (сравнительная характеристика их нравственного облика). – Сергиев Посад, 1913. – С. 12. Далее – Виноградов В. П.
192
Виноградов В. П. С. 12.
193
Розанов Н. П. С. 78.
194
Полное собрание сочинений Платона (Левшина), митрополита московского. T. I. – СПб., 1913. – С. 17. Далее – ПСС.
195
ПСС. T. I. С. 17.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги