Книга Как сэкономить в кризис - читать онлайн бесплатно, автор Елена Ивановна Свиридова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Как сэкономить в кризис
Как сэкономить в кризис
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Как сэкономить в кризис

Еще вариант – когда шикарная скидка или вообще бесплатная услуга служат «наживкой» для того, чтобы навязать расслабившемуся клиенту что-то дорогое и ему не нужное.

Людмила увидела купон на бесплатную (совсем бесплатную!) косметическую процедуру. Решила воспользоваться. Сначала все шло хорошо, даже прекрасно. Уютные косметический кабинет, вежливый персонал, тихая музыка… В середине процедуры косметолог заявила, что Людмиле просто необходимо купить особого рода косметику. Которая, как выяснилось, стоит что-то под сто тысяч рублей. В ответ на слова Людмилы, что с собой таких денег нет да и вообще их нет, ей тут же предложили оформить кредит. Девушка спохватилась, когда услышала, что у нее уже спрашивают фамилию, имя, отчество и другие данные – мол, сейчас быстренько и оформим заявку.

Сайты, которые пригодятся


Наиболее популярные всероссийские сайты купонов:

www.kupikupon.ru

groupon.ru

www.kupongid.ru (есть удобный навигатор по разделам)

kuponator.ru

vigoda.ru

www.biglion.ru

alkupone.ru

skuponom.ru


Как отличить «правильные» скидки

Нас достаточно часто предостерегают, что в России нормальных распродаж – таких, как в Европе – нет. А акции со скидками в большинстве случаев – не более чем маркетинговый трюк. Правда в этом есть, но все-таки и в России купить что-то с хорошей скидкой реально.

Как разобраться? Главное, на что советуют обращать внимание специалисты, – мотив продавца. Скажем, под Новый год у наших торговцев нет совершенно никаких стимулов давать скидки для привлечения покупателей – они и так валят в магазины толпой. Поэтому, как предупреждают специалисты по правам потребителей, несмотря на громкую рекламу всевозможных «новогодних акций», в этот период покупать какие-то дорогостоящие вещи, как правило, не очень выгодно. Да, формально скидки есть. Но реальными они бывают редко – и, как правило, не больше 10–15 %. А «сумасшедшие» скидки в 40–50 % обычно в этот период предлагаются от изначально завышенной цены. Либо строго на определенные товары, должного количества которых намеренно не завозят.

То есть внешне все выглядит красиво. Большой наплыв народу, ажиотаж вокруг практически «халявных» товаров, но вам не повезло – поздновато пришли, нужный товар уже кончился… А на деле все именно так изначально и задумывалось. Расчет на то, что если уж вы пришли в магазин за подарками, то с пустыми руками в любом случае не уйдете.

А вот с конца января скидки обычно становятся весьма реальными. Все просто: ажиотаж закончился, денег у граждан после долгих праздников нет, а магазинам, тем не менее, жить как-то надо. Кроме того, многие сети получают уже новые коллекции и от «устаревших» прошлогодних товаров надо побыстрее избавиться.

Аналогично неплохие скидки магазины дают в конце лета – в ожидании новых «осенних» коллекций и по причине массовых отпусков, в связи с которыми покупателей становится меньше.

Есть ряд товаров и услуг, спрос на которые всегда носит сезонный характер. И на которые не в сезон можно получить суперскидку. Скажем, если вы зимой видите купон с большой скидкой на установку кондиционера, – скорее всего, это реальное предложение чисто в силу сезонного фактора. И весьма выгодное – летом те же услуги могут обойтись вдвое дороже и на них еще и будет очередь.

Ну и наконец, как правило, нет подвоха, если хорошие скидки предлагает недавно открывшееся заведение. Его еще никто не знает, надо как-то раскручиваться, обзавестись «своими» клиентами. Скидки – лучший способ это сделать.



Обратите внимание: если идет скидочная акция, на товаре обязательно должна быть указана не только новая цена, но и старая. Именно так – а не просто стикер с размером скидки. Тогда у покупателя есть шанс сориентироваться: реальной ли была прежняя цена, от которой дается скидка.


Сайты, которые пригодятся

Популярные интернет-ресурсы, которые специализируются на том, что публикуют информацию о текущих распродажах:


www.rasprodaga.ru

Все крупные города Россия, можно оформить подписку на свежие акции


www.odniskidki.ru

Крупные города России


www.allskidki.ru

Крупные города России


www.infoskidka.ru

Вся Россия


толькораспродажи. рф

Распродажа разнообразных товаров для дома. Собственно, распродажа ведется на самом сайте, он работает в режиме интернет-магазина. Доставка по России


www.minimum-price.ru (для Москвы, есть форум)


yapotrebitel.ru/rasprodazhi-i-skidki (Москва)


www.mirskidok.com (Москва)

И еще 6 способов сэкономить на покупках

1. В супермаркеты ходите со списком.

Совет известный, но, тем не менее, действенный и неоднократно проверенный на практике – отправляться в магазин с предварительно составленным списком покупок. Это позволяет не отвлекаться на расставленные маркетологами торговых сетей ловушки и не накупить кучу ненужных вам вещей вместо тех, которые вы на самом деле купить предполагали.


2. Расплачивайтесь наличными.

Речь идет, конечно, об обычных, не виртуальных, магазинах. Итак, все банковские карточки, а особенно кредитки, оставьте дома. Чисто психологически наличные тратить сложнее. Расплачиваясь же по карте, мы зачастую не отдаем себе отчета в том, сколько денег на самом деле потратили и можем ли позволить себе такой банковский долг (в случае кредитки).


3. Изучите интернет-магазины производителей.

Почти всегда, как правило, товары в них обходятся дешевле, чем на прилавках. Ведь торговая наценка отсутствует. Минус – примерить и пощупать товар виртуально не получится. А зачастую – и толком разглядеть со всеми деталями. Некоторые делают так: подбирают товар в обычном магазине, а покупают его – через интернет.


4. Покупайте не в сезон.

Товары, на которых однозначно можно таким образом сэкономить и достаточно значительно: обогреватели, кондиционеры, вентиляторы и прочая климатическая техника, товары для дачи, одежда и обувь, спортивные товары типа лыж или санок. Особенно чувствительной экономия получается, если речь идет о дорогостоящих, но нужных вещах типа пуховиков или зимних сапог. А уж тем более при покупке шубы или дубленки.


5. Подождите, пока вещь перестанет быть новинкой.

Наиболее существенно обычно падают в цене технические новинки. Нужна некая конкретная модель смартфона или фотокамеры – подождите 4–6 месяцев, и она станет куда дешевле. То же с одеждой и обувью – к следующему сезону они «устаревают».

Это верно и при падении рубля. Да, новые товары закупаются по изменившемуся курсу. Но «старая коллекция» все равно уценяется, чтобы побыстрее от нее избавиться.


6. Сравнивайте цены.

В нынешний интернет-век выяснить реальный уровень цен на тот или иной товар – дело 10–15 минут. Не поленившись провести собственное мини-маркетинговое исследование, вы не дадите провести себя торговцам, которые завышают цены. А, кроме того, будете знать реальную цену по «сумасшедшим» скидкам. Если где-то товар без скидки дешевле, чем на «фантастической» распродаже, можно делать выводы.




! Важный момент: если речь идет о громоздкой бытовой технике, мебели, стройматериалах, надо учитывать не только цену, но и стоимость доставки, а также сборки и установки. Иногда получается так, что в «дорогой» сети покупка в целом обходится дешевле, поскольку дополнительные услуги поставлены на поток.

Часть 3


Как не переплачивать за коммуналку

Кто имеет право на субсидии и льготы

Ряду категорий граждан государство вовсе не против помочь сэкономить на услугах ЖКХ за счет бюджетных денег. Собственно, такие граждане делятся на две группы – те, кто имеет право на субсидию в силу небольшого дохода, и льготники. Важный момент: помогать вам «автоматом» не будут, заявить о своих правах на субсидию или льготу нужно самим, обратившись в орган социальной защиты по месту постоянного жительства.

СУБСИДИЮ на оплату жилищно-коммунальных услуг имеют право получить те граждане, у которых расходы на такие услуги превышают 22 % от среднего совокупного дохода семьи. В некоторых регионах этот порог ниже – в Москве он, например, составляет 10 %. Чисто теоретически, людей, которые не в состоянии оплатить ЖКХ, у нас быть не должно: не хватает денег – проси субсидию. Она не полагается только иностранцам и тем, кто живет без «прописки» (социальные выплаты привязаны к месту постоянной регистрации). Собственная ли квартира или муниципальная, значения не имеет.

Размер субсидии зависит от норматива жилплощади и регионального стандарта расходов на оплату услуг ЖКХ. То есть рассчитывать на определенный процент именно от вашей платежки не стоит, субсидия высчитывается, исходя из неких усредненных параметров для региона, с поправкой на состав семьи.

Деньги переводятся на ваш счет, и дальше, в принципе, их можно использовать по своему усмотрению. Только не забывать платить за коммуналку – иначе субсидии лишат. А через шесть месяцев свои права на вспомоществование надо будет подтверждать опять.

«Бывалые» говорят, что получить субсидию, если семья действительно малоимущая, не слишком сложно. Главная проблема – собрать необходимый пакет документов, который обычно довольно обширен (точный перечень в вашем случае надо уточнять в местном отделе социальной защиты). Кроме того, каждые шесть месяцев свои права на помощь от государства надо подтверждать по-новой, для чего опять собирать документы.

Сложности возникнут у тех, кто не может предъявить официальные документы, подтверждающие доходы всех членов семьи, – без такого подтверждения субсидию не дадут (а вдруг вы подпольный миллионер).

Кроме того, необходимо, чтобы по квартплате не было долгов – либо надо предъявить заключенное соглашение по погашению задолженности (и, естественно, его выполнять).

Система ЛЬГОТ – более запутанная. У нас есть льготники федеральные и региональные. И нет какого-то одного закона, который бы их права регулировал. Таких законодательных актов с добрый десяток.


К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЛЬГОТНИКАМ ОТНОСЯТСЯ:

Герои Советского Союза, Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;

Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы;

Ветераны войны, блокадники;

Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами;

Бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

Чернобыльцы и приравненные к ним;

Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

В большинстве случаев федеральным льготникам полагается компенсация на оплату услуг ЖКХ в размере не менее 50 %. Именно компенсация – федеральные льготы у нас «монетизированы», поэтому их «стоимость» выплачивается деньгами, а в платежке за ЖКХ фигурирует полная стоимость услуг.

Компенсации предоставляются только на одну квартиру. Если у льготника две квартиры, и он, например, является инвалидом, получить скидку можно только на одну из двух квартир по выбору. Если человек имеет право на компенсацию по нескольким основаниям, то льгота учитывается только по одному из них.

! К региональным льготникам относятся дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, ветераны труда, многодетные семьи, жертвы политрепрессий и другие. Список может варьироваться в зависимости от региона – туда могут входить учителя, медики и другие работники из сельской местности, одинокие пенсионеры старше 80 лет, малыши до 1,5 года и ряд других категории. Все зависит от решения местных властей, как и размер льгот.

«Материализоваться» региональные льготы тоже могут по-разному. Где-то в виде компенсаций, где-то в виде скидок, а где-то в натуральной форме (в виде, например, бесплатного топлива).

Надо ли ставить счетчики?

Дискуссии о том, способствуют ли так называемые приборы учета – а попросту говоря, счетчики – экономии или, напротив, из-за них приходится платить больше, ведутся с того самого времени, как, согласно закону об энергосбережении, нас фактически обязали их установить.

На практике получалось по-разному. У нас с мужем – двое взрослых людей, которые дома целыми днями не сидят и соответственно воду не льют – установка счетчиков воды окупилась где-то через год. Даже с учетом стоимости их поверки (проверки правильности работы приборов) через четыре года после установки.

С 2015 года дискуссии, однако, можно заканчивать. «Еще весной 2013 года было принято постановление правительства (№ 344 от 16 апреля 2013 г.), в соответствии с которым в правила оказания коммунальных услуг были внесены изменения. С 1 января 2015 вступило в силу положение этого самого постановления, согласно которому плата за коммунальные услуги, на которые не установлены приборы учета, должна рассчитываться с повышающими коэффициентами. Исключения – для тех случаев, когда установить счетчики нет технической возможности. Новшество меняет ситуацию: приборы учета выгоднее поставить в любом случае, иначе за их отсутствие придется платить все больше и больше.

Сейчас в квартирах без счетчиков платежи рассчитываются по нормативам потребления той или иной услуги – в зависимости от количества жильцов. Эти нормативы будут и дальше, но при расчете платы они будут умножаться на определенный коэффициент, и эти коэффициенты с каждым полугодием будут увеличиваться.

Чтобы не переплачивать, установлены должны быть квартирные счетчики на воду и электричество и общедомовые на отопление (если есть такая техническая возможность), воду и электричество (есть ли общедомовые счетчики, учитывается при расчете платы за общедомовые услуги).



Так будет дорожать коммуналка для квартир без счетчиков


Проверяем платежку

Несколько лет назад пресса громко обсуждала судебное дело, которое певица Лолита Милявская выиграла у коммунальщиков. Певице через суд выставили счет более чем на 450 тысяч рублей, из которых более 300 тысяч рублей составлял вступительный взнос в ТСЖ, куда Лолита, по ее словам, вступать совершенно не собиралась.

В суде певице удалось доказать, представив свои платежки, что все необходимые услуги ЖКХ она оплачивает сполна.

Большинство россиян не имеет пентхаусов в элитных столичных жилищных комплексах, поэтому спорные суммы обычно оказываются значительно меньше. Тем не менее, факт остается фактом: внимательно следить, а не приписали ли чего лишнего, – одна из возможностей сэкономить на ЖКХ.

Расчет некоторых «хитрых» коммунальщиков простой: большинство граждан оплачивает услуги ЖКХ не глядя. А с претензиями приходят, только если платежи, как у Лолиты, вдруг неожиданно вырастают настолько, что не заметить этого просто невозможно. Но ведь если каждой квартире приписать всего-то незаметные 200–300 рублей, с 12-этажки в четыре подъезда ого-го-го какая сумма наберется!

Если официально о повышении коммунальных тарифов не объявлялось, собраний жильцов по поводу жилищных платежей не проводилось, при этом лить больше воды или жечь больше электричества вы определенно не стали – а суммы в платежке необъяснимым образом растут, стоит обратиться за разъяснениями в свое ТСЖ или управляющую компанию (в зависимости от того, кто именно выставляет вам счета).

Но для начала необходимо хотя бы приблизительно понимать, а за что, собственно, вы платите и откуда эти циферки берутся.


Краткий путеводитель по платежам жкх…

1. Плата за ЖКХ у нас делится на две части – жилищные и коммунальные услуги.

Коммунальные услуги – это:

– горячее водоснабжение

– холодное водоснабжение

– водоотведение (канализация)

– отопление

– электроэнергия

– газоснабжение

Жилищные услуги:

– содержание и ремонт многоквартирного дома

– управление многоквартирным домом

– содержание и текущий ремонт общего имущества

– капитальный ремонт

– вывоз мусора

– услуги консьержки, домофон и т. п.

– для неприватизированных квартир – пользование жилым помещением

2. Тарифы на коммунальные услуги утверждаются «сверху» и государством регулируются и контролируются. Когда власти говорят о неких предельных индексах – цифрах, выше которых плата за коммуналку в том или ином году вырасти не должна, – речь идет именно о «коммунальной» части платежки, без жилищных услуг.


Тарифы на жилищные услуги государством не регулируются. Они, как и собственно состав жилищных услуг в том или ином доме, должны утверждаться «снизу» – на общем собрании собственников квартир. Если общее собрание по этому поводу организовать не удалось, что бывает сплошь и рядом, жилищные расценки с управляющей компанией за жильцов согласовывает орган местного самоуправления – то есть местные власти.

С жилищными платежами чаще всего и возникают проблемы – в силу непонятности ценообразования. Собственники квартир, как правило, не верят, что могут на что-то повлиять или даже об этом не подозревают, поэтому ни на какие собрания не ходят. Что создает возможности для злоупотреблений. Тем не менее, брать цифры с потолка управляющая компания или ТСЖ права не имеют. У них в любом случае должны быть документы, подтверждающие, откуда те или иные расценки и услуги взялись. Если таких документов нет – нет права и требовать с жильцов деньги.


3. Собственно коммунальные услуги делятся на квартирные и общедомовые.

С квартирными все более-менее понятно. Это то, чем вы пользовались в своей квартире. Общедомовые – это те свет, вода и т. п., которые пошли в многоэтажке на «общие нужды» дома. Скажем, освещение на лестничной клетке. Так же, как и квартирные платежи, они рассчитываются либо по показаниям счетчика (общедомового) либо по специальным нормативам (если общедомового счетчика нет). А потом делятся на все квартиры и припюсовываются к коммунальным платежам. Как правило, именно эти самые общедомовые платежи (ОДН) и вызывают многочисленные вопросы, поскольку из-за них схема расчета коммуналки значительно усложнилась. Увы, идеальная ситуация, когда в доме на все коммунальные услуги установлены общедомовые счетчики, а во всех квартирах стоят квартирные, встречается чрезвычайно редко. А в иных случаях – когда где-то счетчики, где-то надо считать по нормативу, а еще в некоторых квартирах «прописан» один человек, а живет пять – возникает путаница и возможности для «приписок».

Но опять-таки – у управляющей компании или ТСЖ должны быть расчеты и документы, подтверждающие, почему общедомовые платежи получились именно такими.

… И краткая инструкция по борьбе со слишком хитрыми коммунальщиками

ШАГ 1. Требуем разъяснений.

По вашему заявлению УК или ТСЖ (в зависимости от того, кто выставляет вам счета) обязаны письменно разъяснить, на каком основании берутся цифры в платежке, из чего складывается тариф, каким постановлением, нормативным актом он утвержден.

Важно получить именно письменный ответ. Это документ, который будет служить аргументом в суде или при жалобе в жилинспекцию. А устные разъяснения к делу не подошьешь.

Нередко уже на этом этапе – как только речь заходит о письменном отчете – управленцы-коммунальщики идут на попятную. И объявляют, что в жилконторе произошел сбой компьютера или какие-то еще беды. После чего бдительному жильцу быстренько пересчитывают платежку.

Отдельный вопрос – с жилищными услугами. УК сейчас обязана предоставлять собственникам отчет о проделанной работе – на что пошли собранные «на содержание жилья» деньги. В частности, такие отчеты должны размещаться на специальных интернет-сайтах, предназначенных для раскрытия информации управляющими компаниями, или (и) собственно на сайте УК (существует специальный стандарт, утвержденный правительством, где прописано, что именно УК обязаны раскрывать, – все сведения о составе и обоснованности платежей туда входят и тайной информацией не являются). Если не размещаются – смело пишите запрос от имени инициативной группы жильцов.

Если отчет предоставлен очень общий, требуйте предоставления смет, документов, подтверждающих выполнение тех или иных работ, найма сотрудников, которые что-то в вашем доме починяли и так далее.


ШАГ 2. Разбираемся.

Это, как правило, самое сложное – проанализировать ту информацию, которую вам выдали. Собственно, в большинстве случаев сейчас УК действительно выкладывают свои отчеты в интернете, как от них того требует закон. Но в таком виде, что разобраться в этой бухгалтерии без специального образования невозможно. Если речь идет о серьезных нарушениях, жильцам есть смысл скооперироваться и скинуться на специалистов – затраты окупятся с лихвой, поскольку в противном случае вы будете всем домом переплачивать и дальше.

Впрочем, зачастую нарушения видны и невооруженным глазом, без юриста и бухгалтера. Скажем, если крупные суммы потрачены на ремонт крыши, а она стала течь еще сильнее, и без специалистов понятно, что деньги ушли куда-то не туда.


ШАГ 3. Жалуемся.

Прежде чем подавать на управленцев в суд, лучше использовать «административный ресурс». Претензии властям надо слать коллективные, собрав максимально возможное количество подписей жильцов вашего дома, – иначе от вас могут отмахнуться, как от «кляузников».

Куда жаловаться?

– Государственная жилищная инспекция. Эта структура имеет право контролировать качество работы УК и законность создания и полномочий ТСЖ. В частности, проводить проверки этих организаций по обращениям жильцов. По вашей жалобе, жилинспектора сами могут составить обращение в суд – что гораздо эффективнее, чем ходить туда самим.

– Орган местного самоуправления (управа, районная администрация).

– Прокуратура (если вы уверены, что жилуправленцы не просто мелко обсчитывают, а крупные мошенники).


Шаг 4. Суд.

Это крайняя и затратная мера. И имеет смысл лишь в том случае, если ничего из перечисленного выше не помогло, а спорные суммы – велики. Зачастую встречный судебный иск эффективен, если коммунальщики сами подали на вас в суд за неуплату.



Обсчитывают? Пригрозите, что останутся без лицензии

С 2015 года государство начинает жестче контролировать деятельность управляющих компаний. До 1 мая 2015 года все эти компании, обслуживающие многоквартирные дома, обязаны получить лицензию – иначе дальше работать они не смогут.

По новым правилам, борьба с коммунальщиками упрощается. Если управляющая компания в связи с жалобами жильцов получает два административных взыскания по одному дому, она лишается права управления им. Если таких домов набирается более 15 %, компания лишается лицензии, а ее директор – права возглавлять подобную управляющую компанию в будущем. Жители конкретного дома, если они недовольны существующим положением дел, могут отказаться от управляющей компании еще на этапе лицензирования.

При этом усиливается роль жилищной инспекции. Если раньше весь контроль за деятельностью коммунальщиков в основном был возложен на самих жильцов, и разборки (в случае странных цифр в платежках) надо было вести им самим, то теперь организовывать разборки по жалобам жильцов обязаны жилинспектора, благо у них появилась реальная возможность «наказать» зарвавшуюся УК: не будет реагировать на предписания жилинспекторов – быстро останется без лицензии.

Механизм предполагается такой. Допустим, управляющая компании отказывается письменным образом внятно объяснить, почему у вас как-то странно выросла оплата. Пишете – лучше не от одной, а нескольких квартир – запрос в жилинспекцию. И теперь уже жилин-спекция должна все проверить и разобраться с вашими домуправами. Управленцы дважды не выполнили предписания жилинспекции – больше управлять вашим домом не будут. Проводить собрания жильцов, чтобы добиться того же эффекта, теперь не обязательно. Что, конечно, не мешает жильцам самим проявлять активность.