Книга Энциклопедия психотерапии. Том 2 - читать онлайн бесплатно, автор Павел Сергеевич Авдеев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Энциклопедия психотерапии. Том 2
Энциклопедия психотерапии. Том 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Энциклопедия психотерапии. Том 2

23. «Психиатрия» состоит в том, что клиент хочет быть уникальным. В этом случае на уровне Взрослого он выдает запрос о своем симптоме, но на уровне Ребенка всячески сопротивляется лечению.

24. «Археология» очень характерна для гипнотерапии и состоит в навязчивом копании в своем прошлом с целью найти ту самую травму или «ядро», которое позволит мгновенно избавиться от проблемы, для решения которой на самом деле требуются серьезные усилия.

25. «Критика» состоит том, чтобы постоянно получать одобрение своих чувств и желаний у психотерапевта.

26. «Самовыражение» состоит в том, чтобы проявлять свои актерские данные в рамках терапевтической группы не для того, чтобы избавиться от проблемы, а чтобы получить одобрение.

27. «Дурачок» предполагает, что вместо того, чтобы реально решать свою проблему человек будет просто смеяться над своей глупостью и ссылаться на то, что «вот такой уж я уродился».

28. «Калека». В этой игре человек оправдывает своё бездействие своим заболеванием, причем совершенно необязательно он может быть физически ограничен, например он может болеть депрессией и заявлять «что же вы от меня хотите, если я болен».

Конечно, этот список игр потом пополнялся другими аналитиками, да и сами эти игры имеют своё многообразие. Так многие игры, разделяясь по интенсивности, имеют совершенно разные исходы и значения. Например, в игре «динамо» девушка может просто отвергнуть парня, но в результате оба просто ограничатся негативными эмоциями, однако в крайней – третьей – степени игры, девушка, показывая свою доступность, намеренно побуждает мужчину к изнасилованию, и в итоге он сидит в тюрьме, а она в травмпункте. При этом многие игры могут различаться по гендерной составляющей, а мужчины вполне могут исполнять игры характерные для женщин.

Наконец, для многих игр характерен знаменитый треугольник Карпмана, который на самом деле придумал все тот же Берн, просто именно Стивен Карпман нарисовал этот треугольник. Проще говоря, во многих играх, периодически меняются роли агрессора, жертвы и спасителя. Например, во всех играх, относящихся к психотерапии, клиент приходит как жертва, жалуясь на свою проблему и находит спасителя в лице терапевта, однако затем он сопротивляется изменениям, становясь агрессором по отношению к терапевту и ища спасителя, например в другом психотерапевте, и это продолжается бесконечно.


Теория сценариев

Последний значимой для нас теорией на сегодня остается теория сценариев. Сценарий является квинтэссенцией всех вышерассмотренных положений, а также нескольких других, о которым мы сейчас и поговорим.

Сценарий – это подсознательный жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. По мнению Берна, сценарий нашей жизни закладывается уже до семи лет и определяет то, как мы относимся к себе, другим и к миру; к чему мы стремимся; каким способом этого достигаем и вообще получается ли у нас этого достичь.

Жизненный сценарий формируется под влиянием ряда факторов, таких как история рождения, отношения со значимыми фигурами и их предписания; ранние детские решения; увиденные и воспринятые опосредованно в виде мифов сказок и легенд модели поведения.

Сценарий жизни начинает формироваться с первых лет жизни на основе базовых позиций или установок, которые связаны с развитием базового доверия, либо недоверия к миру.

Среди таких установок выделяются следующие: «я – ок, ты – ок»,» я – не ок, ты – не ок», «я – ок, ты – не ок» и «я – не ок, ты ок».

Понятно, что наиболее здоровой позицией считается «я – ок, ты – ок», когда человек воспринимает себя и окружающих людей как нормальных. Это позиция победителя, которая подразумевает, что человек способен достигать своих целей и получать от этого удовольствие.

Позиция «я – не ок, ты – ок». Это депрессивная позиция неудачника, который прозябает в одиночестве и постоянно жалеет о несделанном. Неудачники неспособны достигать своих целей и получать удовольствием от самого процесса достижения.

Позиция «я – ок, ты не ок», отражает собой стратегию превосходства. Такие люди в последующем строят свой сценарий на основе доминирования над другими людьми. Они постоянно ищут врагов, которых надо одолеть. Такие люди могут быть как победителями, так и неудачниками.

Позиция «я – не ок, мир – не ок» – это также всегда позиция неудачника, которая часто бывает связана и с психическими расстройствами.

Надо понимать, что эти позиции практически не меняются под влиянием объективных факторов. Например, человек, который считает, что «он – не ок» и при этом стремится к богатству, вряд ли изменит свою позицию даже если достигнет этого самого богатства. Однако, бывают и неустойчивые или тревожные личности, которые периодически перескакивают с одной позиции на другую.

После позиции формируется сюжет сценария, включающий ролевую модель, на которую ориентируется ребенок и которая может олицетворять, например, героя или злодея, а также включать основные элементы образа. Такую модель ребенок берет не только из реальной жизни, но и из сказок или мультиков. Также имеется сюжет, который подразумевает события, приводящее к переключению состояний героя. Наконец, имеется перечень других персонажей и набор предписаний, обычно идущих от родителей.

При этом предписания могут быть следующих видов.

1. Сценарный финал. Это предписание о том, как человек должен закончить свою жизнь. Здесь могут проявляться, например, такие внушения как «ты кончишь как твой отец алкоголик».

2. Правила поведения. Они могут выступать в виде обычных подкреплений, когда родители одобряют те или иные действия ребенка, а могут носить скрытый характер, например «не говори это отцу». Предписания третьей степени самые жесткие, они ставят запрет на те или иные проявления, типа «не лезь ко мне», «не веди себя как девчонка» и т. д.

3. Предписания провокации. Это предписания, дающиеся в скрытом виде, которые направлены на формирование негативного поведения. Например, родители могут прямо предлагать выпить, а могут всем говорить: «Он у нас такой дурачок» или «Вряд ли из нее что-то получится».

4. Моральные догмы и заповеди. Обычно это наставления в стиле того, как нужно жить, которые передаются из поколения в поколение, например «Нужно постоянно работать», «Просто так ничего не дается», «Надо быть настоящим мужчиной».

5. Родительские образцы – это прямая поведенческая демонстрация того, как нужно воплощать сценарий.

6. Сценарный импульс еще можно обозначить как способ компенсации. Так у ребенка часто возникает желание поступать вопреки родителям, и, если они говорят, что надо экономить деньги, он возьмет и все истратит. Это в последующем обусловит и его более взрослые срывы.

7. Антисценарий – это то, что нужно, чтобы отказаться от сценария. Например, в антисценарии может быть заложена идея, что, «если выйдешь замуж в двадцать лет, значит ты не останешься одна». Но в депрессивных сценариях часто единственным способом избавления является смерть.

По итогу выделяется шесть возможных вариантов проживания сценария.

1. «Пока не». Этот сценарий характерен в том случае, когда человек неспособен отдаться моменту «здесь и сейчас» и считает, что наслаждаться жизнью он сможет лишь потом, например, когда заработает достаточно денег или когда взрастит детей, но в итоге долгожданное состояние так и не наступает.

2. «После». Эта установка предполагает уверенность в том, что за все хорошее, что происходит в жизни, рано или поздно приходится платить. Хочется замуж? Забудь о свободе, придется заниматься домом и детьми. Мечтаешь об успешной карьере? Приготовься к зависти коллег и одиночеству. Идея неизбежной расплаты не позволяет человеку ощущать полноценное счастье, в радостные моменты он уже думает о будущем возмездии.

3. «Никогда». Это депрессивная идея, состоящая в том, что желаемого в принципе достичь невозможно. Такие люди вообще не рассматривают свою жизнь и свои планы как возможные для реализации, хотя такое мнение чаще всего является надуманным.

4. «Всегда». Сценарий «всегда» состоит в том, что человек постоянно повторяет одни и те же ошибки. Например, девушка постоянно находит себе алкоголиков, а мужчину постоянно увольняют с работы. При этом такие пациенты уверены, что причина не в их поведение, а в судьбе или злом роке.

5. «Почти» – это сценарий, состоящий в том, что человек ничего не доводит до конца, хотя цель была столь близкой. Однако, даже если человек достигает цели, он все равно остается недовольным, как будто он достиг, но не того, что хотел.

6. «С отрытым концом». Сценарий предполагает, что индивид попадает в тупик, как только реализует свое жизненное предписание и не понимает, что делать дальше. Например, девушка мечтала выйти замуж и вот, наконец, вышла, а что делать дальше не знает.

Конкретный жизненный сценарий конкретного клиента выводится из всех вышеописанных факторов. Например, маленькая девочка, из семьи которой ушел отец, может сформировать такое убеждение: «Мужчины всегда покидают меня». Впоследствии она будет неосознанно выстраивать жизнь так, чтобы это убеждение подтверждалось. Ситуации, в которых она находит мужчину, привязывается к нему, а затем теряет, могут повторяться снова и снова. Ее сценарий будет подталкивать ее к тому, чтобы выбирать определенных людей, вести себя с ними определенным образом и иметь один и тот же результат, подтверждающий ее раннее решение.

Задача транзактного анализа состоит в том, чтобы проанализировать содержание и проявления сценария и помочь клиенту увидеть те фрагменты истории о себе, других людях и мире, которые он снова и снова воссоздает в своей жизни. Благодаря этому важному осознанию клиент получает возможность пересмотреть свой жизненный план и лежащие в его основе убеждения.


Техники транзактного анализа

Технически транзактный анализ является по сути развитием психоанализа, а, в особенности, индивидуальной психологии Альфреда Адлера, только уже с упором на теорию Берна. Как сформулировал сам Эрик Берн, транзактный анализ – это дешевый вариант психоанализа или «психоанализ для домохозяек». Так что в основу заложены все те же процедуры какие есть в психоанализе, типа свободных ассоциаций, конфронтации и интерпретации.

Говоря же конкретно о транзактном анализе, то здесь анализ идет по основным областям, которые мы сегодня обсуждали: анализ Эго-состояния, из которого общается пациент; анализ транзакций и поглаживаний; анализ игр; анализ жизненного сценария.

Транзактный анализ практикуется как в группе, так и индивидуально, но обычно терапевты рекомендуют сочетать оба способа. Очень часто транзактный анализ сочетают с гештальт-терапией и психодрамой, так как эти методы хорошо отражают социальные взаимодействия.

С самых первых сеансов клиент заключает с терапевтом «контракт на изменение», в котором определяются цели пациента и пути их достижения. Контракт может быть скорректирован в ходе курса терапии.

Сначала клиент открывает для себя структуру своей личности. Соответственно для этого используется техника разъяснения, когда терапевт поясняет основные принципы и понятия транзактного анализа. Затем клиент начинает по внешним признакам распознавать в каких Эго-состояниях он чаще всего пребывает: Ребенка, Взрослого или Родителя, и как это сказывается на его поведении и общении.

Затем терапевт побуждает клиента к раскрытию новых возможностей чувствовать, думать, действовать в зависимости от того, что он сам ощущает, а не от того, как на это смотрят другие. Транзактный аналитик помогает клиенту измениться и вновь обрести в себе Естественного ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах.

Среди специфических техник можно выделить следующие.

1. Терапевтический контракт. Определенный, конкретный контракт, который подчеркивает согласованные обязанности консультантов и клиентов. Контракт позволяет каждому из них знать, при каких условиях цели консультирования можно считать достигнутыми.

2. Дознание включает в себя обращение ко взрослому Эго-состоянию клиента до тех пор, пока консультант не получит «взрослый» ответ.

3. Уточнение – это идентификация Эго-состояния, которое инициировало транзакцию. Причем такая идентификация может производится не только в диалоге, но и с помощью опросников.

4. Конфронтация. Консультант указывает клиенту на непоследовательность в его поведении или речи, что также в дальнейшем позволяет выявить Эго-состояние клиента или ту игру, которую он ведет.

5. Моделирование ситуаций. Для этой задачи часто применяются техники пустого стула и психодрамы, однако, в отличии от оригинальных направлений, они также чаще направлены на то, чтобы прояснить Эго-состояние клиента и ту игру, которую он ведет.

6. Опросники для анализа жизненного сценария. Здесь техники похожи на те, что применяются в индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Терапевт может спросить: «Какое событие из детства вам запомнилось больше всего?», «Как к вам относились родители?» и «Сколько вы планируете жить?».

7. Встреча со чувствами. В транзактном анализе клиента учат отказываться от игр и напрямую выражать свои чувства через прямые транзакции, а также не игнорировать ситуации, а решать их, для чего опять же подключают состояния Взрослого и иногда Ребенка.

8. Взращивание Эго-состояний. Когда терапевт проанализировал распределение Эго-состояний у клиента, он помогает ему взрастить дифицитарные Эго-состояния, путем подключения их при моделировании тех или иных ситуаций.

В последующем добавились техники принятия нового решения и репарентинга. В целом же процесс транзактного анализа состоит в моделировании тех или иных жизненных ситуаций в кабинете у психолога и осознании Эго-состояний, сценариев и игр, которые в этой ситуации проявляются, после чего терапевт помогает клиенту скорректировать свое поведение.


Эффективность

Теория транзактного анализа достаточно интересна, но при этом и крайне сомнительна. В ней присутствует нагромождение терминов и концепций, которые хотя и полезны, но являются лишь теоретическими и проблематичны для применения в терапии.

При этом весь транзактный анализ направлен именно на социальное взаимодействие, и вряд ли он будет эффективен при работе с расстройствами типа фобий и панических атак. В практике транзактный анализ часто ограничивается осознанием и лишь когнитивной работой из-за чего и приходится подключать техники гештальт-терапии и психодрамы.

Реальных же исследований эффективности данного метода достаточно мало, а, как пишут Миллер и Капуци, транзактный анализ не имеет значимой исследовательской поддержки1. Все же транзактный анализ показал эффективность в повышении самооценки2. Единственный метаанализ был проведен совсем недавно, но все же показал эффективность транзактного анализа во многих условиях3. При этом транзактный анализ получил свое развитие в ряде техник, таких как терапия нового решения и репарентинг, которые затем стали частью когнитивной терапии.

ВСТРЕЧА С ВНУТРЕННИМ РЕБЕНКОМ И ТЕХНИКА РЕПАРЕНТИНГА

В этой главе мы поговорим об одной из самых спорных техник в транзактном анализе – о методе репарентинга или переродительствования.

Свое начало данное направление берет в трудах Джеки Ли Шифф, когда в 1965 году она представила результаты своей работы с молодым человеком, страдающим гебефренной формой шизофрении. Применяемый ею метод был назван «Репарентинг», а излеченный ею молодой человек принял фамилию своей «новой матери» и вместе с ней продолжил развивать теорию пассивности.

Сейчас мы и коснемся основных теоретических аспектов данного направления, а уже потом узнаем, как же семья Шифов лечила шизофрению и лечила ли вообще. В целом же в концепции Шифов выделено несколько основных, принятых в транзактном анализе, теорий: теория происхождения шизофрении; теория симбиоза и теория пассивности.


Теория шизофрении

Шиффы рассматривали природу психопатологии в двух аспектах: первый – это проблемы, связанные с дефицитами развития; второй – проблемы, связанные с наличием «дефектного» или патологического Эго-состояния Родителя.

Второй тип и обуславливает появление шизофрении. По мнению Джеки Шифф шизофрения является результатом выученного в детстве поведения, когда ребенок систематически подвергается предписаниям из четвертой жизненной позиции «Я – не Ок, другие – не Ок, Мир – не Ок».

Суть сводится к тому, что родители внушают ребенку беспомощность и никчемность, а также опасность и бессмысленность этого мира, что, конечно, не всегда выражается в словах, а может происходить еще на ранних этапах жизни, например в момент рождения, когда ребенка отлучают от матери и никто о нем не заботится, он ощущает себя плохо и боится всего вокруг, то есть у него уже формируется позиция, что «ни я, ни другие, не мир – не ок».

Именно поэтому практика Шиффов подразумевала перевоспитание больных шизофрений, начиная с момента рождения. И, конечно, данное понимание шизофрении крайне примитивное и не учитывает множества факторов, но пока мы пойдем дальше.


Симбиотические отношения

Второй важной концепцией Шиффов стала концепция симбиоза, которая связана с дефицитом в детском развитии.

Симбиоз возникает тогда, когда два и более человека ведут себя так, как будто между ними образуется одна целостная личность, состоящая из трех Эго-состояний. Эта взаимосвязь структурно характеризуется тем, что ни один индивид не развивает полный комплект Эго-состояний. Так, один человек может иметь Эго-состояние Родителя и Взрослого, а второй – состояние Ребенка, и таким образом, дополняя друг друга, они образуют одну личность (рисунок).



Например, в детстве это может быть мать, которая берет на себя Эго-состояния Родителя и Взрослого, в то время как ребенку только и остается, что состояние Ребенка. Проще говоря, это состояние гиперопеки, когда мать не позволяет ребенку вести себя самостоятельно и не позволяет ему взращивать собственные структуры Взрослого и Родителя. Повзрослев, данный ребенок будет пытаться образовывать схожие пары и в обычной жизни.

Сами Шифы приводят в пример гендерное разделение ролей. Мужчине говорят, чтобы он держался подальше от кухни, а женщине – от мастерской. Это приводит к тому, что в отношениях мужчина принимает свои Эго-состояния Родителя и Взрослого, а женщина использует только детское Эго-состояние. У нее есть чувства и желания, а он принимает решения из своего Взрослого и Родителя. Тоже может происходить и не только в таких стереотипных ситуациях. Например, представьте себе преподавателя, проводящего занятия со студентами. Преподаватель пишет на доске упражнение и просит одного из учеников: «Вася, как бы ты решал эту задачу?». Вася не произносит ни слова, а только нервничает и болтает ногой, пока преподаватель не говорит: «Похоже, ты не знаешь как, Вася. Тебе надо больше заниматься…» и пишет решение на доске. Вася успокаивается, перестает болтать ногой и записывает вслед за преподавателем решение задачи.

В данном примере студент и преподаватель вошли в симбиоз, отрицая способность студента самостоятельно решить задачу и приводя к манипуляции преподавателем. Вася игнорирует свои Эго-состояния Взрослого и Родителя. Преподаватель, с готовностью показывая Васе решение задачи, принимает на себя роль Родителя и Взрослого.

Поступая так, преподаватель игнорирует собственное Эго-состояние Ребенка. Если бы он дал своему Ребенку возможность проявиться, он бы осознал, чувство дискомфорта, а интуиция подсказала бы ему: «Меня самого заставили решить задачу, и мне это не нравится!».

С помощью восприятия Ребенка он мог бы творчески подойти к проблеме и помочь Васе самостоятельно решить задачу. Но преподаватель заблокировал чувство дискомфорта своего Ребенка и нашел облегчение в том, что стал играть привычную симбиотическую роль Взрослого и Родителя.

Таким образом нахождение в симбиозе подразумевает пассивное ожидание от другого человека, что детские потребности будут им удовлетворены. И с этим связана уже другая концепция Шиффов – концепция пассивного поведения.


Теория пассивности

Пассивное поведения часто и вынуждает людей входить в симбиоз. Под пассивным поведением Шиффы подразумевали не просто лежание на диване, а любое поведение, которое позволяет человеку не решать актуальные проблемы, и в целом таких видов поведения может быть пять.

1. Безделие. В этом случае вся энергия человека направляется на подавление своих реакций. Например, мать говорит сыну: «Я возмущена тем, как ты поступил». Вместо того чтобы ответить, сын молчит, при этом испытывая дискомфорт. Период молчания может быть очень долгим, в какой-то момент мать возможно почувствует себя неловко и захочет утешить сына.

2. Сверхадаптация. В этом случае человек делает что-то, что, как ему кажется, от него хотят другие. При этом он не соотносит свои действия со своими целями и потребностями, это становится автоматической деятельностью. К примеру, так офисный работник засиживается за отчетами допоздна при том, что у него нет в этом необходимости, но он чувствует, что не может уйти, пока в офисе находится кто-то из коллег. Сюда же относится и гиперопекающее поведение. Гиперопекающий человек может ждать, что окружающие поймут, в чём состоит его потребность, а если они не отреагируют должным образом, то он будет чувствовать себя несчастным, но, опять-таки, озвучивать свои желание не станет.

3. Ажитация или тревожное возбуждение. Данный тип поведения состоит в бессмысленных действиях, направленных на то, чтобы сбросить тревогу и напряжение. Ощущая внутренний дискомфорт, человек может беспорядочно что-то перекладывать с места на место или ходить кругами по комнате. Крайним проявлением данного типа поведения можно считать обсессивно-компульсивное расстройство.

4. Насилие. Если во время ажитации накапливается критическая масса напряжения, то она может выплеснуться в неконтролируемое насилие. При этом человек, находящийся в состоянии аффекта, не осмысливает своё поведение, он не думает в этот момент. Так, завалив экзамен, студент ломает себе руку, ударив о бетонную стену и пытаясь выразить таким образом свою фрустрацию.

5. Беспомощность. Противоположным по форме выражения, но очень близким к насилию является проявление беспомощности. В состоянии беспомощности человек как бы физически не способен что-то сделать или чувствует недомогание и боли в различных частят тела. Например, можно представить такую ситуацию: взрослый сын всю жизнь живёт с матерью и вдруг решает жениться и жить отдельно. Мать вроде бы не препятствует этому, но за день до свадьбы ей становится физически плохо. Свадьбу, естественно, переносят или же отменяют.

Все эти типы пассивного поведения в транзактном анализе являются аналогом защитных механизмов в психоанализе или прерываний в гештальт-терапии, и все они направлены на то, чтобы избежать проблемных ощущений и чувств и реального решения той или иной задачи.


Репарентинг

Вернемся к основной теме к методу репарентинга, который и разработала Джеки Шифф. Идея метода состояла в том, чтобы преодолеть те причины патологии, которые были описаны выше, то есть чтобы с одной стороны устранить больное Эго-состояние Родителя, а с другой стороны обеспечить восстанавливающий опыт и воссоздать здорового Родителя внутри психики человека.

Методом позволяющим добиться данных целей и стал репарентинг. Семьей Шиффов он применялся на больных шизофренией и состоял в том, чтобы заново, но уже здоровым образом, пройти все этапы развития и воспитания пациента, начиная с раннего детства.

Джеки полагала, что шизофрения заучивается в ранних взаимодействиях ребенка с родительскими фигурами и окружением, и что регрессия, так часто наблюдаемая при этой болезни, является здоровой попыткой Эго-состояния Ребенка вернуться к претравматической точке развития.

Шифф также полагала, что в специально созданной поддерживающей среде терапевтического сообщества, функционирующего как семья, все, что когда-то было «выучено», может быть «переучено» вновь.