Педагогика древних цивилизаций
Учебно-методическое пособие
Андрей Хуторской
© Андрей Хуторской, 2023
ISBN 978-5-0060-5564-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Институт образования человека
Центр дистанционного образования «Эйдос»
Научная школа А. В. Хуторского
Серия «Высшее образование»
А. В. ХуторскойПедагогика древних цивилизаций
Учебно-методическое пособиеВведение
История педагогики изучает педагогические идеи в различные исторические эпохи у разных народов и стран. Как правило, историю педагогики связывают с теорией эволюции Дарвина, считая, что образование человека непрерывно развивается, поэтому развиваются педагогика и история педагогики. Однако имеются факты, свидетельствующие об отсутствии такого непрерывного развития. Многие типы образования в древности были не хуже, а по ряду критериев – лучше современных.
В истории педагогики не существует единой эволюционной теории, аналогичной дарвиновской, согласно которой педагогика развивается и меняется в некоторых временных рамках по определенным законам. Педагогические средства, характерные для разных эпох, сохраняются тысячи лет. Поэтому в данной книге мы рассматриваем не столько древнюю педагогику, сколько специфику образования и педагогики в древние времена, которая имеет свою значимость вне времени.
Зачем изучать древнюю педагогику? Изучать педагогику древних цивилизаций нужно не для того, чтобы сдать экзамен в вузе. Возможности дисциплины гораздо богаче – от овладения личными педагогическими компетентностями до осознания смысла своей жизни и влияния на жизни других. Изучение прошлого позволяет лучше и эффективнее решать сегодняшние и будущие профессиональные задачи: своей самореализации, освоения методов обучения и воспитания детей, построения собственной педагогической системы.
Педагогика как учебная дисциплина имеет целью изучить специфику образования человека в древних цивилизациях и применить наиболее эффективные подходы в современной педагогической деятельности. Многие существующие нынче проблемы образования имеют аналоги в прошлом. История педагогики содержит способы и средства решения таких проблем – как эффективные, так и менее успешные. Изучение древнего опыта позволяет найти решения проблем настоящего и будущего.
Главный же результат, к которому позволяет приблизиться история педагогики, – самопознание себя, своего рода, народа, всего человечества в контексте происхождения и продолжения существования. Педагогические основания существования человечества относятся ко всем людям и к каждому человеку персонально.
Данное пособие предназначено студентам университетов, осваивающих профессии, связанные с образованием людей. Пособие пригодится при изучении курсов «Педагогика», «История», «История педагогики», «Этнопедагогика», «Социальная педагогика», «Дидактика».
Обозначим и рассмотрим педагогические основы древних цивилизаций, которые повлияли и продолжают влиять на образование человека и в современном мире.
Отклики на данную книгу, а также вопросы, предложения, присылайте автору в социальных сетях ВКонтакте и Телеграмм.
Андрей Викторович Хуторской,
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека (Москва).
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИКА ШУМЕРОВ
Ученик директору своей школы: «Я был как щенок, пока вы не открыли мои глаза. Вы меня очеловечили».
Запись шумерской клинописью.
«Дома табличек» Междуречья
В 3200 г. до н. э. в межд уречье Тигра и Евфрата возникло государство Шумер, затем Вавилон, Ассирия, которые имели свои системы образования. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная клиновидная письменность, система музыкальной записи, получили развитие различные искусства. В клинописи древние шумеры использовали больше 1000 знаков. Почти в каждом городе древней Месопотамии были школы. Считается, что именно здесь появилась самая древняя школа человечества.
Причина появления школ – отклик на увеличение потребности в грамотных людях – писцах. Здесь, как и в Древнем Египте, писцы стояли довольно высоко на социальной лестнице. Первые школы для их подготовки в Междуречье назывались домами табличек (шумер. e-dub-ba – эдубба). Название им дали таблички из влажной глины, на которых нужно было один за другим с определенным нажимом выдавливать знаки. Делалось это калямом – тростниковой палочкой. Калям требовалось затачивать, для чего у писца был острый камень. Калям должен выдавливать знаки один за другим на влажной глине с нужным нажимом. Затем табличку обжигали, чтобы сохранить написанное. В начале I тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.
Первые «дома табличек» возникли в жилищах самих писцов. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». В развалинах дворцов, храмов и иных зданий ученые обнаружили десятки тысяч глиняных табличек. На них были написаны, например, законы вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), законы Ассирии второй половины II тысячелетия до н. э. Обнаружено множество учебных табличек с перечнями богов, списками животных и растений.
Большинство школ были небольшими, с одним учителем. Он управлял школой и изготавливал новые таблички-модели, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек» имелись отдельные учителя письма, счета, рисования, мог быть управитель, который следил за порядком и дисциплиной. Обучение в школах было платным.
В шумерских школах обучались только мальчики
Возможно, в I тысячелетии до н. э. появились эдуббы для девушек из знатных семей, где их обучали письму, религии, истории, математике. Девочек могли обучать также их отцы-писцы.
Школьное здание представляло собой большое помещение, разделенное на две части. В одной половине находились скамейки для учеников. Столов и парт не было, ученики сидели, держа глиняную табличку в одной руке, а тростниковую палочку – в другой. В другой части помещения, за перегородкой, находились учителя и человек, который изготавливал новые глиняные таблички. При школе был двор для прогулок и отдыха. Судя по величине двора и помещений школы, там занимались до 20—30 учеников. Структура обучения не предполагала деления на классы, старшие и младшие учились вместе.
Клинопись требует яркого косого освещения, это значит, что занятия проводились в светлых комнатах, на крыше или во дворе. В городе Мари на Евфрате археологи обнаружили две комнаты, которые по своему расположению и особенностям явно представляют собой школьные классы. В них сохранились ряды скамеек из обожженного кирпича, рассчитанные на одного, двух или четырех учеников.
Учеба в школах организовывалась по принципу многосемейной общины.
Возглавлял эдуббу «отец», других учителей именовали братьями отца. Учителя имели специализацию, среди них были учитель математики (писец счета), учитель-землемер (писец поля) и учитель языка (учитель шумерского). Ученики делились на старших и младших «детей» эдуббы, их называли коллегами (шумер. ги-ме-а) или братьями (шумер. тес). Выпускника школы называли сыном школы прошлых дней.
Родители сами решали, в каком возрасте отдавать детей в школу. Он колебался от 5 до 7 лет, начальное образование длилось не менее 4 лет.
Методика обучения шумеров
Обучение шло по двум основным программам. Первая тяготела к науке и технике, вторая была литературной. В первой программе использовались тексты со списками названий деревьев, тростников, животных, насекомых, птиц, камней и минералов, стран, городов и селений. Литературная программа включала таблички со стихами, в которых было до 1000 строк: мифы и эпические сказания, песни, прославляющие шумерских богов, героев, царей. Шумерские педагоги создавали также всевозможные математические таблицы и составляли сборники задач – средства для обучения.
В ходе переписывания текстов с табличек-моделей в свои таблички-упражнения ученик заучивал и запоминал их. Главным методом обучения в месопотамских школах было повторение в сочетании с исправлением сделанных ошибок. Учитель писал предложение наверху таблички или на ее левой стороне. Ученик должен был скопировать эту надпись несколько раз ниже или справа. После этого сырые таблички-упражнения корректировал учитель. Дома ученик должен был изучить поправки, чтобы на следующий день воспроизвести надпись без ошибок. Потом следовал новый урок. Иногда применялись упражнения типа диктантов. До нас дошли не только письменные работы с поправками учителя, но и работа, которую расстроенный учитель перечеркнул крестом.
Умение писать клинописные тексты приходило лишь через много лет.
Грамотность давалась нелегко и требовала тысячи часов обучения распознанию и воспроизведению по памяти сотен используемых знаков и их комбинаций.
Методика обучения заключалась в основном в многократном повторении, механическом запоминании столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений. Использовался и метод диалога-спора не только с учителем или учеником, но и с воображаемым предметом. Ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали.
Как происходило обучение в шумерской школе? С утра, придя в школу, ученики разбирали табличку, которую написали накануне. Затем «старший брат», то есть помощник учителя, подготавливал новую табличку, которую ученики начинали разбирать и переписывать. «Старший брат», а также «отец школы» следили за работой учеников, проверяли, правильно ли они переписывают текст, сопровождали объяснениями переписываемые учениками списки слов, таблицы, литературные тексты. Успехи шумерских учеников зависели от их памяти.
Учебный процесс в эдуббах
На одном из клинописных документов, относящемуся к II тысячелетию до н. э., описан учебный день школьника, обучавшегося в эдуббе. «Школьник, куда ты ходишь с первых дней?» – спрашивает учитель. «Я хожу в школу», – отвечает ученик. «Что ты делаешь в школе?» – «Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой, вхожу и вижу моего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: „Скорее дай мне мой завтрак, я иду в школу“. В школе надзиратель спрашивает: „Почему ты опаздываешь?“ Испуганный и с бьющимся сердцем я вхожу к учителю и кланяюсь ему почтительно».
Для овладения грамотой ученик запоминал множество клинописных знаков.
Далее он заучивал поучительные истории, сказки, легенды, делал расчеты для строительства сооружений, изучал составление торговых и правовых документов. В школах изучались два языка: аккадский и шумерский, основным являлся шумерский язык.
Выпускник эдуббы должен был владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, умением выносить основанные на законах решения, разбираться в ритуале жертвоприношений. Он должен был также уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать профессиональный язык жрецов, ремесленников, пастухов.
Изначально задачей школьного обучения была подготовка необходимых для хозяйственной жизни страны писцов. Постепенно вокруг крупных школ возникли книгохранилища: Ниппурская библиотека во II тысячелетии до н. э., Ниневийская библиотека в I тысячелетии до н. э.
Слово «человечность» в шумерских текстах
Образование в Месопотамии стремилось к выработке у учеников того, что переводится на русский язык как «человечность». Это слово впервые встречается именно в шумерских текстах, там, где объясняются цели образования. Ученик говорит директору своей школы: «Я был как щенок, пока вы не открыли мои глаза. Вы меня очеловечили». Или расстроенный писец пишет своему сыну: «Мое сердце разрывается от того, что ты совсем не думаешь о человечности».
Эдубба, если она была надлежащим образом организована, представляла собой не только школу, но и университет, и даже академию, поскольку здесь систематизировались знания, фактически создавалась наука. Наиболее образованные люди той эпохи были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней, золотым сечением, числами Фибоначчи.
До сих пор остается загадкой, как древние цивилизации достигали высокого уровня развития. Одна из гипотез предполагает, что знания им привносились извне «посланниками неба» – учителями, духовными наставниками. Древние народы часто обожествляли своих учителей, сохраняя память о них в легендах. Шумеры именовали такого учителя Оанн (У-Ан), по преданиям, он пришел к жителям Месопотамии для того, чтобы принести им письмо, закон, науки и цивилизацию. Он обучил людей грамоте, показал, как собирать плоды и зерно, установил законы и научил всему, что касается культуры. У древних египтян образ великого учителя воплотился в Осириса, который, по легенде, обучил народы земледелию, садоводству, виноделию. Персы называли своего учителя Ахура Мазда, кельты – Дагда, инки и полинезийцы – Кон-Тики, древние китайцы – Хуан-Ди.
Практикум
– Найдите изображения шумерских табличек с клинописью. Какие принципы использовались для этого способа записи текстов?
– Изготовьте модель таблички для клинописи. Вместо глины можете использовать пластилин, вместо тростниковой палочки – зубочистку. Изобразите с помощью собственных, подобных шумерским, значков некоторую текстовую информацию так, чтобы ее можно было понять. Предложите прочитать ваши записи. Напишите вопросы, которые у вас возникли.
– Разработайте современное учебное занятие по шумерской методике. Напишите его тему, возраст учеников, цели, необходимые средства, этапы урока.
Литература и видео
Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуман. изд. центр «Владос», 2000. – 432 с.
Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. – 368 с. https://vk.com/doc35528094_478007114?hash=cba99dfa2d33cc17cb&dl=910654b35961253752
Кремер С. Н. История начинается в Шумере. – 2-е изд. – М.: Наука, 1991. – 235 с.
Лимарев В. Н. Беспокойная молодость человеческой цивилизации. – СПб.: Медиапапир, 2020. – 332 с. http://evolution-of-life.limarevvn.ru/++=.htm
Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. – 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. – М.: Наука, 1990. – 319 с.
Шумер – страна стражей. Док. фильм [Видеозапись] / Реж. А. Крупкин. – Россия, MAKTO, 2013. – 26 мин. https://youtu.be/78iK4NxEEss
Шумеры: история первой цивилизации за 20 минут. Док. фильм [Видеозапись] / Реж. А. Карташов. – Россия, 2020. – 20 мин. https://youtu.be/UydIPVDlZIY
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Принципы мироздания (Гермес)
Однажды, когда я в тихом безмолвии размышлял над смыслом существования, явилось огромное существо, назвавшее мое имя и спросившее меня: «Что ты хочешь услышать и увидеть; что ты хочешь узнать и постигнуть?»
– Кто ты? – спросил я.
– Я Поймандр, – ответил он… – Мне ведомо, чего ты хочешь, и я повсюду с тобой.
– Я желаю узнать о сущем, понять его природу и познать бога, – сказал я.
Поймандр ответил тем, что посоветовал ученику держать все, что он хочет узнать, на переднем плане своего ума. Сразу же после этого Поймандр исчез, и перед учеником открылась гигантская визионерская перспектива. «Я видел бесконечное видение, в котором все стало светом – чистым и радостным, – и, видя все это, я полюбил его».
(Гермес Меркуриус Трисмегист. Божественный Пимандер)
Гермес Меркурий Трисмегист – воплощение языческого божества, объединяющего греческого бога Гермеса и египетского бога Тота. Упоминается во многих религиозных, оккультных, теософских, исламских, греческих, египетских источниках и мифах. Считается посланцем и вестником богов, принесшим мудрость и понимание мира. Языческийфилософ Ямвлих (245—325 гг. н.э.) верил, что Гермес написал 20 000 книг.
Климент Александрийский (150—215 гг. н.э.) утверждал, что Гермес написал 42 священные книги, содержащие все мировые знания. Эти книги исчезли во время пожара в Александрии. Среди сохранившихся – «Божественный Пимандр» и «Великая Изумрудная Скрижаль».
В «Изумрудной скрижали» сформулировано 7 принципов мироздания1.
– Принцип ментализма. Всё есть Мысль. Вселенная представляет собой мысленный образ.
– Принцип соответствия (аналогии). Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху. Как внутри, так и снаружи, как снаружи, так и внутри.
– Принцип вибраций. Ничто не покоится – всё движется, вибрирует.
– Принцип полярности. Всё двойственно, всё имеет полюса. Всё имеет свой антипод. Противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Все истины не что иное, как полуистины. Все парадоксы можно примерить. Крайности соприкасаются.
– Принцип ритма. Всё состоит из приливов и отливов; всё поднимается и опускается; всё втекает и вытекает. Колебания маятника присутствуют во всём. Отклонение влево равно отклонению вправо; ритм есть компенсация.
– Принцип кармы. Каждый принцип имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом. Случай есть не что иное, как имя Закона, который не распознан.
– Принцип пола. Жизненная сила заложена во всём. Она имеет женское (инь) и мужское (янь) начало. Жизненная сила проявляется на всех уровнях.
Считалось, что каждый принцип заключает в себе вселенский закон, применимый ко всем сферам человеческой жизни. Знание этих законов входило в систему образования посвященных. Тот, кто их знает, обладает магическим ключом, который распахивается все двери мира.
Школа Древнего Египта
Древний Египет просуществовал дольше всех прочих цивилизаций. Первые поселения в долине реки Нил появились примерно в 3500 году до н. э. Расцвет империи отмечен в период с 3000 до 1000 года до н. э., к 2600-м годам до н. э. возведены пирамиды Гизы. В 1332—1323 годах до н. э. правил фараон Тутанхамон, его тещей была Нефертити. В 332 году до н. э. Александр Македонский освободил Египет от сирийцев и был провозглашен фараоном. Последним фараоном до своей гибели в 31 году н. э. была Клеопатра. После этого Египет завоевала Римская империя, и он стал ее провинцией.
Египтяне уделяли много внимания детям, поскольку, по их верованиям, именно они могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Египтяне верили, что боги, взвешивая душу умершего, на одну чашу весов кладут маат – кодекс поведения, а на другую – жизнь умершего, если весы уравновешивались, то он мог начать новую жизнь в загробном царстве. Для подготовки к загробной жизни составлялись поучения детям: «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец».
Уже в III тысячелетии до н. э. в Египте появились семейные школы. Отец – чиновник или жрец – обучал сына, чтобы тот впоследствии сменил его на должности. Постепенно в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников. Мальчиков учили тому, что могло пригодиться им во время работы, которую выбрали для них отцы, которые были людьми сугубо практичными и не хотели, чтобы их дети получали нечто похожее на общее образование. Египтянин всегда любил свой дом больше, чем свою страну.
Основная цель обучения – передача профессии по наследству от отца детям.
Авторитет отца, наставника был безоговорочным. Автор «Поучения гераклеопольского царя», созданного в XIII веке до н. э., писал: «Следуй отцам твоим, предкам твоим».
Археологи не обнаружили в Египте ни одного школьного здания, но известны фрески и скульптурные изображения учащихся за столами. Вероятно, обучение проходило в храмах, государственных или военных училищах, в домах писцов, которых вельможи нанимали частными учителями для своих отпрысков.
Детей царя учили во дворце, а их одноклассников и товарищей по играм выбирали из потомков высокопоставленных людей. Дети высшей знати учились вместе с отпрысками царской фамилии в царских школах. Их учили писать и читать, копировать выбранные учителями тексты и понимать их смысл. Те, кто хотел, чтобы их дети получили хорошее образование, посылали их в школы, которые действовали при храмах и во главе которых стояли жрецы.
Цари и высокопоставленные чиновники должны были брать к себе на работу образованных молодых людей, которые вели их счета и управляли их владениями. От них требовалось знание арифметики, землеустроения и других наук, благодаря которым они могли выполнять свои обязанности. Такие люди должны были быть опытными писцами и хорошо знать земледельческую практику, а также рыночные цены на сельскохозяйственные продукты.
Запись на папирусе: «Вот отдаю я тебя в школу вместе с сыновьями знатных, чтобы тебя подготовили к прекрасной должности писца». И еще: «Смотри, нет должности, где бы ни было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник». Умения писца оплачивались очень высоко, они открывали ему путь к выгодной должности на государственной службе.
До 4—7 лет детей дома учила мать, затем и девочки, и мальчики посещали общую школу, в 7—16 лет наступал этап обучения по специальности: ремесленники и художники перенимали опыт мастеров, писцы избирали профессию врача, юриста, жреца или чиновника. Обучение сыновей богатых и благородных египтян длилось от 10 до 12 лет. Обучение детей простых людей заканчивалось в 10 лет и имело сугубо практическое направление – овладеть родительским ремеслом. Большая часть трудоспособного населения, включая крестьян и мелких ремесленников, скорее всего, проходила подготовку в домашних условиях, а не в школе.
Многие мальчики оставались при государственных учреждениях и готовились стать писцами и чиновниками. Последний должен был знать, например, сколько материала необходимо для строительства тех или иных сооружений, сколько людей выделить для перевозки материала, сколько провианта необходимо отправляющемуся в поход войску, как поставить на пьедестал большую статую.
После окончания школы была альтернатива – профессия военного.
В эпоху Нового царства в Египте сложилась профессиональная регулярная армия. Юноша окончивший школу, мог пойти служить в армию фараона, там он продолжал обучение: изучал историю, военное дело, владение оружием. Срок обучения – до 16—18 лет, срок службы в армии – около 20 лет. У любого рядового война был шанс дослужиться до высоких чинов и званий, стать выдающимся и богатым человеком.
Мальчики, решившие стать жрецами, оставались при храмах, изучали религиозные тексты и обряды. Посвящение в сан жреца было главным таинством. Того, кто выдерживал экзамен, освобождали от мирской одежды, купали, ему брили наголо все тело, его умащивали благовониями и одевали в белое жреческое одеяние. Обучение жрецов продолжалось всю жизнь, они были самыми образованными людьми в Древнем Египте.
В дальнейшем жрец мог обучится медицине и стать врачом или магом (эти профессии были тождественными друг другу). Для этого изучали химию, зельеварение, магию, анатомию и прочие науки. Обучение врачей проходило в храмах Птаха и Исиды. Школы врачевателей появились в V веке до н. э. В медицинской школе в Александрии обучались желающие и из других стран.
При храмах существовали так называемые Дома жизни, где наиболее одаренные ученики, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам. Здесь были библиотеки с религиозными и научными книгами, залы для чтения, рабочие места переписчиков, тут же обсуждались важные государственные вопросы.
Как выглядели древнеегипетские школьники
Первые одежды в жизни ребенка были большим событием. Мальчику перед школой надевали пояс и набедренную повязку. Повзрослевшие девочки носили платьица. Древние египтяне отличались чистоплотностью: мылись несколько раз в день, натирались благовониями и носили одежду из тонких тканей. Наиболее популярным материалом был белый лен.
Девочки ходили с распущенными волосами или заплетали их в косички. У мальчиков были особенные прически. Голову выбривали, но с одной стороны оставляли длинный локон и заплетали его в косу. Эта прическа называлась «локон юности», ее носили все мальчики до обряда инициации, то есть взросления. В чем состоял этот обряд точно не известно. Это происходило примерно в возрасте 12—14 лет. Детство заканчивалось, и мальчик превращался в мужчину. Теперь он мог жениться и начинать свою карьеру.